Рабочая программа по предметно-практическому обучению. 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор

Протокол №1

___________Ю.Е.Новикова

___________О.В.Балдакова

от «__» августа 2015 г.

«__» ___________ 2015 г.

Приказ от ______2015 г. № _____



ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Рабочая программа

Наименование учебного предмета_ Предметно-практическое обучение_______________________________________________________________

Класс__4А класс_____________________________________________________________________________________________________________ Уровень общего образования НОО___________________________________________________________________________

Учитель __Бушуева Марина Николаевна________________________________________________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год_2015-2016 учебный год___________________________________________________________________

Количество часов по учебному плану

Всего 102 часа в год; в неделю 3 часа

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Т.С.Зыкова. Ч.1. М. Просвещение, 2003.

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Пособие «Развитие речи» 4 класс, Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова, М., Просвещение, 2003._______________

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составил (а)_______________________________________________________Бушуева М.Н._____________________________

подпись расшифровка подписи


ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Пояснительная записка
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.


Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются:

  • Системно-деятельностный подход - обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф.);
  • Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности - понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенции учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т.е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.); - первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места; - первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера; - творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов. Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации - технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта. Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
  • знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
  • учатся экономно расходовать материалы;
  • осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задач, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества. Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Место курса «Предметно-практическое обучение» в учебном плане

На изучение ППО в 4 классе отводится 3 ч в неделю.


Содержание курса.

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Аппликационные работы

30

2.

Моделирование и конструирование

26

3.

Работа с тканью

14

4.

Работа с разными материалами

24

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу учебного года. Учащиеся должны уметь:
пользоваться при коллективной работе с одноклассниками и учителем разговорной речью; отчитываться о проделанной работе кратко или подробно; составлять план изготовления изделия; составлять заявки (устно, письменно) с раздельным указанием материалов и инструментов; изготавливать изделия по образцу, рисунку, устным и письменным инструкциям, по описанию, по плану; работать самостоятельно инструментами и приспособлениями; выполнять самостоятельно знакомые сборочно-монтажные и обработочные операции; работать индивидуально и группами (делиться на группы, выбирать ведущего, делить работу между членами группы); подготавливать самостоятельно рабочее место и содержать его в порядке; распознавать всходы и семена культурных растений и сорняков; пграблями, мотыжкой-кошкой, лейкой (с ситечком), носилками; готовить почву для посева семян; производить посев семян с учётом глубины их заделки в почву; Ухаживать за растениями (прореживать, пропалывать и т.д.). Учащиеся должны знать: названия изготавливаемых изделий, необходимых операций, используемых материалов и инструментов; слова и словосочетания, обозначающие понятия, указанные в программе.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

  • Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

  • Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

  • Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.




Календарно-тематическое планирование уроков

предметно-практического обучения в 4А классе


№ уро-ка

Дата

Содержание (разделы, темы, тип урока)

Домашнее задание

Количество часов

Словарь

Всего

Провероч-ные и контроль-ные

I четверть (24 ч)

1.

Работа с тканью. Фартук.

С.3-7

5


Фартук с завязками, талия, длина (ширина) фартука, размер талии, изнанка, лицо. Сделать выкройку, раскроить фартук, подшить фартук, шить в одну (две) нитки, нанести орнамент (узор).

2.

Работа с солёным тестом «Кленовый лист»

С.15-17


2


Основание, солёное тесто, рисунок, стек, гуашь, краски, образец. Нанести рисунок, наложить тесто, намочить, удалить лишнее тесто, раскрасить.

3.

Макет «Равнины и горы»

С.8-11

4


Поверхность (ровная, неровная), равнины, горы, вершина, подошва, склоны, растительность, животный мир. Подниматься в горы, пасти, перегонять, жить, подобрать, выбрать, изготовить, распределить.

4.

Макет «Вода на Земле»

С.18-21


4


Река, озеро, пруд, море, устье, исток, берега, остров, полуостров, залив, пролив, течение реки, русло, направление течения. Впадать, вытекать, изобразить, потребоваться, наметить, разметить. Будущая, прошедшая работа, мелкая, широкая, узкая, извилистая, прямая.

5.

Самоделки из природного материала

С.22-24


4


Шишки, жёлуди, семена деревьев, плоды, соломка, орехи, самоделка, природный материал, трудности в работе, затруднения. Изготовить, спланировать, продумать, изобразить, подобрать, начать, закончить.

6.

Альбом «Части света»

С.25-28


5


Растительный мир, животный мир, животные, растительность, содержание, страницы, обложка. Разобрать картинки, выяснить, встречаться, определить по карте. Вырезанные части света, неизвестные, знакомые, подходящие.



II четверть (24 ч)


1.

Круговорот воды в природе (схема)

С.29

3


Облака, , источник, тучи, осадки, слои земли, водопроницаемый слой земли, движения воды, круговорот воды в природе, схема, стрелки, направления.

2.

Части света - работа с контурной картой

С.30-33


3


Физическая карта, контурная карта, контур, равнина, возвышенность, горы, карта полушарий, глобус, модель земного шара, север, юг, суша, вода, части света, океаны. Раскрасить, обозначить, угадать по контуру, заготовить.

3.

Макет «Тундра»

С.34-35


3


Тундра, болото, озеро, мох, лишайник, (карликовые, лиственные) деревья, начало, окончание, продолжительность (работы). Определить, распределить, объединить, ускорить работу.

