Урок литературы. Пушкин «Волшебные звуки поэзии»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.С.Пушкин «Няне», «Зимняя дорога»

Цели:

  • познакомить со стихотворениями «Няне», «Зимняя дорога»;

  • формировать навыки анализа поэтического текста;

  • развивать связную речь, образное мышление, память;

  • развивать умение работать в парах, сотрудничать;

  • воспитывать «чувство прекрасного» через поэтические произведения.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки со словарными словами, учебники. Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь, а они в ответ улыбнуться вам. И от ваших улыбок в нашем классе станет светлее, теплее и уютнее.

  1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке литературы мы с вами познакомились с новым разделом учебника. Как же он называется? (Поэзия. Мир волшебных звуков.)

Как вы помните, ребята, что же такое поэзия? (Словесное художественное творчество, чаще всего в стихотворной форме. Поэзия - жанр литературы.)

А что же тогда, такое стихотворение? (Небольшое по объему художественное произведение, в котором есть рифма)

Слайд 2. Николай Некрасов сказал так: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией...» Пусть и ваша душа откроется для волшебного мира звуков. Ведь при чтении поэзии понять - не главное. А главное - почувствовать музыку стиха, уловить настроение, созданное автором с помощью слов. Поэзия предназначена не для «научения или поучения», а для того, чтобы испытать наслаждение от созвучия душ поэта и читателя.

  1. Цель урока.

Сегодня на уроке мы снова очутимся в Волшебном мире звуков. И познакомимся с двумя известными стихотворениями. А вот кто их автор попробуйте догадаться сами.

Слайд 3. 4.Речевая разминка. На экране записано стихотворение, вспомните его и вставьте пропущенные слова. У Лукоморья ________ зелёный.

_________ цепь на _______ том,

И днём, ___________ кот ________

Всё ходит ____________________.

Идёт направо - ________________,

Налево - ______________________.

Там чудеса: там ________бродит,

_________ на ветвях сидит;

Там на неведомых ____________

Следы _____________ зверей……..

А сейчас прочитайте, выделяя интонацией голоса эти пропущенные слова.

Ребята, из какого произведения эти строки?

Кто их автор?

Слайд 4.5.Проверка домашнего задания. А какое стихотворение этого автора мы учили на прошлом уроке? (Птичка)

Какому празднику посвящено оно?

Кто хотел бы рассказать это стихотворение наизусть? (3 человека)

У кого из ребят получилось наиболее эмоциональное и выразительное прочтение? (Они сегодня мои помощники, до конца этой недели можно сдать это стихотворение им наизусть)

Слайд 5. 6.Рассказ о писателе.

У А.С.Пушкина очень много замечательных произведений, с которыми вы будете знакомиться в разных классах.

Перед вами портрет Пушкина, написанный художником Тропининым.

Каким изобразил художник Александра Сергеевича? (Задумчивым, умным, серьёзным)

А каким поэт был в жизни? Давайте послушаем факты его биографии. (2 ученика по слайдам рассказывают)

Слайд 6, 7.

1. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра 1. Надежда Осиповна - мать Александра Сергеевича. Отец - Сергей Львович.

2. Ранние годы Пушкина прошли в Москве. Домашние будущего гения утверждали, что «он с младенчества был необыкновенно одарён». Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными .

Слайд 8.

Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать!

3. В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Саша раскрыл её - и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? - и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера .

Слайд 9.

4.Его воспитанием занимались две женщины - бабушка по матери Марья Алексеевна Ганнибал и крепостная няня Арина Родионовна, которая, по рассказам сестры поэта, была «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». Они научили маленького Пушкина любить родную природу, родину.

Слайд 10.

5. Когда Саше Пушкину исполнилось 11 лет, его дядя Василий Львович записал его в лицей. Лицей находился недалеко от Петербурга в селе, которое называлось Царским селом. В лицее учились только мальчики и все из дворянских семей. Лицеисты учились 6 лет. Они не только учились в лицее, но и жили там. У Пушкина в лицее было много друзей.

Через 6 лет лицей выпускал своих первых учеников. И среди них был Александр Сергеевич Пушкин.

