Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ФГОС, УМК Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению создана на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».

I. Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения - фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» - третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценость стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

- этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

- делить текст на части, составлять простой план;

- самостоятельно формулировать главную мысль текста;

- находить в тексте материал для характеристики героя;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять рассказ-характеристику героя;

- составлять устные и письменные описания;

- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;

- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

VI. Содержание учебного предмета

Прощание с летом (6 или 4 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения (19 или 15 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом (9 или 7 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (13 или 11 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада...» (8 или 6 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил...» (18 или 11 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает...» (12 или 9 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (9 или 6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой (12 или 9 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца...» (9 или 6 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха (4 или 3 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю...» (8 или 5 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы (5 или 4 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля (6 или 5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.









Календарно-тематическое планирование 3 класс

Дата

№ п\п

Темы уроков

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Планируемые результаты (УУД)

Формы контроля № (К.Р., диктант, изложение-то что оценивается

Раздел 1 Прощание с летом

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); пере- давать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Чтение

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение, отрывки прозы.

Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фак- туальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента).

Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу:

анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.

Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с привилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание.

Культура письменной речи

Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства.

Создавать письменный текст

(описание, отзыв).

Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.

Творческая деятельность

Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрирование текста. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

- этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

- делить текст на части, составлять простой план;

- самостоятельно формулировать главную мысль текста;

- находить в тексте материал для характеристики героя;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять рассказ-характеристику героя;

- составлять устные и письменные описания;

- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;

- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

1

Знакомство с учебником. Стихотворения Г.Сапгира «Нарисованное солнце», Ю.Кима «Светлый день»

1

2

1 РК Стихи о лете в ДВ литературе Г.Долина «Музыка лета», «Да здравствует, лето!»

Рассказ В.Драгунского «Англичанин Павля»

1

3

Чем можно гордиться. Рассказ В.Драгунского «Англичанин Павля»

1

4

Главы из повести Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

1

5

Взрослая жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика

1

6

Лето волшебное и разное. Стихотворения К.Бальмонта «Капля» и Б.Заходера «Что красивей всего?».1

Раздел 2 Летние путешествия и приключения

7

Введение в раздел. Стихотворение Ю.Кима «Отважный охотник»

1

8

Главы 1-3 из повести С.Голицина «Сорок изыскателей»

1

9

Приключения изыскателей.

1

10

Какие они - настоящие изыскатели.

1

11

Глава 4 из повести С.Голицина «Сорок изыскателей»

1

12

Повесть И.Дика « В дебрях Кара-бумбы». Знакомство с героями.

1

13

Повесть о летних путешествиях. Глава из повести И.Дика « В дебрях Кара-бумбы»

1

14

2 РК В.Коржиков «Волны словно кенгуру» Главы из повести.

М. Твен 2Приключения Тома Сойера»

1

15

Знакомство с героями и местом действия

16

Во что верят и играют мальчишки? Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

1

17

Внеклассное чтение по разделам 1 и 2 Игра становилась жизнью (А.Гайдар «Тимур и его команда»

1

18

Как слава пришла к Гайдару?

1

19

Б.Емельянов «Игра»

1

20

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера ( К.Паустовский «Кот ворюга»)

1

21

РК Н.Наволочкин Знакомые Кота Егора (Главы из повести)

1

22

К.Паустовский «Жильцы старого дома»

1

23

Необычная жизнь жильцов старого дома.

1

24

Обобщение по разделу Проверочная работа №1 по теме «Летние путешествия и приключения»

1

Проверочная работа №1

25

Обучающее сочинение

1

Раздел 3 Природа летом 9

26

Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром», Б.Пастернака « За поворотом»

1

27

3 РК В.Арсеньев «Возвращение к морю» (отрывок из повести «Дерсу Узала»)

Краски и звуки лета. А.Чехов «Степь» (фрагмент)

1

28

М.Пришвин « Золотой луг»

1

29

Отчего так хорошо ранним летним утром? Глава «В купальне» из повести А.Толстого «Детство Никиты»

1

30

Спасительная сила летней грозы Глава «Стрелка барометра из повести А.Толстого «Детство Никиты»

1

31

4 РК Л.Гемма «На лугу»

Картины летнего дня. И.Тургенев «Голуби»

1

32

5 РК Летний день в стихотворениях Е.Кохана И.Бунин «Розы».

33

Урок-практикум по развитию читательских умений В.Бианки «Неслышимка» ( работа в тетради)

1

34

Обобщение по разделу Проверочная работа №2 по теме « Природа летом»

1

Проверочная работа №2

Раздел 4 Уроки и переменки 13

35

Введение в раздел. Необычная школа.

