Сценарий урока литературного чтения С. Маршак Хороший день

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №51»

города Курска

Шевченко Надежда Григорьевна

учитель начальных классов


Технологическая карта урока


1.Ф.И.О. учителя: Шевченко Н.Г. 2. Класс: 1 3. Учебный предмет: Литературное чтение. УМК: Школа России 4. Тема урока: Стихи детям. С. Я. Маршак «Хороший день.» 5. Цель урока: Образовательная: знакомство учащихся с творчеством русского поэта С.Я. Маршака; формирование навыков выразительного, смыслового чтения;расширение читательского опыта. 6. Планируемые результаты:

Личностные:


  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:
  • развитие умения работать с информацией;

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности - умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Предметные:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • овладение умениями смыслового чтения, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству С. Я. Маршака, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

7. Тип урока: урок открытия нового знания
8. Формы работы: работа парами, индивидуальная работа, работа с учебником, тестовая работа, работа с текстом, с рисунками.
9. Ведущие технологии: технология формирования типа правильной читательской деятельности, структурно-логические технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии.
10. Основные понятия:С. Я. Маршак. Стихи. Сказки. Сообщение об авторе. Заголовок.
11. Ресурсы: Основные Учебник Литературное чтение Л.Ф. Климанова, проектор, презентация, выставка книг С.Я.Маршака Дополнительные Раздаточный материал, тесты, картинки











Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия


1.

Мотивация

1мин. - Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. Я хочу задать вам вопрос: вы читали книги о разведчиках? А знаете каким образом они передают нужную информацию? Правильно, они слова шифруют. Вот и я зашифровала ключевое слово сегодняшнего урока и очень надеюсь, что вы сумеете его прочитать. 7 Я.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку












Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.

Этап актуализации знаний

4-5мин - Итак, я давала вам время подумать и теперь всем хочется услышать варианты ваших ответов. Выслушиваются ответы детей или с помощью учителя читается слово СЕМЬЯ. Кого вы считаете членами своей семьи? Чем крепка семья, что связывает всех членов семьи? А можете назвать пословицы, загадки, а может прочитать стихи о семье?

Дети читают стихотворение Якова Акима «Моя родня». Расскажите о своем папе или о маме. Что вы о них узнали нового.
Дети отвечают на вопросы, вспоминают стихотворения.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.

Проблемное объяснение нового знания

15мин



























Физминутка:

Это дедушка мой,

Это бабушка моя,

Это папочка мой,

Это мамочка моя,

Это я, это я

Это вся моя семья.

1мин























Постановка проблемы. Открытие нового:

Ребята, а вы любите сказки? Кто помнит на какие две группы можно разделить все сказки ?

Сказки: авторские и народные.

Какие сказки называются народными? Приведите примеры народных сказок.

Какие авторские сказки читали?(Сказки А.С.Пушкина)

А сейчас послушайте одно небольшое произведение.Попробуйте определить жанр этого произведения.

Сказка«Багаж».Читает С.Маршак.

ЧТО ВЫ ПРОСЛУШАЛИ?(Сказку)

А как вы считаете, эта сказка народная или авторская?

А может кто-то знает автора этой сказки? (С.Маршак)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

-

.Объявление темы, целей урока. Сегодня мы познакомимся с биографией С.Я.Маршака, будем учиться выразительно читать его стихи, будем учиться определять тему и главную мысль произведения. Работать с учебником.

-Теперь я вам расскажу об авторе.

Беседа по слайду (портрет, год рождения, про первую книгу)

С.Я.Маршак- один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Егопроизведения для детей - это короткие рассказы и сказки в стихах.Вглядитесь в это лицо. Что бы вы сказали об этом человеке? (У него добрые глаза, он любит детей.)

Прочитайте сведения о С. Маршаке на экране.

Ребята, достаточно ли сведений об авторе вы узнали? А чтобы вы хотели еще узнать о нем?

(Каким он был в детстве.)

У вас на столе карточки. Прочитайте текст, каждая пара должна ответить на вопрос « Что вы еще узнали о С. .Маршаке.

Самуил Яковлевич Маршак

Родился 3 ноября 1887 года в Воронеже.Детство и школьные годы провел в Острогожске.

В семье было 6 детей. Мальчик тянулся к книгам, знаниям, рано начал писать стихи. В 12 лет он написал целую поэму. Учился в гимназии, затем закончил университет в Лондоне. Первая книга Маршака называлась -«Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.

Проверим вашу работу:

-В каком городе родился С.Я.Маршак?

-Сколько детей было в семье поэта?

-Как называлась первая книга С.Маршака для детей?

