Исследовательский реферат к юбилею Победы в Великой Отечественной войне, 2015год

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районная научно-практическая конференция дошкольников и младших школьников «Исследовательская деятельность и экспериментирование».

Полное название темы работы

Как жилось моим сверстникам во время войны?

Номинация


Исследовательский реферат

Фамилия имя
автора

Зайцева Виктория

Возраст


9 лет

Образовательное учреждение


Муниципальное автономное образовательное учреждение Абанская средняя общеобразовательная школа №3

Руководитель


Фамилия, имя, отчество, место работы, должность

Валейко Ольга Ивановна, учитель начальных классов Абанской СОШ №3

Роль руководителя

Сопровождение учащегося в исследовательской деятельности


Родитель (ли)


Зайцева Галина Владимировна


Роль родителя (лей)

Помощь в отборе информации, подготовка презентации
















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы Этот год памятный в жизни нашей страны. Исполнится 70 лет с тех пор, как отгремели последние залпы орудий Великой Отечественной войны. Я уже знаю, что эта война длилась 5лет, 1418 дней и ночей. Несмотря на то, что мне только 9 лет, понимаю смысл зловещего слова «война». Война- это страх, это горе, слёзы и ужас. Каждый день смотрю телевизор, программу «Вести» и вижу, что принесла украинским детям война в Украине, как они прячутся в подвалах от снарядов, как остаются без рук и ног и даже погибают. Скоро наступит весна, а вместе с ней придёт праздник 9Мая - День Победы, праздник «со слезами на глазах». Каждый год в этот день мы всей семьёй ходим на праздничный парад. Впереди колонн, рядом с трибунами, сидят ветераны, те, кто победил в той страшной войне 1941- 1945 годов. Мама говорит, что их с каждым годом становится всё меньше и меньше. Это те, кто воевал на поле боя, те, кто работал, пахал, сеял, своим трудом помогал победить фашистов, кто был в эти годы ребёнком таким, как я. Мне хочется узнать об этом как можно больше и рассказать своим сверстникам, теперешним ребятам, своим одноклассникам, потому что пока ещё живы ветераны, пока можно с ними поговорить, узнать у них о тех страшных годах. Проблема: не хватает знаний о трудных военных годах. Гипотеза: война- тяжёлое время, как для взрослых, так и для детей, она приносит голод и страдания.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель: изучить материалы о жизни детей в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

  • Узнать о жизни детей в блокадном Ленинграде по воспоминаниям очевидцев (по материалам школьного музея);

  • Подобрать и прочитать книги о жизни детей в военные годы в детской библиотеке;

  • Провести интервьюирование очевидца событий - Азоркиной Татьяны Ивановны, 1932 года рождения;

  • Проанализировать, обобщить изученные материалы.

Объект исследования: жизнь детей блокадного Ленинграда, жизнь детей в тылу.

Методы исследования: изучение и анализ материалов, сравнение, обобщение, интервью.

Что я узнала о войне из материалов школьного музея? Исследование по теме начала со знакомства с материалами школьного музея. В прошлом году я участвовала в школьной научно-практической конференции видела ребят, которые уже не один год занимаются исследовательской деятельностью. Это ребята школьного краеведческого клуба «Земляки». В школьном музее познакомилась с материалами, собранными не одним поколением ребят. Вот лежит на столе Дневник работы историко- краеведческого клуба «Земляки» за 2003-2005годы. В этом альбоме прочитала материалы, собранные ребятами 10 лет назад, к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ребята встречались с жителями нашего посёлка, которые в годы войны были привезены в наш район из блокадного Ленинграда. Этот город со всех сторон был окружён вражескими войсками. Самое страшное испытание для ленинградцев был голод. Ребята из клуба «Земляки» встретились с теми, кто остался в живых после всех мучений. Кроме того, ребята записали всё, о чём рассказывали очевидцы тех далёких событий. Из материалов интервью, мне стало ясно, как жилось детям блокадного Ленинграда. Вот некоторые строки из записей. Вопрос к Саране Анне Никитичне: - Какая была у главная мечта Вас мечта? Ответ. «Мечта была одна, где достать покушать, ведь хлеба давали 150 г. на сутки. Доставали деревянный клей и лошадиные сбруи. Вымачивали, выпаривали и варили холодец.» Вот ещё строки о голоде только из воспоминаний Галич Ефросиньи Тимофеевны: « Доходило до того, что жарили опилки на сковороде. Этими же опилками топили и печи» Из воспоминаний Лемби Марии Семёновны. « Хлеб выдавали по карточкам, хлеб не ели, а сосали. От голода пухли ноги и руки. Ели даже крыс». Прочитав эти материалы, поняла, что иногда мы не понимаем, что такое хлеб, еда, выбрасываем на помойку каждый день столько продуктов. Если бы это оказалось у тех ребят, в том далёком 1941 году, они бы выжили, осталась бы в живых и семья ещё одной ленинградской девочки, Тани Савичевой, о которой я прочла в материалах Интернета.