1

36

Фрагменты из книги Э.Успенского «Школа клоунов»

1

37

Урок-практикум по развитию читательских умений. Б.Заходер «Перемена» (работа в тетради)

1

38

Легко ли быть Песталоцци?

1

39

Главы из книги Г.Куликова «Как я влиял на Севку»

1

40

6 РК А.Лепетухин Хехцирские сказки. Смешные и правдивые истории дружбы Путь в страну невыученных уроков. Б.Заходер «Вредный кот», главы 1-4 из повести Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков»

1

41

Испытания для Виктора Перестукина. Главы 5-8 из повести Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков»

42

Главы 9-12 из повести Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков»

1

43

Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста

2

44

Обобщение по разделу

45

Проверочная работа №3 по теме «Уроки и переменки»

1

Проверочная работа №3

46

Внеклассное чтение по разделу 4 Книги о сверстниках, о школе

1

Раздел №5 «Глухая пора листопада…» 8

47

7 РК Н.Наволочкин «Полудница Акуля» отрывки из повести -сказки

Введение в раздел. Такая разная осень… Стихотворения А.Пушкина «Осень», К.Бальмонта «Осень»

2

48

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

49

Что заслуживает описания? К.Паустовский «Мой дом»

1

50

Стихи о близости снега. Г.Сапгир «Четыре конверта», Д.Самойлов «Перед снегом»

1

51

Как приходит зима. К.Паустовский «Прощание с летом»

2

52

Б.Пастернак « Иней».

53

Обобщение по разделу Проверочная работа №4 по теме «Глухая пора листопада»

1

Проверочная работа №4

54

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами.

1

Раздел 6 «И кот учёный свои мне сказки говорил»

18

55

Введение в раздел. Стихотворения Г.Сапгира «леса-чудеса», В.Берестова « Сказка»

1

56

Сказка ложь - да в ней намёк… Русская сказка « Кот и лиса»

1

57

8 РК Сказки эскимосов « Сказки морских охотников»

Какие ещё бывают сказки?

2

58

Сказки «Никита - Кожемяка», «Как мужик гусей делил»

59

Мир волшебной сказки. Стихотворение Дж.Р.Р. Толкина «Ещё не выстыл сонный дом…»

2

60

арабская сказка «Синдбад - Мореход»

61

9 РК Сказки эскимосов « Хозяин моря»

За что награждают в сказках?

2

62

Ш.Перро « Ослиная шкура»

63

Г.Андерсен « Стойкий оловянный солдатик»

2

64

Может ли оловянный солдатик быть стойким?

65

10 РК Сказки эскимосов «Отчего бывает пурга на Чукотке»

Уроки сказочной повести.

2

66

Фрагмент из книги А.Волкова «Волшебник изумрудного города»

67

Сказки для театра. С.Маршак «Сказка про козла»

2

68

Разыгрывание сказки по ролям.

69

Стихотворение В.Высоцкого «песня Кэррола».

2

70

Обобщение по разделу. Проверочная работа №5 по теме «И кот учёный свои мне сказки говорил»

Проверочная работа №5

71

Внеклассное чтение по разделу 6

1

72

Обучающее сочинение

1

Раздел 7 «Поёт зима, аукает…» 12

73

Введение в раздел. Звуки и краски зимы. Стихотворения С.Есенина «Поёт зима , аукает…», «Пороша»

1

74

Подарки зимы. Стихотворения К.Бальмонта «Снежинка», И.Бродского « Вечером»

1

75

11. РК В.Иванов Главы из повести « Золотой бурундук»

В ожидании новогоднего чуда. Стихотворение Ю.Мориц «Настоящий секрет»

2

76

А.Барто «В защиту Деда Мороза»

77

Урок практикум по развитию читательских умений. В.Драгунский «Кот в сапогах» (работа в тетради)

1

78

Зимние впечатления. Стихотворения Б.Пастернака «Снег идёт»,

2

79

А.Башлачёва « Рождественская»,

80

Д.Самойлова «Город зимний»

2

81

Суровые законы зимнего леса. В.Бианки «По следам»

82

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 6 по теме «Поёт зима, аукает…»

1

Проверочная работа № 6

83

Обучающее сочинение

1

84

Внеклассное чтение по разделу 7

1

Раздел 8 Животные в нашем доме 9

85

12. РК А,Костенко «Медвежонок Морошка» Введение в раздел. Стихотворения В.Берестова «Прощание с другом», Г.Сапгира « Морская собака»

1

86

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»

2

87

У каждого своё место в природе. Обсуждение произведения «Медведко»

88

Замечательные собаки. Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю.Коринца «Там, вдали, за рекой»,

2

89

13. РК В.Захаров. Рассказы о животных В.Драгунский «Дамка и Антон»

90

Ю.Коваль «Капитан Клюквин»

2

91

Каждый ли клёст может стать капитаном?

