- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему: Слова-антонимы (2 класс)
Урок русского языка на тему: Слова-антонимы (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Филиппова Е.И. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема: Слова-антонимы.
Цели:
Образовательные: наблюдать над словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать их в речи. Развивающие: способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Воспитывающие: прививать навыки воспитанного человека (вежливость, внимательность, аккуратность).
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс под редакцией С.И.Иванова; плакаты с изображением домиков; карточки.
Ход урока I. Оргмомент.
Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного Проведем работу под девизом: «Думай медленно - работай быстро». - Как вы понимаете эту пословицу?
II. Словарная работа.
Начнем урок со словарной работы (слова на доске) декабрь мороз русский молоко холод
Инструктаж:
1) Запишите слова в тетрадь;
2) Поставьте знак ударения;
3) Что объединяет эти слова? (Из словаря)
4) Найдите лишнее. ( Холод - не словарное слово, русский - прилагательное, все слова по 2 слога, молоко - 3 слога).
Составьте повествовательное предложение с любым из них. Запишите в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.
III. Изучение нового.
1) Вдумаетесь в значения данных слов. Найдите слова близкие по значению. (Мороз и холод)
- Как такие слова называются? (Синонимы)
- Что можете о них рассказать? (Слова-приятели)
- Подберите к словам синонимы.
детвора - (малыши, ребята, дети)
метель - (вьюга, буран, пурга)
светятся - (сияют, сверкают, мерцают)
Синоним с древнегреческого языка означает одноименный
син - один
оним - имя А греческом языке есть слово анти оно означает против. Догадайтесь, как будут называться слова противоположные по значению. (Антонимы) Поищем слова антонимы. друг - веселый - тепло - счастье - - Сформулируйте правило, что такое антонимы? - Проверим себя. Откройте учебник стр. 60. Прочитайте правило. Вернемся к теме нашего урока. Какой новый термин сегодня на уроке вы узнали? (антоним) - Скажите, а есть ли в девизе нашего урока слова антонимы?
IV. Проблема.
- Где чаще всего антонимы встречаются? (В пословицах, девиз) - Почему мы употребляем антонимы в речи? Нужны ли они? 1) В пословицах: Ученье свет, а не ученье тьма. 2) В загадках: Днем спит Ночью летает И прохожих пугает. 3) В стихах: Инсценировка стихотворения В.Орлова «Спор». Жила плохая девочка, Она была хорошая, Она была хорошая, Хотя была плохая. - Ну да! Вот это выдумки! - Ха-ха! Вот это выдумки! Не может быть хорошая Когда она плохая! - И ничего не выдумки! Она была хорошая, - И ничего не выдумки! Она была плохая! Она была хорошая, Когда была послушная, Когда она не слушалась Она была плохая.
Воспитательная беседа.
- Как видите, о человеке судят по его поступкам и делам. Поэтому, чтобы о вас всегда говорили только хорошее, что нужно помнить?
4) - А сколько в сказках встречается антонимов? (Выставка книг) избушка ледяная - лубяная рукодельница - ленивица маленькие - большие крышечки и т.д.
Книги: Заюшкина избушка. Русская народная сказка. Морозко. Русская народная сказка. Всем вам крышка. Э.Шим.
Подведем итоги.
- Где же чаще всего встречаются антонимы? (А пословицах , загадках, стихах, сказках) - Почему мы употребляем антонимы в речи? Для чего? (Для того, чтобы речь наша была точной, правильной, красивой).
V. А теперь попробуем находить антонимы.
На доске: день - ночной добрый - злой работать - отдых - Как вы думаете, это антонимы? (Нет. Антонимы должны быть одной частью речи и отвечать на один и тот же вопрос.)
VI.Закрепление.
Найди пару холод худой
белый
плюс
греть
маленький
VII. Работа по учебнику. (стр.61 №3) Соединить пары карандашом.
VIII. Работа в парах.
Подобрать нужную карточку
Знай больше,
говори меньше.
Не бойся врага умного,
бойся врага глупого.
Лучшая вещь новая,
лучший друг старый.
Рассели соседей сырный мокрый мягкий жесткий сырой вареный день ночь м
вареныйягкиймямягкий
IX. Итог урока.
Продолжите предложение Я узнал: Я научился: Сейчас я проверю, чему вы научились. Скажу я слово высоко, А ты ответишь… (низко) Скажу я слово далеко, А ты ответишь …(близко) Скажу я слово потолок, А ты ответишь ...(пол) Скажу я слово потерял, И скажешь ты… (нашел) Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты …(храбрец) Теперь начало я скажу, Ну, отвечай…(конец).
Не дорого начало, похвален конец. Молодцы, дети, хорошо работали.
Тема: Слова-антонимы.
В ходе урока учащиеся наблюдают над словами, имеющими противоположное значение. Вводится термин «антонимы»; закрепляются знания о синонимах. Обогащается словарный запас учащихся.
Прививаются навыки воспитанного человека (вежливость, внимательность, аккуратность).
При изучении нового ставится проблема. В ходе урока прослеживается связь с предметом литературное чтение. Проводится работа в парах и группах.