- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по литературному чтению на тему Моя Родина М. Пришвина (3 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему Моя Родина М. Пришвина (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кириндясова Н.Н. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологической карты урока
-
Учитель: Кириндясова Н.Н.
-
Класс: 3
-
Предмет: Литературное чтение.
-
Тема урока: М.Пришвин «Моя Родина».
-
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
-
Цель урока:создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей учащихся.
7.Задачи:
-
познакомить с творчеством М.Пришвина, с понятием «очерк»;
- совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения, совершенствовать умение работать с текстом;
- обогащать читательский опыт детей; учить применять полученные знания;
- формировать умение работать с текстом произведения;
-
развивать умение рассуждать, делать выводы, способствовать полноценному восприятию смысла произведения;
-
воспитывать нравственные качества, любовь к Родине, бережное отношение к ней.
8.Планируемые результаты. Личностные УУД:
- пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому; прививать бережное отношение к окружающему миру; воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности; способность к самооценке своих действий, поступков, желание приобретать новые знания.
- формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
- развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь; самостоятельно извлекать нужную информацию по теме; умение пользоваться полученными знаниями, умение анализировать, делать выводы.
- формировать умение слушать и понимать других; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.
Ход урока.
Содержание этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I..Организационный этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
II. Проверка домашнего задания.
а) Выборочный пересказ.
б) Выборочное чтение.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок, Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
- Ребята, отгадайте загадку:
А над нами, а над нами
Луг с волшебными цветами.
Золотистые цветы
Расцвели средь темноты.
- На доске расположены по кругу звёздочки, на которых записаны слова.
- Какие слова можно отнести к нашему уроку?
-Почему вы выбрали словосочетание: говорить о цирке?
1. Расскажите, какое впечатление произвёл цирк на Дениску?
2. Найдите и прочитайте описание девочки на шаре.
(Звёздочки)
(слушать, читать,пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать, говорить о цирке)
(Дома мы работали с рассказом Драгунского «Девочка на шаре».)
(с.141-142, рассказ от имени мальчика)
(с.143)
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
III..Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
а) (Видеофильм к песне «Что может быть лучше России».)
б) Работа с выставкой рисунков «Россия - Родина моя».
- Ребята, я предлагаю вам послушать песню и подумать, о чём она?
- О чём же эта песня?
- Как вы понимаете смысл слова «Родина»?
- Давайте на СЛАЙДЕ хором прочтём толкование значения слова Родина из словаря Ожегова.
«РОДИНА - ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ».
-Как называется наша с вами Родина?
-Продолжите фразу: Родина - это…Обратите внимание на ваши рисунки, которые помогут вам в этом задании.
- Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. Но вот интересно, тема была одна, а рисунки получились разные: о Родине, о природе.
- Какой мы сделаем вывод?
(О Родине, о России, о природе)
(это наша страна; это место, где ты родился и живёшь; это место, где ты учишься в школе, дружишь с детьми и т.д.)
(Россия, село Давыдовка)
(Дети выходят к доске с рисунками)
- Родина - это моя семья.
- Родина - это мой дом, двор, улица.
- Родина - это родная природа; я представляю лес, реки, горы.
(Природа и Родина очень тесно взаимосвязаны).
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.
IV. Выявление места и причины затруднения.
Чтение стихотворения Татьяны Боковой «Родина»
-Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести речь на уроке?
- Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях писатели и поэты.
- Посмотрите на выставку книг и скажите, о каком удивительном человеке мы будем сегодня говорить?
(о Родине, о природе)
1.Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2.В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок......и я.
3.Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щёчке родинка -
Это тоже Родина!
(о Пришвине)
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы. Регулятивные УУД: формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
Игра «Вспомни и назови»
- Каждого человека любящего свою Родину трогает и волнует природа, полная поэзии и красоты. Любовь к родной природе один из важнейших признаков любви к родной стране. Сегодня мы познакомимся с отрывком из воспоминаний человека, необыкновенно любившего родную природу, много сделавшего для её охраны. Это известный писатель Михаил Михайлович Пришвин.
- Константин Паустовский писал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».
- Мы с вами в 1-ом и во 2-ом классах читали произведения Михаила Пришвина. Давайте проведём игру: «Вспомни и назови».
А) «Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков».
В) « Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу».
Г) «Дует северный ветер, руки стынут на воздухе. А грибы всё растут:волнушки, маслята, рыжики, изредка всё ещё попадаются белые».
