Формирование коммуникативной культуры личности средствами игровой и досуговой деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Григорьева Галина Геннадьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Кошки муниципального района Кошкинский, [email protected]
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. Инициатива президента России «Наша новая школа» стала прологом разработки национальной образовательной стратегии, направленной на развитие школьного образования. Современный этап характеризуется особым вниманием к воспитанию у учащихся способности к совместной деятельности, умению находить общий язык с окружающими, действовать в команде, активно и позитивно взаимодействовать с людьми, поэтому в новом государственном стандарте начального общего образования (2009г.) коммуникативные умения отнесены к важнейшим метапредметным результатам. Задача учителя- создать условия для развития коммуникативной культуры ребёнка. Коммуникативная культура личности - это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем. В коммуникативную культуру входят: эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления и культура речи.* Коммуникативная культура формируется с дошкольного возраста. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка и уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, который зависит от выбранных воспитательных методов и правильно организованной воспитательной работы. Для любого школьника успешность традиционно характеризуется результатами учебной деятельности. Но мы - педагоги знаем, что это не может быть единственным критерием. С каждым годом обучения все больше возрастает значимость коммуникативной и социальной успешности школьника. Что происходит, если ребёнок испытывает трудности в общении? В первую очередь это связано с низким развитием речи у детей, с недоразвитием их эмоционально-волевой сферы. Из-за нарушений речевых высказываний нет качественной коммуникативной функции, нет полноценного навыка общения. Все это сказывается и на всех других видах деятельности. Ребенок становится некоммуникабельным, замкнутым, у него снижается познавательная активность, в речи использует стандартные, известные речевые конструкции, часто проявление агрессивности при решении конфликтных ситуаций. Нарушения общения не способствуют успешной социальной адаптации. Ребенок плохо проявляет самостоятельность при общении, с трудом устанавливает контакты с людьми, не уверен в себе, ощущает беспокойство. Такое состояние становится причиной конфликтов, разногласий. Воспитание коммуникативной культуры обуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение? Я считаю, что в основе работы по воспитанию дружного коллектива лежит игра, игровая деятельность. «Вернуть детям игру!» - то не только призыв, это веление времени и того состояния, в котором оказалось детство. К сожалению, игра выпадает из поля зрения родителей, а ведь она занимает доминирующее положение , оставаясь наиболее освоенным видом деятельности младших школьников. В процессе игровой и развлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговой деятельности у младшего школьника формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в обществе. Рассматривая игру, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности. Игра является условием открытия младшим школьником человеческих взаимоотношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления младшего школьника знания о нормах общественного поведения. Изменение сюжета игры способствует глубокому проникновению младшего школьника в коммуникативную культуру, отвечает познавательной потребности младшего школьника, направленной на сферу человеческих взаимоотношений. Основными формами досуговой деятельности являются кружки, творческие объединения, занятия в творческих мастерских. Эта деятельность так же способствует воспитанию коммуникативной культуры. Во время проведения совместного досуга со взрослыми и сверстниками дети учатся правильно строить свои взаимоотношения, решать конфликтные ситуации. Ещё одной формой организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента. Эта технология позволяет создать эмоциональный настрой на весь день - "задать тон", создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых, развивать навыки общения, планирования собственной деятельности, навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.), учить объяснять словами свое эмоциональное состояние, формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения, выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, планировать собственную деятельность. Утренний сбор школьников- это возможность несколько минут побыть вместе, что очень важно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь, поздравить именинника. Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у детей чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога - это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность. Результатом созидательной совместной деятельности стало создание игрового проекта «Остров Детства», на котором живут «Непоседы»: исследователи, изобретатели, путешественники, сказочники. Они шустрые, заводные, озорные. Это люди, которые любят играть, творить, мечтать. Главной целью проекта является возвращение в мир сказки, игры, мечты.

Используемая литература:

  1. * Словари и энциклопедии » Педагогика » Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.

  2. Е.И.Тихомирова , В.Н.Чучкалова. Я расту...Человековедение. Программа деятельности педагога по созданию воспитывающей среды, 2002.

  3. uroki.net/docnach/docnach123.htm ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ.
  4. coolreferat.com/ Воспитание_коммуникативной_культуры_младших_школьников_часть




© 2010-2022