Самообразование «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема самообразования

«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»

Цель: Формировать орфографическую грамотность.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей письма.

2. Ввести в практику письменной речи школьников особый способ письма - письмо с пропусками орфограмм, с «окошками».

3. Познакомить учащихся с орфографическим словарем, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.

4. Развивать орфографическую память учеников.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на уроках русского языка, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.

Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно

2

орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания.

Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы.

Отсутствие соответствующего умения - орфографической зоркости - считается важнейшей причиной орфографических ошибок, по которой может быть перечеркнуто все хорошее знание правил и умений их применять. Поэтому с уверенностью можно сказать, что причиной низкой грамотности у учащихся является неумение видеть орфограммы. Главным в обучении правописания является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, учащийся сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Для удобства работы по правописанию необходимо выделить практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей служит орфограмма. Орфограмма - это написание, которое не устанавливается на слух. Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выделяют следующие признаки орфограммы:

3

- написание, требующие проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);

- наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.

Состав русских орфограмм следующий:

  1. орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:

а) на месте слабых позиций звуков;

б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;

2. орфограммы, несвязанные с обозначением звукового состава морфем:

а) прописная буква,

б) слитно-раздельные написания

в) перенос

г) сокращения слов.

При обучении правописанию большое значение имеют опознавательные признаки орфограмм, для каждого вида - свои.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

  1. расхождение между звуком и буквой, между произведением и написанием;

  2. «опасные» звуки и звукосочетания (буквы буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;

  3. морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Обычно принято считать, что главный признак орфограммы это:

4

Так, учащийся знает из практики, что в приставке - по - вообще ничего проверять не нужно, достаточно только убедиться, что это приставка (например, в словах полставка, подвез), так как приставки - пад - или - пот - в русском языке нет.

Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:

  1. природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;

  2. 2. орфографическое поле, необходимое для проверки;

  3. опознавательные признаки данной орфограммы;

  4. умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. «Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью». Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).

Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учителями В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил.

Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?

Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием

5

«вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить задачу, т.е. найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Для быстрого и безошибочного применения необходимо еще одно условие: надо чтобы учащиеся владели приемами умственной работы. Если ученик смог «открыть» для себя прием умственной работы, который соответствует правилу или же группе правил, он сможет применять это правило успешно. Можно предложить учащимся игру в «составлении инструкций» из двух или трех действий для объяснения орфограммы. Такая работа помогает ученику усваивать правила более осознанно и прочно, а применять их более уверенно и успешно.

Например:

  1. Постановка знаков препинания в конце предложения:

1.Прочитай предложение. О ком, о чем в нем говорится?

2. Как произносится предложение?

3. Какой знак нужно поставить в конце предложения?

II. Алгоритмы - памятки. Они помогают учащимся развить навык самопроверки.

  1. Не пропустил ли ты букву?

  2. Правильно ли ты написал безударные гласные.

парные согласные, непроверяемые согласные?

  1. Не уверен - спроси учителя!

  1. С какой буквы пишу слово?

  2. Есть ли в слове приставка? Как приставки пишутся словами?

  3. Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови.

6

  1. Игровые моменты. Они привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.

Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь моряк.

Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.

Данная работа представляет собой один из методов формирования орфографической зоркости.

Методика формирования орфографической зоркости на уроках русского языка.

Формирование орфографической зоркости на основе морфологического принципа не предполагает обсуждения, почему пишется так, а не иначе. Аргумент один: «Есть такое правило!»

Возьмем три ведущих правила нашей орфографии.

  1. безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова.

  2. «сомнительные» согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными.

  3. мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если она сохраняется и перед твердыми согласными или на конце слова.

В связи с тем, что ошибки на безударную гласную связаны не столько с незнанием правила, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, на самых первых ступенях обучения стараюсь развивать у учащихся внимание к слогозвуковой структуре слова, к соответствию (несоответствию) буквы звукам, развиваю языковое чутье и фонематический слух.


Для повышения грамотности используют прием списывания.

Данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, во-вторых

7

должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

Памятка

  1. прочитай предложение, чтобы понять и запоминать его.

  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

  4. Прочитай предложение так, как оно написано.

  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.

  6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.

  7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

Диктант с постукиванием

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Выборочный диктант.

Проводим на уроках выборочный диктант, когда учащиеся по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемым

8

орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

Самодиктант - это вид диктанта, при котором текст перед записью зрительно воспринимается учащимися, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе сами по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом.


© 2010-2022