Презентация по русскому языку на тему: Сочетания ча-ща (1класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте (послебукварный период)1класс

Тема : «Правописание ча-ща».



Цель: Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща.

Задачи:

Обучающие: Содействовать формированию у учащихся знаний о правописании ча-ща.

Развивающие: Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь.

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при работе в паре.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты: писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

Метапредметные результаты:

Определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;

Проговаривает последовательность действий на уроке;

Работает по коллективно составленному плану;

Фиксирует затруднения в выполнении заданий;

Оценивает правильность выполнения действий;

Планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Высказывает свои предположения;

Строит краткое устное высказывание по теме;

Слушает и понимает речь других;

Ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;

Оборудование: нетбук, диски, сказочный поезд ,смайлики, цветочки: красный, синий, жёлтый, бабочки. Дидактические материалы: сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги, картинки животных, текст загадок, ребусы, карточки для индивидуальной работы.

Ход работы.

1.Организационный момент.

Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.

Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности.

«Психологическая установка на работу».

Учитель: Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу .Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобиться сегодня для работы.

Руки?-На месте!

Ноги? -На месте!

Локти? -У края!

Спинка?- Прямая!

Учитель: Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Многое сейчас узнать.

Постарайтесь всё понять.

Мы отправляемся сегодня в увлекательное путешествие. А на чём мы отправимся в путешествие? Посмотрите на доску.( На доске вагончики).

Учитель: Чтоб ход паровозу набрать

Слово вам предстоит прочитать,

Я думаю - это не трудный вопрос.

Слово, сложи из весёлых колёс.(Щ, Н, О, Ч, И,А.)

Учитель: И что же у нас получилось?(Чащино).

Учитель: Да, на весёлом поезде до станции Чащино.

2.Актуализация знаний. (повторение изученного).

Вагоновожатый пропускает в поезд только тех, кто приобретёт билет.

(У каждого на столе лежат «билеты - ребусы»).

Вставьте пропущенные слоги.

Какие слоги вы вставили?(жи, ши)

Какие слова у вас получились?(дружина, пружина, машина, тишина).

Что вы знаете о звуках «ж» и «ш»?(они всегда твёрдые)

Какую гласную с ними употребляют? (и).

(Заранее подготовленные ученики исполняют роль звуков).

Когда -то давным - давно в древнерусском языке я, звук ш, и я, звук ж- были мягкими.

И, конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква и. Прошло много лет.

Я, звук ж, и я, звук ш, -отвердели и стали произноситься, как твёрдые согласные, но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, как вы их видите.

Учитель: Давайте, вспомним правило…..которое изучали на прошлом уроке, жи-ши пиши с буквой и.

3.Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Отгадайте, какое время года сейчас?

Кто, угадай-ка:

Седая хозяйка

Тряхнёт перинки-

Над миром пушинки?(Зима).

Закроем глаза и шёпотом произнесём слово «Зима».

Какое чувство возникло?(Стало холодно и грустно).

Учитель: А сколько слогов в слове зима? Почему? На какой слог падает ударение? Давайте составим схему этого слова.

Учитель: Ребята . а давайте представим , что наступило наше любимое время года…(Лето). Летом можно купаться, загорать, …..и кого можно увидеть летом?

Учитель: Дети, а помогите мне отгадать загадки.

Черепаха понимает,

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве….Ч

Учитель: Что вы можете рассказать об этой букве?(согл, глух, мягк, шипящ ,непарн.)

Учитель: Отгадаем вторую загадку.

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом такая злюка,

Конечно, это ….(щука).

Учитель: Что вы знаете о букве щ?(согл, мягк, шипящ, непар.)

Учитель: Подъехали к станции «Поляна чистописания».

Учитель: Наш поезд замедляет ход…Пишем в воздухе….букву Ч и Щ.

(запись у доски мокрым пальцем….2-3человека)

Учитель: Подвиньте листочки…и пропишите буквы….на листе Ч и Щ.

Учитель: Выберите букву, которая лучше всего получилась. И над ней поставьте точку красным карандашом.

3.Работа в тетрадях.

Открыли тетради. Записали число. Кл. раб.

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу,

Я от вас сейчас не скрою

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

Учитель: Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное- разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать нужно всегда с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

Учитель: А кто читает то, что вы пишите в тетрадях? (мамы, папы, учительница).

Учитель: А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать?

Д. Красиво, аккуратно и разборчиво). И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

4.Самоопределение к деятельности.

Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.

Показатели реального результата решения задачи: готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.

Учитель: Подъезжаем к поляне «Угадай слог».

Рощ…, ча…, пи.., уда…, пи…л, зада…, пло….дка, да…, ту….

Формулирование учащимися темы и задач урока.