2.Что я узнала о Тане Савичевой?Исследовательский реферат к юбилею Победы в Великой Отечественной войне, 2015год Таня была самым младшим ребенком в семье. Когда началась война, Тане было 11 лет. Савичевы (мама, братья Лека и Миша, сестра Нина) жили в доме на Васильевском острове. Из рассказа сестры Нины: "Таня была золотая девочка. Любознательная, с легким, ровным характером. Очень хорошо умела слушать. Мы ей все рассказывали - о работе, о спорте, о друзьях»1 Таня Савичева известна всему миру благодаря своему дневнику, который вела в блокноте сестры. Девочка записывала на страницах дневника даты смерти своих родных. Эти записи стали одним из документов обвинения фашистов на Нюрнбергском процессе в Германии, когда закончилась война. Страшно читать те слова, которые написала Таня.

Строки из дневника Тани

"Женя умерла 28 декабря в 12 час утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3ч дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 6 час утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2ч ночи 1942 г.

Дядя Леша 10 мая в 4ч дня 1942 г.

Мама - 13 мая в 7 час 30 минут утра 1942 г…

Савичевы умерли.

Умерли все.

Осталась одна Таня".

Самое страшное о чём я прочла из этих материалов было то, что на руках у Тани умерла мама. Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г. - запись на листке с буквой "М». Вера, подруга Тани, рассказывала: «Таня постучала к нам утром. Сказала, что только что умерла её мама, и она осталась совсем одна. Просила помочь отвезти тело. Она плакала и выглядела совсем больной» Мама Веры помогла с "похоронами", как она описала: "Таня пойти с нами не могла - была совсем слаба. Помню, тележка на брусчатке подпрыгивала, особенно когда шли по Малому проспекту. Завёрнутое в одеяло тело клонилось набок, и я его поддерживала. За мостом через Смоленку находился огромный ангар. Туда свозили трупы со всего Васильевского острова. Мы занесли туда тело и оставили. Помню, там была гора трупов. Когда туда вошли, раздался жуткий стон. Это из горла кого-то из мертвых выходил воздух… Мне стало очень страшно."2
Таня была эвакуирована из Ленинграда в 1942 году в Нижегородскую область (поселок Шатки). За годы блокады она сильно ослабла, туберкулёз оказался неизлечим.
Таня Савичева умерла через два года после эвакуации в 1944 году в возрасте 14 лет. Санитарка Анна Журкина, ухаживавшая за Таней, вспоминала: «Я хорошо помню эту девочку. Худенькое личико, широко открытые глаза. День и ночь я не отходила от Танечки, но болезнь была неумолима, и она вырвала ее из моих рук. Я не могу без слез вспоминать это…».3 Поражает судьба этой девочки. Становится очень страшно и больно за судьбу детей блокадного Ленинграда, которая длилась 871день. Единственной дорогой в осажденный город было малоизученное Ладожское озеро. Из Ленинграда по воде было эвакуировано 33 479 человек, но навигация была смертельно опасна. Частые налеты вражеской авиации и непредсказуемые осенние штормы делали каждый рейс подвигом. Затем на поездах под вражескими бомбёжками везли детей туда где было безопасно. Этих детей привозили и в наш район. Из рассказа жительницы блокадного Ленинграда Лашкарёвой Анастасии Александровны: «В вагон сели 72 человека, а приехали только 19. Поезд останавливался, выбрасывали умерших и ехали дальше».