92

14. РК В.Шадрин «Будь здоров, воробышек!» Удивительные пони Ю.Мориц. Стихотворения Ю. Мориц « Пони», «Любимый пони»

1

93

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 7 по теме « Животные в нашем доме»

1

Проверочная работа № 7

Раздел 9 «Мы с мамой и папой» 12

94

Введение в раздел. Стихотворения Э.Успенского «Всё в порядке»,

1

95

Стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой»

1

96

Мечты о взрослой жизни. В.Драгунский «…Бы»

1

97

Подарки - это серьёзное дело. Ю.Коринец . Глава «Подарки под подушкой» из книги « Там, вдали, за рекой»,

2

98

А.Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»

99

Во что нельзя «играть» И.Дик «Красные яблоки»

2

100

Что такое взаимопонимание.

101

В.Драгунский «Девочка на шаре»

1

102

Хорошо, когда рядом - папа! С.Маршак «Хороший день»

2

103

Когда мама сердится. В.Драгунский « Тайное всегда становится явным»

104

Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа - сочинение о своей семье.

1

105

Обобщение по разделу. Проверочная работа №8 по теме «Мы с мамой и папой»

1

Проверочная работа №8

Раздел 10 « Наполним музыкой сердца» 9

106

Введение в раздел. Стихотворение О.Мандельштама «Рояль»,

1

107

Стихотворение И.Тургенев «Певцы» (фрагмент)

1

108

Как рождается музыка К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2

109

Волшебная сила бессмертной музыки К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

110

Сказка о маленьком Моцарте. сверчка»

2

111

Г.Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного

112

Какими бывают встречи с писателями?

2

113

В.Драгунский «Независимый Горбушка»

114

Обобщение по разделу. Проверочная работа №9 по теме « Наполним музыкой сердца»

1

Проверочная работа 9

Раздел 11 «День смеха» 4

115

15. РК Е.Добровенская «Хохотательный английский»

Введение в раздел. Стихотворения Г.Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса или всё наоборот»

1

116

Легко ли смеяться над собой? В.Драгунский «Надо иметь чувство юмора»

2

117

Весёлые стихи. Двустишия О.Григорьева

118

Стихотворение Ю.Мориц «Малиновая кошка»

1

Раздел 12 «О весна, без конца и без краю…» 8

119

Введение в раздел. Как приходит весна. Стихотворения А.макаревича «Снег…»,

120

Ф.Тютчев «Ещё земли печален вид…» А.Блок « Ветер принёс издалека»

2

121

Озорные стихи о весне. Стихотворения В.Маяковского «Тучкины штучки», О.Мандельштама «Калоша»,

2

122

Саша Чёрный «Зелёные стихи»

1

123

Проверка уровня сформированности читательских умений. А.толстой. Глава «весна» из повести «Детство Никиты»

124

А.Толстой. Глава «весна» из повести «Детство Никиты» (работа в тетрадях)

1

125

Картинки весны. Б.Окуджава «Весна»

2

126

Обобщение по разделам 11-12. Проверочная работа №10 по теме «О весна, без конца и без краю…»

Проверочная работа №10

Раздел 13 День Победы 5

127

16. РК А.Максимов Главы из повести «Петрушина застава»

Введение в раздел. А.Ахматова «Памяти друга»

1

128

Трудная тема - война.

2

129

В.Драгунский «Арбузный переулок»

130

Стихи о войне. В.Высоцкий « Он не вернулся из боя», Б.Окуджава «Король», А.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…»

1

131

Внеклассное чтение по разделу 13

1

Раздел 14 Родная земля 5

132

Введение в раздел. К.Паустовский «Бескорыстие»

1

133

Что такое Родина? В.Бахревский, Г.Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б.Окуджава « Песенка об Арбате»

1

134

Заключительный урок. С.Козлов, Г.Цыферов «Где живёт солнце?»

1

135

Урок итогового контроля

1

Урок итогового контроля

136

Заключительный урок внеклассного чтения

1


Учебный методический комплект:

  • «Литературное чтение» («В одном счастливом детстве») Учебник для 3 класса в 2-х частях

Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (Москва «Баласс» 2011 г.)

  • Тетрадь по литературному чтению для 3 класса

Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (Москва «Баласс» 2011 г.)

  • Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» 3-4 класс

Авторы Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина (Москва «Баласс» 2011 г.)

  • Уроки литературного чтения во 3-м классе (Методические рекомендации для учителя)

Авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева (Москва «Баласс» 2011 г)

  • «Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст» (Пособие для учителей начальных классов)

Автор О.В. Соболева (Москва «Баласс» 2009 г.)



© 2010-2022