Урок русского языка в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта к уроку

русского языка в 3 классе по теме:




«Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне»

(по системе Занкова Л.В.)






Разработала: Грибанова Н.Ю.

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №2 п. Карымское»






Тема урока: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».

Цели урока: создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами, их обобщение и систематизация самими учащимися.

Задачи урока:

- в ходе совместной деятельности вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова;

- упражнять учащихся в применении ими правила в конкретной ситуации;

- развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- формировать коммуникативные навыки (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе).

Оборудование:

учебник «Русский язык». 3 класс, ч. 1 (автор А.В. Полякова), разноцветные карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.




Структурные

элементы урока

(этапы урока)

Содержание урока

УУД

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Орг. момент

-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы её понимаете?

- Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

Подготовка к работе

- коммуникативные УУД

Установление готовности учащихся к учебному занятию.

Настраивание ребенка на организацию своей деятельности.

2.Актуализация знаний.

- Запишите число, классная работа.

(Слайд 3).

(На слайде записано предложение: В городке стоит грустная зима).

- Прочитайте запись. Что можете сказать?

-Какие задания можете предложить к этому предложению?

- Молодцы! Видите сколько знаний вы достали из своих сундучков.

2) -А сейчас догадайтесь, какую букву будем писать на чистописании. Это «хитрая» гласная и обозначает 2 звука. Какая это гласная и в каком слове предложения она находится?

Почему она обозначает 2 звука?

- Запишите данную строчную букву в соединении с любыми другими буквами так, чтобы получилось верхнее соединение и нижнее.

(Самопроверка по критериям)

- Поднимите руки, у кого работа соответствует всем критериям.

3. Вернёмся к предложению. Запишите предложение в тетрадь, поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы и выделите корень.

Проверка.

- Что интересное подметили?

(Какие орфограммы встретились в словах?

В какой части слова находятся эти орфограммы?

Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы в корне слова? (Какие правила нужно знать?)

Это предложение. По цели высказывания повествовательное, по интонации - невосклицательное, распространённое.

Разобрать предложение по членам, определить части речи, поставить в словах ударение, разделить слова на слоги.

Принятие цели учебной деятельности путем её осознания.

Задачи:

  1. Актуализировать опорные знания.

  2. Спланировать предстоящую деятельность

-личностные УУД

(формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников).


Написание безударных гласных в корне слова, написание сомнительных согласных, написание непроизносимых согласных в корне слова.

Мотивировать к учебной деятельности на уроке через содержание доброжелательной атмосферы в классе.

Создание проблемной ситуации, поиски делового режима.

Средства:

  1. Побуждающие вопросы.

  2. Определение темы урока детьми.

  3. Выделение главной идеи урока.

Совместное целеполагание.

3. Постановка проблемы

-Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

- Молодцы! Что мы по этой проблеме уже знаем?

- А что мы можем ещё исследовать по этой проблеме?

(Есть ли между этими орфограммами взаимосвязь?

Как проверить безударные гласные в корне слова?

Как проверить парную согласную в корне слова?

Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?)

- Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трёх случаев?

- Попробуем сформулировать цель урока.

- Молодцы! Сегодня мы повторим написание слов с непроизносимыми согласными, парными согласными, безударными гласными в корне слова и попытаемся сформулировать общее правило для всех трёх случаев.

О безударных гласных, о непроизносимых согласных, об однокоренных словах, о парных согласных.

Мы умеем проверять парные согласные, безударные гласные, непроизносимые согласные.


Нельзя, потому что это разные правила.

А я думаю, что можно, потому что эти правила связаны с корнем слова.

Во всех словах подбираем однокоренные слова, значит можно.

Создать правило для однокоренных слов.

Правило для безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных.

Для проверки букв в корне слова.

Создание условий для рационально организованных действий ученика по усвоению новых знаний.

Задача: обеспечение эффективного восприятия

Активные действия ученика по усвоению новых знаний.

-познавательные УУД,

-регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для проверки гипотез)

4. Поиск решения.


Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений. 1)Самостоятельная работа с самопроверкой.

2)Работа в группах

- На слайде записаны слова. Прочитайте.: рыбка, солнце, звёздный, лесник, сказка, тянули, зуб, вестник, грибник.

- Подумайте, как можно их разбить на 3 группы по существенным признакам.

Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень.

(Проверка)

- На какие группы распределили слова?

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа по образцу.

- Почему именно так распределили слова на группы?

- А ещё как-то разделили?

- Молодцы! Вы нашли разные классификации. Подумайте и скажите: какой вариант более существенный на сегодняшнем уроке?

- Умница! Вспомним цель урока.