3. Где и как жили ребята из Блокадного Ленинграда в нашем районе? «В 1942 году был открыт Ношенский Детский дом. С 14 мая 1942 года, после ухода на фронт директора, Ефима Григорьевича Комиссара, его обязанности по приказу №170 стала исполнять 21- летняя Анна Терентьевна Цветкова. Вот, что рассказывала об этом её сестра Антонина Терентьевна Цветкова «Мне было 17 лет, училась в школе. Все ученики школы, в том числе и детдомовцы, в войну не просто учились, а работали в поле: дёргали турнепс, копали картошку, подгребали зерно к молотилке. Зимой ездили на конных санях пилить в лес дрова для школы, печи топили тоже сами. В Ношено детей разместили в 3-х колхозных зданиях, 2-этажном совхозном и доме артели им. Чапаева. В основном это были маленькие ленинградцы от 8 до 11 лет. Все поступавшие дети были очень истощённые, больные, особенно эпилепсией, испуганные». 4 «Детский дом держал корову, коней, имелся огород (огородником был немец), учила немка шить, воспитанники и воспитатели сами заготавливали дрова. У каждого ребенка был свой номер, так как одежда, полотенца были одинаковые. Приучали нас к труду: мы стирали одежду в прачечной, гладили вместе со взрослыми. Старшие мальчики ухаживали за лошадями, подвозили воду. Девочки дежурили на кухне. В сутки давали 500 грамм хлеба, варили первое и второе. На праздник стряпали пирожки, делали винегрет. Пирожки были большие, их резали на доли и строго взвешивали, чтобы всем было поровну. На краю Ношено была мастерская, где шили обувь, и еще в подвале была картошка, которую мальчишки таскали, а мы ее пекли тайком. Ведь не хватало еды» -вспоминали бывшие детдомовцы.Исследовательский реферат к юбилею Победы в Великой Отечественной войне, 2015год





4. Как жилось мальчишкам и девчонкам, которые родились и жили на сибирской земле? Рядом с эвакуированными ребятами в городах и сёлах в тылу жили другие мальчишки и девчонки, они здесь родились и жили. Они не слышали шума боя, не видели столько крови. Но испытание легли и на их долю. Как им жилось, я решила узнать у них самих, мальчишек и девчонок военных лет. Нужно попытаться найти людей 1930-1932 года рождения. Поспрашивать у знакомых. Такого человека мы нашли в деревне Долженково Азоркина Татьяна Ивановна, в девичестве Казакова. Мы с ней встретились. Вот, что она нам рассказала. Исследовательский реферат к юбилею Победы в Великой Отечественной войне, 2015год «Наша семья жила в деревне Михайловка Канского района. Отца забрали на фронт с первых дней войны. Осталось шестеро детей (11, 9,7,4, 2год, менее года). Мама работала днём в школе техничкой, а ночью сторожила овец в колхозной «овчарне», помогала соседям, знакомым, чтобы прокормить нас. За малышами смотрели старшие дети. Но всё-таки самого маленького мы не уберегли, он заболел и умер. Одежда какая-никакая была. У нас были богатые родственники. Что у них износится, то нам отдадут, мама подошьёт, подлатает, нам обновка. Обувь была одна на двоих, имею в виду валенки. Один приходил снимал, другой обувал. Летом обувь никто и не спрашивал. Итак тепло. Я в семье была самой старшей, когда началась война, мне было 11 лет, а брату Ивану 9 лет. Сначала мы немного ходили в школу, ведь все думали, что война скоро закончится. Правда, писать было не чем и не на чём. Писали на старых газетных обрывках, в старых книгах. В школе были тетради. Учебник был один на троих. Но время шло, становилось всё труднее и труднее. Мужчин из деревни забрали на фронт. На их место становились дети. Мы перестали учиться. Наша задача была пилить чурочки примерно 15-20см длиной, раскалывать на несколько частей. Чурочки вывозили в г. Канск на железнодорожную станцию. Что ими отапливали, я не знаю до сих пор. Мы тогда думали, что поезда, которые шли на фронт. Поэтому старались напилить как можно больше. Долго мне во сне снились эти чурочки. Сказать, что мы были голодными не могу. Было своё хозяйство: корова, овцы, куры. Часть продуктов отдавали в государство, отправляли на фронт. Очень сильно плакали, когда умерла наша корова. Мы все бегали вокруг мёртвой туши и просто ревели. Вместе с другими мальчишками и девчонками летом ели всё, что можно есть: щавель, ягоды, черемшу. Помню, как однажды накопали корни саранок, не знаю, как по- русски называются. Они были такие сладкие, мы объелись и отравились ими. Заготавливали на зиму грибы, ягоды. Грибы солили, ягоды вымачивали в воде (имею в виду бруснику). Труднее всего было весной. Не хватало картошки. Помню, как весной собирали на поле оставшийся с осени картофель. Оттаявший картофель, толкли, растирали и стряпали лепёшки. Зерна тоже не хватало, поэтому в хлеб добавляли травяную муку. Сушили лебеду, травку- муравку, размельчали её и добавляли в муку, поэтому хлеб был серым, почти чёрным. Но каким он был вкусным, никогда не забуду. В 1943году пришло письмо, что наш отец пропал без вести. Мама почему -то не плакала, наверное, она верила, что он живой и вернётся. И он вернулся живой в 1948 году. В нашей семье после войны родился ещё братик, но счастье жить в семье, жить с отцом, выпало нам всего на 9 лет. В 1957 году отца не стало». Такой была судьба многих мальчишек и девчонок во время войны. Татьяна Ивановна родила и вырастила с мужем 6 сыновей и очень гордится этим. Каждый из них отслужил в своё время срочную службу в рядах Советской Армии. Она и сейчас не сдаётся. Никуда не хочет уезжать со своего дома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы:

