Урок русского языка на тему: Слова-антонимы (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Слова-антонимы.

Цели:
Образовательные: наблюдать над словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать их в речи. Развивающие: способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Воспитывающие: прививать навыки воспитанного человека (вежливость, внимательность, аккуратность).

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс под редакцией С.И.Иванова; плакаты с изображением домиков; карточки.

Ход урока I. Оргмомент.


Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного Проведем работу под девизом: «Думай медленно - работай быстро». - Как вы понимаете эту пословицу?
II. Словарная работа.
Начнем урок со словарной работы (слова на доске) декабрь мороз русский молоко холод
Инструктаж:
1) Запишите слова в тетрадь;

2) Поставьте знак ударения;

3) Что объединяет эти слова? (Из словаря)

4) Найдите лишнее. ( Холод - не словарное слово, русский - прилагательное, все слова по 2 слога, молоко - 3 слога).

Составьте повествовательное предложение с любым из них. Запишите в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.

III. Изучение нового.

1) Вдумаетесь в значения данных слов. Найдите слова близкие по значению. (Мороз и холод)

- Как такие слова называются? (Синонимы)

- Что можете о них рассказать? (Слова-приятели)

- Подберите к словам синонимы.

детвора - (малыши, ребята, дети)

метель - (вьюга, буран, пурга)

светятся - (сияют, сверкают, мерцают)

Синоним с древнегреческого языка означает одноименный

син - один

оним - имя А греческом языке есть слово анти оно означает против. Догадайтесь, как будут называться слова противоположные по значению. (Антонимы) Поищем слова антонимы. друг - веселый - тепло - счастье - - Сформулируйте правило, что такое антонимы? - Проверим себя. Откройте учебник стр. 60. Прочитайте правило. Вернемся к теме нашего урока. Какой новый термин сегодня на уроке вы узнали? (антоним) - Скажите, а есть ли в девизе нашего урока слова антонимы?
IV. Проблема.
- Где чаще всего антонимы встречаются? (В пословицах, девиз) - Почему мы употребляем антонимы в речи? Нужны ли они? 1) В пословицах: Ученье свет, а не ученье тьма. 2) В загадках: Днем спит Ночью летает И прохожих пугает. 3) В стихах: Инсценировка стихотворения В.Орлова «Спор». Жила плохая девочка, Она была хорошая, Она была хорошая, Хотя была плохая. - Ну да! Вот это выдумки! - Ха-ха! Вот это выдумки! Не может быть хорошая Когда она плохая! - И ничего не выдумки! Она была хорошая, - И ничего не выдумки! Она была плохая! Она была хорошая, Когда была послушная, Когда она не слушалась Она была плохая.
Воспитательная беседа.
- Как видите, о человеке судят по его поступкам и делам. Поэтому, чтобы о вас всегда говорили только хорошее, что нужно помнить?
4) - А сколько в сказках встречается антонимов? (Выставка книг) избушка ледяная - лубяная рукодельница - ленивица маленькие - большие крышечки и т.д.
Книги: Заюшкина избушка. Русская народная сказка. Морозко. Русская народная сказка. Всем вам крышка. Э.Шим.
Подведем итоги.
- Где же чаще всего встречаются антонимы? (А пословицах , загадках, стихах, сказках) - Почему мы употребляем антонимы в речи? Для чего? (Для того, чтобы речь наша была точной, правильной, красивой).
V. А теперь попробуем находить антонимы.
На доске: день - ночной добрый - злой работать - отдых - Как вы думаете, это антонимы? (Нет. Антонимы должны быть одной частью речи и отвечать на один и тот же вопрос.)
VI.Закрепление.
Найди пару холод худой

белый

плюс

греть

маленький

VII. Работа по учебнику. (стр.61 №3) Соединить пары карандашом.

VIII. Работа в парах.

Подобрать нужную карточку

Знай больше,

говори меньше.



Не бойся врага умного,

бойся врага глупого.




Лучшая вещь новая,

лучший друг старый.
Рассели соседей сырный мокрый мягкий жесткий сырой вареный дУрок русского языка на тему: Слова-антонимы (2 класс)Урок русского языка на тему: Слова-антонимы (2 класс)Урок русского языка на тему: Слова-антонимы (2 класс)ень ночь мУрок русского языка на тему: Слова-антонимы (2 класс)

вареныйУрок русского языка на тему: Слова-антонимы (2 класс)ягкиймямягкий


IX. Итог урока.
Продолжите предложение Я узнал: Я научился: Сейчас я проверю, чему вы научились. Скажу я слово высоко, А ты ответишь… (низко) Скажу я слово далеко, А ты ответишь …(близко) Скажу я слово потолок, А ты ответишь ...(пол) Скажу я слово потерял, И скажешь ты… (нашел) Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты …(храбрец) Теперь начало я скажу, Ну, отвечай…(конец).
Не дорого начало, похвален конец. Молодцы, дети, хорошо работали.

Тема: Слова-антонимы.

В ходе урока учащиеся наблюдают над словами, имеющими противоположное значение. Вводится термин «антонимы»; закрепляются знания о синонимах. Обогащается словарный запас учащихся.

Прививаются навыки воспитанного человека (вежливость, внимательность, аккуратность).

При изучении нового ставится проблема. В ходе урока прослеживается связь с предметом литературное чтение. Проводится работа в парах и группах.

© 2010-2022