План конспект урока по литературе: Александр Степанович Грин «Алые паруса» Повесть

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература 4-3-9


Дата «___»________ 20__г Класс 4-«__»


Тема урока: Александр Степанович Грин «Алые паруса» Повесть

Цель урока: Знакомство с повестью Александра Степановича Грина «Алые паруса»

Задачи урока:

• расширение и углубление знаний об особенностях произведений А.С. Грина, совершенствование умения анализировать прочитанные произведения, находить ответы на поставленные вопросы; совершенствование навыка выразительного и осознанного чтения;

• развитие устной речи, способности высказывать собственное мнение, творческого воображения, памяти, мышления;

• воспитание чувства отзывчивости, заботливого и бережного отношения друг к другу.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений;

Ход урока

Организационный момент.

1. Проверка домашнего задания.

Словесные портреты героев Ассоль и Грэя.

а) внешность;

б) внутренняя красота;

в) характер;

г) поступки и чувства;

д) стремление к мечте;

2. «Мозговой штурм».

Учащиеся должны ответить на вопрос: «Что является счастьем для меня?»

Учитель фиксирует ответы учеников на доске. Подводится итог.

Для А.С. Грина очень важно было сделать человека счастливым. Об этом он писал в своих произведениях. Самая большая награда для человека - принести счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль.

3. Работа над произведением.

1) Работа над цветовой символикой.

Какими красками наполнена повесть «Алые паруса»? Подтвердите словами из текста.

- Почему для одних мир серый и невзрачный, а для других он состоит из ярких праздничных тонов? Какие краски вы бы взяли, чтобы изобразить внутренний мир Ассоль и Грэя?

Каждый человек видит мир в соответствии со своим характером и настроением. А значит, только от самого человека зависит, расцветет ли для него мир праздничными красками.

По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это сила воображения. Человеку дана удивительная возможность - фантазировать, мечтать, творить. Чувство чести, долга, человеческого достоинства - все это у Грина на первом месте. Мечта, любовь, счастье, труд - вот основа человеческой жизни.

2) Словесное описание.

Похожа ли жизнь Ассоль на сказку? (До встречи с Грэем и после

нее)

Неизвестно, как сложилась бы судьба маленькой героини, если бы однажды в ее жизнь не вошла сказка, наполненная ожиданием чудесной и счастливой любви. Не желая становиться такой, как все, не приемля серость, однообразие и приземленность, Ассоль сумела сохранить веру в чудо. Однако ее мечта никогда не осуществилась бы, не появись человек, который разделил веру девушки в чудо.

Встреча с Ассоль пробудила в сердце Грэя любовь. Узнав о предсказании Эгля, он решил подарить девушке сказку о корабле с алыми парусами, потому что понял нехитрую истину: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

3) Какие ассоциации вызывает у вас это произведение? Подберите ассоциации в виде эпитетов.

- чудесная неизвестность;

- прекрасное далёко;

- волшебные мечты.

4)Работа в паре.

Прочитайте афоризмы. Объясните, как вы их понимаете. Какие афоризмы можно отнести к повести «Алые паруса»?

• Мечта есть самое приятное, самое верное, самое интересное общество: оно делает течение времени незаметным.

П. Буаст

• Не жалуйся, что твои мечты не сбылись: заслуживает жалость лишь тот, кто никогда не мечтал.

М. Эшенбах

• Вечен только мир мечты.

В. Брюсов

• Как только исчезает мечта, то это значит, что ее место занимает реальность.

Анна Сталь

• Так вот и надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее.

М. Пришвин

После работы над афоризмами учащиеся должны приготовить устное обращение к своим товарищам. Начать его надо словами: «Ребята, надо верить в чудеса...».

5) Работа в группах.

Представление группами героев повести, их характеристика. Группам предлагают вопросы, на которые они должны ответить.

1 -я группа - Эгль

- Чем Эгль похож на сказочного героя?

- Как автор изображает Эгля? Найдите в тексте его описание.

- Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку? (Учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые автором и подтверждающие точку зрения группы)

- Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?

2-я группа - Ассоль

- Почему у Ассоль не было подруг?

- Какие качества героини подчеркивает автор?

- С помощью каких художественных средств Грин смог показать необычность Ассоль?

- С каким растением ассоциируется образ Ассоль? Почему? 3-я группа-Грэй

- Как герой воспринял сказку об алых парусах?

- Почему Грэй сумел воплотить мечту в действительность?

- В каких поступках вы увидели «странную летящую душу и дух действия» капитана Грэя?

6) Творческая работа.

Как стать счастливым, каждый человек решает по-своему. Грин предлагает свой рецепт счастья. В чем он, на ваш взгляд?

В повести А.С. Грин говорит нам о том, что нужно быть верным своей мечте, сохранять в себе чистую душу, нужно делать чудеса своими руками, приносить счастье людям, а это сделает счастливыми и нас самих.

Стратегия «Свободное письмо».

- Напишите свой рецепт счастья. Какие советы вы бы хотели дать окружающим?

Слушание работ.

4. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему«Что такое счастье?»

5. Подведение итогов урока.

- Были ли вы уверены, что сказка, предсказанная Эглем, станет реальностью?

- Почему мечта Ассоль исполнилась?

- Права ли была Ассоль, что жила в ожидании сказки? Как поступили бы вы на месте Ассоль?

- Что вас удивило в этой повести? Что особенно понравилось?

- Чему научил вас писатель?

- Встречали ли вы в жизни людей, похожих на героев повести?

6. Рефлексия.

У каждого человека должна быть мечта. Она всегда манит и заставляет двигаться ей навстречу. Самые светлые и радостные мечты приходят к нам в детстве. И во многом от нас самих зависит, останутся ли они на протяжении всей жизни, исполнятся или исчезнут в небытие.

Повесть «Алые паруса» оставляет светлое чувство радости и ощущение счастья. Мне хочется, чтобы на земле было больше таких счастливых людей, как Ассоль и Грэй, потому что искренняя любовь способна превратить жизнь в настоящее чудо.

Составление синквейна.

Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от франц. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).

1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

2. Вторая строка - описание темы двумя словами (прилагательные)

3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

5. Пятая строка - одно слово, синоним темы.

Ассоль

Необычная, добрая.

Ждет, надеется, мечтает.

Жила в ожидании чуда.

Сказка

Грэй

Романтичный, решительный.

Действует, фантазирует, любит.

Своими руками сотворил чудо.

Счастье




© 2010-2022