Новые подходы обучения в серии последовательных уроков

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рейзвих Наталья Васильевна

КГУ «Опорная школа (ресурсный центр)

на базе гимназии №9 п.Осакаровка»

Новые подходы обучения в серии последовательных уроков


В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (Barber and Mourshed, 2007).[1,с.110] Я работаю учителем начальных классов и истории почти двадцать лет, и всегда старалась внедрить в свою практику новые подходы в обучении, взять из новых технологий лучшее и успешно применять это на своих уроках. Думаю, так поступает любой творческий учитель. Изучение «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджским университетом, еще раз доказали мне, что нет предела совершенству качества образования в школе. Основанная на идеях семи модулей Программа настолько ясно и точно определяет каким должно быть образование в современных школах, что работать по старому я уже не могу. Современный учитель должен быть не просто профессионалом своего дела, но и иметь знания во многих областях науки. На первом этапе «Лицом к лицу» я изучила теоретическое обоснование использования всех новых подходов в обучении, влияние диалогового обучения на обучение и развитие учеников, стратегии - как методы применения новых знаний в преподавание. Но, я не верила, что при групповом обучении возможно изучение новой темы учениками, только пи направляющей роли учителя. Я предполагала, что данный вид работы эффективен при закреплении или повторении материала. По программе календарного планирования математики у меня шли новые темы, на каждом уроке. Был страх, были сомнения, что не смогу научить, потеряю время, не все поймут тему без моего объяснения. Быть талантливым наблюдателем и координатором деятельности учеников сложнее, чем полностью контролировать процесс обучения в классе давая готовые знания. Сомнения были и у моих коллег, это внушало неуверенность в достижении желаемого результата. Поэтому прежде чем планировать уроки, я еще раз перечитала теорию, обращая внимание на результаты исследований. Когда я пришла на практику, то в первую очередь провела беседу с коллегами прошедшими данные курсы и мои сомнения немного развеялись, но страх и тревога все же присутствовали. Пока сам не попробуешь, не поймешь и не убедишься - будешь сомневаться. На всех уроках я старалась внедрить все семь модулей программы. Я училась разрабатывать задания для работы в паре и группе такие, чтобы способствовали развитию навыков наблюдения, анализа и синтеза рассматриваемого материала. Использование презентаций на каждом уроке, позволило мне заинтересовать учеников и способствовать восприятию ими обучения как игру, что было отражено в рефлексии. Первая неделя практики была посвящена обучению учеников правилам работы в группе. Мы не успевали выполнить все задания предусмотренные по программе, ученики не всегда понимали как они должны выступать, строить речь, составлять постер или кластер. Возрастные особенности второго класса предполагают, что больше внимания надо уделить организации работы, чтобы в дальнейшем получить желаемый результат. Поэтому работу в группах и парах я использовала на всех уроках. Только к концу первой недели мои ученики стали четко понимать, что я от них хочу, научились соблюдать разработанные правила работы в группе, я заметила, что им стал нравиться такой процесс обучения, у них все чаще создавалась ситуация успеха и гордости за проделанную работу. Первые два запланированных урока показали, что ученики могут выполняя творческое задание или работу с визуальными данными определить не только тему, но и основные задачи урока. Эти задания помогали им и узнать новый материал. Через наблюдение, сравнение анализ и синтез данных, они определи переместительное свойство умножения, научились умножать числа 1 и 0, и сами разработали алгоритм порядка действий в выражениях со скобками и без скобок, на умножение и деление. Мне не приходилось объяснять им тему. Я проверяла работы учеников в тетрадях, мы вместе слушали и оценивали работы, созданные в группах, я внимательно наблюдала за деятельностью учеников на уроке. После урока проводила с некоторыми учениками интервью, с целью определения степени комфортности при организации их работы в группе или паре, выявления трудностей возникших на уроке. Ученики заметили, что они изучили и усвоили темы без моего объяснения, сами определяли для себя цели и задачи на уроке, старались, чтобы в их группе работали все ученики без исключения и их идеи были услышаны, во время оценивания своей деятельности, научились