6.На экзамен в лицей были приглашены гости. И среди них был поэт Державин. Он уже был стар, плохо видел, а ученики отвечали вяло, неинтересно. И Державин задремал. И вот вызвали Пушкина. В зал вошел небольшого роста юноша, кудрявый, смуглый. Он вытянулся весь в струнку и стал читать стихи о лицее, которые сочинил сам. Сразу проснулся Державин. Все привстали со своих мест. Все очень внимательно слушали. Державин сказал, что Пушкин - это его достойный преемник и велел найти, чтобы пожать ему руку. Но Пушкин убежал, его не нашли.

Слайд 11.

7.Однажды на балу Александр Сергеевич увидел очень красивую девушку - Наталью Гончарову. Он сразу полюбил ее. Они виделись на балах, на которых присутствовал сам царь. Царь часто танцевал с Натальей. А Пушкин ревновал. Молодые женщины завидовали Гончаровой - она отличалась необыкновенной красотой. Наталья была чуткой и отзывчивой. Пушкин называл Наталью Николаевну "Моя Мадонна".

8.У них было много врагов, которые завидовали красоте Натальи, таланту Пушкина и которые часто злословили. Они говорили, что Наталья Николаевна неверна Пушкину. И среди этих врагов был француз Дантес.

Слайд 12. Пушкин вызвал его на дуэль. Дуэль Пушкина с Дантесом - дуэль на пистолетах, состоялась 27 января 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки.

Пушкин прицелился первым, но Дантес не дошел до положенного барьера и выстрелил. Пуля попала в живот и поэт упал. Он тоже успел выстрелить, но попал противнику только в предплечье. Ранение Пушкина было смертельно, и 29 января поэт умер. Его смерть оплакивала вся Россия.

Слайд 13. - На сегодняшний день все знают А. С. Пушкина и любят его стихи и сказки. 7.Физминутка.

8.Чтение стихотворения «Няне»

1.Слушание стихотворения в исполнении актёра.

Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать?

Слайд 14. От своей удивительной няни - Арины Родионовны. Поэт сам рассказал нам о тех дивных часах, когда приходила к нему перед сном милая няня, которую он называл любовно «мамушкой». ...С усердием перекрестит меня и сказки русские рассказывать мне станет.

Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их - навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах.

Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне». Послушайте чтение стихотворения актёром. Гиперссылка

- Какие чувства вложил поэт в эти строки?

2.Самостоятельное чтение.

На с.144 прочитайте это стихотворение «про себя»

- В каких словах проявляется его отношение к няне?

- Какие наиболее важные слова в первых четырех строках нужно при чтении выделить голосом?

Слайд 15 - 20. 3.Работа по слайдам и учебнику

Возьмите простой карандаш и, читая строки с экрана, подчеркните в учебнике слова, которые советуют выделять голосом.

- Повернитесь к соседу по парте и постарайтесь выразительно прочитать.

- Послушаем чтение вслух 2-3 учеников.

Слайд 21. 9.Дыхательная гимнастика

Перед вами на столе кусочек ваты. Представьте, что это снежинка. Положите её на ладошку и медленно подуйте на неё, чтобы она не улетела, а перекатилась на другую ладонь.

А сейчас откиньте голову назад и представьте, что у нас в классе снегопад и подуйте снежинку вверх. Спасибо.

Слайд 22. 10.Чтение стихотворения «Зимняя дорога»

- Давайте продолжим вдыхать запахи зимы и познакомимся ещё с одним из замечательных стихотворений А.С.Пушкина о родной Земле и природе, которое называется «Зимняя дорога».
- Как вы думаете, каким может быть настроение, если ехать одному зимой ночью в кибитке (крытой дорожной повозке)? (Настроение грустное, печальное, тоскливое…)
- Давайте закроем глаза, и послушаем стихотворение в исполнении народного артиста России Бортникова. Гиперссылка - Откройте глаза. - О чём это стихотворение? ( О зимней дороге.)
- Как читалось это стихотворение? ( Стихотворение читалось напевно, ласково, мечтательно, немного печально)

Слайд 23. - Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Перед вами на столах карточки со словарными словами, постарайтесь в паре прочитать и разобрать значение этих слов, соединить слово с его значением.

