Технологическая карта урока ИЗО в 3 классе Мамин платок

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока ИЗО в 3 классе Мамин платокМБОУ «Невидимковская ООШ»

Лысьвенский район, Пермский край

учитель начальных классов

Борисова Татьяна Сергеевна

2016 год



Урок изобразительного искусства в 3 классе.

Тема « Мамин платок»







Цели
деятельности
педагога

- Познакомить учащихся с работой художника по тканям - художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов;

-Учить отличать платок от ткани (замкнутая композиция в квадрате, ограниченная, как правило, по краям кантом или каким-то линейным орнаментом, часто композиционным акцентом служит его центральная часть);

- Создавать орнамент для росписи платка, развивать творческие способности, изобразительные навыки, умение анализировать изделие, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность;

- Воспитывать художественный вкус; интерес к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные УУД:

- познакомятся с работой художника по тканям - художника декоративно-прикладного искусства,

с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; научатся отличать платок от ткани, создавать орнамент для росписи платка.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные УУД - научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Регулятивные УУД - научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата;

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникативные УУД - научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные УУД:

- ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности;

-сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины Платок, ручная набойка, композиция

Образовательные ресурсы

Благова, Н.Ю. Урок по изобразительному искусству в 3 классе «Мамин платок»/ Н.Ю. Благова. - Режим доступа : http ://festival.1september.ru/ articles/513491

Наглядно-демонстрационный

материал

Мультимедийная презентация по теме, методические таблицы, платки, образцы детских работ по этой теме; педагогический рисунок, платки Павлово-Посадские, записи песен «Оренбургский платок», «Синий платочек»

Оборудование

Учебник, гуашь, кисти, белая и цветная бумага, цветной картон квадратной формы



Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Форма организации
взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия

Результат взаимодействия.

1

2

3

4

5

6

7

I. Самоопределение к деятельности.


1. Подготовка
к усвоению

материала. Сообщение темы урока


1. Проверка готовности обучающихся к уроку. (Слайд 1)

«Платочек» Семён Островский
«Ветер откуда-то взялся - и вдруг

Вырвался мамин платочек из рук.
Мама успела лишь выкрикнуть: "Ах!"
Глядь, а платочек уже в облаках.
К нам возвращаться на землю не хочет...
Так почему ж это мама хохочет?
Странно - взмахнула руками, как птица,
Но удалось мне в плечо ей вцепиться.
Если бы я не успел, знаю точно, -
Вслед улетела б она за платочком».

-О каком предмете пойдет речь на этом уроке?

- «Героем» нашего урока станет платок

- Об этом предмете женской одежды создано немало песен, ведь он не только служил для каких-то утилитарных целей, но и был символом чистоты, скромности.

- Что же это за предмет?

Звучит фрагмент песни «Оренбургский платок»

-Итак, «героем» нашего урока станет платок

(Слайд 2)

Слушают учителя


Фронтальная


Личностные:

-ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные:

-принимают
и сохраняют учебную задачу


Устные ответы


II. Открытие нового знания

1. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Платок
и его история». Рассматривание платков, шалей, слайдов
с их изображением


Презентация. ( Слайд 3 - 4))

- Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой - убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца XVII века он уступает место платку, а спустя век в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Знатные особы носили «богатые» платки из дорогой ткани, вышитые золотом. (Слайд 5)

История русского платка начинается с XII века. Головное полотенце, убрус, или полотно из куска ткани женщины набрасывали поверх головного убора. О русских платках и шалях знали даже за рубежом. Павлово-Посадский платок, например, стал обязательным элементом русского костюма.

(Слайд 6)

Он привлекает своей декоративностью, колористикой. Крупные цветы, растительные узоры, контрастный фон - как символ слияния человека с природой. Слава Павлово-Посадских платков не меркнет до сих пор. В Павловском Посаде существует Музей истории русского платка и шали.

( Слайд 7)

Настоящим достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. Первые сведения о появлении в Оренбуржье изделий из козьего пуха начали появляться еще в конце XVIII века, когда русские, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением.

(Слайд 8)

Суровый климат здешних мест, постоянно дующий резкий ветер побудили переселенцев заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов, которые под легкой верхней одеждой носили теплые поддевки-телогрейки и платки, связанные из пуха коз.

(Слайд 9)

Платки очень красивы и настолько тонки, что их можно поместить вовнутрь гусиного яйца и даже протянуть сквозь кольцо. Оренбургские платки получили всемирное признание на выставках в Париже, Чикаго, Брюсселе.

(Слайд 10)

Славен Пензенский край пуховыми платками, которые ничем не уступают оренбургским, и когда то пользовались особым расположением русских императриц. Изделия отличались высоким качеством, пуховый платок можно было пропустить через обручальное кольцо. Слава о пензенских платках ушла далеко за пределы России. Красивый платок был лучшим подарком к любому празднику.

