Проектная деятельность в 4 «А» классе «Путешествие карандаша и кисточки»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова




«Утверждаю»

директор МБОУ Ершовской

средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

__________Т.В. Гарькавая

28 августа 2014 год

Приказ № 499 от 28 августа 2015 года

«Согласовано»

зам. директора по ВР

____________Е. Ю. Семина

28 августа 2015 год


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол № 1 от 27 августа 2015 года

Руководитель ШМО______Л.М. Лещенкова




Проектная деятельность в 4 «А» классе

«Путешествие карандаша и кисточки»

(Духовно-нравственное направление)


Учитель Агафонова Лариса Александровна, первая квалификационная категория








2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» Данная рабочая программа разработана в полном соответствии с основной общеобразовательной программой НОО МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю (35 минут). Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержание программы «Путешествие карандаша и кисточки» соответствует следующим целям:

  • приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций проектной деятельности «Путешествие карандаша и кисточки»:
  • эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
  • ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
  • арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
  • информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Путешествие карандаша и кисточки» позволяет решать следующие задачи:
  • сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
-сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
  • сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
  • обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
  • обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
  • обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
  • развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
  • обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
  • обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
  • обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
- развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.


Основные разделы программы В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Герои любимых мультфильмов», «По страницам любимых сказок», «Декоративное искусство», «Народное искусство», «Мир архитектуры и дизайна». Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4 класс (68 часов) Герои любимых мультфильмов - 20 часов Вводное занятие. Подготовка рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Мальчик с пальчик. Ш Перро «Красная шапочка». Ш Перро «Кот в сапогах». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Любимый персонаж. И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Белоснежка и семь гномов. Любимый герой. Русалочка. Бобик в гостях у Барбоса. Выставка лучших работ. Мои творческие достижения. По страницам любимых сказок - 20 часов. Основы цветоведения. Гуашь. Иллюстрирование сказки Колобок. Акварель. Иллюстрирование сказки Рукавичка. Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Сказки дядюшки Римуса». Выставка лучших работ. Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Золушка». Акварель. Иллюстрирование сказки «Гуси - лебеди». Акварель. Иллюстрирование сказки «Мойдодыр». Акварель. Иллюстрирование сказки «Конек горбунок». Мои творческие достижения. Декоративное искусство - 10 часов Художественная керамика и фарфор. Декоративные звери и птицы. Художественный текстиль. Орнаменты народов мира. Выставка лучших работ. Народное искусство - 10 часов Русское кружево. Вологодские узоры. Холмогорские узоры. Ансамбль женского костюма. Головные уборы. Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера, Кавказа, народный костюм. Тульские самовары и пряники. Лепка «Русский самовар». Человек в дизайне. Мир архитектуры и дизайна - 8 часов. Бионические формы в архитектуре и дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн. Человек в дизайне. Человек в дизайне.

Основные задачи обучения и развития:

  • продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.;
  • продолжение освоения живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.) и способов применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, грато-графия и др.);
  • продолжение освоения правильной передачи пропорциональных соотношений фигуры человека и животных;
  • продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (изучение основ линейной и воздушной перспективы);
  • изучение основ светотени;
  • продолжение освоения цветоведения, изучение и составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов;
  • формирование умения передавать движение в композиции;
  • продолжение формирования умения точно передавать в тематической композиции, иллюстрации сюжет, создавать выразительные образы;
  • развитие умения выбирать формат композиции в зависимости от замысла, выделять один или несколько композиционных центров;
  • продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (Федоскино, Палех, Мстёра, Касли, Вологда);
  • знакомство с традиционными орнаментами и костюмами народов России;
  • продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе растительных и живо животных форм;
  • продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.

Планируемые результаты освоения программы Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.


Личностные результаты Обязательный уровень:

  • осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
  • представление о роли искусства в жизни человека;
  • восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
  • понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
  • основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явления жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Повышенный уровень:
  • устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
  • понимание ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
  • понимание героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;
  • потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • эстетические чувства при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);
  • восприятие и оценка произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;
  • художественный вкус, развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
  • способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
  • понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • способность к самооценке.

Метапредметные результаты

Регулятивные результаты Обязательный уровень:

  • самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
  • планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
  • следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
  • руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
  • определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Повышенный уровень:
  • ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно- творческих задач; осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ; анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно- творческой работы с учётом разных критериев.


Познавательные результаты Обязательный уровень:

  • находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
  • наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
  • устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
  • различать многообразие форм предметного мира;
  • сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
  • группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
  • выполнять несложные модели дизайнерских объектов;
  • выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;
  • конструировать по свободному замыслу.
Повышенный уровень:
  • осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
  • анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
  • моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;
  • сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;
  • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности; понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;
  • узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Коммуникативные результаты Обязательный уровень:

  • высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;
  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России; владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрцать суждение, приводить примеры.
Повышенный уровень:
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;
  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.


Предметные результаты Обязательный уровень:

  • различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;
  • называть ведущие художественные музеи России и мира;
  • различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных роботах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углём, сангиной и др.) и живописные приёмы то сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения мешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);
  • выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;
  • изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
  • передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
  • использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека; изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
  • определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных;
  • изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;
  • выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты; выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
Повышенный уровень:
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;
  • узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
  • использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;
  • использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
  • передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
  • моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;
  • выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
  • различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления; использовать стилизацию форм для создания орнамента;
  • создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint, Photoshop);
  • оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания Данный курс «Путешествие карандаша и кисточки» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

  1. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. - М.: ACT, Астрель.
  2. Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. - М., 1991.

