Открытый урок по окружающему миру на тему: Родословное древо

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Тип урока: ОНЗ, технология деятельностного метода

Тема «Семья. Родословное древо»

УМК «Перспектива» Учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» Цели урока: сформировать представление о семье, родственных связях, о родословной. Ввести правила составления родословного древа. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Информационный материал Учебник «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь № 2. Словарь Ожегова С. И.:

Демонстрационный материал: Части эталонов «Родословная», «Этапы учебной деятельности», «Правила работы в группе», для этапа «Самостоятельная работа»

Раздаточный материал: Карточки. Задание №1, кроссворды, для групп «Маршрут открытия», для этапа «Самостоятельная работа»

Интерактивный материал: Презентации по теме изучения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности. (1 - 2 мин)

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Начинаем урок окружающего мира. Прочитайте пожелание на сегодняшний день.

С хорошим настроением принимайся за работу.

- Как вы это понимаете?

- Почему работу нужно начинать с хорошим настроением?

- У вас какое настроение?

- Значит, у вас сегодня всё получится.

- Скажите, какую большую тему мы изучаем?

- Сегодня мы продолжим работать с этой темой. У вас будет возможность узнать что- то новое. А как мы узнаём новое?

Открытый урок по окружающему миру на тему: Родословное древо.Открытый урок по окружающему миру на тему: Родословное древо.Открытый урок по окружающему миру на тему: Родословное древо.

- Помогать сегодня нам будут Аня и Ваня. (сквозные герои)

Начинать работу нужно с хорошим настроением, тогда всё получится

Легче работать, будет желание, всё получится и т.д.

Хорошее.

Дом, как мир.

Мы должны постараться понять, чего мы не знаем, а затем сами должны открыть новое.


Личностные: действия смыслообразования; учебно- познавательная мотивация

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие. ( 10 мин)

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Проверка домашнего задания

- С чего мы начнём урок?

- Прочитайте пословицу и объясните, как вы её понимаете?

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

- Что такое семья?

- Найдите в словаре значение слова «семья». (зачитывает 1 чел. ).

- Как вы понимаете это слово? Что для вас означает слово «семья»?

- А вот Ваня хочет узнать, всегда ли люди жили семьями?

- До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали что матери заботились о своем потомстве, мужчины охотились и жили небольшими группами. Что же объединяло их в группы - семьи?

- А что сегодня объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю прочитать предложения и подумать, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи, если нужно, исправьте утверждение на правильное.

Задание №1

Прочитайте. Согласны ли вы с данными утверждениями?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

У каждого свой кошелек.

Каждый член семьи отдыхает, где хочет, когда хочет, с кем хочет.

У каждого члена семьи свои традиции.

Разгадывание кроссворда - Ваня решал кроссворд «Родственники» и обнаружил задания, на которые не знал ответа. Он обратился за помощью к Ане, которая попыталась помочь Ване решить кроссворд, но не смогла. Ребята, помогите Ане и Ване решить этот кроссворд. Открытый урок по окружающему миру на тему: Родословное древо. 1. Так муж зовёт брата своей жены. (Шурин) 2. Мама мужа для его жены. (Свекровь.)

3. Брат мамы. (Дядя)

4. Жена сына для свёкра. (Сноха)

5. Отец жены для её мужа. (Тесть.)

6. Мальчик для брата своей мамы. (Племянник)

7. Сестра мужа для его жены. (Золовка.)

8. Так друг друга называют родители мужа и жены. (Сваты.)

9. Жена сына для его матери. (Невестка.) 10. Мама родителей для ребёнка. (Бабушка.) 11. Муж для матери и отца жены. (Зять)

- Какие понятия не смогли разгадать?

- Какое слово выделено?

Родословная

- Кто может объяснить значение этого слова?

- А вот Ваня и Аня получили домой задание - составить родословное древо своей семьи.

Родословное древо

Аня составила так (Слайд. Способ «Восхождения к предкам»)

А Ваня составил так (Слайд. Способ «Нисхождение к предкам»)

- Кто из ребят составил правильно родословное древо?

- У кого нет ответа?