Д) «Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзки склонились…»
Внимательно слушают учителя.
(« Золотой луг»)
(«Ребята и утята»)
(«Недосмотренные грибы»)
(«Деревья в лесу»).
Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.
VI.Реализация построенного проекта.
1) Знакомство с биографией писателя.
2) Первичное чтение произведения «Моя Родина» М.Пришвина.
= Учитель читает 1 и 2 абзацы и задаёт вопрос:
= Остальную часть произведения дети слушают по аудиозаписи.
-Чтобы лучше понять произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, его сюжет нужно поближе познакомиться с автором. Ребята подготовили сообщения о жизни и творчестве Пришвина.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом-очерком МихаилаПришвина.
- Что же такое очерк? Прочитаем об этом в словаре-справочнике «Книгочее».
- Прочитайте, как называется произведение Михаила Пришвина.
- Как вы думаете, о чём оно?
-Давайте проверим. Слушайте внимательно, следите.
- Как вы думаете, сохраниласьли у Пришвина привычка вставать рано, когда он стал взрослым?
1 уч.Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Пришвин получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.
2 уч.Михаил Михайлович много путешествовал. Писать он начал в 30 лет. Пришвин написал много книг о природе, и каждая из них несёт новые открытия. Вся жизнь писателя была посвящена природе и связана с ней. Пришвин любил родину: леса и поля, реки озёра, зверей и птиц.
3 уч.Будучи пожилым человеком, он всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера, то с корзиной для грибов, то со своей собакой и уж непременно со своей записной книжкой для заметок.
У Михаила Пришвина было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-то новое в природе и умел передать свои чувства читателям, поделиться открытиями.
(с.70)
(«Моя Родина»).
(О родине)
(с.142-144)
Хорошо читающие учащиеся читают 3 и 4 абзацы.
Слушают аудиозапись произведения
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные УУД: формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
а) Краткая беседа.
б) Словарная работа.
в) Проблема: кладовая солнца…
- О чём писал Пришвин в произведении «Моя Родина»?
- Какое впечатление произвело на вас это произведение?
-Какие слова вам были не понятны? Уточним значение некоторых слов.
- Сокровище - как вы понимаете это слово?
- Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова - сокровище:
1) драгоценность, дорогая вещь
2) так говорят о ком - то, о чем-то ценном, дорогом
3) ценности духовной и материальной культуры
- Что, по вашему мнению, называют кладовой?
- Кладовая:
1)помещение для хранения материалов, товаров.
2)место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности. (Лесные кладовые - о местах произрастания грибов, орехов, ягод; кладовые морских глубин - (например подземные кладовые)
- Найдите в тексте предложение со словами - сокровище, кладовая.
Эту проблему мы рассмотрим попозже.
(О Родине, о природе).
(Мне это произведение очень понравилось. Писатель рассказывает о природе, о том, что её надо любить и охранять.
(Это драгоценность, дорогая вещь.)
(Кладовая - это комната где что-то хранится.)
(с.143)(Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни).
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
а) Моделирование обложки.
б)Повторное чтение. Анализ произведения.
в) Физминутка.
г) Работа по карточкам в парах с планом.
д) Выборочное чтение.
е) Составление модели-схемы.
ж) Физминутка для глаз.
- Кто герой очерка?
- Выполним задание в тетради на с.89 №1. Прочитаем задание. Дополните модель обложки к произведению «Моя Родина». У доски работает…
- Прочтём 1 и 2 абзацы.
- Как рано встал однажды Пришвин?
- Чем его угостила мама?
- Найдите и прочтите, как по-особому готовилось молоко и каким был чай?
- Как это угощение повлияло на дальнейшую жизнь писателя?
- Как можно озаглавить эту часть?
- Прочтите 3-4 абзацы.
- Какая хорошая привычка выработалась у автора, которая проявилась даже тогда, когда о стал жить в городе?
- О чём это говорит?
- Почему автор считает, что начинать работу надо рано утром, вместе с солнцем?
- Как можно озаглавить эту часть текста?
- Прочтите 5-6 абзац.
- Куда уходил Пришвин после чаю?
- В чём заключалась охота писателя?
- Как можно озаглавить эту часть?
- Прочтите 7-8 абзацы.
- К кому обращается писатель?
- Как он вас называет?
- Кем вы являетесь по отношению к нашей природе?
- С чем Пришвин сравнивает природу?
