Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях расслоения населения по уровням обеспеченности и образованности, разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений. Достойно ответить на эти вызовы может только педагог с позицией воспитателя.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой возможно присвоение ( а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды деятельности: учебную и внеурочную. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте, где ВД уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

В соответствии с ФГОС начального образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В требованиях к структуре основной образовательной программы определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

-духовно-нравственное

-социальное

-общеинтеллектуальное

-общекультурное

-спортивно-оздоровительное

Для реализации этих направлений доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности, общественно-полезная деятельность реализуется через социальное творчество и трудовую деятельность.

ВД организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.

При организации ВД необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект - это последствия результата.

Воспитательный результат ВД - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка. Воспитательный эффект ВД - влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Воспитательные результаты ВД распределяются по трём уровням.

1-приобретение школьником социальных знаний, особое значение здесь играет взаимодействие ученика со своим учителем. Результат - школьник знает и понимает общественную жизнь.

2-получение школьником опыта переживаний и позитивного отношения к ценностям общества (человек, семья, природа, труд, культура и т.д.). Важное значение - взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.

Результат - школьник ценит общественную жизнь.

3-получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Важное значение - взаимодействие школьника с социальными объектами за пределами школы.

Результат - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Исходя из форм, задач и содержания ВД может осуществляться через:

-учебный план

-дополнительные образовательные программы самого ОУ

-образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта

-организацию деятельности групп продлённого дня

-классное руководство

-деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога).

Таким образом важно иметь в виду, что ВД - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Школа после уроков должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить ВД в полноценное пространство воспитания и образования.



© 2010-2022