- Что вы не смогли сделать? Почему?

- Кто смог определить, кто из ребят составил правильно родословное древо своей семьи, обоснуйте свой ответ.

- С чем вы столкнулись?

- Что нужно сделать?

Объясняют

Словарь Ожегова С. И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Предположения


Каждый ребёнок получает карточку.

Фронтальная работа


Карточки для самостоятельной работы.





Помощь- коллективная работа

Родословная


Рассматривают на слайде.

Думают

Поднимают руки.

Не смогли объяснить, кто из ребят составил правильно родословное древо.

Не знаем , что такое родословное древо и правила его составления

Не можем обосновать свой ответ.

С затруднением.

Остановиться и подумать.

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и рез-ов деятельности, извлечение необходимой информации из текстов

Логические - анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением), постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные - мотивационная основа учебной деятельности, смыслообразование










  1. Выявление места и причины затруднения. (2 мин)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации


- Какое задание вы выполняли?

- В чём возникло затруднение?

- В чём причина затруднения?


− Какой этап учебной деятельности вы выполнили?

Мы должны были определить, кто из ребят выполнил правильно задание.

Отвечают: или не знают, или не могут обосновать

Нет правила, по которому мы смогли бы определить правильность составления родословного древа.

Мы выяснили, что мы не знаем.

Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогии, классификация

Коммуникативные --

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;

- аргументация своего мнения и позиция в коммуникации;

Личностные учебно- познавательный интерес, смыслообразование

  1. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

− Что теперь вы будете делать?
- Какую цель мы поставим перед собой на урок?
- Сформулируйте тему урока.

− Значит, что необходимо узнать?


− Какой следующий шаг вам нужно выполнить?

− Перед вами шаги рассыпавшегося плана. Восстановите его

На доске:

Сделать выводы.

Узнать правила (эталон) составления родословного древа.

Прочитать…

1. Прочитать….

− Что можно прочитать для открытия нового знания?

2. Сделать выводы.

− О чем вы должны будете сделать вывод?


3. Узнать правила составления родословного древа..

Будем сами открывать новое знание.

Выяснить правило составления родословного дерева.

Родословное древо

Что такое родословное дерево и как его составлять

Составить план


Можно использовать учебник, справочную литературу

Что такое родословное дерево и как его составлять

Познавательные: логические - постановка познавательной цели, построение логической цепи рассуждений,

Общеучебные выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение речевых высказываний,

Регулятивные: планирование, прогнозирование, познавательная инициатива, целеполагание, как постановка учебной задачи, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные-планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, понимание относительности мнений и подходов для решения проблем, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности

Личностные - самоопределение, нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания


  1. Реализация построенного проекта. (9 мин., работа в группах)

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

− Открывать новое знание я предлагаю в группах по первому и второму пунктам плана. Представив свои результаты, мы составим вместе эталон о правилах составления родословного древа.

− Какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?

Открытый урок по окружающему миру на тему: Родословное древо.

− Задания для каждой группы я записала вам на маршрутном листе.

Маршрут открытия.

1. Прочитайте учебную статью учебника с.28 -29 .

2. Найдите ответы на вопросы:

- Кто такие предки?

- Что называют родословным древом?

- Рассказать о двух способах составления родословного древа.

- Как записывают мужские и женские имена?

- Рассмотреть схемы и рассказать, какой способ иллюстрирует каждая схема.



Ответственные берут маршрутные листы.

- Результаты вашей работы представите в устных ответах на вопросы.

После выполнения учитель задаёт вопросы, а дети дают устные вопросы.

При ответе на последний вопрос, составляются коллективно эталоны на доске, наклеивая в таблицу.

Открытый урок по окружающему миру на тему: Родословное древо.

Открытый урок по окружающему миру на тему: Родословное древо. − Для чего необходим эталон?



− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили?


− Докажите, что вы получили тот результат, который запланировали. Ставили цель…
− Зачем выполнять следующий шаг урока?

Учащиеся вспоминают правила работы в группах




Учащиеся в течение 5 минут выполняют задание.


