- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация по русскому языку на тему: Сочетания ча-ща (1класс)
Презентация по русскому языку на тему: Сочетания ча-ща (1класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Витченко В.А. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок обучения грамоте (послебукварный период)1класс
Тема : «Правописание ча-ща».
Цель: Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща.
Задачи:
Обучающие: Содействовать формированию у учащихся знаний о правописании ча-ща.
Развивающие: Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при работе в паре.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.
Метапредметные результаты:
Определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
Проговаривает последовательность действий на уроке;
Работает по коллективно составленному плану;
Фиксирует затруднения в выполнении заданий;
Оценивает правильность выполнения действий;
Планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Высказывает свои предположения;
Строит краткое устное высказывание по теме;
Слушает и понимает речь других;
Ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
Оборудование: нетбук, диски, сказочный поезд ,смайлики, цветочки: красный, синий, жёлтый, бабочки. Дидактические материалы: сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги, картинки животных, текст загадок, ребусы, карточки для индивидуальной работы.
Ход работы.
1.Организационный момент.
Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.
Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности.
«Психологическая установка на работу».
Учитель: Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу .Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобиться сегодня для работы.
Руки?-На месте!
Ноги? -На месте!
Локти? -У края!
Спинка?- Прямая!
Учитель: Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Многое сейчас узнать.
Постарайтесь всё понять.
Мы отправляемся сегодня в увлекательное путешествие. А на чём мы отправимся в путешествие? Посмотрите на доску.( На доске вагончики).
Учитель: Чтоб ход паровозу набрать
Слово вам предстоит прочитать,
Я думаю - это не трудный вопрос.
Слово, сложи из весёлых колёс.(Щ, Н, О, Ч, И,А.)
Учитель: И что же у нас получилось?(Чащино).
Учитель: Да, на весёлом поезде до станции Чащино.
2.Актуализация знаний. (повторение изученного).
Вагоновожатый пропускает в поезд только тех, кто приобретёт билет.
(У каждого на столе лежат «билеты - ребусы»).
Вставьте пропущенные слоги.
Какие слоги вы вставили?(жи, ши)
Какие слова у вас получились?(дружина, пружина, машина, тишина).
Что вы знаете о звуках «ж» и «ш»?(они всегда твёрдые)
Какую гласную с ними употребляют? (и).
(Заранее подготовленные ученики исполняют роль звуков).
Когда -то давным - давно в древнерусском языке я, звук ш, и я, звук ж- были мягкими.
И, конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква и. Прошло много лет.
Я, звук ж, и я, звук ш, -отвердели и стали произноситься, как твёрдые согласные, но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, как вы их видите.
Учитель: Давайте, вспомним правило…..которое изучали на прошлом уроке, жи-ши пиши с буквой и.
3.Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Отгадайте, какое время года сейчас?
Кто, угадай-ка:
Седая хозяйка
Тряхнёт перинки-
Над миром пушинки?(Зима).
Закроем глаза и шёпотом произнесём слово «Зима».
Какое чувство возникло?(Стало холодно и грустно).
Учитель: А сколько слогов в слове зима? Почему? На какой слог падает ударение? Давайте составим схему этого слова.
Учитель: Ребята . а давайте представим , что наступило наше любимое время года…(Лето). Летом можно купаться, загорать, …..и кого можно увидеть летом?
Учитель: Дети, а помогите мне отгадать загадки.
Черепаха понимает,
Что домой не опоздает.
При луне, как при свече,
Подползает к букве….Ч
Учитель: Что вы можете рассказать об этой букве?(согл, глух, мягк, шипящ ,непарн.)
Учитель: Отгадаем вторую загадку.
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом такая злюка,
Конечно, это ….(щука).
Учитель: Что вы знаете о букве щ?(согл, мягк, шипящ, непар.)
Учитель: Подъехали к станции «Поляна чистописания».
Учитель: Наш поезд замедляет ход…Пишем в воздухе….букву Ч и Щ.
(запись у доски мокрым пальцем….2-3человека)
Учитель: Подвиньте листочки…и пропишите буквы….на листе Ч и Щ.
Учитель: Выберите букву, которая лучше всего получилась. И над ней поставьте точку красным карандашом.
3.Работа в тетрадях.
Открыли тетради. Записали число. Кл. раб.
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу,
Я от вас сейчас не скрою
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Учитель: Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное- разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать нужно всегда с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.
Учитель: А кто читает то, что вы пишите в тетрадях? (мамы, папы, учительница).
Учитель: А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать?
Д. Красиво, аккуратно и разборчиво). И будем учиться писать грамотно, без ошибок.
4.Самоопределение к деятельности.
Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.
Показатели реального результата решения задачи: готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.
Учитель: Подъезжаем к поляне «Угадай слог».
Рощ…, ча…, пи.., уда…, пи…л, зада…, пло….дка, да…, ту….
