- Преподавателю
- Начальные классы
- Сценарий урока литературного чтения С. Маршак Хороший день
Сценарий урока литературного чтения С. Маршак Хороший день
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевченко Н.Г. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №51»
города Курска
Шевченко Надежда Григорьевна
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
1.Ф.И.О. учителя: Шевченко Н.Г. 2. Класс: 1 3. Учебный предмет: Литературное чтение. УМК: Школа России 4. Тема урока: Стихи детям. С. Я. Маршак «Хороший день.» 5. Цель урока: Образовательная: знакомство учащихся с творчеством русского поэта С.Я. Маршака; формирование навыков выразительного, смыслового чтения;расширение читательского опыта. 6. Планируемые результаты:
Личностные:
-
Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
-
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
-
развитие умения работать с информацией;
-
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности - умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
-
развитие умения использовать различные способы поиска информации;
-
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
-
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
-
формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
-
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
Предметные:
-
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-
овладение умениями смыслового чтения, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
-
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству С. Я. Маршака, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.
8. Формы работы: работа парами, индивидуальная работа, работа с учебником, тестовая работа, работа с текстом, с рисунками.
9. Ведущие технологии: технология формирования типа правильной читательской деятельности, структурно-логические технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии.
10. Основные понятия:С. Я. Маршак. Стихи. Сказки. Сообщение об авторе. Заголовок.
11. Ресурсы: Основные Учебник Литературное чтение Л.Ф. Климанова, проектор, презентация, выставка книг С.Я.Маршака Дополнительные Раздаточный материал, тесты, картинки
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые универсальные учебные действия
1.
Мотивация
1мин. - Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. Я хочу задать вам вопрос: вы читали книги о разведчиках? А знаете каким образом они передают нужную информацию? Правильно, они слова шифруют. Вот и я зашифровала ключевое слово сегодняшнего урока и очень надеюсь, что вы сумеете его прочитать. 7 Я.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
2.
Этап актуализации знаний
4-5мин - Итак, я давала вам время подумать и теперь всем хочется услышать варианты ваших ответов. Выслушиваются ответы детей или с помощью учителя читается слово СЕМЬЯ. Кого вы считаете членами своей семьи? Чем крепка семья, что связывает всех членов семьи? А можете назвать пословицы, загадки, а может прочитать стихи о семье?
Дети читают стихотворение Якова Акима «Моя родня». Расскажите о своем папе или о маме. Что вы о них узнали нового.
Дети отвечают на вопросы, вспоминают стихотворения.
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3.
Проблемное объяснение нового знания
15мин
Физминутка:
Это дедушка мой,
Это бабушка моя,
Это папочка мой,
Это мамочка моя,
Это я, это я
Это вся моя семья.
1мин
Постановка проблемы. Открытие нового:
Ребята, а вы любите сказки? Кто помнит на какие две группы можно разделить все сказки ?
Сказки: авторские и народные.
Какие сказки называются народными? Приведите примеры народных сказок.
Какие авторские сказки читали?(Сказки А.С.Пушкина)
А сейчас послушайте одно небольшое произведение.Попробуйте определить жанр этого произведения.
Сказка«Багаж».Читает С.Маршак.
ЧТО ВЫ ПРОСЛУШАЛИ?(Сказку)
А как вы считаете, эта сказка народная или авторская?
А может кто-то знает автора этой сказки? (С.Маршак)
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
-
.Объявление темы, целей урока. Сегодня мы познакомимся с биографией С.Я.Маршака, будем учиться выразительно читать его стихи, будем учиться определять тему и главную мысль произведения. Работать с учебником.
-Теперь я вам расскажу об авторе.
Беседа по слайду (портрет, год рождения, про первую книгу)
С.Я.Маршак- один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Егопроизведения для детей - это короткие рассказы и сказки в стихах.Вглядитесь в это лицо. Что бы вы сказали об этом человеке? (У него добрые глаза, он любит детей.)
Прочитайте сведения о С. Маршаке на экране.
Ребята, достаточно ли сведений об авторе вы узнали? А чтобы вы хотели еще узнать о нем?
(Каким он был в детстве.)
У вас на столе карточки. Прочитайте текст, каждая пара должна ответить на вопрос « Что вы еще узнали о С. .Маршаке.
Самуил Яковлевич Маршак
Родился 3 ноября 1887 года в Воронеже.Детство и школьные годы провел в Острогожске.
В семье было 6 детей. Мальчик тянулся к книгам, знаниям, рано начал писать стихи. В 12 лет он написал целую поэму. Учился в гимназии, затем закончил университет в Лондоне. Первая книга Маршака называлась -«Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.
