Краткосрочный план урока М. Пришвин Ребята и утята

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение 7.12.2015г

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока: создать условия для развития умения пересказывать текст

Задачи:

учить анализировать произведение;

развивать умение выразительно читать произведение

воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Оборудование :компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина, картинки «утка с утятами»

Ход урока

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

  1. Приветствие:

Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!

2. Речевая разминка:

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши.

Что же шепчут камыши?

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать.

II. Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы познакомились со сказкой-несказкой В. Бианки «Сова»

«Верно - неверно!» (выполняют индивидуально, взаимопроверка по слайду)

  1. Главный герой сказки «Филин»

  2. Сказку написал В.Бианки

  3. В этой сказке мыши хотели разорить шмелиные гнёзда.

  4. Старик называл сову «Отчаянной головой»

  5. Сова не приносит природе никакой пользы.

  6. У коровы не будет молока, если она не будет есть клевер.

  7. Всё в природе взаимосвязано.

  8. Сова помогла избавиться от мышей.

  9. В конце сказки старик пил чай с молоком.

«Восстановите цепочку»

Сова-мыши-шмели-клевер-корова-молоко

(Один ученик выходит к доске , восстанавливает и объясняет последовательность)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

- Какого человека можно назвать неравнодушным?

- Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

- Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

(на доске - слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)

* Узнать о жизни и творчестве писателя

* Познакомиться с новым произведением

* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке

-Итак, тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.


  • Выставка книг.

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.


  • Биография писателя. Вика

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Ксения А.

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору - принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату».

Даниял.

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места мира, прекрасно знал Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

Он хотел найти в природе такое, чего сам еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался».

«Незаконченное предложение»


  • Михаил Пришвин любил … ;

  • Он писал о … ;

  • На фотографии у него … ;

  • Писатель жил … .)

VI. Первичное усвоение новых знаний.

-Сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора.с. 92

Прочитайте заглавие рассказа.

- "Ребята и утята"

- Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

- Кто видел маленьких утят?

- Где?

- Утки бывают не только домашние, но и дикие.

Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам.

Об одной из диких уточек - чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

VII. Первичная проверка понимания

- Сейчас приготовьте карандаш. Диктор будет читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.

(Дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова)

- Понравился рассказ?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

Словарная работа:

При чтении этого произведения попадутся "хитрые слова". Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.

  • Верста - старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

  • Паровое поле - поле, отдыхающее от посевов.

  • Овсяное поле - поле, засеянное овсом.

  • Вода спала - с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

  • Кузница - помещение, где работают кузнецы.

( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)

VIII.Физкультминутка

Танец «Утят»

После выполнения упражнений можно поинтересоваться у детей, как они себя чувствуют, понравилось ли им "быть утятами", и др.)

IX. Первичное закрепление изученного материала

Анализ и выборочное чтение произведения.

- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
- Докажите строчками из произведения.
- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
- На свободу.
- Что значит для утят свобода?
- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
- Докажите строчками из произведения.
- Сколько надо было идти до озера?
- 3 версты.
- Сколько это километров?
- Чуть больше 3 километров.
- Это много или мало для человека?
- А для маленькой уточки?
- Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
- Почему уточка-мать шла позади утят?
- Какие враги были у уток?
- Докажите строчками из произведения.
- Кто страшнее?
- Почему?
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
- Докажите строчками из произведения.
- Зачем ребята это делали?
- Просто так, для забавы.
- Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
- Докажите строчками из произведения.
- Могла ли утка кричать?
- Докажите строчками из произведения.
- Её немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях.
- А какое чувство пережили утята?
- Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
- А какое слово вы кричите, когда боитесь?
- Мама!
- А ваша мама переживает за вас?
- Как она ведет себя при этом?
- Как в рассказе чаще всего называют уточку?
- Мать.
- А какая она мама?
- Заботливая.
- Вам её жалко?

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

X. Обобщение

* Работа над иллюстрацией.

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Кто изображен на переднем плане?

- Что они делают?

- Кто изображен на заднем плане?

- Что она делает?

- Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

(И около кузницы при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их впереди)

- Посмотрите на вторую иллюстрацию.

-Кто изображен здесь?

-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

(Вот тут их и увидели ребята и зашвыряли шапками)

- Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?

- Что его волновало?

- Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица

- Кто именно?

- А кто нет?

- Почему?

* Работа в паре.

Работа с пословицами.

- Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске:

- Вслух прочитает первую пословицу …

Умел ошибиться - умей и …(исправиться)

- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

- Почему?

- Вслух прочитает вторую пословицу …

добрый пример, лучше ста… (слов).

- Продолжите пословицу.

- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

- Почему?

XI. Итог урока

-С творчеством, какого писателя мы познакомились?

-Как называется произведение?

-Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?

- К чему нас призывает?

XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- пересказ текста

- пересказ от лица писателя

- пересказ от лица мальчиков

XIII.Рефлексия

- Оцените свои действия на уроке с помощью «Лестницы успеха»

(учащиеся выходят к доске и прикрепляют смайлик к соответ. ступеньке)

Краткосрочный план урока М.Пришвин Ребята и утята

Краткосрочный план урока М.Пришвин Ребята и утята

© 2010-2022