Формулирование учащимися темы и задач урока.
Цель: Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока(реализация идеи педагогического сотрудничества).Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную работу.
Учитель: Какое правило помогло вам написать слова?
Учитель: ЧА- ЩА пиши с буквой А.
Учитель: Кто догадался, о чём сегодня мы будем говорить? Чему вы будете учиться на уроке?
Учитель: А кто может сформулировать тему нашего урока? (Сочетания ча-ща).
Работа по теме урока:
Учитель: Попробуйте сформулировать цели урока. Чему хотите научиться?
Дети: писать без ошибок, хорошо знать правило.
Учитель: Кто ещё поставил такую цель, поднимите руки?
Учитель : Как вы думаете, что поможет в достижении этих целей?
Дети: Знания, учебник, учитель, дружная работа.
Учитель: Наш девиз таков: Мы дружные, мы умные, мы внимательные, мы старательные, мы хорошо учимся, всё у нас получиться!!!
Учитель: Проезжаем следующую остановку « Ручеёк слов».
Учитель: Исправь ошибки в словах и раздели слова на слоги.
Ежы, машина, лужы, дачя, тучя ,речька, бочька.
Учитель: Наш поезд делает остановку около « Дубравы здоровья» .
ФИЗМИНУТКА.
Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.
Показатели реального результата решения задачи: снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
Формирование УУД: Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально- волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдение здорового образа жизни.
Учитель: Попробуем изобразить, то о чём говориться в предложении.
ЖИ-ЖИ-ЖИ-летают в городе ….(стрижи).
ШИ-ШИ-ШИ-маршируют…(малыши).
ЧА-ЧА-ЧА- прискакала …..(саранча).
ЧУ-ЧУ-ЧУ- молоточком я….(стучу).
ЩА-ЩА-ЩА- я в реке поймал….(леща).
ЩУ-ЩУ-ЩУ- в небо птицу…(отпущу).
Учитель: Ребята, скажите какие животные изображены на картинках?
Д .Дикие животные: волк, заяц ,дикий кролик, белка, бурый медведь, тигр, лиса.
Учитель: Давайте вспомним, как зовут детёнышей этих животных?
Д. Лисята, тигрята, медвежата, бельчата, крольчата, зайчата, волчата.
Учитель: Проезжаем рощу «Пиши - не спиши».
Будьте внимательны. Записывать будем только тех животных, в названиях которых встретите опасное место (орфограмму).
У волка родились….(волчата)….пишем
У зайца родились…(зайчата)….пишем
У тигра родились…(тигрята)….не пишем
У кролика родились…(крольчата)….пишем
У медведицы родились….(медвежата)…..не пишем
У лисы родились …..(лисята)….не пишем
У белки родились….(бельчата)….пишем
(дети работают у доски по цепочке).
ФИЗМИНУТКА.
Ча-ча-ча ,мы сидели молча.(встают, ходьба на месте).
Чу-чу-чу, снова прыгать я хочу.(прыжки на месте).
Жи- жи-жи, на плечи руки положи.(круговые вращения руками).
Щу-щу-щу, руки вниз я отпущу.(наклоны вниз с вытянутыми руками).
Ща-ща-ща, приседаем не пища.(приседания).
Ши-ши-ши, посидим теперь в тиши.(садятся за парту).
Учитель: Следующая остановка « Опушка грамотеев».
Учитель: Давайте угадаем, кто самый грамотный? Ой!!! Ребята наш поезд делает внезапную остановку…… надо прочитать предложение….
ЯХОЧУУГОСТИТЬВАСЧАЕМ.
Какое правило нарушено в нашем предложении? Орфограммы какие? (запись предложения в тетрадь).
Сколько слов в предложении? Начертите схему предложения.
Учитель: Следующая остановка, мимо которой мы проезжаем «Просека предложений».
Закончи предложение….
Зашумела берёзовая …..(роща)
На небе появилась чёрная …..(туча)
Учитель: Ну вот и наша станция «Чащино». Мы приехали. Прекрасная поляна, летают бабочки.
Учитель: Выберите и запишите слово или словосочетание с орфограммой по теме урока, которая отражает ваше отношение к уроку!
С каким настроением вы заканчиваете наш урок?
Как ты работал на уроке?
Чудесно! Замечательно! Ошибался! Отвечал правильно!
Рефлексия: Чтоб сочетания писать,
Нужно правил много знать.
Кто их уже запомнил,
Без ошибок написал?
Цвет сегодня вы возьмите,
Кому было легко выполнять задания, возьмите жёлтый цветочек и прикрепите к бабочке, кто сомневается возьмите голубой и сделайте так же, а кому было очень трудно возьмите красный.
Учитель: Я ребята очень рада.
С темой справились мы в раз.
Будут трудности скажите,
Устраним их в тот же час.