Доклад по теме: Роль патриотического воспитания в формировании гражданской позиции младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль патриотического воспитания в формировании гражданской позиции младших школьников.

Кугаппи Наталья Владимировна
Гражданственность - талант не легкий,
Давайте делаться умней.
Зачем тащить, как на веревке,
Надменно фыркающих - к ней?
Она совсем не понуканье,
А добровольная война.
Она - большое пониманье
И доблесть высшая она.
(Евгений Евтушенко)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у школьников любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно работать в этом направлении, то это позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот». По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Значение и актуальность формирования гражданской позиции в начальной школе занимает одну из значимо важных ступеней в развитии будущего гражданина и патриота своей Родины. Чем раньше маленький человек- ребёнок, сможет различить хорошее от плохого, дорожить своим наследием от предков, уважать традиции своего народа, тем быстрее он научится любить свою землю и своё Отечество, а в дальнейшем проявлять активность в жизни общества и государства.

Задачами патриотического воспитания является: любовь к Отечеству - Российской Федерации и ее многонациональному народу; российскому патриотизму, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу); уважительному отношению ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; любовь к родному языку, культуре и истории своего народа; уважительное отношение к русскому народу и понимание его роли в становлении и развитии российской государственности; и др.

Принципы патриотического воспитания :


  • укрепление единства и целостности Российской Федерации;

  • учет в воспитании особенностей различных категорий населения;

  • сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;

  • содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

  • сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

  • и др.

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию

Человек становится гражданином в тот момент, когда он появляется на

свет. Одного факта рождения достаточно, чтобы получить все права, которые

существуют в той или иной стране для гражданина соответствующего

возраста. Но недостаточно быть просто носителем таким образом полномочий. Для истинно демократического государства важно, чтобы каждый человек выполнял свою гражданскую миссию и здесь уже не обойтись без школьного воспитания, без формирования гражданской позиции.

Гражданское образование - это воспитание и обучение, ориентированное на формирование совокупности гражданских свойств личности.

Достойный гражданин России - это человек, обладающий широкими правами, знающий свои права и умеющий их защищать, и нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола. Гражданин своей страны - человек, честно, по велению сердца, выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь с Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий стране стать сильнее и богаче.

В концепции модернизации российского образования на период до

2010 года подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны, другими словами быть полноценными членами гражданского общества. Эти качества формируются с самого раннего возраста. Учителю начальных классов необходимо иметь арсенал новых технологий.

Многие технологии, приемы и методы обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся. Они эффективно способствуют формированию гражданской позиции, помогают учащимся показать свое отношение к окружающей их действительности. К таким технологиям можно отнести:

  • Игровые технологии

  • Дебаты

  • Проблемное обучение

  • Исследовательская деятельность

  • Работа в группах

  • Творческие мастерские

Деятельностный подход является существенным компонентом гражданского образования, необходимо обратить особое внимание в учебно-воспитательном процессе активных форм и методов обучения, формирующих гражданскую компетенцию.

Данная работа проводиться педагогом в учебной и внеучебной деятельности. Большое подспорье в данной работе оказывает знание жизненного опыта, позволяющего формировать социально-активную позицию будущего гражданина, позволяющую ему не только адаптироваться в окружающем мире, но и активно влиять на него.

Через разные формы: урок, классный час, внеклассные мероприятия, школьные праздники - идет формирование гражданской позиции и заинтересованности в происходящем.

Россия для нас - не только страна, но и государство. И мы не только его сыны и дочери, но и граждане, со всей полнотой прав и обязанностей. Декларацией этих прав и обязанностей является Конституция. Она провозглашает, кто есть мы - многонациональный народ Российской Федерации, мы - соединенные общей судьбой на своей земле. Мы выполняем функции хозяев на своей земле, творцов своей жизни, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Настоящий человек, патриот чтит память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества".

С чем неразрывно связан гражданин своего Отечества? С Родиной, с ее историей. Формула этого таинства известна: какова в сознании людей страна - таковы и мы, ее граждане, каков народ - таковы и его дети. Прадеды и деды защитили страну, разгромили гитлеровские армии. Деды и отцы проложили дорогу в космос. А нынешнее поколение? Что сделали мы для своей страны, для планеты? В наши дни, в начале нового тысячелетия, эти вопросы: гражданства, гражданского общества, исторического наследия, правового воспитания - приобрели особую актуальность.

Бесспорно, авторитет истории - величина не постоянная. Отражая процесс развития человеческого общества, история всегда была тесно связана с политикой, властители всегда стремились подчинить ее себе, навязать народу свою трактовку прошлого. И это мешало истории превратиться в науку, делало ее содержанкой и служанкой политики. Но как бы то ни было, опыт развития человечества выделяет, особенно убедительно в Новое и Новейшее время, историческое сознание народа как важную движущую силу общественного развития. Историческая память - средство утверждения самодостаточности народа, национального достоинства, веры в свои силы и условие самоопределения.

И это не только, скажем так, внутренняя функция истории. Опыт мирового развития и международной политики подтверждает все возрастающую роль исторического знания в определении места той или иной нации в сообществе народов, в утверждении здоровых взаимоотношений между ними, в прогрессивном развитии человечества.

Обратим внимание и на то, что история, ее анализ, трактовки, оценки личностей, обобщения, делаемые учеными на основе исследований, только тогда становятся движущей силой в обществе, когда они утверждаются в сознании народа. А это немыслимо без активного, действенного участия в образовательном процессе школьного учителя, без его активной жизненной позиции, который оказывается связующим звеном между академической наукой и народом. Он, учитель, переводит монументальные труды мировой науки, академические исследования, монографии на язык народа. Умеет доносить большие идеи до самых маленьких граждан - своих учеников. Дети вырастают, на их место приходят другие, при заботливой поддержке учителей обретают свой путь в жизни все новые поколения.

Литература

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе./ Агапова И., Давыдова М. - М.: Айрис-пресс, 2002 - 224 с.


  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / Адаменко С. - Народное образование - 2005 - №4 - С. 23


  3. Архипова М. Мы по-другому стали смотреть на окружающий нас мир... Об эффективности педагогического проекта «Вы - народ»: результаты психологической экспертизы / Архипова М. - Петрозаводск, 2005


  4. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан / Гасанов З.Т. М.: Норма-Инфа, 2005 - №6 - С. 59


  5. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы". М., 2006. С. 5.


  6. Гражданское образование: содержание и методы (реализация программы «Вы - народ»). - Петрозаводск: ГОУ ИПК РО, 2005


  7. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников / Ефремова Г. // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17


  8. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. - М., 1987.219


  9. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика - 1998 - №5 - С. 52


  10. Кузнецов С.С. Геологические экскурсии. / Кузнецов С.С. - Л., 1987.


  11. Кукушкин В. С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. / Кукушкин В. С. - Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002 - 320 стр. (Серия «Педагогическое образование»)


  12. Лещинин Н.П. Литературный музей и школа./Лещинин Н.П - М., 1976.


  13. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. / Лихачев Б.Т. - М., Юрайт, 2001 - 607 с.


  14. Милонов Н.А. Литературное краеведение./ Милонов Н.А. - М., 1985.


  15. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе./ Смирнов В.Г - М., 1987.


  16. Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. / Степанова Г. В. - М., ЦГЛ, 2006 - 160 с.


  17. Степанова Г. В. Новые гражданские технологии, или «Технологии прорыва». Путеводитель для всех / Степанова Г. В. - Петрозаводск, 2007




© 2010-2022