- Правильно. И эти сокровища - животные, растения, моря, воздух.
- К чему призывает Пришвин?
- Как можно озаглавить эту часть?
-Давайте немного отдохнём. Музыкальная физминутка.
- Рассмотрите план очерка, восстановите последовательность событий, дополните план. Работаем в парах.
- Проверьте, правильно ли вы составили план на доске.
- Какая часть этого очерка, по-вашему, является самой главной?
- Найдите этот отрывок и зачитайте его.
- Рассмотрим нашу проблему «Кладовая солнца».
- Давайте составим модель - схему, опираясь на содержание текста на с.143.
- Кладовая солнца - это сокровища нашей жизни. Сокровища жизни - это наша природа. Природа - это водоёмы, леса, степи, горы, животные.
- Следите глазками за движением круга.
(автор Пришвин)
(до солнца)
(чаем с молоком)
(с.142:Молоко это кипятилось.)
(стал рано вставать, гулять в лесу, изучать природу)
(1.«Вкусный чай»)
(Пришвин пробуждается вместе с животным и растительным миром).
(Он очень любил природу)
(хорошо для здоровья, прибавляет радости в жизни и счастья)
(2.Привычка вставать до солнца.)
(на охоту)
(Его охота была в находках.
(3. «Находки»
(Писатель обращается к детям, которые читают его книги.)
(Мои молодые друзья)
(Хозяева нашей природы)
(С кладовой солнца, с великими сокровищами жизни)
(Пришвин призывает охранять природу)
(4.«Призыв к молодым друзьям»)
Выполняют танцевальные движения.
Работают по карточкам в паре
Сверяют свой план с планом на доске
Призыв к молодым друзьям).
(с.143-1434 Мои дорогие друзья!)
Выполняют задание
Регулятивные УУД: формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
IХ.Включение в систему знаний и повторение.
а) Исполнение песни о Родине.
б) Работа в группах. Игра «Собери пословицу».
в) Защита плакатов «Охранять природу - значит охранять Родину!»
- Сколько песен сложено о Родине.Послушайте отрывок изпесни «С чего начинается Родина».
- С чего начинается Родина для Пришвина?
- 1 ряд - 1 группа, 2 ряд - 2 группа. Поиграем в игру «Собери пословицу».
- Прочитайте, какие пословицы у вас получились.
- На слайде вы видите все пословицы. Какая из них подходит к произведению «Моя Родина»?
- Почему вы так думаете?
- Найдите пословицу в тексте.
- Какую помощь вы, можете оказать природе, чтобы её сохранить?
- Класс был разделён на 3 группы. Каждая группа должна была изготовить плакат на тему: «Охранять природу - значит охранять Родину!»Сейчас заслушаем выступление групп.
- Какова главная мысль очерка?Зачитайте.
Девочки исполнят песню «С чего начинается Родина». Дети слушают и смотрят видеофильм
(с природы родного края)
= Родина - мать, ….. умей за неё постоять.
= Береги землю родимую,….. как мать любимую.
= Тот герой, …. кто за Родину стоит горой.
= Нет в мире краше …. Родины нашей.
(Маму свою любят, заботятся о ней, так же надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).
(Охранять природу - значит охранять Родину).
(Сажать деревья; не мусорить; не ломать ветки у деревьев; не разорять гнёзда; останавливать тех, кто наносит вред природе).
I группа. Плакат «Живи в согласии с природой!»
II группа. Плакат «Будь природе другом!»
III группа. Плакат «Любите и охраняйте природу!»
(с. 144:«Рыбе -вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину»).
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.
Регулятивные УУД: формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
Х. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.
XI. Домашнее задание.Оценки.
-Какое правило вы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?
- Предлагаю вам закончить предложения:
*Я познакомился (ась
*Я узнал (а)…
*Я считаю ….
-Выберете домашнее задание.
- Спасибо за работу на уроке.
- Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.
(Охранять природу - значит охранять родину!)
с понятием очерк; с очерком «Моя Родина»
Родина и природа неотделимы друг от друга. Что такое кладовая солнца.
Мы обязаны охранять и беречь природу.
1.Выучить наизусть отрывок«Обращение к молодым друзьям» на с.143-144.
2. Пересказать очерк подробно с.142-144.
3.Творческое задание. Выполнить в учебнике задание 7 на стр.144 в виде презентации, рисунков или письменной работы.
4. т.с. 90 № 4. - всем
Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.