  3. Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.

  4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. - М., 1991.

  5. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. -М., 2009.

  6. Коротеева Е.И. Весёлые друзья - фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева. - М., 2009.

  7. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . - М., 2009.

  8. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . - М., 2009.

  9. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно - наглядное пособие для учащихся1 - 4 классов /Е.И. Коротеева . - М., 2003.

  10. Коротеева Е.И. Озорные подружки - нитки: аппликация из ниток /Е.И. Коротеева . - М., 2009.

  11. Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. - М., 1987.

  12. Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. - М., 2007. - (Библиотека учителя)

  13. Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. - М., 2000.

  14. Претте М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.К. Претте, А. Копальдо. - М., 1981,1985.

  15. Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная школа».

Материально-техническое обеспечение Специфическое сопровождение (оборудование):

  • репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
  • портреты русских и зарубежных художников;
  • таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
  • таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
  • схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
  • таблицы по народным промыслам, национальному костюму, архитектуре, декоративно-прикладному искусству;
  • открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов, животных и птиц, насекомых; фотоматериалы с объектами дизайна и архитектуры различных форм;
  • объекты и модели предметов дизайна, декоративного творчества;
  • стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги, детских работ, книг, таблиц;
  • складные мольберты с планшетами;
  • демонстрационные столики;
  • разнообразные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно-программное обеспечение:
  • электронные библиотеки по искусству, DVD фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;
  • записи классической и народной музыки;
  • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
Технические средства обучения:
  • мультимедийный проектор, плееры, МРЗ плееры;
  • компьютер с художественным программным обеспечением;
  • музыкальный центр;
  • демонстрационная доска для работы маркерами;
  • цифровой фотоаппарат; сканер, ксерокс и цветной принтер.


№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Примечание




Герои любимых мультфильмов -20 часов




1



Вводное занятие. Подготовка рабочего места.


2



Инструктаж по технике безопасности.




3



Мальчик с пальчик.




4



Мальчик с пальчик.


5



Ш. Перро «Красная шапочка».




6



Ш. Перро «Красная шапочка».




7



Ш Перро «Кот в сапогах»




8



Ш Перро «Кот в сапогах»




9



«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Любимый персонаж.




10



«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Любимый персонаж.




11



И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Лепка


12



И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Лепка


13



Белоснежка и семь гномов. Любимый герой.




14



Белоснежка и семь гномов. Любимый герой.

15



Русалочка.




16



Русалочка.




17



Бобик в гостях у Барбоса.

Лепка


18



Бобик в гостях у Барбоса.

Лепка


19



Выставка лучших работ. Подготовка к выставке


20



Мои творческие достижения.







По страницам любимых сказок - 20 часов




21



Основы цветоведения.


22



Основы цветоведения.


23



Гуашь. Иллюстрирование сказки Колобок.


24



Гуашь. Иллюстрирование сказки Колобок.


25



Акварель. Иллюстрирование сказки Рукавичка.


26



Акварель. Иллюстрирование сказки Рукавичка.


27



Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Сказки дядюшки Римуса»

28



Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Сказки дядюшки Римуса»

29



Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Сказки дядюшки Римуса» Подготовка к выставке

30



Выставка лучших работ


31



Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Золушка»


32



Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Золушка» Подготовка к выставке

33



Акварель. Иллюстрирование сказки «Гуси - лебеди»


34



Акварель. Иллюстрирование сказки «Гуси - лебеди»


35



Акварель. Иллюстрирование сказки «Мойдодыр».

36



Акварель. Иллюстрирование сказки «Мойдодыр».

37



Акварель. Иллюстрирование сказки «Конек горбунок»

38



Акварель. Иллюстрирование сказки «Конек горбунок»



39



Мои творческие достижения. Подготовка к выставке

40



Выставка лучших работ





Декоративное искусство - 10 часов



41



Художественная керамика и фарфор.

Школа декора.

42



Художественная керамика и фарфор. Школа декора.

43



Декоративные звери и птицы.
Школа декора.

44



Декоративные звери и птицы.
Школа декора.

45



Художественный текстиль.
Ручная роспись ткани.

46



Художественный текстиль.
Ручная роспись ткани.

47



Орнаменты народов мира.

48



Орнаменты народов мира.

49



Орнаменты народов мира.
Подготовка к выставке

50



Выставка лучших работ





Народное искусство - 10 часов.





51



Русское кружево.

Вологодские узоры.

52



Русское кружево.


Вологодские узоры.

53



Холмогорские узоры.

54



Холмогорские узоры.

55



Ансамбль женского костюма. Головные уборы.

56



Ансамбль женского костюма. Головные уборы.

57



Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера, Кавказа, народный костюм.

58



Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера, Кавказа, народный костюм.

59



Тульские самовары и пряники.
Лепка «Русский самовар».

60



Выставка лучших работ.




Мир архитектуры и дизайна - 8 часов

61



Бионические формы в архитектуре и дизайне.

62



Бионические формы в архитектуре и дизайне.

63



Дизайн костюма.

64



Дизайн костюма.

65



Фитодизайн.

66



Фитодизайн.

67



Человек в дизайне.
Подготовка к выставке

68



Выставка лучших работ.



© 2010-2022