Проверим вашу работу:
-В каком городе родился С.Я.Маршак?
-Сколько детей было в семье поэта?
-Как называлась первая книга С.Маршака для детей?
-Сейчас я вам прочту стихотворение, которое называется "Добрый день», а вы попробуйте предположить, о чем может быть стихотворение с таким названием? По ходу чтения подчеркивайте непонятные слова, а потом мы выясним их лексическое значение.
Чтение стихотворения учителем.
-Вам понравилось это произведение? Чем? Настроение героя почувствовали?
-Читаем хором.
То, что мы прочитали, как назвать по жанру? Стихотворение, есть рифма.
-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?
Ситро-словарь учебника на стр.79, прочитаем сами.
Ботанический сад - сад с экзотическими растениями.
Выясним, совпали ли наши предположения о теме прочитанного?
Итак, вы считаете, что стих про хороший день одного мальчика. А что значит «хороший»? (Потому, что с папой.) Значит
такие выходные бывают у мальчика не часто? А у вас бывают хорошие дни?
Расскажите, какие дни вы считаете удачными?
Формулируют тему и задачу урока Знакомятся с биографией и творчеством С.Я.Маршака. Работа со стихотворением «Хороший день» Словарная работа:
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов и учебных мотивов;
Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
4. Первичное закрепление во внешней речи -5мин
_Прочитайте первую строфу стихотворения. Что узнали? (Проснувшись, мальчик бежит в прихожую, чтобы увидеть на месте ли одежда отца.
Найдите и прочитайте строки стихотворения, откуда станет понятно, как принято планировать дела у этой семьи?
Кто участвует в обсуждении? (Все члены семьи).Кто пользуется особым уважением?
(Мама) Докажите строчками текста.
А теперь 1 ряд прочитает цепочкой по 1 предложению место в стихотворении, где описано путешествие по зоопарку. Кого увидели , что делали наши герои ?
Какие чувства испытывает при этом мальчик? А папа?( Им хорошо…)
А как вы думаете, чем занята в это время мама? (С удовольствием готовит вкусный обед, отдыхает).
Прочитаем хором последнюю строфу стихотворения. (С чем вернулись герои с прогулки?) Приятной усталостью, с букетом сирени для мамы. Кто хочет предположить, как проведет семья вечер?
Так о чем это стихотворение?
О семье. Дружной, крепкой семье.
Зачем автор рассказал своим читателям
об этом? ( Чтобы все узнали, когда в семье все бывают счастливы).
Ребята отвечают на вопросы и высказывают своё мнение
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Физминутка (Снятие усталости с глаз) Организует выполнение гимнастики для глаз Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации
5.
6.
7.
Продолжение усвоения новых знаний
и способов действий.
-6мин
Самостоятельная работа
3мин
Самостоятельная
работа в парах
3мин
Сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение С. Маршака, рассмотрите иллюстрации к тексту и приготовьте выразительное чтение произведения. Чтение стих.по одному представителю от каждого ряда Прокомментируем чтение ребят.
Найдите отрывки к иллюстрациям. Прочитайте понравившиеся .
Самостоятельная работа: на стр. 47 учебника. Найди 1 задание. Выбери свой вариант ответа, обоснуй свой выбор.
- .
Ребята отвечают на вопросы, читают стих, высказывают своё мнение.
Регулятивные:
- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные :
- формируем умение извлекать информацию из текста, иллюстраций, изученного ранее материала;
- формируем умение выявлять сущность;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
Личностные :
-формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой 2мин
Тест. Из какого произведения эти строки?
1) « Мы постель убрали сами.
Вместе с мамой пили чай.»
«Зайка»
2) «Мама с папой - моя родня.
Нет роднее родни у меня».
Ребята работают с тестами самостоятельно, после выполнения меняются работа и выполняют взаимопроверку работ.
Коммуникативные:
- умение работать с тестами, в паре, делегировать полномочия, распределять роли.
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
9. Этап рефлексии 2-3мин -О чем мы сегодня говорили на уроке? -С каким автором познакомились? -Какие стихотворения читали? Что поняли такое, чего не понимали раньше? - Что больше всего вам понравилось на уроке? - Что нового и интересного вы сегодня узнали? - Я довольна вашей работой на уроке. И предлагаю вам спланировать со своими родителями провести выходные своей семьей. С уважением отнеситесь к мнению своих членов семьи. Кто захочет, может рассказать об этом на уроке, а кто - то захочет рассказать только мне. Всем спасибо.
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
Получают позитивный настрой от урока.
Регулятивные:
- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.