- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок Лес-богатство и краса, береги свои леса
Интегрированный урок Лес-богатство и краса, береги свои леса
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нагорная Т.Е. |
Дата | 21.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема. ЛЕС - БОГАТСТВО И КРАСА, БЕРЕГИ СВОИ ЛЕСА! Цель: познакомить учащихся с понятим «лес», выявить характерные признаки леса, показать различие лесов на территории нашего государства, доказать на примерах взаимосвязь растений и животных в лесной зоне, рассмотреть правила поведения в лесу, воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса; развивать наблюдательность, мышление, память, внимание, чувство товарищества, взаимопомощи. Продолжительность: 40 минут Класс: 2 класс Оборудование: картинки времен года, леса, картинки животных леса, гербарий растений леса, текст кросворда, загадки, портрет Весны, картинки персонажей сказки, запись голосов птиц. Методические рекомендации: интегрированный урок природоведения и изобразительного искусства . По ходу урока учитель вывешивает на магнитной доске всех персонажей сказки - Старичка - Лесовичка, деревья, кустарники, траву, цветы, насекомых, животных, птиц. В конце сказки перед глазами детей оживает иллюстрация леса, звучат голоса птиц. ХОД УРОКА 1. Организация класса. Прозвенел наш веселый звонок. Дети, у нас необычный урок. К нам заглянула красавица одна, Я знаю, что нравится всем детям она. А что за красавица, вам нужно угадать. Для этого задания все старательно выполнять.
2. Актуализация опорних знаний учащихся. А) Догадайтесь, ребята, что за красавица к нам пришла: Кончилось время снега и сна, Берег реки затопила вода, День удлинняется, ночь убывает, Как это время, скажи, называют? (Весна)
Б) Очень красиво говорят о весне и художники, и поэты, и музыканты. Вы тоже умеете наблюдать за природой и видеть ее красоту. Расскажите, за что вы любите весну. Свой ответ начинайте так: Весна нравится мне за то, что… Весна нравится потому, что… Я люблю весну за то, что… Я люблю весну потому, что… В) Посмотрите на доску. Перед вами 4 картинки. Среди них 1 лишняя. Найдите ее и скажите почему она лишняя. Какой общий признак объединяет оставшиеся 3 картинки?
Г) Сегодня мы с вами совершим увлекательную прогулку. Куда мы пойдем - вы мне скажете сами. Но интересно знать, а погода за прошедшую неделю нам благоприятствовала? Назовите самые яркие изменения, которые произошли в природе с приходом весны. (Солнышко светит ярче, тает снег, бегут ручьи, расцветают первые цветы, из теплых стран прилетают птицы) 3. Постановка целей и задач урока. Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать открывая по одной букве за каждый ваш правильный ответ на мои вопросы. (На доске карточки с буквами)
Вопросы для «Мозгового штурма»
- Что такое природа? (Л)
- Какая бывает природа?(Е)
- Приведите примеры неживой природы.(С)
- Что мы относим к живой природе?(О)
- К какой природе отнесем чайник?(В)
- Докажите, что растения относятся к живой природе.(И)
- На какие 3 группы делятся растения?(Ч)
- По строению листьев на какие 2 группы делятся растения?(О)
- Какие условия нужны для роста растения? (К)
4. Работа над новым материалом. - Ребята, а как вы представляете, что такое лес? На каждую букву слова придумайте определение .
Л - ласковый, Е - естественный С - спокойный 1. Чтение стихотворения. Упражнение «Микрофон»
1 ученик. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою?
2 ученик. Что там шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре?
3 ученик. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?
4 ученик. Все открой, не утаи. Ты же видишь - мы свои. 2. Сказка о лесе.
Чтобы лучше представить , что такое лес, вас приглашает в гости Старичок-Лесовичок. Послушайте сказку. А)Жил-был один художник. Однажды он решил нарисовать лес. «А что такое лес, - подумал художник, - что там растет?» Помогите художнику. Отгадайте загадку.
Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В снега его одели. (Дерево) - Лес - это деревья. - А какие деревья растут в лесу? - Давайте и мы нарисуем деревья леса. (Учитель показывает на доске, дети рисуют в альбоме) Взял художник кисти, краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, клены. Получился у него лиственный лес. - А если бы он нарисовал сосны, ели, кедры, то какой лес получился бы? (Хвойный) -Как называется лес, в котором как бы смешались и хвойные и лиственные деревья.(Смешанный) Подумал художник и к своему лиственному лесу добавил еще деревья. Какие?
Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель, сосна) Очень хорошая получилась у него картина. Повесил он ее на стену, полюбовался ею и уехал куда-то по делам. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявих березок одни лишь сухие стволы. Испугался художник и думает, что же случилось с его картиной!? А тут вдруг из-за стволов выходит Старичок-Лесовичок и говорит: «Какой же это лес? Это не лес, а одни лишь деревья». Ребята, помогите художнику, объясните, что нужно еще дорисовать на его картине?
Б) А Лесовичок говорит: «Да, ребята, здесь нет ни травы, ни цветов, ни кустов. Без них не может бать леса.» Художник снова взялся за кисть и нарисовал зеленую пышную траву, красивые благоухающие цветы и много разных кустарников. (Рисование учащимися кустарников, травы). «Ну, это наверное, лес», - подумал художник и снова куда-то уехал. А когда вернулся, то снова на картине вместо пышной зелени одни голые стволы и стебельки увидел. В уголке сидит грустный Старичок-Лесовичок. Почему, ребята, Старичок-Лесовичок был такой грустный?
В) Сказал Лесовичок художнику: «Ты забыл нарисовать насекомых, а ведь без них цветы не могут опыляться, вот они все и засохли». Художник быстро взял краски, кисти и стал рисовать насекомых: красивых бабочек, разных жучков, букашек, мошек, гусениц. (Рисование учащимися бабочек).
Г) Лес стал понемногу оживать, а художник успокоился и уснул. А когда проснулся, то не узнал свою картину, его охватил ужас. По ней ползали одни жирные зеленые гусеницы, черные страшные жуки и доедали последнюю зелень. Художник от горя схватился за голову. «Ребята, помогите художнику исправить страшное положение», - просит Старичок-Лесовичок. (Ребята советуют художнику) Да, ребята, вы правы. Художник забыл нарисовать самое главное - это птиц и животных. Без них лес не может быть настоящим лесом. (Рисование учащимися птиц и животных) Художник быстро взял кисть и нарисовал разных животных. «Вот теперь это настоящий лес», - сказал Старичок-Лесовичок.
5. Обобщение пройденного
- Ребята, что же должно бать в настоящем лесу? - спрашивает Старичок -Лесовичок.
ЛЕС
ДЕРЕВЬЯ КУСТАРНИКИ
ТРАВЫ. ГРИБЫ, МХИ,
ЛИШАЙНИКИ
НАСЕКОМЫЕ ЖИВОТНЫЕ
ПТИЦЫ
Вывод: Лес - это группа деревьев, кустарников, трав, растений и животных, которые существуют на одной территории. Если исчезнет какая-то группа растений или животных, то лес погибнет. Поэтому лес следует беречь и охранять.
6. Работа над правилами поведения в лесу.
1. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?
Старичок-Лесовичок будет рад, если вы будете соблюдать эти правила:
-
Не сорить, не бросать мусор.
-
Не включать громкую музику, т.к. она мешает животным.
-
Не рвать цветы, не ломать деревья и кустарники.
-
Не брать домой маленьких животных - это их дом, корм, укрытие от врагов.
-
Не разжигать костры.
2. Чтение стихотворения учителем.
Лесной пожар
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не затоптал костра,
Он в лес ушел, а вешки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В.Шефнер
3. Ребята, как вы думаете, почему пожар так страшен для леса?
Старичок-Лесовичок согласен с вами и просит нарисовать в вашем лесу знаки, которые вы поставили бы для всех людей, которые ходять в лес, чтобы они берегли и охраняли лес.
-
Ребята, а какой самый важный знак вы бы поставили сейчас, в самом начале весны?
Правильно. Это знак, запрещающий срывать первоцветы. Какие первоцветы вы знаете?
- Представьте, что подснежник может говорить. Как вы думаете, что он вам скажет?
7. Работа в группах.
- Ребята, давайте покажем Старичку-Лесовичку, как мы знаем пословицы и поговорки о лесе.
Ваше задание - соединить части пословиц. Группа, справившаяся с заданием, показывает готовность. Командиры групп зачитывают то, что у вас получилось.
Лес- брат и сестра
Какой лес- природное багатство
Лес и вода- такой и зверь
Лес сам а всех учит
Лес не школа себя чистит
8. Итог урока.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Лес- это наше багатство, он очень много дает человеку, потому надо беречь и его, и лесных жителей, нужно уметь себя вести, не нарушать законов природы, любить и охранять лес.
1 ученик. Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль -
Странствовать по морю
В бурю и штиль.
2 ученик. Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья - лететь в небеса.
Стол, за которым ты будеш писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
3 ученик. Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
4 ученик. Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень -
Вот что сажаем в сегодняшний день.
Учитель. Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость!
И даст вам природа здоровье и радость!
-
Домашнее задание.
Нарисовать первоцветы.
Найти стихи о первых весенних цветах.
Донецкий городской совет Донецкой области
Донецкая общеобразовательная школа
І-ІІІ ступеней № 90