- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование работы с одарёнными детьми (3 класс)
Планирование работы с одарёнными детьми (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мосолова Г.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
гимназия №2
План работы
с одарёнными учащимися
3 класса Б
учителя начальных классов
Мосоловой Г.В.
на 2013-2014 учебный год
Г. Тула
Пояснительная записка.
Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Характеристика одарённых детей.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять
высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием
-1-
заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- эгоцентризм, как и у обычных детей.
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей
-2-
развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель -одаренный ученик», « одаренный ученик - ученик», «одаренный ученик - родитель».
Задачи развития:
-
развитие личности одаренных учащихся;
-
развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
-
развитие позитивной Я-концепции;
-
развитие творческой самостоятельности;
-
развитие коммуникативных умений;
-
развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
-
групповые занятия с одаренными учащимися;
-
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
-
предметные кружки;
-
кружки по интересам;
-
участие в олимпиадах;
-
исследовательская деятельность .
-
объединения дополнительного образования;
-
факультативы;
-
конкурсы и конференции;
-
интеллектуальный марафон;
-
участие в олимпиадах.
Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе
Урочная деятельность
-
проблемно-развивающее обучение,
-
проектно-исследовательская деятельность,
-
игровые технологии (деловые игры и путешествия),
-
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
-
творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность.
-
факультативы,
-
предметные недели,
-
театрализованные праздники,
-
олимпиады и конкурсы по предметам.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
-
видом одарённости;
-
возрастом ребёнка;
-
социальным статусом семьи ребёнка;
-
уровнем одарённости;
-
активностью самого ребёнка;
-
профессиональной подготовкой педагога.
-3-
Главные принципы реализации программы.
-
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
-
Гуманизм в межличностных отношениях.
-
Научность и интегративность.
-
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
-
Применение принципов развивающего обучения.
-
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
-
интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
-
задания с отсроченным вопросом,
-
интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
-
решение частично-поисковых задач разного уровня,
-
творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
-
организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
-
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского, Всероссийского уровня;
-
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с
-4-
-
одаренными детьми.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
-
осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
-
создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
-
признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.
Методическая работа педагога:
-
заниматься самообразованием;
-
повышать профессиональное мастерство;
-
посещать занятия других педагогов;
-
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях ШМО;
-
проводить открытые занятия;
-
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
-
проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися.
Работа с родителями.
-
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
-
Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
-
Родительское собрание на тему "Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы".
-
Лекция "Развитие интеллектуальных способностей ребенка".
-
Семейная игра "Кто хочет стать миллионером".
-
Лекция "Развитие личности ребенка". Общественный смотр знаний.
Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми
№
Мероприятие
Сроки
Исполнители
1
Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.
2013-2014
кафедра, классный руководитель
2
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей.
ежегодно
кафедра, классный руководитель
3
Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру».
ежегодно
кафедра, классный руководитель
4
Участие школьников в городских, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях.
ежегодно
кафедра, классный руководитель
5
Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников
ежегодно
психолог школы, кафедра, классный руководитель
Банк данных одаренных детей класса
№
Фамилия, имя ученика
Способности
Учеба
1
Губарева Дарья
Гуманитарные, математические
Отличница с 1 класса
2
Жогов Андрей
Гуманитарные, математические
Отличник с 1 класса
3
Косцов Матвей
Гуманитарные, артистические
Учится на «4» и «5»
4
Кузнецова Арина
Гуманитарные, математические
Отличница с 1 класса
5
Синельникова Ксения
Спортивные
Учится на «4»
6
Синетар Анастасия
Гуманитарные, математические
Отличница с 1 класса
План работы с одаренными детьми. 3б класса
на 2013-2014 уч. год.
Время проведения
Направление работы
Ответственные
сентябрь
Проведение диагностики. Дополнение банка данных
Классный руководитель, психолог
октябрь
Собеседование с родителями. Координация совместных действий родителей, классного руководителя
Классный руководитель, родители
ноябрь
Вовлечение учащихся в школьные олимпиады и подготовка к муниципальным олимпиадам
Классный руководитель
декабрь
Активное участие в муниципальных олимпиадах. Подготовка к школьным, муниципальным конкурсам, викторинам, научным проектам
Классный руководитель
январь
Выбор тем научно- исследовательских проектов. Проведение исследований по разным направлениям. Участие в школьных неделях по предметам.
Классный руководитель
февраль
Подготовка презентаций по исследованным материалам. Участие в муниципальных научно- практических конкурсах, конференциях.
Ученики
март
Профильная работа
Родители, классный руководитель
апрель
Проведение недели русского языка
Классный руководитель
май
Подведение итогов деятельности. Составление плана на следующий год.
Классный руководитель
-7-
-8-
Календарно-тематическое планирование занятий по математике
№ п/п
Тема занятия
Кол-
во
часов
Сроки прохождения программы 1
Диагностическое обследование
2
Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание».
3
Нестандартные задачи на соответствие и порядок.
4
Нестандартные задачи на соответствие и порядок.
5
Задачи ловушки , шутки.
6
Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»
7
Задачи связанные с величинами
8
Арифметические задачи ,требующие особых приёмов решения
9
Решение логических задач
10
Решение логических задач
11
Задачи на упорядочение множеств
12
Задачи решаемые с помощью графов
13
Комбинаторные задачи
14
Олимпиадные задачи
15
Олимпиадные задачи
16
Олимпиадные задачи
17
Олимпиадные задачи
Используемая литература :
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. - М.:ВАКО,2010.-233с.
2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.
3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. -М .: АСТ:Астрель,2000.-223с.
4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников - Просвещение 1990.-75с.
5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе .Развивающие игры ,задания , упражнения.
6. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»
8.Карточки « Нестандартные задачи для начальной школы»
-9-