  1. Прочитав материалы интервью с бывшими участниками блокадного Ленинграда из Дневника краеведческого клуба « Земляки», узнала, как трудно пришлось этим людям, сколько горя им пришлось вынести, и как они терпели голод.
  2. Из материалов интернета узнала о семье Тани Савичевой, в которой все умерли от голода, осталась одна Таня. Её вывезли из Блокадного Ленинграда, но война всё равно её «догнала». И она умерла от болезни.
  3. Узнала, что в нашем районе был Ношенский детский дом, где жили дети, оставшиеся без родителей, среди них были дети из блокадного Ленинграда.
  4. Познакомилась с Азоркиной Татьяной Ивановной, которой в 1941 году было 11лет. Она рассказала, как трудно жилось мальчишкам и девчонкам, здесь, у нас в Сибири, в многодетной семье, оставшейся без отца, они не могли учиться, приходилось много работать и конечно, не доедать.
Но, несмотря на то, в Сибирь война принесла голод, приходили и сюда страшные весточки: «Погиб отец, погиб брат или сын», но не нужно было бежать и прятаться от снарядов, когда сил двигаться нет. Была еда, хоть плохая, но была. Даже моя бабушка слишком молода, чтобы рассказать мне о войне. Пройдут годы, и вообще некому будет об этом рассказать. Думаю, что нужно сейчас узнать об этих событиях как можно больше. Об этом я расскажу накануне Дня Победы своим одноклассникам. Когда подбирали литературу по теме исследования «Как жилось моим сверстникам во время войны?», планировали узнать и о жизни детей и на фронте, о подвигах юных героев на фронте. Но изучив материалы о детях блокадного Ленинграда, решили, что этого пока достаточно для меня. Слишком это страшно, слишком это волнует. Продолжу изучение этой темы и прочитаю книги, которые нашла о детях на войне, как они сражались в разведке, как участвовали в боях, как стояли у станков и изготавливали орудия для бойцов. Это я только пока видела на фотографиях. И это тема для моего следующего исследования.






























Список литературы: 1. Дневник работы историко - краеведческого клуба « Земляки» 2003-2005годы. 2. «О подвигах, о доблестях, о славе» Москва, «Детская литература», 1981г.

3. zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7

4.yablor.ru/blogs/dnevnik-tani-savichevoy/2435441

1 yablor.ru/blogs/dnevnik-tani-savichevoy/2435441

2 тамже

3 тамже

4 Из материалов клуба « Земляки»

© 2010-2022