Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правила общения на уроке


  1. На уроке нельзя разговаривать, когда захотелось. Тишина очень важна: она помогает учиться думать. Тишину на уроке надо беречь.

  2. Даже если очень хочется ответить, а учительница не предлагает тебе, - терпи, не выкрикивай. Почему? Да потому, что другим тоже хочется говорить - нужно учиться уважать их желание, а в себе воспитывать выдержку.
  3. Говорить нужно достаточно громко, чтобы тебя было хорошо слышно, - иначе зачем вступать в общение?
  4. На того, кто говорит, нужно смотреть, как бы поддерживая его, помогая добрым взглядом, кивком головы. Если говорящий ошибся или о чем-то не сказал, дадим ему договорить, а потом исправим или дополним.
  5. Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.
  6. Вежливые люди говорят не «он, она», «у нее, у него», а называют по имени: Таня, Толя, у Тани, у Толи… Можно даже прямо обращаться к ученику: « Таня, ты не сказала…», «Толя, ты неверно …

Д.С.Лихачев: «Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим». («Письма о добром и прекрасном». - М., 1985, с. 34.)

Речевая разминка на уроке грамоты


Речевая разминка представляет собой комплекс, в который входят дыхательные, артикуляционные и дикционные упражнения. 1 группа упражнений (дыхательные) - для постановки правильного речевого дыхания учащихся. Различают дыхание физиологическое и речевое. В жизни человека дыхание является непрозвольным. Оно протекает равномерными актами вдоха и выдоха равной длительности, которые разделяет краткая остановка. В ходе чтения вслух и говорения обычного физиологического дыхания не хватает, в этом случае имеет место речевое дыхание, которое представляет собой управляемый процесс. Навык речевого дыхания приобретается постепенно в результате длительных постоянных тренировок в системе уроков грамоты, а в дальнейшем - уроков русского языка и литературного чтения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание - это здоровье. Задачи развития речевого дыхания:

  • Научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержку дыхания, добор воздуха);
  • Выработать умение увеличивать объем легких;
  • Тренировать длинный выдох, т.е. развивать умение правильно выдыхать - постепенно (а вовсе не умение вдыхать большое количество воздуха);
  • Тренировать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи, т.е. делать добор воздуха.
В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, однако в результате тренировки этот процесс постепенно становится непроизвольным. Приведем несколько упражнений, которыми можно воспользоваться на уроках грамоты. Упражнение 1. И.П. (исходное положение) Встать ровно, расправить плечи (не поднимать в процессе дыхания!), голову держать прямо, улыбаться. По сигналу учителя - глубокий вдох (учитель поднимает руку ладонью вверх). Задержка дыхания - ладонь переворачивается книзу, выдох - рука опускается вниз. Упражнение 2. И.П. то же. На счет 1-2 глубокий вдох. На «раз» задержка дыхания. Выдох - плавный счет от одного до трех, от 1 до 5, от 1 до 7 и т.д. Увеличивать счет на выдохе рекомендуется через день. Упражнение 3. И.П. то же. На счет 1-3 глубокий вдох. На выдохе протяжное произнесение гласных звуков (звуки берутся любые, причем постепенно увеличивается количество звуков, произносимых на выдохе). Упражнение 4. И.П. то же. Сделав глубокий вдох, на выдохе произносятся гласные звуки (любые по выбору учителя), к каждому звуку прибавляется согласный [г] или [н] или др. Упражнение5. И.П. то же. По сигналу учителя учащиеся делают короткие вдохи до полного наполнения легких воздухом. Затем медленный плавный выдох на звуках [ф],[с],[ш] (сначала отдельно, а затем подряд). Звуки берутся любые. Упражнение 6 - «Задуй свечу!». И.П. Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить мысленно перед собой свечу (можно использовать в качестве свечи полоску бумаги ). Сделав глубокий вдох, с силой подуть на свечу так, чтобы потушить пламя. Данное упражнение можно использовать для формирования умения рационально расходовать воздух во время речи. Для этого необходимо представить перед собой не одну, а две или три свечи. И, конечно, постараться распределить выдыхаемый воздух так, чтобы задуть их все. Упражнение 7- «Бросим мяч!». И.П. то же. Вдохнули, на выдохе наклоняемся и «поднимаем» мяч, еще один вдох - выпрямляемся, резкий выдох - «бросаем» мяч. Упражнение 8 - «Подуй на листочек!». И.П. то же. Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко. Упражнение 9 - «Шар спустился!». Вдохнули, надули щеки, руки развели в стороны. На выдохе соединяем руки, произносим звуки [c] или [ш]. Упражнение 10. И.П. то же. На выдохе пословица или поговорка, скороговорка. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Например, Как у горки на пригорке (добор воздуха) жили тридцать три Егорки. Для развития умения делать добор воздуха можно использовать четверостишья А. Барто, например: Зайку бросила хозяйка, под дождем остался Зайка (добор воздуха), со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик (добор воздуха). Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч! К моменту поступления в школу дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированные артикуляционный аппарат и речевой слух, которые используются для воспроизведения и различения смыслоразличительных свойств звуковых единиц русской речи. Однако следует учитывать недостатки функционирования речевой базы младших школьников. Массовый характер имеет неточная работа артикуляционного аппарата: во-первых, в результате вялости и недостаточной гибкости (подвижности, «послушности») частей речевого аппарата наблюдается «смазанность» речи, неясность, нечеткость; во-вторых, в результате чрезмерной напряженности мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость, «скороговорчатость» произнесения. Нередко у первоклассников встречаются и индивидуальные дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывания и др. в период обучения грамоте артикуляционные и дикционные упражнения следует проводить регулярно, соотнося их с изученным звуком и буквой. 2 группа упражнений (артикуляционные) - для отработки правильного произнесения гласных и согласных звуков. Перед выполнением упражнений рекомендуется пластическая (артикуляционная) гимнастика «Разомнем язычок». Ее цель: разогреть мышцы языка, губ, щек, чтобы обеспечить их подвижность при говорении. Гимнастика направлена на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей и рта. Упражнения:
  • губы в улыбке (зубы обнажены);
  • губы «в трубочку» (вытягивание вперед);
  • чередование «улыбка-трубочка»;
  • язычком гладим небо;
  • «лошадка» (цоканье, «щелканье» языком);
  • «болтушка» (движение языком вперед-назад);
  • «часики» (движение языком вправо-влево);
  • «чистим зубы» (движения языком по внутренней поверхности верхних, а затем нижних зубов);
  • круговые движения языком по часовой стрелке и обратно (рот закрыт);
  • «маятник» (язык поочередно упирается то в левую, то в правую щеку);
  • спокойное открывание и закрывание рта (губы в положении улыбки);
  • «лопатка» (широкий, мягкий и расслабленный язык расположить на нижней губе);
  • «иголочка» (узкий, напряженный язык высунут вперед).
Артикуляционные упражнения для согласных и гласных звуков: 1. Произнесение пар смешиваемых (труднопроизносимых) звуков в прямом и обратном порядке [с-з], [с-ш], [ж-ц], [с-ц]. 2. Игра «Твердый-мягкий»: учитель произносит твердые согласные, а дети - мягкие. Затем наоборот: учитель произносит мягкие согласные звуки, а дети - твердые. При выполнении данного упражнения необходимо быть внимательными, поскольку могут быть «ловушки» (в русском языке имеются только твердые или только мягкие согласные звуки). 3. Для произнесения предлагается ряд гласных в следующем порядке: [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Попеременное перенесение ударения с одного гласного на другой обеспечит прочтение необычных слов, которые сначала произносятся медленно, затем темп увеличивается. Данное упражнение можно организовать в виде игры «Инопланетяне». Такая игра способствует развитию внимания, памяти, а также может быть использована и для формирования у учащихся первых умений по культуре речевого общения (вежливые люди при обращении друг к другу называют собеседника по имени и смотрят прямо на него, а не в сторону). Другой вариант выполнения данного упражнения: произнесение гласных парами. Сначала с первым гласным произносятся все последующие, затем со вторым и т. д. до последней пары. 4. Упражнение на произнесение гласных и согласных звуков проводится на основе следующей таблицы: А Э О У Ы Я Е Е Ю И Таблица читается по горизонтали, по вертикали, с добавлением одного или нескольких согласных. Игровая форма упражнения проводится с использованием различных эмоциональных интонаций, доступных младшим школьникам: «жалобы», «радости», «грусти», «гнева» и др. 5. Упражнение на произношение троек слов с чередованием гласных или согласных в начале или в середине слова: мыл-мил-мыл; сыр-жир-сыр; вол-вел-вол и др. 3 группа упражнений (дикционные) - для отработки четкого произношения в соответствии с заданным темпом. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения. Учитель Дети Кто хочет разговаривать, Мы будем разговаривать, Тот должен выговаривать, И будем выговаривать, Все правильно и внятно, Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Чтоб было всем понятно. Хорошим материалом для выработки дикции являются скороговорки. Работа над скороговоркой проводится в несколько этапов. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе. Сначала отбираются короткие, а затем более сложные скороговорки: У елки иголки остры и колки; Шашки на столе, шишки на сосне; Три сороки на пороге, три вороны на воротах; Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая; Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?»; Наш Полкан попал в капкан и т.д. Работа над скороговоркой может проводиться целую неделю. Целесообразна такая последовательность работы: 1 день - обнаружение учащимися повторяющегося звука в скороговорке и хоровое размеренное ее произношение; 2 день - трехкратное произношение скороговорки с опорой на хлопки. Учитель задает ритм хлопками сначала в медленном, а затем в убыстренном темпе, который подхватывают дети. В соответствии с ритмом дети произносят хором скороговорку. 3 день - произношение скороговорки с перенесением логического ударения с одного слова на другое. 4 день - произношение скороговорки с разной силой голоса: шепотом, громким шепотом, тихо, вполголоса, громко, очень громко, артикулирование без звуков (губы двигаются, а звуков не слышно). 5 день - произношение скороговорки в заданной интонации. Предлагаются разные по эмоциональной окраске интонации, например: грустно-радостно; восторг - гнев; жалость - восторг; испуг - удивление и др. 6 день - конкурс «Кто лучше и быстрее?» Индивидуальное произношение в соответствии с поставленной задачей и анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач. Второе направление в работе по развитию речи на произносительном уровне - это организация практического усвоения первоклассниками орфоэпических норм русского литературного языка. У ребенка-дошкольника навыки говорения складываются неосознанно под влиянием естественного речевого окружения. С приходом в школу основным механизмом овладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация, т.е. подражание речи окружающих, главным образом учителю. Задача учителя начальных классов состоит в предупреждении и устранении отрицательного воздействия написания как ведущей причины отклонений от орфоэпических норм. В связи с этим особое внимание обращается на: - сочетания чт в местоимении что и его производных; - сочетания чн в отдельных словах (конечно, нарочно и др.); - сочетания щн в существительном помощник; - окончания ого/ его (зимнего и пр.) и слова сегодня; - употребление слов иноязычного произношения типа почтальон, район; - сочетания гк, гч в словах легкий, мягкий; - употребление твердых и мягких согласных перед е в заимствованных словах. Третье направление работы по развитию речи на произносительном уровне - совершенствование интонационных умений учащихся. В период обучения грамоте следует организовать специальную работу по накоплению словаря эмоциональных состояний, т.к. первоклассник не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Предметом практического освоения должны стать интонации, близкие и понятные детям: радость, печаль, гнев, страх, удивление и др. Начинать совершенствование интонационных умений следует с диалогической речи, постепенно переходя к совершенствованию монологической. Интонационная работа включается в структуру уроков обучения грамоте и опирается на текстовый и иллюстративный материал учебной книги. Такой подготовительный курс дает возможность, с одной стороны, формировать интонационную культуру первоклассников, а с другой - создать основу для дальнейшего изучения синтаксиса, пунктуации, обучения выразительному чтению и рассказыванию, усвоения интонации как средства общения. Интонация - это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, передают субъективное отношение к высказываемому. В структуру интонации входят такие средства речевой выразительности: мелодика голоса (повышение и понижение тона), интенсивность или сила голоса (динамический компонент), темп или длительность, паузы, особый тембр как средство выражения эмоций. Различают смысловые и эмоциональные интонации. К смысловым относятся логические и грамматические интонации. Работу над интонационной выразительностью речи можно проводить на материале небольших стихотворений или загадок. Например: Паровоз без колес. Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошел! - Что это? От гадайте эту загадку. Как вы догадались? - Прочитаем ее выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном. - Как прочитаем 1-ю строчку? (С удивлением.) Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы усилим удивление. - Как прочитаем вторую строчку? (С восхищением.) - Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливым тоном). И четвертую? (Восхищаясь и удивляясь). В качестве важнейшего средства развития интонационных умений первоклассников используются речевые ситуации, которые обеспечивают возникновение живых и естественных интонаций. При этом следует детализировать обстоятельства действительности, что поможет ребенку без труда представить себя в роли героя и получить необходимое интонационное оформление. Приведем несколько упражнений для отработки интонационной выразительности речи. Упражнение 1. Дети, представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг…! Прекрасный цветок гвоздики, как красный огонек, горит в цветнике. Что вы почувствовали? Вам захотелось показать его кому-нибудь? Как вы позовете своих друзей? С какой интонацией вы произнесете эти слова? Прочитайте об этом стихотворение Е.Серова. Погляди - ка, погляди - ка! Что за красный огонек? Это тонкая гвоздика Жаркий празднует денек! - Каким тоном будем читать это стихотворение? (Радостно, восторженно) Однако в каждой строчке это чувство выражается по-особому. - Каким тоном надо прочитать первую строчку? (Приглашая посмотреть цветок и порадоваться вместе) - Вторую? (Радостно-вопросительным тоном) третью и четвертую? (С восхищением) - Какие слова выделим голосом при чтении каждой строки? Где сделаем паузы? Упражнение 2. - Когда мы удивляемся?(Когда видим что-то необычное) А когда мы восхищаемся? (Когда видим что-то очень красивое) Сейчас мы прочитаем стихотворение, в котором автор и удивляется, и восхищается, и о чем-то нас спрашивает. Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый- Кружевной и синий-синий! - Что это? (Загадка. Ответ-небо) Как вы узнали? Подготовка к выразительному чтению: - О чем автор нас спрашивает? Что ему неизвестно? Спросите. - Чему он удивляется? Прочитайте. Чем восхищается? Прочитайте. Расстановка пауз и логических ударений. Упражнение 3. Отгадайте загадку: Паровоз без колес Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошел! Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном. - Как мы прочитаем первую строку? (С удивлением) Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы усилим удивление. - Как прочитаем вторую строку? (С восхищением) Третью? (Вопросительно-насмешливым тоном) Четвертую? (Восхищаясь и удивляясь)





ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

Типы орфограмм, изучаемых в начальной школе


Название орфограммы

Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные)

  1. Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые).