Борзая тройка - быстрая упряжка из трёх лошадей

Ямщик - кучер, тот, кто управляет лошадьми

Хата - крестьянский дом

Верста - русская мера длины.

Слайд 24.
Работа над четверостишиями. - Найдите самое красивое первое четверостишие. - Какие образы в нем увидели? (Луна, волнистые туманы, печальные поляны.)
- Как вы понимаете словосочетание «пробирается луна»? (Она медленно передвигается.)
- Как называется это художественное средство? (Олицетворение) - Почему туманы названы волнистыми? (Туманы густые и движутся, как волны, напоминают море) - Назовите рифму в этом четверостишии. (Луна - она; Туманы - поляны)
- Как называется такая рифма? (Перекрёстная.)
Слайд 25.
- Перечислите образы во втором четверостишии. (Зимняя дорога, тройка борзая, колокольчик однозвучный)
- Что значит «борзая»? (Быстрая упряжка из трёх лошадей)
- Почему колокольчик назван однозвучным? (Его монотонный звук надоедает слушать)
- Давайте посмотрим, как настроение в стихотворении передаёт ритм.
- Прохлопаем двустишие ладошками и определим, подходит ли тот ритм, которым пользуется Пушкин.
Ко/ло//коль/чик// од/но//звуч/ный
У/то//ми/тель//но/ гре//мит.
Такой ритм Пушкин использует специально, чтобы передать скучный монотонный бег лошади.

Слайд 26. - Скачем дальше. Кого видим? (Ямщика - т. е. кучера, тот кто управляет лошадьми)

- Как меняется настроение в песнях ямщика? (То разгулье удалое, то сердечная тоска) - А какие песни у ямщика? (Длинные, долгозвучные, заунывные, поэтому настроение тоже грустное)

Слайд 27. - Барину слышится что-то родное. Подберите однокоренные слова к этому слову ( Родина, природа…) - Посмотрите, как близки эти слова по значению. Природа соотносится с внутренним состоянием человека.
- Испытывали ли вы когда-нибудь такое чувство? (Например, на улице плохая погода и настроение портится)
Слайд 28. - Какие образы (картины) видите в следующем четверостишии? Во всём чувствуется тоска и одиночество. (Глушь и снег, вёрсты полосаты)

Выноска в учебнике прочитайте Версты полосаты

- Зачем так много многоточий в этом отрывке текста? (Это говорит о недоговорённости, о грусти, о которой поэт не хочет говорить)
- Какое у вас настроение после прочтения этих строк. (Становится совсем грустно)

- В исполнении артиста вы слушали стихотворение до конца. Почему у Пушкина было грустное настроение? (Мечтает оказаться дома, встретиться с родным близким человеком) - Что помогает поэту передать его чувства? ( Слова) - А художнику? (Краски.)
- А музыканту? (Музыка.) Слайд 29. - На это стихотворение были написаны разные мелодии. Послушайте романс Алябьева.
- Что хотел передать композитор? (Чувства поэта, как ему грустно и хочется домой)

11.Итог урока. Какие произведения читали на уроке? Что вам запомнилось из биографии А.С.Пушкина? Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем?


12.Домашнее задание: с. 144 - 145 выучить наизусть по выбору

Борзая тройка - крестьянский дом

Ямщик - русская мера длины

Хата - кучер, тот, кто управляет лошадьми

Верста - быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________Борзая тройка - крестьянский дом

Ямщик - русская мера длины

Хата - кучер, тот, кто управляет лошадьми

Верста - быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________Борзая тройка - крестьянский дом

Ямщик - русская мера длины

Хата - кучер, тот, кто управляет лошадьми

Верста - быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________Борзая тройка - крестьянский дом

Ямщик - русская мера длины

Хата - кучер, тот, кто управляет лошадьми

Верста - быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________

Борзая тройка - крестьянский дом

Ямщик - русская мера длины

Хата - кучер, тот, кто управляет лошадьми

Верста - быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________

Борзая тройка - крестьянский дом

Ямщик - русская мера длины

Хата - кучер, тот, кто управляет лошадьми

Верста - быстрая упряжка из трёх лошадей




© 2010-2022