Фронтально































Чтобы запомнить новое знание, чтобы можно было при выполнении заданий им пользоваться.
Построили новое знание и зафиксировали в эталоне.

Ставили цель…

Чтобы научиться применять новое знание.

Личностные - смыслообразование, нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания , осознание ответственности за общее дело

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; построение логической цепи рассуждений, доказательств

Познавательные: логические анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, аналогия; выдвижение гипотиз и их обоснование; устанавливание причинно - следственных связей;

использование знаково - символических средств;

- моделирование схем;

общеучебные-

самостоятельное выделение и

поиск необходимой информации из текстов ;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознание и произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивные - волевая саморегуляция в ситуации затруднения, познавательная инициатива ;

Коммуникативные - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учёт разных мнений, координирование разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения;

достижение договорённостей и согласование общего решения;

разрешение конфликтов .

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.(2 мин)

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

− Вернитесь к пробному действию. С каким затруднением мы столкнулись?

- Можете вы теперь объяснить, кто из ребят правильно составил родословное древо?

Устное обоснование.

Познавательные: логические -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.; использование знаково - символических средств; подведение под понятие; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений. Доказательство

Общеучебные осознание и произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивные - контроль, волевая саморегуляция

Коммуникативные -

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные - следование в поведении моральным нормам и этическим

  1. Физкультминутка.

Цель этапа : снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

8. Самостоятельная работа . (4 мин)

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.


- Рассмотрите и выясните, правильно ли составлено это родословное древо?

Открытый урок по окружающему миру на тему: Родословное древо.

У каждого ребёнка картинка или на слайде.

По восходящей линии. Неправильно помещены в рамки женщины, неверные подписи - нет имени, фамилии, отчества.



Познавательные - логические -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, ; доказательство; выполнение действий по алгоритму; использование знаково - символических средств; подведение под понятие

общеучебные - осознание и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные -

контроль; коррекция;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативные -- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения

9. Включение в систему знаний и повторение. (6 мин.)

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

- Выясним, как нужно вести поиск необходимой информации для составления родословного чтения.

Работа по учебникус.30

- Прочитайте.

- Скажите, с чего нужно начинать составление своего родословного древа?

- На какие вопросы нужно ответить о каждом предке?

- Для чего это нужно знать?

- Кого вы возьмёте в помощники?

- Рассмотрите фотографии. Прочитайте надписи.

- Как думаете, что чувствуют потомки, читая надписи своих предков на памятной доске?

- Захотелось ли вам больше узнать о своих предках?

Расспросить родных старшего поколения.

Как его ФИО, где и когда он родился, жил, учился, работал, фамилии замужних женщин, устные предания, старые фотографии, письма

Взрослых

Личностные - нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело;

Познавательные : логические- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация;

построение логической цепи рассуждений,

Общеучебные - понимание текстов, извлечение необходимой информации;

осознание и произвольное построение речевого высказывания;

Коммуникативные - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов урока. (3 мин)

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода нового знания

− Что необходимо сделать в конце урока?

− Какова была ваша цель?

− Вы достигли цели? Почему так считаете?

- Над чем нужно ещё поработать?

- Где вы сможете поработать?

- Предлагаю вам дома сначала повторить и прочитать с.28 -31, ответить на вопросы «Проверим себя» и выполнить творческое задание в рабочей тетради на с.16 - 17 №1, 2

Открытый урок по окружающему миру на тему: Родословное древо.

− Поднимите зеленый фонарик, если вы поняли, что называется родословным древом, можете составить родословное древо своей семьи, довести нужную информацию до друзей и родных. Желтый фонарик, если вы все поняли, но рассказать пока затрудняетесь.

Красный фонарик, если осталось еще много вопросов и нет точного понимания,

как можно составить родословное древо.

Открытый урок по окружающему миру на тему: Родословное древо.

- Спасибо Ане и Ване и их семье за помощь. Урок окончен.

Открытый урок по окружающему миру на тему: Родословное древо.

Подвести итог нашей работы.

Узнали правило составления родословного древа.

Дома.

Личностные - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

Познавательные: общеучебные рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

© 2010-2022