(Слайд 11) Владимир Флейшер
ОРЕНБУРГСКИЙ ПЛАТОК
«Вязальной спицы соприкосновенье
С другою спицей на мгновенье,
А между ними вздрагивает нить.
И нет конца числу переплетений -
Дорожек, звёздочек, загадочных видений,
Которые ещё осталось свить,
И людям незнакомым подарить.
Как будто в прошлое вернулся снова,
Беззвучно-мягкое, пуховое,
Украсившее женское лицо,
И отдающее тепло на полустанке зимнем.
Оно для нас и оренбургский символ,
Струящийся через кольцо,
И в будущем надежды деревцо.
В нём ковыля рождённый в поле шёпот.
И солнечных лучей вселенский опыт,
Сокрытый в пиале парного молока.
В нём рук проворство и тепло души,
В нём волшебство, которое спешит,
Открыть нам тайну оренбургского платка,
Надёжно сохранённую в руках».

(Слайд 12)

- Платок стали использовать в качестве оригинального аксессуара, украшающего любой наряд. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях.

Девушки так и делали (выйти простоволосой не то что из дому, даже из своей горницы считалось недопустимым), а замужние надевали платок поверх головного убора.

(Учащиеся под руководством учителя рассматривают платки, делятся впечатлениями)

Слушают учителя, рассматривают ил-

люстрации или слайды, платки, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы



























































Читают заранее подготовленные учащиеся.

Фронтальная


Личностные УУД: учащиеся сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.

Познавательные УУД: учащиеся умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих впечатлениях, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о платке.

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы; участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата


Устные ответы


2. Коллективный поиск ответа
на вопрос

- Чем платок отличается от ткани? Рассмотрите узорную ткань и платок.

Вывод: платок - квадратный; имеет замкнутую композицию, ограниченную, как правило, по краям каким-то линейным орнаментом, часто композиционным акцентом служит его центральная часть


Участвуют
в дискус-сии, отвечают на вопросы, слушают учителя


Фрон-тальная

Коммуникативные УУД: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение.

Личностные:

проявляют терпение и доброжелательность в дискуссии

Устные ответы


3. Беседа «Виды платков». Просмотр презентации

(Слайд 13)

- Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный мир?

Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов.

- Как вы думаете, все ли равно вашей бабушке, маме, сестре, какой надеть платок?

- Какой платок из этой коллекции выбрали бы ваши бабушка, мама, вы сами и почему?

Вывод: платок - это настроение. Платок может подчеркнуть красоту женщины, а может и не соответствовать ей. Например, если на голове старушки яркий, броский платок, то он еще сильнее подчеркнет возраст, старость, усилит бледность лица, обострит морщинки. А темный платок приглушит молодость и красоту молодой девушки или женщины.

Есть платки праздничные, будничные и скорбные.

- Какой платок можно назвать праздничным? (Красивый, яркий, броский и др.).

-Какой платок можно носить в будни? (простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный).

-Какой платок ближе женщине, когда у нее горе? (Темный, черный.)

Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст


Слушают учителя, рассматривают слайды, отвечают на вопросы, анализируют ин-

формацию


Фронтальная


Личностные УУД: сориентированы на проявление интереса к культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей

и дополняющей представление о видах платков.

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД: принимают

и сохраняют учебную задачу


Устные ответы


4. Сообщение теоретических сведений «Производство узорной ткани»

( Слайд 14)

Русским мастерам таланта не занимать. Научились и они ткать самые разные шали: шелковые, шерстяные, ситцевые.

- Как же из однотонной ткани получали узорную?

(Слайд 15)

Ручная набойка - один из древнейших видов искусства художественных тканей. Узорную ткань способом набойки получают при помощи специальных печатных досок - деревянных форм с рельефным узором, которые переносят краску на полотно. Формы для оттиска узора называются «манеры» или «цветки». Они могут быть

резными или составленными из вбитых в доску металлических пластин, гвоздиков, проволоки и т. п. Иногда деревянный рельеф дополняют металлическими элементами для получения в узоре тонких линий, точек и мелких мотивов орнамента

Слушают учителя, анализируют информацию.


Фронтальная


Коммуникативные УУД: сотрудничают в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД: удерживают

цель деятельности до получения ее результата.

Личностные УУД:

имеют интерес к художественной деятельности.

Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее

Устные ответы


5. Словесно иллюстративный рассказ «Павловские платки и орнаментальные композиции на них».