-Сейчас я вам прочту стихотворение, которое называется "Добрый день», а вы попробуйте предположить, о чем может быть стихотворение с таким названием? По ходу чтения подчеркивайте непонятные слова, а потом мы выясним их лексическое значение.

Чтение стихотворения учителем.

-Вам понравилось это произведение? Чем? Настроение героя почувствовали?

-Читаем хором.

То, что мы прочитали, как назвать по жанру? Стихотворение, есть рифма.

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

Ситро-словарь учебника на стр.79, прочитаем сами.

Ботанический сад - сад с экзотическими растениями.

Выясним, совпали ли наши предположения о теме прочитанного?

Итак, вы считаете, что стих про хороший день одного мальчика. А что значит «хороший»? (Потому, что с папой.) Значит

такие выходные бывают у мальчика не часто? А у вас бывают хорошие дни?

Расскажите, какие дни вы считаете удачными?


Формулируют тему и задачу урока Знакомятся с биографией и творчеством С.Я.Маршака. Работа со стихотворением «Хороший день» Словарная работа:

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов и учебных мотивов;

Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4. Первичное закрепление во внешней речи -5мин


_Прочитайте первую строфу стихотворения. Что узнали? (Проснувшись, мальчик бежит в прихожую, чтобы увидеть на месте ли одежда отца.

Найдите и прочитайте строки стихотворения, откуда станет понятно, как принято планировать дела у этой семьи?

Кто участвует в обсуждении? (Все члены семьи).Кто пользуется особым уважением?

(Мама) Докажите строчками текста.

А теперь 1 ряд прочитает цепочкой по 1 предложению место в стихотворении, где описано путешествие по зоопарку. Кого увидели , что делали наши герои ?

Какие чувства испытывает при этом мальчик? А папа?( Им хорошо…)

А как вы думаете, чем занята в это время мама? (С удовольствием готовит вкусный обед, отдыхает).

Прочитаем хором последнюю строфу стихотворения. (С чем вернулись герои с прогулки?) Приятной усталостью, с букетом сирени для мамы. Кто хочет предположить, как проведет семья вечер?

Так о чем это стихотворение?

О семье. Дружной, крепкой семье.

Зачем автор рассказал своим читателям

об этом? ( Чтобы все узнали, когда в семье все бывают счастливы).


Ребята отвечают на вопросы и высказывают своё мнение

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Физминутка (Снятие усталости с глаз) Организует выполнение гимнастики для глаз Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

5.

















6.

















7.






Продолжение усвоения новых знаний
и способов действий.

-6мин


Самостоятельная работа

3мин


Самостоятельная

работа в парах

3мин






Сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение С. Маршака, рассмотрите иллюстрации к тексту и приготовьте выразительное чтение произведения. Чтение стих.по одному представителю от каждого ряда Прокомментируем чтение ребят.




Найдите отрывки к иллюстрациям. Прочитайте понравившиеся .




Самостоятельная работа: на стр. 47 учебника. Найди 1 задание. Выбери свой вариант ответа, обоснуй свой выбор.

  • .
-Работа в парах. Прислушайтесь к себе: как бы вы хотели провести предстоящие выходные дни? Поделитесь со своим соседом. (Договоритесь, кто будет говорить первым и не перебивать друг друга). А кто хочет рассказать о своей мечте вслух?
Ребята отвечают на вопросы, читают стих, высказывают своё мнение.

Регулятивные:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные :

- формируем умение извлекать информацию из текста, иллюстраций, изученного ранее материала;

- формируем умение выявлять сущность;

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Личностные :

-формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой 2мин


Тест. Из какого произведения эти строки?

1) « Мы постель убрали сами.

Вместе с мамой пили чай.»

«Зайка»

2) «Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня».






Ребята работают с тестами самостоятельно, после выполнения меняются работа и выполняют взаимопроверку работ.

Коммуникативные:

- умение работать с тестами, в паре, делегировать полномочия, распределять роли.

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

9. Этап рефлексии 2-3мин -О чем мы сегодня говорили на уроке? -С каким автором познакомились? -Какие стихотворения читали? Что поняли такое, чего не понимали раньше? - Что больше всего вам понравилось на уроке? - Что нового и интересного вы сегодня узнали? - Я довольна вашей работой на уроке. И предлагаю вам спланировать со своими родителями провести выходные своей семьей. С уважением отнеситесь к мнению своих членов семьи. Кто захочет, может рассказать об этом на уроке, а кто - то захочет рассказать только мне. Всем спасибо.
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
Получают позитивный настрой от урока.

Регулятивные:

- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


© 2010-2022