Цель: Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока(реализация идеи педагогического сотрудничества).Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную работу.

Учитель: Какое правило помогло вам написать слова?

Учитель: ЧА- ЩА пиши с буквой А.

Учитель: Кто догадался, о чём сегодня мы будем говорить? Чему вы будете учиться на уроке?

Учитель: А кто может сформулировать тему нашего урока? (Сочетания ча-ща).

Работа по теме урока:

Учитель: Попробуйте сформулировать цели урока. Чему хотите научиться?

Дети: писать без ошибок, хорошо знать правило.

Учитель: Кто ещё поставил такую цель, поднимите руки?

Учитель : Как вы думаете, что поможет в достижении этих целей?

Дети: Знания, учебник, учитель, дружная работа.

Учитель: Наш девиз таков: Мы дружные, мы умные, мы внимательные, мы старательные, мы хорошо учимся, всё у нас получиться!!!

Учитель: Проезжаем следующую остановку « Ручеёк слов».

Учитель: Исправь ошибки в словах и раздели слова на слоги.

Ежы, машина, лужы, дачя, тучя ,речька, бочька.

Учитель: Наш поезд делает остановку около « Дубравы здоровья» .

ФИЗМИНУТКА.

Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.

Показатели реального результата решения задачи: снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

Формирование УУД: Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально- волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдение здорового образа жизни.

Учитель: Попробуем изобразить, то о чём говориться в предложении.

ЖИ-ЖИ-ЖИ-летают в городе ….(стрижи).

ШИ-ШИ-ШИ-маршируют…(малыши).

ЧА-ЧА-ЧА- прискакала …..(саранча).

ЧУ-ЧУ-ЧУ- молоточком я….(стучу).

ЩА-ЩА-ЩА- я в реке поймал….(леща).

ЩУ-ЩУ-ЩУ- в небо птицу…(отпущу).

Учитель: Ребята, скажите какие животные изображены на картинках?

Д .Дикие животные: волк, заяц ,дикий кролик, белка, бурый медведь, тигр, лиса.

Учитель: Давайте вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

Д. Лисята, тигрята, медвежата, бельчата, крольчата, зайчата, волчата.

Учитель: Проезжаем рощу «Пиши - не спиши».

Будьте внимательны. Записывать будем только тех животных, в названиях которых встретите опасное место (орфограмму).

У волка родились….(волчата)….пишем

У зайца родились…(зайчата)….пишем

У тигра родились…(тигрята)….не пишем

У кролика родились…(крольчата)….пишем

У медведицы родились….(медвежата)…..не пишем

У лисы родились …..(лисята)….не пишем

У белки родились….(бельчата)….пишем

(дети работают у доски по цепочке).

ФИЗМИНУТКА.

Ча-ча-ча ,мы сидели молча.(встают, ходьба на месте).

Чу-чу-чу, снова прыгать я хочу.(прыжки на месте).

Жи- жи-жи, на плечи руки положи.(круговые вращения руками).

Щу-щу-щу, руки вниз я отпущу.(наклоны вниз с вытянутыми руками).

Ща-ща-ща, приседаем не пища.(приседания).

Ши-ши-ши, посидим теперь в тиши.(садятся за парту).

Учитель: Следующая остановка « Опушка грамотеев».

Учитель: Давайте угадаем, кто самый грамотный? Ой!!! Ребята наш поезд делает внезапную остановку…… надо прочитать предложение….

ЯХОЧУУГОСТИТЬВАСЧАЕМ.

Какое правило нарушено в нашем предложении? Орфограммы какие? (запись предложения в тетрадь).

Сколько слов в предложении? Начертите схему предложения.

Учитель: Следующая остановка, мимо которой мы проезжаем «Просека предложений».

Закончи предложение….

Зашумела берёзовая …..(роща)

На небе появилась чёрная …..(туча)

Учитель: Ну вот и наша станция «Чащино». Мы приехали. Прекрасная поляна, летают бабочки.

Учитель: Выберите и запишите слово или словосочетание с орфограммой по теме урока, которая отражает ваше отношение к уроку!

С каким настроением вы заканчиваете наш урок?

Как ты работал на уроке?

Чудесно! Замечательно! Ошибался! Отвечал правильно!

Рефлексия: Чтоб сочетания писать,

Нужно правил много знать.

Кто их уже запомнил,

Без ошибок написал?

Цвет сегодня вы возьмите,

Кому было легко выполнять задания, возьмите жёлтый цветочек и прикрепите к бабочке, кто сомневается возьмите голубой и сделайте так же, а кому было очень трудно возьмите красный.

Учитель: Я ребята очень рада.

С темой справились мы в раз.

Будут трудности скажите,

Устраним их в тот же час.





© 2010-2022