а) отсутствие ударения; б) гласные о-а, и-е; в) место в слове: гласный находится в корне слова.

  1. Звонкие и глухие согласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые).

а) согласные, образующие пары «звонкий/глухой»: б/п, г/к, в/ф, д/т, з/с, ж/ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным); в) стыки морфем: приставки с корнем, корня с суффиксом.

  1. Непроизносимые согласные в корне слова.

а) «опасные» звукосочетания (буквосочетания) - «стн», «сн»; «здн», «зн»; б) место в слове (в корне, на стыке корня с суффиксом).

  1. Разделительный ь.

а) наличие звука [j] после мягкого согласного; гласных букв «е», «ё», «ю», «я».
  1. Разделительный ъ.


а) наличие звука [j] после согласного; б) наличие гласных букв я, е, ё, ю (точнее гласных [э], [а], [у], [о]после [j] ; в) место в слове: после приставки, оканчивающейся на согласный, на стыке приставки и корня.

  1. Раздельное написание предлогов, слитное - приставок.


а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом/при-ставкой типа: по, на, за, в, с, над, под и т.п.; б) часть речи - глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению.
  1. Заглавная буква в именах собственных.

а) место в слове: первая буква; б) значение слова: имя, фамилия человека, кличка животного, название реки, города, моря и т.п.

8. Заглавная буква в начале предложения. а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово.

  1. Буквы «и», «а» после шипящих (сочетания: жи, ши, ча, ща, чу, щу).

а) наличие в слове звуков, обозначаемых буквами «ж», «ш», «ч», «щ»; б) наличие их сочетаний с гласными.

  1. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

а) наличие на конце слова шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ»; б) часть речи: имя существительное; в) мужской или женский род.
  1. Правописание окончаний имен прилагательных «-ого-», «-его» (Р.п.)

а) наличие звукосочетаний [овъ] (вариант с ударением) и [ъвъ], [ьвъ] (безударный вариант); б) часть речи: имя прилагательное; в) место орфограммы: в окончании.
  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений в настоящем и будущем временах: в 3-м лице мн.ч. - у/а, ю/я (окончания -ут/-ют, -ат/-ят, в других формах е/и (окончания -ешь, -ем, -ет, -ете и -ишь, -им, -ит, -ите)

а) часть речи: глагол; б)время глагола: настоящее или будущее (не прошедшее - оно пишется по иному правилу!); в) наличие знакомых окончаний ут/-ют, -ат/-ят, отсутствие ударения; г) место в слове: в окончании.
Развитие фонематического слуха является необходимым условием для нахождения орфограммы и определения её типа.

Типы орфограмм


1-й тип

2-й тип

Связанные с произношением (т.е. обозначением звуков буквами)

Не связанные с произношением:

- употребление прописной буквы;

- перенос слов;

- слитно- раздельные написания;


- предлоги с существительными и местоимениями;


- не с глаголами

1-й вид сильных позиций

2-й вид слабых позиций

жи- ши; ча- ща;

чу- щу


Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)


цы - ци, це


Парные согласные

в конце слов и перед согласными

Разделительные ъ, ь

СРечевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии.огласные перед другими согласными (не сонорными) и

[в], [в]

-непроизносимые согласные в приставках

о, ё после шипящих;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

-безударные гласные в окончаниях имен прилагательных;

-безударные личные окончания глаголов

о, ё после шипящих


Мягкий знак в конце существительных и глаголов после шипящих

Буква г в окончаниях родительного падежа единств. числа имен прилагательных;


-тся и -ться в глаголах
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо: во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий «звук» и «буква», а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений; во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм; в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.


Решение орфографической задачи:


  • найти орфограмму;

  • определить её тип;

  • наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;

  • определить последовательность «шагов» решения задачи;

  • выполнить намеченную последовательность действий;

  • написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.


Базовые орфографические умения:


  • ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическая зоркость);

  • устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего - орфографическое правило);

  • применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);

  • проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.



ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

Памятка № 1 «Как правильно списывать»


  1. Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить.

  2. Отмечаем «опасные места».

  3. Читаем еще раз вслух так, как написано.

  4. Повторяем, как было написано (не глядя на запись).

  5. Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом, так, как было написано; отмечаем «опасные места».

  6. Открываем и проверяем:

  • читаем по слогам - все ли звуки обозначены (помогаем себе карандашом);

  • сверяем «опасные места» - все ли отмечены, правильны ли буквы.

Памятка №2 «Как писать без ошибок?»


  1. Найди в слове опасные места и запиши с пропуском всех орфограмм.

  2. Определи:

Знаешь точно букву Можешь применить Не знаешь правила,

правило не помнишь буквы

  1. Впиши ее и Примени его, впиши Укажи возможные

подчеркни букву и подчеркни варианты букв

Попробуй узнать

ответ:

а) удалось: б) не удалось:

вставь букву оставь «окошко»

и подчеркни и покажи выбор

букв

  1. Проверь (поработай корректором):

  • прочитай по слогам: нет ли описок; помогай себе слоговыми дугами;

  • находи в каждом слове орфограммы, отмечай их;

  • определяй, знаешь ли, на какое они правило;

  • если знаешь, применяй его и решай, нет ли ошибки;

  • есть ошибка - исправляй; сомневаешься - над буквой ставь ?, чтобы уточнить.



Списывание (С ОПОРОЙ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

с предварительным выполнением ряда вспомогательных, но важных операций (прием разработан П.С.Жедек):


  1. Прочитай слово или предложение, чтобы понять его и запомнить.

  2. Повтори слово или предложение, не глядя, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Отметь «опасные» места (орфограммы).
  4. Прочитай (вслух или шепотом) предложение так, как оно написано (проговори так, как будешь себе диктовать во время записи).
  5. Повтори (вслух или шепотом) предложение так, как будешь его писать (проговори отчетливо).
  6. Пиши, диктуя себе орфографически.
  7. Проверь себя: читай то, что написал в тетради, подчеркивая орфограммы в написанном и сверяя с печатным текстом.







ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПОЧЕРКА

Правила красивого письма


  1. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой высоты.

  2. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой ширины.

  3. Если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строку, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх и вниз.

  4. Расстояния между элементами букв должны быть одинаковыми.

  5. Расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми.

  6. Все линии при письме должны быть параллельными.

