- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе
Урок русского языка в 3 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Грибанова Н.Ю. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта к уроку
русского языка в 3 классе по теме:
«Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне»
(по системе Занкова Л.В.)
Разработала: Грибанова Н.Ю.
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №2 п. Карымское»
Тема урока: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».
Цели урока: создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами, их обобщение и систематизация самими учащимися.
Задачи урока:
- в ходе совместной деятельности вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова;
- упражнять учащихся в применении ими правила в конкретной ситуации;
- развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- формировать коммуникативные навыки (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе).
Оборудование:
учебник «Русский язык». 3 класс, ч. 1 (автор А.В. Полякова), разноцветные карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.
Структурные
элементы урока
(этапы урока)
Содержание урока
УУД
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1. Орг. момент
-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы её понимаете?
- Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.
Подготовка к работе
- коммуникативные УУД
Установление готовности учащихся к учебному занятию.
Настраивание ребенка на организацию своей деятельности.
2.Актуализация знаний.
- Запишите число, классная работа.
(Слайд 3).
(На слайде записано предложение: В городке стоит грустная зима).
- Прочитайте запись. Что можете сказать?
-Какие задания можете предложить к этому предложению?
- Молодцы! Видите сколько знаний вы достали из своих сундучков.
2) -А сейчас догадайтесь, какую букву будем писать на чистописании. Это «хитрая» гласная и обозначает 2 звука. Какая это гласная и в каком слове предложения она находится?
Почему она обозначает 2 звука?
- Запишите данную строчную букву в соединении с любыми другими буквами так, чтобы получилось верхнее соединение и нижнее.
(Самопроверка по критериям)
- Поднимите руки, у кого работа соответствует всем критериям.
3. Вернёмся к предложению. Запишите предложение в тетрадь, поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы и выделите корень.
Проверка.
- Что интересное подметили?
(Какие орфограммы встретились в словах?
В какой части слова находятся эти орфограммы?
Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы в корне слова? (Какие правила нужно знать?)
Это предложение. По цели высказывания повествовательное, по интонации - невосклицательное, распространённое.
Разобрать предложение по членам, определить части речи, поставить в словах ударение, разделить слова на слоги.
Принятие цели учебной деятельности путем её осознания.
Задачи:
-
Актуализировать опорные знания.
-
Спланировать предстоящую деятельность
-личностные УУД
(формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников).
Написание безударных гласных в корне слова, написание сомнительных согласных, написание непроизносимых согласных в корне слова.
Мотивировать к учебной деятельности на уроке через содержание доброжелательной атмосферы в классе.
Создание проблемной ситуации, поиски делового режима.
Средства:
-
Побуждающие вопросы.
-
Определение темы урока детьми.
-
Выделение главной идеи урока.
Совместное целеполагание.
3. Постановка проблемы
-Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
- Молодцы! Что мы по этой проблеме уже знаем?
- А что мы можем ещё исследовать по этой проблеме?
(Есть ли между этими орфограммами взаимосвязь?
Как проверить безударные гласные в корне слова?
Как проверить парную согласную в корне слова?
Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?)
- Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трёх случаев?
- Попробуем сформулировать цель урока.
- Молодцы! Сегодня мы повторим написание слов с непроизносимыми согласными, парными согласными, безударными гласными в корне слова и попытаемся сформулировать общее правило для всех трёх случаев.
О безударных гласных, о непроизносимых согласных, об однокоренных словах, о парных согласных.
Мы умеем проверять парные согласные, безударные гласные, непроизносимые согласные.
Нельзя, потому что это разные правила.
А я думаю, что можно, потому что эти правила связаны с корнем слова.
Во всех словах подбираем однокоренные слова, значит можно.
Создать правило для однокоренных слов.
Правило для безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных.
Для проверки букв в корне слова.
Создание условий для рационально организованных действий ученика по усвоению новых знаний.
Задача: обеспечение эффективного восприятия
Активные действия ученика по усвоению новых знаний.
-познавательные УУД,
-регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для проверки гипотез)
4. Поиск решения.
Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений. 1)Самостоятельная работа с самопроверкой.
2)Работа в группах
- На слайде записаны слова. Прочитайте.: рыбка, солнце, звёздный, лесник, сказка, тянули, зуб, вестник, грибник.
- Подумайте, как можно их разбить на 3 группы по существенным признакам.
Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень.
(Проверка)
- На какие группы распределили слова?
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа по образцу.
- Почему именно так распределили слова на группы?
- А ещё как-то разделили?
- Молодцы! Вы нашли разные классификации. Подумайте и скажите: какой вариант более существенный на сегодняшнем уроке?