анализировать, чему они научились. Следовательно, ученики учились обучаться самостоятельно. Мои ученики никогда не работали ранее в группах, поэтому мне важно было добиться, чтобы каждый ученик принимал участие во всех заданиях выполняемых совместно группой и не отвлекался, старался предлагать свои идеи, способы решения и выполнения задания. Поэтому я решила создать специальный лист оценивания и назвала его «Мое зеркало». В критерии оценивания я включила основные правила работы в группе, которые были разработаны учениками: был активным; предлагал идеи, и их использовала группа; выступал спикером; организовывал работу в группе; слушал и запоминал. Я планировала, что в силу возрастных особенностей мои ученики постараются на уроке как можно больше получить плюсов по каждому критерию. Работу они оценивали после каждого задания выполненного в паре или группе, опять я учитывала их возрастные особенности. Уже на втором уроке я увидела результаты этой работы, мои пассивные ученики старались принимать более активное участие в обсуждении и даже предлагали свои идеи, которые группа использовала. Я стала более уверенна в том, что и эти пассивные ученики усвоят новую тему. На третьем уроке я рискнула провести самостоятельную работу и оценить степень усвоения учениками пройденных тем. Я была поражена результатами. Ученики группы С выполнили работы на «хорошо», с работой справились на удивление быстро, не уступая ни в чем успешным ученикам. Значит, то чего я опасалась, не произошло. Я действительно убедилась, что такая форма работы и использованные мною стратегии способствуют прочному и самостоятельному изучению учениками новой темы урока. И конечно я поделилась этим с теми коллегами, которые тоже сомневались в действенности данной формы обучения, и пригласила их на четвертый урок. Самыми удачными, для меня на практике, я считаю стали третий и четвертый уроки. Здесь я уже видела реальные результаты своей работы, у меня исчезло чувство тревоги и страха, появилась уверенности в правильности своих действий. Импонировало и то, что ученикам очень нравилась такая методика обучения. Они в интервью сказали о том, что работать в группах интереснее, можно услышать много мнений и научиться друг у друга, а самое главное можно получить подсказку (подмостки) от других учеников. После изучения исследований Л.Выготского я научилась разрабатывать задания с учетом уровня возможного развития ученика. Идеи Мерсера меня убедили планировать работу над заданием так, чтобы ученики С обязательно смогли получить подмостки. Проводя традиционный урок, я всегда сама ставила перед учениками цель и задачи урока, работая по новой программе я разрабатывала задания, по которым ученики самостоятельно определяли тему урока и ставили перед собой цели. Эта работа способствует не только развитию мышление учеников, но и повторению ранее изученного материала. Ученикам очень нравилось работать с визуальными материалами, их увлекал сам процесс исследования. Многие ученики на вопрос: «Что вам понравилось?» отвечали: «Нам понравилось играть». При том, что я не планировала на уроке игру, ученики воспринимали процесс обучения как игру, следовательно, условия для младших школьников были созданы комфортные. При проведении традиционных уроков я не планировала задания по критическому мышлению, кроме тех, что нам предлагает учебник математики. Теперь же я научилась планировать задания, основанные на работе с визуальными материалами, с целью определения целей урока, а также самостоятельного изучения темы. Используя эту стратегию, я убедилась, насколько легко можно подвести учеников к самостоятельному определению темы и цели урока, усвоению нового материала на основе сравнения визуальных данных. Данная стратегия включает в активную деятельность всех учащихся в группе, не остаются в стороне и самые пассивные дети. Но, необходимо помнить о тщательном планировании данного задания и подборе необходимых визуальных данных, именно от этого, как я установила на практике, зависит успех и эффективность применения данной стратегии. Организуя работу с одаренными и талантливыми, я ранее обычно планировала с ними работу вне урока, на дополнительных кружках. А на уроке им можно было дать самостоятельно выполнять какое - нибудь усложненное задание. Теперь мой способный ученик может выступать и консультантом и активным организатором деятельности по решению заданий с усложнениями. Он учится сам и в процессе диалога обучает других учеников своим нестандартным способам решения. А главное - он может проявить свои возможно скрытые способности и таланты. Ученикам