- Кто согласен с такой точкой зрения? И я тоже так считаю.

- Вернёмся к словам 1 столбика. Что их объединяет?

- Устно проверим и подберём проверочные слова.

- Какое слово м.б. лишним?

Что объединяет слова 2 столбика?

- Устно проверим и подберём проверочные слова.

- Какое слово м. б. лишним?

-Что объединяет слова 3 столбика?

- Устно проверим и подберём проверочные слова.

-Какое слово м.б. лишним?

- Какое правило помогло проверить слова 1 столбика?

(Слайд)

- Какое правило помогло проверить сова 2 столбика?

(Слайд)

_ Какое правило помогло проверить слова 3 столбика?

(Слайд)

- Сравните 3 варианта. Что интересного заметили?

- Вспомним цель нашего исследования.

- Кто попробует сформулировать общее правило для трёх случаев?

- Молодцы! Вы самостоятельно смогли сформулировать общее правило для трёх случаев проверки орфограммы в корне слова.

(Слайд)



Я думаю, что вариант, в котором мы делим по орфограммам, потому что мы должны придумать общее правило для всех слов.

Изобрести общее правило для написания слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне слова. Поэтому деление слов по орфограммам более существенно.

Парная согласная в корне слова

Зуб, оно м.рода, а остальные слова ж. рода.

Я думаю, что звёздный, потому что это прилагательное, а все остальные имена существительные.

Тянули, т.к. это глагол, а все остальные имена сущ.


В каждом правиле нужно подобрать проверочное однокоренное слово.

Все орфограммы проверяются одним способом, с помощью однокоренных слов.

Создать общее правило для трёх случаев.

Нужно придумать однокоренные слова.

Чтобы проверить орфограмму, нужно придумать однокоренные проверочные слова.

Усвоение учебного материала и выявление собственных трудностей. Самооценка успешности в достижении цели.

-регулятивные УУД (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять самоконтроль);

- коммуникативные УУД (умение работать в группах, умение участвовать в коллективном обсуждении)

Установление уровня осознанности учениками нового учебного материала

Физкультминутка

Приложение

5. Первичное закрепление с проверкой по эталону

1) - Выполним упр. 249, стр. 125.

- На какие 4 группы можно распределить слова?

- 1 вариант выписывает слова с безударными гласными, 2 вариант - с непроизносимыми согласными, 3 вариант - со звонкими парными согласными, 4 вариант - с глухими парными согласными.

(Проверка по образцу)

(Слайд)

2) - А сейчас поработаем в группах. Разобьёмся на группы. У вас на партах лежат карточки: у кого на карточках дед мороз - I группа, у кого снегурочка - II группа, у кого снеговик - III группа.

- Прочитайте внимательно задание и выполните его.

- Если готовы, я жду от вас сигнала.

Итоги: Как поработала 1 группа? И т.д.


- коммуникативные УУД (умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации).

-познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия).

Применение новых знаний и умений всходной, частично измененной ситуации.

Задачи: формировать учебно-познавательную, информационную компетенцию. Создать условия для осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля

6. Включение в систему знаний.

Закрепление.

1. - Выполним тест.

(Проверка по образцу).

2. Дифференцированная самостоятельная работа по карточкам.

-познавательные УУД,

- коммуникативные УУД,

-регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос)

Проверить своё умение применять новое учебное содержание

7. Рефлексия деятельности.

Давайте подведём итог урока:

- Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»?

- Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое?

- Какие трудности возникли?

- Оцените свою работу на уроке.

- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. На доске вы видите снеговика. Если на уроке вам было все понятно и ясно, прикрепляете снежинки в самый центр снеговика, (красный), если не до конца все понятно, - значит на голубой фон, если вам надо еще поработать над темой, значит, на белый. Возьмите снежинки - и 1-й ряд к доске и т. д.

Спасибо всем за работу на уроке!

Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык

Побуждать учащихся к совершенствованию знаний.

Мотивирования на получение более высоких результатов. Зафиксировать затруднения, если они остались.

Осуществление самоанализа хода и результатов деятельности. Самооценка успешности в достижении цели. Определение собственной мотивации.

-регулятивные УУД

- коммуникативные УУД,



Анализ урока с точки зрения формирования УУД.


В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах. Так личностные УУД формируются во время самоопределения к деятельности и при постановке учебной задачи (самоопределение и смыслообразование). Познавательные УУД формируются при открытии нового знания, в первичном закреплении с самопроверкой по эталону, а также на этапе включения в систему знаний, при повторении. Регулятивные УУД формируются на этапах деления на группы, при подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности). И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах и в паре. На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.

© 2010-2022