  7. Прямые линии при письме должны быть ровными.





УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Запись слов и предложений под диктовку с предварительным выявлением орфограмм

Первые шаги по освоению письма под диктовку делаются в период обучения грамоте, когда дети учатся «записывать» предложение схематически, отмечая в качестве «опасных мест» пока только его начало и конец. Первоклассники должны выполнить два действия: послушать предложение, чтобы понять его и постараться запомнить, после чего «записать» предложение черточкой, показывая его границы и подчеркивая известные «опасные места».

  1. ²

  2. |_____________________ .(!?)

На следующем этапе воспринятые на слух предложения фиксируются с помощью более детальных схем, показывающих количество слов и содержащих указание на новые «опасные места»: пробел между словами.

  1. ²

  2. Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии. ---- ---- ---- .(!?)

Когда первоклассники овладеют понятием слог и научатся определять количество слогов, их действия при письме под диктовку дополняются ещё одним шагом: «записью» слов слоговыми дугами. Последовательность операций отражает схема.

Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии.

После знакомства с ударением отрабатывается умение обозначать в схеме ударные слоги и точкой как сигналом «опасности» показывать безударные гласные звуки.

Затем, научившись писать буквы гласных, первоклассники начинают «записывать» предложения под диктовку, обозначая ударные гласные буквами. Соответственно памятка дополняется еще двумя пунктами. Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии. Вот пример выполненной в прописи «записи» предложения У Оли синий игру­шечный ослик. Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии.

К концу периода обучения грамоте письмо под диктовку осуществляется по следующему плану.

1) Учитель читает (орфоэпически) предложение, а дети слушают, чтобы понять его и постараться запомнить.

2) Диктуя себе, записывают предложение схематически (чёрточками), подчёркивают «опасные места», требующие применения известных правил (о раздельном написании слов, о большой букве).

3) Снова диктуют себе предложение и записывают каждое слово слоговыми дугами (если встречаются предлоги в, с, к, которые не составляют слога, оставляют чёрточку без дуги).

4) Ещё раз произносят по схеме каждое слово, чтобы знаком ударения показать ударные слоги.

5) Точками или чёрточками (если известны правила, например, о написании ударных сочетаний жи-ши) указывают под дугами все «опасные места» среди гласных и согласных.

6) Учитель читает предложение ещё раз - орфоэпически с элементами орфографического проговаривания в тех местах, где буква отличается от звука. Дети, слушая и следя по модели, в этих местах над сигналами «опасности» вписывают в дугу нужную букву.

7) Под орфографическую самодиктовку школьники записывают предложение и отмечают «опасные места». При этом они знают: там, где учитель читал «как говорим» (орфоэпически), они пишут буквы в соответствии со звуками, в других же случаях у них уже есть буква-подсказка.

8) Под диктовку учителя (частично орфографическую), ведя карандашом по слогам, ученики проверяют свою запись.

Такая технология сохраняется до середины первой четверти 2-го класса.

Со временем действия упрощаются, например, отпадает необходимость в составлении модели предложения - ученик сразу записывает предложение дугами. Обязательным действием остается выявление и указание всех орфограмм еще в схеме, т.е. до записи предложения буквами.

Списывание с предварительной подготовкой

Списывание, проводимое по технологии, предложенной П.С. Жедек, сочетает два традиционных вида упражнения: списывание и письмо по памяти. Систематическое использование этого упражнения позволяет надеяться на успешное становление не только орфографической зоркости, но и орфографической памяти, а также на формирование умения проверять написанное. Первое знакомство с технологией списывания происходит на уроке по теме «Обучение написанию букв Р, р». Чтобы показать, как может осуществляться знакомство, приведём фрагмент урока, разработанный Н.С. Кузьменко. - Прочитайте слово, написанное на доске. (Роман.) - Понятно ли вам это слово? Что оно называет? (Имя мальчика.) - Спишем его. О том, как надо действовать при списывании, мы сейчас узнаем. - Повторите это слово, чтобы запомнить. (Слово хором повто­ряется, а на доску рядом с цифрой 1 вывешивается карточка, обо­значающая это действие. Набор карточек входит в комплект наглядных пособий по русскому языку для 1 класса к учебнику «К тайнам нашего языка» (программа «Гармония»).

Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии. - Какие «опасные места» есть в этом слове? (Большая буква, т. к. это имя.) Отметим его. (На доске в слове подчеркивается буква Р.) - Найдите ударный слог, укажите ударение и отметьте букву безударного гласного звука. (На доске ставятся значок ударения и точка под буквой о. Около цифры 2 вывешивается вто­рая карточка.)

Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии. - Прочитайте слово вслух так, как оно написано. (Слово читается хором орфографически, а рядом с цифрой 3 появляется третья карточка.)

Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии. - Закройте глаза и, не глядя на запись, повторите так, как только что говорили. (На доске появляется четвертая карточка.)

Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии. - А теперь я закрою слово, а вы запишите его по памяти, дик­туя себе, как оно было написано. Отмечайте «опасные места». (На доске у цифры 5 вывешивается пятая карточка.)

Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии. - Кто записал слово, скажите, что же нужно сделать после того, как работа выполнена? (Проверить.) - Верно. (На доске появляется цифра 6 и карточка, в которой видны дуги, обозначающие слоги.)

Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии. - Кто догадается, что нужно сделать, проверяя, правильно ли записано слово? (Выслушиваются мнения ребят.) - Чтобы проверить, все ли звуки правильно обозначены буквами, сначала нужно прочитать слово по слогам, в помощь себе дугами показы­вая слоги. Выполним это действие. (Открывается запись слова на доске и коллективно выполняется названная операция.) - На что еще нужно посмотреть? (На «опасные места».) (На дос­ке у цифры 6 появляется новая карточка, на которой дети видят «опасные места», отмеченные черточками, а также точки, которые пока используются лишь для указания на буквы безударных глас­ных звуков. Скоро тот же знак, как уже было показано, станет обозначением «опасно­стей» письма.) - Сверьте: отмечено ли «опасное место» в слове Роман? Если нет, то отметьте. - А еще посмотрите на букву безударного гласного: поставле­на ли под ней точка и та ли буква написана. - Глядя на доску, скажите: сколько действий мы выпол­нили, списывая слово?

Чтобы обеспечить детям опору для отработки каждой операции, авторами учебника «К тайнам нашего языка» (М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко) разработана памятка 1 «Как списывать?», которая помещена на справочные страницы учебника 1-го и последующих классов. Стремление учесть особенности детского мышления обусловило включение в неё не только словесного описания каждой операции, но и их условного обозначения.

Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии.

Письмо под диктовку и списывание, выполняемые по описанным технологиям, на первых порах требуют значительного времени и кропотливой работы. Но их регулярное проведение, конечно, при соблюдении всех указанных требований, дает положительные результаты.


УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
«Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Дети объясняют, как нашли этот звук. «Светофор». Ученики показывают красный сигнал светофора или зажигают красный огонек при письме, как только найдут опасное место. «Зажги маячок». Проведение звукового анализа слова с составлением схемы, в которой обозначаются орфограммы. Поиск орфограммы в тексте. В учебнике самый распространенный вид упражнения - «Вставьте пропущенную букву». В плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма этот способ малополезен. Ведь основная работа уже выполнена, т.е. место, где может быть допущена ошибка, найдено и подсказано. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Упражнение поиска орфограмм в тексте более эффективно. Детям раздаются карточки с текстом, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и карточка-ключ, в которой нет текста, но вырезаны окошки на местах, соответствующих словам с орфограммами. При наложении ключа на текст орфограммы обнаруживаются. Для работы по формированию орфографической зоркости на следующих этапах тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать со случаями разных орфограмм. Для этого к одной карточке с текстом прилагается две - три карточки-ключа. Письмо с проговариванием. Такой вид письма обеспечивает аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, учит работать в определенном темпе. Вначале проговаривает учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние и слабые учащиеся. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик проговаривает слово с ошибкой, класс и учитель помогут предотвратить опасность, не дадут зафиксировать ошибку на письме. Зрительный диктант. На доске записывается несколько слов или предложений. Текст выразительно читается, затем выделяются слова с орфограммой, объясняется их правописание, проводится орфографическое чтение. Затем, учащиеся «фотографируют» отдельные слова и стараются увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и постараться представить их). Текст на время закрывается, и дети еще раз проговаривают трудные слова. Класс настроен писать текст без ошибок. Попутно здесь оттачивается зрительная память. Если ученик сомневается в написании какого-либо слова, он может поставить точку на месте сомнительной буквы. Диктант «Проверяю себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Достоинство такого вида диктанта в том, что дети учатся спрашивать и сомневаться, им дается возможность предупредить ошибки. Негативная сторона такого упражнения в том, что слабые ученики ничего не спрашивают и допускают большое количество ошибок. Поэтому нужно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм. Какографические упражнения. Дается текст, «написанный Незнайкой», в котором допущены ошибки. Дети с большим энтузиазмом ищут ошибки. Этот вид работы приучает детей видеть место орфограммы и мотивирует необходимость исправления ошибки. А это и есть орфографическая зоркость. «Напиши как можно больше слов на данную орфограмму». Два ученика на определенную орфограмму на память пишут слова. Кто из них больше слов напишет, тот побеждает. Объяснительный диктант. Во время диктанта дети выделяют орфограмму или обозначают ее номер по памятке (см. Приложение 3). «Секрет письма зеленой пастой». При изучении орфограммы дети отмечают ее зеленой пастой. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет «зажигается» в тетрадках учеников. Применение этого приема способствует обострению орфографической зоркости. Игра «Помоги слабому». Дети находят в слове звук в слабой позиции, помогают ему в выборе буквы, изменяя слово от слабой позиции звука к сильной. «От буквы-загадки к букве-отгадке - и все в порядке!» «По следам орфограмм». - Предлагается детям несколько слов с уже выделенными шрифтом орфограммами. Дети должны назвать орфограмму и подобрать несколько слов на это правило. - Даны проверочные слова. Предлагается записать слова с орфограммами. Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Постукивание заставляет ученика думать при письме и быть внимательным. Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова с орфограммой, ученик должен записать сначала проверочное слово, а затем то, которое диктует, т.е. должен обосновать орфограмму. Выборочный диктант. Дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие заданию части текста. Такой вид диктанта ценен тем, что исключает возможность механической записи, позволяет давать насыщенный орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию слов. Составление опорных схем. Записывается текст из нескольких предложений. При обсуждении орфограмм дети совместно составляют опорную схему. Например: «Весной птички поют песни». - Е, ЧК, О, И. После этого дети пишут под диктовку учителя намного грамотнее, т.к. запоминают нелегкие слова, фиксируют их в тетради, откладывают в памяти. «Орфографическое лото». На небольших карточках выписаны слова на необходимую орфограмму по две пары: проверяемые и проверочные. Дети играют парами. Один ученик называет по карточке слово так, как оно слышится, второй должен назвать орфограмму и проверочное слово. «Орфографическая зарядка». Проводится «орфографическая зарядка» в течение 5 минут. Материал для данного упражнения представляет собой набор заданий, состоящих из группы слов и словосочетаний. 1.Объяснить выделенные орфограммы. Катюша, зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, дома. 2.Объясни пропущенные орфограммы. Ч..гунок, лос.., ..учка, задач.., сне.., сн..пы, б..лет. 3.Найди в словах орфограммы, объясни их правописание. Грибочки, трость, очки, ключ, арбуз, машина, трава. 4.Запиши слова под диктовку, обозначь орфограммы. Билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, ищу, слоны, смешить, грибной. 5.Найди в словах ошибки и исправь их. Ночька, биреза, белет, лет, ужы, трова, кричят, горох.



ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ


Письмо с «окошками» (с «дырками») в современных учебниках русского языка для начальных классов

Прием сознательного пропуска буквы последовательно применяется в нескольких современных учебниках русского языка: В.В. Репкина, Е.В. Восторговой; С.В. Ломакович, Л. И. Тимченко; М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». (В последнем из них консультантом выступает П.С. Жедек.) В двух первых из названных учебников знакомство с орфограммами слабых позиций происходит во 2-м классе, при этом термины позиция, чередование, сильная и слабая позиция используются в работе с учащимися. В этих учебниках в том же классе довольно длительный период отводится на письмо с «дырками» (так уже давно назвали прием дети, обучавшиеся по учебнику В.В. Репкина), оставляемыми по объективному критерию - на месте всех орфограмм слабых позиций. Рассмотрим тот вариант обучения письму с «окошками», который реализован в учебнике «К тайнам нашего языка» (программа «Гармония»). Первая тема, которая готовит знакомство с приемом пропуска буквы, называется «Учимся записывать орфографические задачи»; она изучается во второй половине 1-й четверти 2-го класса. На уроке осмысливается сущность понятия орфограмма (место, где для обозначения определенного звука нужно выбирать букву), а также начинает использоваться выражение орфографическая задача, т.е. орфографический вопрос, на который надо ответить. Необычным в записи орфографической задачи является, во-первых, отсутствие букв на месте всех орфограмм (они заменены точками как сигналами «опасности»), а во-вторых, показ тех букв, из которых нужно выбрать правильную, т.е. показ выбора букв. Сразу заметим, что «расшифровка» подобной искусственной записи - это выполняемое несколько раз специальное упражнение. (Самим ученикам создавать такие записи не придется.) Его назначение - помочь второклассникам понять, какие действия мы производим при осознанном письме. В записи отражены два действия: нахождение орфограммы и четкая постановка перед собой орфографической задачи. Третье действие - решение некоторых задач - дети осуществляют по ходу работы. (Описание того, как выполнять непривычные для учителя задания, как правило, всегда дается в сопровождающем учебник методическом пособии.) Подчеркиваем: предъявление выбора букв (буквенной «дроби») над всеми «окошками» оправдано лишь кратковременно, пока дети осмысливают сущность орфографических проблем, но в дальнейшем показом «спорящих» букв не надо злоупотреблять, чтобы не препятствовать зрительному запоминанию облика слов. При наличии «окошек» выбор букв следует показывать в каком-то одном месте слова, и то только при опасении, что слово может оказаться непонятным. Предлагаемый способ записи на первый взгляд кажется противоестественным. Действительно, зачем сначала пропускать буквы, а затем их вставлять?! Почему бы просто не списать текст?! Но так выполняемая запись учит детей двум составляющим орфографического действия: а) постановке задачи и б) ее решению. Наличие текста перед глазами, с одной стороны, облегчает техническую сторону письма с «окошками», а с другой, обеспечивает возможность решить задачи пока основным из доступных способов - посмотреть буквы в книге. (Правда, для решения нескольких задач - в словах ж.л и ч.сто, в кличках животных - второклассники могут применить правила.) В связи с оформлением записи заслуживает внимания одна деталь. Где показывать выбор букв: над строкой или прямо в строке? Внимательно перечитав приведенные выше формулировки, Вы найдете ответ на вопрос. Слово после решения орфографической задачи должно оказаться правильно написанным, а не восприниматься как запись с исправленной (зачеркнутой) ошибкой. Описанная выше работа является подготовкой к началу практического использования приема пропуска буквы для «ухода» от орфографических ошибок. Сначала осуществляется этап, когда «окошки» оставляются на месте всех орфограмм. В учебнике «К тайнам нашего языка» этот этап небольшой, он занимает всего несколько уроков. Руководством к действию является памятка 3, которая используется лишь на этих нескольких уроках.

Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии.





ВРечевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии.Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии.Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии. соответствии с этой памяткой учащиеся должны писать с пропуском даже тех орфограмм, на месте которых они знают букву или могут определить её с помощью известного правила или словаря. Только после записи с «окошком» школьники приступают к следующей операции: определению, знают они решение задачи или нет. Если знают, вписывают букву, желательно другим цветом; нет - оставляют пропуск. В учебнике напоминание о таком способе действий заключает в себе индекс 3 при словах задания: запиши3 и т. п. На этом этапе начинается применение нового приема при письме под диктовку. Порядок действий:
I. Подготовка к письму: 1) дети слушают орфоэпически произнесенное слово (короткое предложение); 2) повторяют его, выделяя слоги и определяя ударный; 3) под самодиктовку чертят слоговую модель, указывают ударение; 4) находят и показывают (чёрточкой или точкой), где при письме буквами будут орфограммы. II. Запись: 5) глядя на модель, школьники диктуют себе и записывают с «окошками», ставя вместо буквы сигнал опасности (точку). III. Решение отдельных задач: 6) ученики вписывают буквы, если могут применить правило или точно помнят написание (раньше смотрели в словаре, писали, читали); может быть, сейчас находят его в словаре. IV. Проверка: 7) ведя карандашом по слогам, учащиеся прочитывают написанное, проверяя, нет ли неоправданных пропусков букв и других описок.
Примечание: Запись слова с «окошками» может дополняться показом вариантов букв. Эта операция нужна в двух случаях: а) если ребенок будет смотреть слово в словаре (и то на первых порах), б) если записывается собственная мысль, которая читающему может оказаться непонятной.
В ходе коллективной записи под диктовку выбор букв (какие буквы «спорят»), как уже говорилось, лучше обсуждать устно. При выполнении работы особенно нужно следить за тем, чтобы учащиеся, во-первых, не забывали на месте пропуска орфограммы оставлять сигнал опасности, т.е. точку, а во-вторых, по слогам прочитывали слово после записи, осуществляя проверку, чтобы не допустить неоправданных пропусков букв. И ещё одно замечание. В словах, написание которых желательно, чтобы ученики постепенно запоминали, можно предлагать потом (после орфографической диктовки, показа слова на доске, обращения к словарю), вставлять буквы ручкой другого цвета. Важно только, чтобы школьники не писали слова наугад. Руководством к орфографическому действию становится памятка 4.

Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии.

Предлагаемый в памятке 4 способ письма можно считать развитием идеи диктанта «Проверяю себя», когда-то предложенной методистом А.И. Кобызевым. Конечно, использование письма с «окошками» требует от учителя учета индивидуальных особенностей детей. Ребята с завышенной самооценкой с большим трудом идут на такое письмо, а те, у кого самооценка занижена, пользуются им излишне. Становится заметной и третья категория учеников - хитрецы, которые начинают злоупотреблять приемом: зачем думать, если можно просто показать сомнение?! Одна учительница в тетради такого хитреца написала: «Ты хотел меня перехитрить, не стал думать. Я этого не люблю, поэтому решила не проверять твою работу. Надеюсь, что такого больше не будет». Знание класса, нацеленность на формирование личности ребенка, профессионализм - все это помогает сделать обучение безошибочному письму воспитывающим, личностно-ориентированным. Введение в детскую речевую практику письма с «окошками» поддержано в учебнике «К тайнам нашего языка» такой мыслью: «На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно! «Окошко» на месте орфограммы лучше ошибки!». Орфографический самоконтроль - это умение контролировать ход орфографического действия, т.е. правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат - выбранную букву - с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии. Как показывает практика обучения, школьники очень часто просто не видят, не умеют обнаружить ошибку в написанном ими тексте. Причина, прежде всего, в том, что действие самоконтроля выполняется ими формально («Зачем проверять, если ошибки всё равно «прячутся»?!), а рекомендация «Перечитайте, проверьте себя!» не наполнена для учеников конкретным содержанием. Чтобы сделать самопроверку действенной и предупредить формализм при её проведении, необходимо с начала обучения сосредоточить внимание детей на двух ключевых моментах: а) что проверять, т.е. перечень орфограмм, подлежащих контролю на данном этапе обучения; б) как проверять, т.е. набор необходимых операций. Как видим, умение проверять написанное является комплексным. Не случайно в иерархии собственно орфографических умений оно стоит на последнем, четвёртом, месте. Показателями сформированности орфографического самоконтроля являются: 1) способность выявить ошибку, 2) умение «по тому, что написано в тетради, диагностировать причину собственной ошибки, т.е. обнаружить те действия, которые не были совершены при написании текста». Чтобы самоконтроль был эффективным и осознанным, необходимо обеспечить мотивацию его осуществления: если ты хочешь, чтобы твоя запись была понятна, нужно писать без ошибок и описок. Младших школьников необходимо приучать контролировать не только результат орфографического действия (написанное слово), но и ход его осуществления. О результатах самоконтроля по ходу письма сообщают «окошки» на месте пропущенных орфограмм.


ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ Выделение орфограмм зелёной пастой. Данный приём помогает писать детям без ошибок. Для того чтобы пользоваться этим приёмом, каждому ученику надо иметь две ручки - с синей и зелёной пастой. Зелёная паста, как свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство самоконтроля. Зелёный свет появляется в тетрадях учеников с первого класса, как только появляется первое правило. И так на протяжении всей начальной школы зелёная паста «путешествует» в тетрадях учеников по разным предметам. Зелёной пастой выделяем такие орфограммы:

  • - большая буква в начале предложения, в именах собственных;
  • - знаки препинания в конце предложения;
  • - сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
  • - разделительные Ъ, Ь, Ь - показатель мягкости;
  • - двойные согласные.
Орфографическое проговаривание. О роли орфографического проговаривания много написано в методической литературе. Оно помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того, выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списывания, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой. Прочитать слово «как написано» - это значит проговорить его орфографически. Такой способ чтения называют проговариванием. Именно орфографическое послоговое проговаривание помогает детям изжить типичные для начального обучения ошибки: пропуск, замена, перестановка, вставка букв. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списанного, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой. Специально организованное списывание. Данный приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы эта работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, во-вторых, должен жёстко соблюдаться сам алгоритм письма. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех. Вначале работа проводится в классе коллективно, под строгим контролем учителя. Алгоритм составляется вместе с детьми и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании. Только после того, как учащиеся овладели всеми операциями, они могут начать упражняться в списывании дома. В 3 и 4 классах алгоритм списывания может состоять не из семи, а из четырёх шагов. Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками». Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов: 1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы. 2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве. Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов. Также важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные.
К сожалению, в школьных учебниках не предлагается достаточное количество заданий на самостоятельное нахождение орфограмм в словах. В большинстве случаев фигурируют упражнения на вставку пропущенных букв, что снимает проблему поиска орфограммы и не работает на формирование орфографической зоркости. Поэтому учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника.
Кроме оказания индивидуальной помощи в процессе письма, следует разрешать ребятам оставлять "дырки" в сомнительных случаях либо подчеркивать отдельные буквы карандашом. Ценность такого подхода заключается в том, что ребенок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам: выбирать только нетрудные слова, составлять короткие предложения и минимальные по объему тексты, что сводит работу по развитию речи на нет. Кроме того, учащиеся привыкнут максимально активизировать орфографическую зоркость не только во время диктантов, но и при выполнении творческих работ. «Метод Буратино». Приём, предложенный М.М. Разумовской, который она сама называет письмо с буквенной дробью: на местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук, например, в о/а да, кру г /к

Комментированное письмо с указанием орфограмм. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использованием следующего алгоритма:

- проговариваю;
- определяю орфограмму;
- вспоминаю правило;
- применяю его;
- пишу;
- проверяю. Комментирование может быть двух видов: 1. Подробное, с ответом в конце (рассуждение с поэтому: …, поэтому пишу и). 2. Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (рассуждение с потому что: пишу и, потому что …).

Поиск орфограмм в «чистом» тексте. Карточка состоит из текста, из которого следует выписать слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Если нужно выписать слова с двумя или тремя видами орфограмм, то соответственно к карточке прилагаются две или три карточки - ключа. Такие карточки позволяют самостоятельно проверить результат работы. Если же ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «поглядеть» их на короткое время, приложив проверочный лист, а затем выполнить работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно работающих детей.

Работа с «Орфографическим словариком». У каждого учителя складывается своя определённая система по усвоению правописания словарных слов. В настоящее время есть много способов работы над словарными словами - это и рассматривание предметных картинок, загадывание загадок, отгадывание кроссвордов и т.д.



ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ 1. «Третий лишний». Вычеркни лишние слова: смешить, смешать, смешной; лес, лестница, лесной. 2. «Назови ошибку». Подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик; парта, железный, моряк, побежать. 3. «Молчанка» (с сигнальными карточками). 4. «Алло, ответ верен». На партах у детей картонные телефоны. Дети работают парами. Каждый индивидуально выполняет задания по карточкам, но ответ сообщает в трубку телефона. Правильность ответа подтверждает сосед по парте. (Данная игра используется при проверке и закреплении изученного материала). 5. «Орфографический мячик». Эта игра позволяет включить в скучный процесс запоминания словарных слов наибольшее количество анализаторов, что делает её эффективной, даёт возможность сменить положение тела и является алгоритмом заучивания слов с непроверяемыми орфограммами. Дети встают в круг или рядом с партами, учитель бросает мячик, произнося слово орфоэпически, а ребёнок, отбрасывая мяч, произносит слово орфографически, чётко артикулируя. Остальные ученики произносят слово шёпотом. Перед игрой детям даётся установка на запоминание. Затем они записывают слова в столбик, воспроизводя их по памяти. У учителя эти слова записаны на закрытой доске. При проверке слова проговариваются, орфограммы выделяются зелёным цветом. 6. «Корректор». Детям предлагается исправить ошибки в словах, которые «плохо выглядят». В случае затруднения ученики обращаются к орфографическому словарю. 7. «Огоньки». На доске предложение. Дети «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружочки, а затем списывают предложение в тетрадь (коллективная работа). При индивидуальной работе ученик «зажигает» в тетради огоньки карандашом красного цвета. Производится взаимопроверка. 8. «Кто быстрее». Дети находят слова в тексте на изученную орфограмму. Например: - Кто быстрее найдёт слова с безударными гласными в корне слова?



РАЗНОВИДНОСТИ ДИКТАНТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ 1. Предупредительный. 2. Объяснительный. 3. Диктант с обоснованием. Предполагает самостоятельное объяснение орфограмм письменно. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, затем обосновать. 4. Диктант с постукиванием (не контрольный). Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. 5. Диктант «Проверяю себя». Это один из вариантов письма «с дырками». Этот диктант позволяет писать много и часто, а ошибок делать мало или не делать вовсе. 6. Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной. 7. Выборочный диктант. Желательно применение сигнальных карточек, обеспечивающих обратную связь. 8. Самодиктант. Это вид диктанта, при котором: - текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом; - проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3-5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий её выбора. Подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем - самоподготовка и сравнение своей записи с исходной. 8. Взаимодиктант. Проводится после подготовки, описанной для самодиктанта: - в парах с взаимопроверкой при использовании образца; - одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителем. 9. «Диктант за робота». Детям предлагается написать диктант «за робота». Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так: Пишу букву, т.к. могу доказать. Не пишу букву, т.к. не могу доказать. лёд (ледяной) жит . ль за горой (горы) козл . к пятёрку (пять) за мор . м 10. Диктант-игра «Кто больше запомнит». Как слуховой, так и зритель­ный он проводится в основном по методике Л. П. Федоренко. Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонст­рирует ее на доске или экране в течение 9-15 с (примерно по 3-5 с на одно слово) и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что за­помнили. Читает новую цепочку из 3 слов и опять делает паузу, достаточную для то­го, чтобы школьники успели записать. Так происходит несколько раз, пока дети не запи­шут то количество слов, которое рекомен­дует программа по русскому языку для сло­варных диктантов 11. Зрительный диктант. Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы. 12. Знаковые диктанты. Например, при изучении темы «Части речи» диктую детям слова: бабочка, летать, двенадцать, красивый, быстро и т. д. У учеников в тетрадях: С, Г, Ч, П, Н, … . Тема «Члены предложения»: бежала, прыгал, лиса, хитрая, в лесу, любимый и т.д. В тетрадях дети чертят схемы членов предложения (сказуемое, сказуемое, подлежащее, определение, обстоятельство и т.д.). Знаковые диктанты можно проводить письменно с самопроверкой или взаимопроверкой и устно с применением сигнальных карточек.



РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ
М.С.Соловейчик и Н.М.Кузьменко (авторы учебника «К тайнам нашего языка», программа «Гармония») считают, что исправление ошибок в детских работах должно быть обучающим: «…это не простая констатация факта «знает/не знает, умеет/не умеет», а один из элементов обучения, который должен помогать каждому ученику совершенствовать его знания и умения». Как этого добиться? Прежде всего, учителю необходимо задуматься над способами исправления ошибок. Общепринятый способ - зачеркнуть неверное написание и исправить - не способствует воспитанию у детей критичного отношения к написанному. Ведь, по сути, учитель нашёл за ученика орфограмму, определил её тип, выбрал и написал верную букву в соответствии с предписаниями правила. Какие же способы правки выбрать, чтобы они работали на становление всех собственно орфографических умений, в том числе и умения осознанно контролировать правильность письма? Понятно, что при таком подходе способ исправления должен перейти в иное качество - стать способом показа ошибки. Ограничимся перечислением приёмов, подсказанных авторами учебника «К тайнам нашего языка»:

  • подчеркнуть букву, место в слове или всё слово, где допущено нарушение;
  • подчеркнуть слово, в нём выделить морфему с ошибкой;
  • подчеркнуть слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком указать морфему, содержащую неверное написание;
  • привести на полях верную запись слова
  • написать на полях правильную букву,
  • на полях поставить знак ошибки, а рядом - указание на морфему или часть речи.
  • отметить только строку, где надо искать ошибку;
  • указать номер страницы, на которой сформулировано правило, дана рекомендация.
Чтобы добиться эффективности работы на уроке работы над ошибками, учитель отбирает для такого урока наиболее типичные ошибки, а затем обеспечивает самостоятельную работу учащихся. Приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть самыми разными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно. К ним относятся:
  1. самостоятельное исправление ошибок, отмеченным учителем особыми знаками на полях;
  2. самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;
  3. подбор проверочных слов к данным словам;
  4. выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания;
  5. взаимопроверка работ учащимися;
  6. подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;
  7. подбор примеров, противоположных по написанию;
  8. письменный орфографический разбор или разбор слова по составу;
  9. выписывание слов и словосочетаний их текста диктанта с определенными орфограммами составление с ними предложений и связных рассказов.
К сожалению, в практике учителей нередко наблюдается такая организация работы над ошибками, которая мало способствует формированию у детей сознательных орфографических навыков. Часто работа сводится к тому, что предложение или слово, в котором допущена ошибка, выписывается на доске, правописание слова объясняется, затем подбирается несколько примеров на данное правило. При этом детям приходится непрерывно переключать внимание с одного правила на другое. Это ведет к неглубокому, поверхностному анализу ошибок. Подобная работа занимает много времени, но существенных результатов не дает. Работа над ошибками должна проводиться в системе и начинаться с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной письменной работе. После проверки детских работ учитель должен отметить те группы ошибок, которые являются типичными в данном случае для всех детей и над которыми нужно поработать коллективно. Для более эффективной работы над ошибками необходимо предложить детям повторить правила, которые нарушены большинством учащихся. В этом случае дети придут уже подготовленными и сознательнее будут работать над ошибками. Дома или в классе в оставшееся время на уроке дети работают над индивидуальными ошибками. Урок работы над ошибками включает следующие этапы: а) ознакомление учащихся с результатами письменной работы; б) повторение соответствующего теоретического материала; в) показ учителем приемов работы над ошибками; г) самостоятельная работа с опорой на памятку; д) упражнения в закреплении орфограмм, недостаточно усвоенных учащимися; е) задание на дом. Самое широкое применение могут получить работы творческого характера, состоящие в подыскании слов или предложений, аналогичных тем, в которых были допущены ошибки. Например, если допущены ошибки на правописание слов с предлогами, то дается задание подыскать примеры с теми же предлогами или с другими предлогами. Чтобы облегчить детям работу над ошибками можно познакомить с «Памяткой самостоятельной работы над ошибками». Полезной формой работы над ошибками является ведение индивидуальных словариков «Мои ошибки». Систематический учет орфографической грамотности учащихся необходим и учителю, т.к. дает возможность иметь наглядное представление о состоянии грамотности учащихся, о различных категориях ошибок и использовать данную информацию для организации систематического повторения на уроках русского языка. Рассмотрим разновидности памяток для организации самостоятельной работы учащихся, как на уроке, так и дома:

Памятка «Как работать над ошибками» 1. Если пропущена, не дописана или переставлена буква, напиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение. 2. Если допущена ошибка на правило, определи, в какой части слова она находится. Для этого разбери слово по составу. 3. Если ошибка допущена в приставке, узнай в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение. 4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень. 5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс. 6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши слово вместе с тем словом, с которым оно связано. Укажи вопрос, падеж, склонение, выдели окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже. 7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, по роду и падежу существительного узнай род, падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже. 8. Если ошибка в окончании глагола, выпиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице. Чтобы ученики имели ясные представления о том, что нужно делать для проработки каждой ошибки, целесообразно предложить памятку, которая обеспечит руководство их действиями. Один из возможных вариантов может быть таким:

  1. Найди ошибку (если она не показана).
  2. Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь её.
  3. Выпиши слово с «окошком» на месте той буквы, которая выбрана неверно.
  4. Реши, какое правило надо применить.
  5. Выполни нужные действия и вставь букву.
  6. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь её.
В 3-м и 4-м классах третий пункт памятки изменится: если ошибка в окончании, выпиши слово вместе с тем, от которого оно зависит; если в другой части слова, выпиши одно это слово. На месте неверной буквы оставь «окошко». Как видим, предписания памятки строго соответствуют структуре орфографического действия, благодаря чему памятка приобретает универсальный характер: она пригодна для работы над ошибками на любое правило. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками можно использовать памятку, которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить эту ошибку. Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму. Памятка заполняется по мере изучения правил.

Памятка к работе над ошибками (2 класс) 1. Пропуск букв, замена букв. Выпиши слово правильно, раздели на слоги, подчеркни гласные.

  1. Перенос слова.
Выпиши слово, раздели на слоги для переноса: Ма-ленький, малень-кий; ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.
  1. Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово, подчеркни гласную после щипящей, допиши еще два слова на правило: Машина, шил, шина; чулки, чудо, кричу. 4. Безударная гласная непроверяемая. Выпиши слово, раздели на слоги, поставь ударение.
  1. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, среди них подчеркни проверочное: Снега - снег, снежный, снеговик.
  1. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово, подбери проверочное: Гриб - грибы, шубка - шуба.
  1. Большая буква в именах собственных.
Напиши слово правильно, подчеркни большую букву.

Иванов Сергей Петрович; с Жучкой; Белгород.

  1. Удвоенные согласные.
Выпиши слово, подбери еще два слова с такими же согласными: Шоссе, касса, классный.
  1. Непроизносимые согласные в корне слова
Выпиши слово, подбери проверочное: Солнце - солнышко. 10. Раздельное написание предлога со словом. Выпиши слово с предлогом, напиши еще два слова с этим же предлогом: В лес, в деревню, в зоопарк.


Речевая разминка на уроках грамоты. Обучение орфографии.

© 2010-2022