- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ек-, -ик-»
Конспект урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ек-, -ик-»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лиманская В.В. |
Дата | 08.09.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
3
Урок русского языка по программе «Школа России». 3 класс.
Лиманская Вера Владимировна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ№11г.Белгорода
Тема. Правописание суффиксов -ек-, -ик-.
Цели и задачи урока:
-
формировать у детей представление о правописании суффиксов -ек и -ик ;
-
отрабатывать умение разбирать слова по составу;
-
способствовать развитию орфографической зоркости, логические мысли при решении проблемных задач;
-
воспитывать интерес к предмету.
Оборудование. Компьютер, мультимедиа, презентация урока на диске, карточки со словами, отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».
Ход урока.
I.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь всё понять
И всё грамотно писать.
- Добрый день, ребята и уважаемые гости! Пусть этот день несёт нам радость общения.
На уроке мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи.Сегодня вам, ребята, предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. А поможет нам в этом предмет который вы должны отгадать. Корень как в слове клубника, суффикс как в слове сырок.
-Правильно клубок. Но наш клубок не постой, а волшебный. Сегодня он будет путешествовать по странам, а мы должны следовать за ним.
-Откройте тетради и запишите число и классная работа.
II. Чистописание. Чтобы наш клубок не сбился с пути нужно указать ему направление. Посмотрите на доске набор букв составьте слово.
Сфксфиу суффикс фикус сук
-А что такое суффикс?
-Какие части слова вы знаете?
-Путь проложили можно отправляться в дорогу
Слайд1
-Катиться наш клубок, катиться, а на встречу ему Кот в сапогах и просит нас выполнить задание. Сначала отправим разведчиков:
III. Индивидуальная работа.
Разобрать по составу слова:
1-кормушка, листок, берёзка, цветочки.
2-ветерок, зимушка, морской, заморозки
IV. Словарная работа. Кот несёт узелок, а в нем задание для нас.
Цифровой диктант
Слайд 2. .рбуз, ябло.ко, м.рковь, г.рох, п.м.дор, м.л.ко, .гурец, к.ртоф.ль, сах.р, л.мон. а-1, о-2, е-3, и-4.
Проверка со слайда 3. Покатился наш клубок дальше.
V. Сообщение темы урока.
Слайд4
-Катиться наш клубок, катиться, а на встречу ему Буратино, а в руке у него ключик. Запишите это слово.(Ключик.)
-Что открывают ключиком? (Замочек)
(Дети пишут и сомневаются в написании суффикса)
-Какие корни в словах ключик, замочек? (-Ключ-, -замоч-)
-Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?
(В слове «ключик» - совпадает, а в слове «замочек» - расходится).
-Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек-, -ик-?
(Гласные в суффиксах -ек-, -ик- надо проверять).
-Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока «Правописание суффиксов -ек-, -ик-.»
Запись темы на доске
VI.Знакомство с новым материалом.
-Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Слайд 5
-
Путь 1:
взять готовое правило.
Путь 2:
самим изобрести это правило.
-Каким путём мы пойдём и почему?
(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).
-Хорошо! Итак, мы сами изобретаем правило.
-Посмотрите на ряд существительных: кузнеч..к, орешки, сыноч…к,
мячики, ореш..к , мяч…к, сыночки, кузнечики.
Возьмите слова. На какие две группы можно разделить эти слова?
(На существительные в единственном числе и множественном числе).
Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.
-
Ед.ч.
Мн.ч.
кузнеч..к
сыноч…к
мяч…к
ореш..к
кузнечики
сыночки
мячики
орешки
-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?
(Я думаю, что если при изменении формы слова гласный И остаётся, то его и надо писать в суффиксе -ик-. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать -ек-.
-Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».
-Посмотрим фрагмент мультфильма.
-Как видим, Витя Перестукин смог отличить -ик- от -ек-.
Это было единственное правило, которое знал Витя. Если при склонении слова - изменении по падежам - гласный выпадает, то пишется -ек-, а если не выпадает, пишется --ик-.
У Вити было слово-помощник «нет»: замочек-(нет) замочка; ключик-(нет) ключика.
Итак мы составили следующий алгоритм
Слайд 6 Алгоритм
1.Изменить форму слова.
2.Если гласный «убегает» пиши -ЕК-,
Если гласный сохраняется пиши -ИК-.
VI. Работа по учебнику.
Катиться наш клубок, катиться, а на встречу ему Машенька.
Она просит нас выполнить упражнение112 стр135
7. Закрепление нового материала.
Слайд 7
Горош..к, веноч..к, чулоч..к. карандаш..к, кирпич..к, нос…к, звоноч…к,сыноч…к..
Слайд 8. Проверка.
-Ребята, а наш клубок назад прикатился, только это уже не клубок, а клубочек. Запишите : клубок-клубочек.
VI. Итог урока.
- Чему же нас научил клубок?
-Вы проделали серьёзную научную работу.
-Что нового открыли для себя?
-Вы замечательно работали. Урок окончен. Я довольна вашей работой. Спасибо!