4.

Макет «Смешанный лес»

С.35-37


3


Смешанный, хвойный, лиственный лес, богатая, скудная растительность, животный мир.

3.

Панорама «Пустыня»

С.38-39


3


Пустыня, оазис, колодец, дюны, верблюды, животный, растительный мир, фон, основание, клапан, горизонт, буря. Бескрайний, безводный, безоблачный, раскалённый песок, пыльная буря, бедная природа.

4.

Таблица «Как стол в комнату пришёл»

С.40-42


3


Лесоразработки, рубка леса, тайга, ручная пила, элекропила, бревно, сучья, трос, трактор, плот, сплав (леса), лесопильный завод, доски, мебельная фабрика. Картинка, рисунок, подпись, стрелки, последовательность, таблица, ватман.

5.

Починка одежды - штопка

С.43-44


3


Починка, штопка, дырка, разрез, грибок. Штопать, переплетать нитки, распороть, разгладить, обрезать, натянуть, подравнять, стянуть, закрепить.

6.

Работа с разными материалами «Ветка в снегу»

С.45-47


3


Украшения, раствор, соль, осадок, кристалл, ветка. Растворить, выпасть в осадок, учитывать, подмешать соль, опустить в раствор, расти. Насыщенный, прозрачный раствор, удачная.


III четверть (30 ч)


1.

Пособие «Состав слова»

С.49

4


Таблица, клапан, карточки, кармашки, чертёж, размер, кант, состав слова. Прочитать чертёж, подобрать, пользоваться, заготовить, подсчитать, определить, подходить, соответствовать, чертить.

2.

Альбом «Наша Россия»

С.51-53


4


Население, заводы, институты, театры, музеи, здания, памятники, продукция, карта, промышленность, территория, границы, флаг, герб. Растительный и животный мир, население, природные зоны, природные богатства, уголь, нефть, газ, драгоценные камни. Предполагать, оформить, обдумать, забыть.

3.

Работа с тканью «Салфетка»

С.54-56


4


Салфетка, салфеточка, стежки, нитки, нити, бахрома, узор. Вышивать, изготавливать, выдёргивать, продёргивать, обшить, обметать. Поперечные, долевые нити, простой (сложный) узор, стебельчатые стежки, вышивальные нитки.

4.

Таблица «Как рубашка в поле выросла»

С.57-59


3


Лён, хлопок, шерсть, прядильная фабрика, нитки, пряжа, ткацкий станок, ткачи, швейные машины, трикотажная фабрика, вязальная машина, кофта, костюм, платье, швейная фабрика, швея, ателье, таблица, стрелки, подписи, картинки, текст. Выращивать, собирать, перерабатывать.

5.

Схема «Твой друг - книга»

С.60-61


3


Рубка леса, бревно, сплав леса, бумажная фабрика, щепа, целлюлоза, пресс, автор, писатель, поэт, типография, последовательность, порядок изготовления, схема. Точная, подробная, приблизительная схема.

6.

Схема «Кто построил автомобиль»

С.62


4




Рудник, железная руда, горняк, шахта, шахтёр, каменный уголь, добыча, угольный комбайн; экскаватор, металлург, литейщик, металлургический завод, доменная печь, выплавка металла (чугуна, железа, стали), рабочий, автомобильный завод, сборщик, токарь, слесарь, сборочный цех.

7.

Альбом «Наш край»

С.64-65

-4


Родина, область, город, край, животный мир, климат, граница области. Природная зона, поверхность (равнинная, холмистая, гористая), карта, граница, республика. Рассмотреть, отобрать, проверить, составить, продумать, распределить.

8.

Макет «Жизнь первобытных людей»

С.66-68

4


Первобытные люди, охота, пещера, рыбная ловля, стрела, наконечник, каменный топор, каменный нож. Охотиться, добывать огонь, поддерживать огонь, выделывать шкуры, размалывать зерно, обсудить эскиз, распределить.


IV четверть (24 ч)



1.

Работа с глиной. Игрушки

С.69


5


Стеки, печатка, роспись, краска, фигурки, лошадка, отделочная работа, изделие, образец, мастер. Вылепить, придать форму, нанести рисунок.

2.

Схема «Как хлеб на стол попал»

С.70-72


3


Пахать, пахота, сев, уборка урожая, зерно, рожь, пшеница, колосья, сеялка, комбайн, элеватор, хлебозавод, золотистый, свежий, печёный, мукомольный завод. Хранить зерно, грузить, уложить, сеять, перерабатывать, печь, выпекать.

3.

Альбом «Промышленность и сельское хозяйство»

С.73-75


6


Промышленность деревообрабатывающая, текстильная, химическая, металлургическая; завод, фабрика, дырокол, тесьма, сельское хозяйство (растениеводство, животноводство). Заготовить, подравнять, оформить, обсудить.

4.

Работа с тканью «Пилотка»

С.76-78


7


Пилотка, эмблема, сделать выкройку, петельный стежок, размер, окружность головы, прочно (пришить). Измерить, скроить, закрепить, сметать, сшить, обметать, вывернуть, придумать, вышить, подвернуть края, наметать, прошить.

5.

Изготовление макета к прочитанному рассказу

С.80


3


Действующие лица, персонажи, объекты, главная часть, главная мысль, основное содержание. Выбрать отрывок, расположить, пользоваться макетом.


© 2010-2022