(Слайд 16)

Павлово-Посадский платок
Ольга Моисеева
«Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин Павлово-Посадский платок,
Что-то важное, вспомнила сразу душа
Как свободы глотнула глоток.
А в платке то самом: поле, поле цветет!
И цветы в нем безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки… горы… дороги и нивы!
Не смогла удержаться надела, кручусь
Возле зеркала, как лепесток…
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь -
В мамин Павлово-Посадский платок…»

(Слайд 17)

- Павловские платки - изделия Павлово-Посадской мануфактуры. Платки являются своеобразным символом России. Традиции, которые свойственны Павлово-Посадским платкам, сложились еще в XVIII веке и сохранились до настоящего времени. С рождением Павлово-Посадских платков связано одно из выдающихся явлений русского декоративно-прикладного искусства - многоцветная набойка.

(Слайд 18)

Настоящий Павлово-Посадский платок всегда имеет квадратную форму с симметричной композицией, которая включает в себя кайму и средник, а основным декором считается цветочный орнамент.

Композиции росписи Павлово-Посадских платков всегда отличались четким ритмом и яркостью красок. (Слайд 19)

Качество росписи в старину проверяли очень интересным способом: выходили на берег реки Вохны и разворачивали платок, рисунок Павлово-Посадского платка должен был быть хорошо виден с другого берега реки.

(Слайд 20)

- А теперь давайте посмотрим на платок как на цельную, замкнутую композицию. В ней

существует определенный порядок в расположении природных элементов (рассматривание платков симметричных и асимметричных).

Рассмотрим разные композиции узоров. У каждого платка свой ритм.

- Ребята, смотрите, как бы я схематично представила платок, пользуясь лишь линиями и геометрическими фигурами.

(Показывает схемы.)

- Определите, какие композиционные схемы соответствуют узорам на платках и шалях. Сделайте схемы к представленным здесь платкам

Работают

с учебником, рассматривают иллюстрации, читают вопросы и отвечают на них,

анализируют информацию, проверяют правильность выполненного задания


Фронтальная


Познавательные УУД: делают умозаключения и выводы в словесной форме, осознанно читают тексты, рассматривают изделия, рисунки с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о современной игрушке.

Коммуникативные УУД: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы.

Регулятивные УУД: принимают
и сохраняют учебную задачу



6.Физкультминутка

Рябинка.
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.

(Потягивания - руки вверх.)
Ей не просто жить на свете -
Ветер крутит, вертит ветер.

(Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится - смеётся.

(Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует,
На рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображая ветер.)


III. Творческая практическая деятельность


7. Беседа «Что

мы будем рисовать?»


- Сегодня мы будем расписывать платок. Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы, веточки и цветы, придумывает композицию точно так же, как это проделали мы с вами. А потом эту схему заполняет конкретными природными элементами.

- Где же он берет узоры?

(Ему подсказывает их мать-природа.) Изображение алых роз и других растений на черной, васильковой, белой и красной «земле» создает музыкальное звучание цвета, вызывает образные ассоциации. Не случайно мастера дают такие названия своим композициям на шалях: «Солнечный круг», «Адажио», «Концертная» и др.

- Как мы будем работать над созданием платка? Возьмите бумагу нужного вам цвета. Подумайте, где можно расставить акценты - или в центре платка, или по углам. Рисунок схемы платка советую сделать вам светлой краской, чтобы он не мешал в дальнейшей работе. После того как эта работа будет сделана, можно, подключив свою фантазию, продолжать роспись платка. Только не забывайте, для кого вы его будете создавать - для бабушки, для мамы или для сестры.

( Учитель помогает составить последовательность работы над рисунком с опорой на педагогический рисунок)

Анализируют педагогический рисунок, информацию, слушают учителя,

отвечают на вопросы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы
работы

Фронтальная

Личностные УУД: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные УУД: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД: умеют удерживать цель деятельности

до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные УУД: общеучебные - умеют анализировать информацию, производить
логические мыслительные
операции (анализ, сравнение), анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы выполнения рисунка

Устные ответы

8. Практическое задание

Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает ученикам, затрудняющимся в выполнении задания

Выполняют задание


Индивидуаль

ная


Регулятивные УУД: оценивают

(сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Личностные УУД: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Выполнение эскиза росписи

платка


IV. Итоги урока. Рефлексия


9. Выставка
и презентация работ. Обобщение

сведений, оценивание результатов работы


Учитель организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. Критерии оценивания работ:

- аккуратность,

- цветовое решение,

- оригинальность и т. д.

(Слайд 21)

Организует беседу по вопросам:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Для кого предназначен ваш платок?

- Все ли вам удалось в этом задании?

- Что не удалось? Почему?

- Какое настроение у вас сейчас?

Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Слушают учителя,
отвечают
на вопросы


Фронтальная


Личностные УУД: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные УУД: ученики оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Оценивание учащихся.

Устные ответы


10. Домашнее задание

Рассмотреть мамины платки, подготовить рассказ о платке

Слушают учителя


Индивидуаль

ная


Коммуникативные УУД: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Наблюдение






© 2010-2022