- Преподавателю
- Начальные классы
- Краткосрочный план урока М. Пришвин Ребята и утята
Краткосрочный план урока М. Пришвин Ребята и утята
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бурмистрова Р.Ф. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Литературное чтение 7.12.2015г
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели урока: создать условия для развития умения пересказывать текст
Задачи:
учить анализировать произведение;
развивать умение выразительно читать произведение
воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование :компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина, картинки «утка с утятами»
Ход урока
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
-
Приветствие:
Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
2. Речевая разминка:
Мы будем выговаривать
Мы будем разговаривать
Правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши.
Что же шепчут камыши?
А ещё
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
II. Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы познакомились со сказкой-несказкой В. Бианки «Сова»
«Верно - неверно!» (выполняют индивидуально, взаимопроверка по слайду)
-
Главный герой сказки «Филин»
-
Сказку написал В.Бианки
-
В этой сказке мыши хотели разорить шмелиные гнёзда.
-
Старик называл сову «Отчаянной головой»
-
Сова не приносит природе никакой пользы.
-
У коровы не будет молока, если она не будет есть клевер.
-
Всё в природе взаимосвязано.
-
Сова помогла избавиться от мышей.
-
В конце сказки старик пил чай с молоком.
«Восстановите цепочку»
Сова-мыши-шмели-клевер-корова-молоко
(Один ученик выходит к доске , восстанавливает и объясняет последовательность)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
- Какого человека можно назвать неравнодушным?
- Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)
- Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?
(на доске - слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)
* Узнать о жизни и творчестве писателя
* Познакомиться с новым произведением
* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке
-Итак, тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.
-
Выставка книг.
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.
-
Биография писателя. Вика
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Ксения А.
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору - принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату».
Даниял.
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места мира, прекрасно знал Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
Он хотел найти в природе такое, чего сам еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался».
«Незаконченное предложение»
-
Михаил Пришвин любил … ;
-
Он писал о … ;
-
На фотографии у него … ;
-
Писатель жил … .)
VI. Первичное усвоение новых знаний.
-Сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора.с. 92
Прочитайте заглавие рассказа.
- "Ребята и утята"
- Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
- Кто видел маленьких утят?
- Где?
- Утки бывают не только домашние, но и дикие.
Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам.
Об одной из диких уточек - чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
VII. Первичная проверка понимания
- Сейчас приготовьте карандаш. Диктор будет читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.
(Дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова)
- Понравился рассказ?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
Словарная работа:
При чтении этого произведения попадутся "хитрые слова". Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.
-
Верста - старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
-
Паровое поле - поле, отдыхающее от посевов.
-
Овсяное поле - поле, засеянное овсом.
-
Вода спала - с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
-
Кузница - помещение, где работают кузнецы.
( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)
VIII.Физкультминутка
Танец «Утят»
После выполнения упражнений можно поинтересоваться у детей, как они себя чувствуют, понравилось ли им "быть утятами", и др.)
IX. Первичное закрепление изученного материала
Анализ и выборочное чтение произведения.
- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
- Докажите строчками из произведения.
- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
- На свободу.
- Что значит для утят свобода?
- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
- Докажите строчками из произведения.
- Сколько надо было идти до озера?
- 3 версты.
- Сколько это километров?
- Чуть больше 3 километров.
- Это много или мало для человека?
- А для маленькой уточки?
- Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
- Почему уточка-мать шла позади утят?
- Какие враги были у уток?
- Докажите строчками из произведения.
- Кто страшнее?
- Почему?
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
- Докажите строчками из произведения.
- Зачем ребята это делали?
- Просто так, для забавы.
- Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
- Докажите строчками из произведения.
- Могла ли утка кричать?
- Докажите строчками из произведения.
- Её немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях.
- А какое чувство пережили утята?
- Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
- А какое слово вы кричите, когда боитесь?
- Мама!
- А ваша мама переживает за вас?
- Как она ведет себя при этом?
- Как в рассказе чаще всего называют уточку?
- Мать.
- А какая она мама?
- Заботливая.
- Вам её жалко?
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
X. Обобщение
* Работа над иллюстрацией.
- Посмотрите на иллюстрацию.
- Кто изображен на переднем плане?
- Что они делают?
- Кто изображен на заднем плане?
- Что она делает?
- Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
(И около кузницы при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их впереди)
- Посмотрите на вторую иллюстрацию.
-Кто изображен здесь?
-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
(Вот тут их и увидели ребята и зашвыряли шапками)
- Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
- Что его волновало?
- Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
- Кто именно?
- А кто нет?
- Почему?
* Работа в паре.
Работа с пословицами.
- Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске:
- Вслух прочитает первую пословицу …
Умел ошибиться - умей и …(исправиться)
- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
- Почему?
- Вслух прочитает вторую пословицу …
добрый пример, лучше ста… (слов).
- Продолжите пословицу.
- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
- Почему?
XI. Итог урока
-С творчеством, какого писателя мы познакомились?
-Как называется произведение?
-Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?
- К чему нас призывает?
XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- пересказ текста
- пересказ от лица писателя
- пересказ от лица мальчиков
XIII.Рефлексия
- Оцените свои действия на уроке с помощью «Лестницы успеха»
(учащиеся выходят к доске и прикрепляют смайлик к соответ. ступеньке)