понравились разноуровневые задания. Я заметила, что многие ученики группы С старались взять задание посложнее и пытались с ним справиться. Их не останавливали трудности, они хотели их преодолеть и научиться большему. А ведь стремление ученика знать больше и научиться, и есть его внутренняя мотивация на обучение. Проводя наблюдения за учениками, я также отметила, что их речь стала более насыщенной правильными оборотами. Они научились формировать свои мысли в правильные предложения, излагать их понятно и доступно. Ответы на вопросы стали все больше давать развернутые и полные, аргументируя свое решение. А главное, они сами научились выстраивать и формировать вопросы высокого порядка. Чтобы ученики показали свое умение задавать нужные вопросы, я запланировала на 4, последнем уроке игру «Паутина», где ученик берет нить клубка, задает вопрос по изученной теме и спрашивает любого ученика желающего на него ответить. Отвечающему передается клубок и он дав ответ получает право тоже задать вопрос другому ученику. Я не думала, что ученики смогут так правильно формулировать и задавать вопросы. Они спрашивали и о компонентах умножения и деления, просили учеников использовать умение прочитать по-разному математические выражения, задавали найти значение выражения с условием, что ученик объяснит его рациональный способ решения. Это еще раз мне доказало эффективность диалогового обучения. Чтобы оценить работу учащихся я изучила особенности формативного оценивания по критериям. На каждом уроке я знакомила детей с одной из стратегий по критериальному оцениванию, опять таки в силу их возрастных особенностей. Я заметила, что ученикам нравятся стратегии формативного оценивания. Если на первых уроках они оценивали себя менее критично, то после объяснения важности их формативной оценки для дальнейшего обучения, они стали более тщательно продумывать выставляемые себе и своим одноклассникам оценку. Суммативную оценку я выставляла ученикам только за контрольно-проверочные работы. Был хорошо заметен рост понимания учениками изученного материала по их проверочным работам. Многие ученики группы С смогли выполнить задание на «хорошо», причем по времени не уступая другим ученикам. Проблемы возникли только при взаимооценивании, потому что в силу своих возрастных особенностей они больше внимания уделяли дружеским отношениям, а не критериям оценивания. Ученики также отметили, что самооценивание своей работы им легче проводить по заранее определенным или составленным критериям. По итогам практики я заметила, что мои ученики научились самостоятельно добывать знания, аргументировать свои решения и делать выводы. Они научились думать, наблюдать сравнивать и анализировать. Свое мнение они высказывали четко и правильно формулируя предложения и составляя свою речь. Научились критически мыслить, оценивать свои возможности и способности. Я считаю, что интеграция семи модулей программы в серии моих последовательных уроков помогла мне добиться значительных результатов в своей педагогической практике, позволили добиться значительных результатов в моей работе и работе моих учащихся. Я убедилась в эффективности данной программы, проведя серию запланированных уроков, и в дальнейшем я планирую продолжать свою деятельность в соответствии с требованиями данной программы. При планировании уроков буду стараться использовать все семь модулей программы на уроке, разрабатывать задания с учетом зоны ближайшего развития ученика, чтобы удовлетворять потребностям как сильного, так и слабого ученика. В результате применения идей программы я раскрыла не только скрытые возможности своих учеников, но и свои тоже. Я пополнила свои знания и это поможет мне внести необходимые изменения в мою педагогическую деятельность. Я повысила свой профессиональный уровень, что не мало важно для педагога практика. Во время практики я училась быть талантливым наблюдателем, а не учителем, дающим готовые знания и затем просто отрабатывающим их до автоматизма. А мои дети раскрылись по-новому. Они с удовольствием идут в школу, зная, что с ними проводят уроки в парах и группах. Они легко и просто научились общаться на переменах друг с другом, их речь стала более лаконичной и правильной. А с такими изменениями в нас, по старому работать будет просто невозможно.

Использованная литература:

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
  2. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080;
  3. Математика, Т.К.Оспанов, Алматы «Атамура» 4-е издание переработанное, 2013г.

  4. Бизяева А.А. Психология думающего учителя.



6


© 2010-2022