Программа кружка внеурочной деятельности «Поиграй -ка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности « Поиграй-ка».

Пояснительная записка

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым - школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики. К окончанию школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания; в целом же лишь 10% из них можно считать практически здоровыми. Поэтому образовательный процесс оздоровительной направленности должен обратить пристальное внимание к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья. А также предупреждения и устранения недостатков в физическом развитии. Игра- является неотъемлемым компонентом оздоровительной среды. Она способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни. Игра для ребенка - важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать. В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное, - причудливо комбинирует старые. Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. По мнению некоторых ученых, у игры есть особый символический язык, который нуждается в специальном толковании. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. В игре развивается самосознание детей - то, как он относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет. В школе и дома, выполняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения. Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели -характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников. Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность. Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Цели:

  • оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

Задачи:

-формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

-воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни. снижать негативные последствия учебной нагрузки

Календарно - тематическое планирование




п/п


Дата


Тема занятий


Формы

1

сентябрь

Вводное занятие.

Беседа.

2-40


сентябрь- февраль

Подвижные игры без применения спортивных снарядов

Игровая деятельность.

41-80

сентябрь-

январь

Подвижные игры с применением спортивных снарядов

Проигрывание игр. Обсуждение. Конкурсы. Эстафеты. Состязания.

81-92

январь-

март

Игры казаков.

Круглый стол.

Час размышлений. Состязания.

93- 102

март -

май

Соревнования.

Беседа. Час размышлений.

Устный журнал. Соревнования.



Содержание программы:


Программа кружка « Поиграй-ка» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 3 часов в неделю -102 часа в год. Программа кружка «Поиграем вместе» состоит из двух частей:

Теоретическая часть Введение. Знакомство с кружком и его программой . Ценность кружка , его задачи, программа , темы. Понятие « подвижные игры » Понятие « Подвижные игры ». В чем суть подвижных игр . Ценность их. Какие бывают подвижные игры . История возникновения подвижных игр Как возникли подвижные игры . Какие народы играли. Связь с олимпийскими играми. История возникновения национальных игр народов Кубани Место нашего проживания в регионе. Как возникли национальные игры. Отличие от простых подвижных игр . Зачем нужны национальные игры. Техника безопасности на занятиях и соревнованиях Техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Для чего ее нужно помнить. Как ее применять Правила игр и техника безопасности в играх Правила каждой игры. Техника безопасности в каждой игре. Целесообразность применения правил. Самостоятельный поиск игр детьми Работа со справочной литературой. Усовершенствование правил игр, выбор разного применения тех или иных игр. Практическая часть включает: Подвижные игры без применения спортивных снарядов Подвижные игры . Мы веселые ребята. Вызов номеров. Домики и гномики. Через ручеек. Пустое место. Кот идет. Птица без гнезда. Быстро по местам. Ловишки. Карлики и великаны. Бой петухов. Бездомный заяц. Воробушки и автомобиль. Светофор. Волк во рву . Кошки мышки. Два мороза.Возьми крепость. «Куры и лиса». «Лада». Подвижные игры . День и ночь. Кто обгонит? Шутливая эстафета. Линейная эстафета с бегом. Пятнашки маршем. Эстафеты с прыжками. Западня. Компас. Бой петухов. Бездомный заяц. Линейная эстафета с бегом. Караси и щуки. Вызов номеров. По звериным следам. Великан.Совушка. Белки, волки, лисы. Удочка. Перемена мест. Море волнуется - раз. Прыгай через ров.Пятнашки с передачей. Мышеловка. Горелки. Коршун и наседка. Не оступись. Штурм зимнего бастиона. Салки со снежками. Два Мороза. Меткий стрелок. Цепи кованные.Лада. Третий лишний. Цветные автомобили. Ручеёк. Поезд. Весёлые эстафеты. «Ловишка в кругу». Кто самый ловкий? Линейная эстафета с бегом. Лада. Цепи кованные. Подвижные игры с применением спортивных снарядов Подвижные игры: Прыжки через длинную веревку. Охота на уток. Перебежки с выручкой. Мяч с четырех сторон. Салки с мячом. Метко в цель. Караси и щука. Охотники и утки. Передал - беги. За флажками. Удочка. Горячая картошка. Выбивной. Футбол. Веселые эстафеты с предметами. Гонка мячей по кругу (волейбольные мячи). Выиграть время (мешочки с песком). Подвижная цель (волейбольный мяч). Охотники и утки (волейбольный мяч). Попади в мяч (волейбольный и малый мячи). Салки - ноги от земли (скамейка, гимнастическая стенка, маты).Альпинисты (гимнастическая стенка, бревно, маты). Эстафета с лазанием и перелезанием (бревно, гимнастическая стенка). Футбол( футбольный мяч). Крепость. Эстафета «под обстрелом». Попади в городок. Игра с веревкой. Перетягивание каната. Кто самый ловкий? Пионербол. Побеждают ловкие. Эстафета на горке. Бег за флажками (флажки). Перебежки с выручкой (кегли). Удочка (веревочка с мешочком на конце или скакалка). Снайперы (малые мячи, городки). Охотники и утки (малый мяч).Эстафета склюшками. Недавай мяч водящему. Футбол. Пионербол. Лапта.Мини-футбол. Игры казаков.