- Умница! Вспомним цель урока.
- Кто согласен с такой точкой зрения? И я тоже так считаю.
- Вернёмся к словам 1 столбика. Что их объединяет?
- Устно проверим и подберём проверочные слова.
- Какое слово м.б. лишним?
Что объединяет слова 2 столбика?
- Устно проверим и подберём проверочные слова.
- Какое слово м. б. лишним?
-Что объединяет слова 3 столбика?
- Устно проверим и подберём проверочные слова.
-Какое слово м.б. лишним?
- Какое правило помогло проверить слова 1 столбика?
(Слайд)
- Какое правило помогло проверить сова 2 столбика?
(Слайд)
_ Какое правило помогло проверить слова 3 столбика?
(Слайд)
- Сравните 3 варианта. Что интересного заметили?
- Вспомним цель нашего исследования.
- Кто попробует сформулировать общее правило для трёх случаев?
- Молодцы! Вы самостоятельно смогли сформулировать общее правило для трёх случаев проверки орфограммы в корне слова.
(Слайд)
Я думаю, что вариант, в котором мы делим по орфограммам, потому что мы должны придумать общее правило для всех слов.
Изобрести общее правило для написания слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне слова. Поэтому деление слов по орфограммам более существенно.
Парная согласная в корне слова
Зуб, оно м.рода, а остальные слова ж. рода.
Я думаю, что звёздный, потому что это прилагательное, а все остальные имена существительные.
Тянули, т.к. это глагол, а все остальные имена сущ.
В каждом правиле нужно подобрать проверочное однокоренное слово.
Все орфограммы проверяются одним способом, с помощью однокоренных слов.
Создать общее правило для трёх случаев.
Нужно придумать однокоренные слова.
Чтобы проверить орфограмму, нужно придумать однокоренные проверочные слова.
Усвоение учебного материала и выявление собственных трудностей. Самооценка успешности в достижении цели.
-регулятивные УУД (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять самоконтроль);
- коммуникативные УУД (умение работать в группах, умение участвовать в коллективном обсуждении)
Установление уровня осознанности учениками нового учебного материала
Физкультминутка
Приложение
5. Первичное закрепление с проверкой по эталону
1) - Выполним упр. 249, стр. 125.
- На какие 4 группы можно распределить слова?
- 1 вариант выписывает слова с безударными гласными, 2 вариант - с непроизносимыми согласными, 3 вариант - со звонкими парными согласными, 4 вариант - с глухими парными согласными.
(Проверка по образцу)
(Слайд)
2) - А сейчас поработаем в группах. Разобьёмся на группы. У вас на партах лежат карточки: у кого на карточках дед мороз - I группа, у кого снегурочка - II группа, у кого снеговик - III группа.
- Прочитайте внимательно задание и выполните его.
- Если готовы, я жду от вас сигнала.
Итоги: Как поработала 1 группа? И т.д.
- коммуникативные УУД (умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации).
-познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия).
Применение новых знаний и умений всходной, частично измененной ситуации.
Задачи: формировать учебно-познавательную, информационную компетенцию. Создать условия для осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля
6. Включение в систему знаний.
Закрепление.
1. - Выполним тест.
(Проверка по образцу).
2. Дифференцированная самостоятельная работа по карточкам.
-познавательные УУД,
- коммуникативные УУД,
-регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос)
Проверить своё умение применять новое учебное содержание
7. Рефлексия деятельности.
Давайте подведём итог урока:
- Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»?
- Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое?
- Какие трудности возникли?
- Оцените свою работу на уроке.
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. На доске вы видите снеговика. Если на уроке вам было все понятно и ясно, прикрепляете снежинки в самый центр снеговика, (красный), если не до конца все понятно, - значит на голубой фон, если вам надо еще поработать над темой, значит, на белый. Возьмите снежинки - и 1-й ряд к доске и т. д.
Спасибо всем за работу на уроке!
Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык
Побуждать учащихся к совершенствованию знаний.
Мотивирования на получение более высоких результатов. Зафиксировать затруднения, если они остались.
Осуществление самоанализа хода и результатов деятельности. Самооценка успешности в достижении цели. Определение собственной мотивации.
-регулятивные УУД
- коммуникативные УУД,
Анализ урока с точки зрения формирования УУД.
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах. Так личностные УУД формируются во время самоопределения к деятельности и при постановке учебной задачи (самоопределение и смыслообразование). Познавательные УУД формируются при открытии нового знания, в первичном закреплении с самопроверкой по эталону, а также на этапе включения в систему знаний, при повторении. Регулятивные УУД формируются на этапах деления на группы, при подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности). И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах и в паре. На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.