Пятнашки с мячом. Бег на выдохе. Бег с палкой - «копьем» (палка). Не замай. Сторожевые. Игра с веревкой (веревка длиной 3-3,5 м). Прыжки под длинную веревку. Борьба спинами стоя (маты). «Хоровод с подснежниками». Перетягивание палки (палка длиной 60-80 см, толщиной 4-5 см). Перетягивание каната (канат - веревка длиной 20 м, толщиной 3-4 см). игра-поиск -Атаманов клад. Медведь (длинная веревка, посреди которой сделана петля). Игры с шашкой (палка). «Гори-гори, ясно».Игра «Схоронички».
Игра «Чехорда» Линейная эстафета с бегом. Игра «Городки». Пятнашки от земли с мячом. Пятнашки казаков. Прыжки под длинную веревку. Игра с веревкой . Прыжок за прыжком. Перетягивание с помощью ремня. Догони и коснись. Перетягивание каната. Игры с шашкой.» « Надень папаху» «Схоронички» . Пятнашки с маршем. «Как по морю». Казачий круг . Соревнования. Участие в проведении Дня здоровья . Подготовка и соревнования между классами.

Обеспечение программы:

Мячи: баскетбольные, волейбольные, малые; Скакалки: коротки и длинные, гимнастические палки, шесты, толстые палки длиной 70-80 сантиметров, канат, веревка, санки, хоккейные мячи, стойка для прыжков, мешочки с песком. Средства обучения: материал из книг, дидактические материалы, тестовый материал, средства наглядности (рисунки, открытки, и т.д.)

Прогнозируемые результаты:

Программа « Поиграй-ка» обеспечивает формирование: личностных УУД - основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; -освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; - развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;

- освоение правил здорового и безопасного образа жизни. регулятивных УУД развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; коммуникативных УУД - развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству (в командных играх - формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата.

Литература:

М. В. Былеева, И. М. Коротков « Подвижные игры », изд. Пятое, Москва, ФИС, 1982

В. И. Прокопенко «Самобытные игры нанайцев», Хабаровск, 1988 г.

И. М. Коротков « Подвижные игры в школе», Москва «Просвещение», 1979 г.

М. А. Васильева «Руководство играми детей в школьных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1986 г.

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 4 классов общеобразовательной школы, Москва, 1992 г.

П. П. Миненко, В. И. Галкин, А. С. Дорошенко «Система физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в режиме учебного и продленного дня общеобразовательного учреждения», Хабаровск, 2000 г.

Е. Н. Литвинов и др. «Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов», М;, «Просвещение», 1997 г.

О. И. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду», М;, «Просвещение», 1992 г.

« Физическая культура в семье» (сост. А. А. Светов, Н. Д. Школьникова), 4 изд-е, М;, «ФИС», 1981 г


© 2010-2022