- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по предмету Русский язык 2 класс
Рабочая программа по предмету Русский язык 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Носкова И.Н. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка к курсу «Русский язык»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П.Канакиной, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. (УМК «Школа России»)
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуникативных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятельности.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Специфическая особенность букварного периода заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); Послебукварный - повторительно-обобщающий этап. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. Содержание курса русского языка имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами. Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе - 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка. Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА. Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения курса
Личностные результаты: 1. Формирование чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание тем учебного курса
Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места, смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица. Частица не, её значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения). Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: • сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.; • перенос слов; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; • разделительные ъ и ь; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь); • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход) • е и и в суффиксах имен существительных (ключик - ключика, замочек-замочка). • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); • безударные падежные окончания имён прилагательных; • раздельное написание предлогов с именами существительными; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • раздельное написание частицы не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь); • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; • безударные личные окончания глаголов; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки; • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; • запятая при обращении в предложениях; • запятая между частями в сложном предложении. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
2 КЛАСС (170 ч)
Наша речь (3 ч) Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст (4 ч) Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.
Предложение (12 ч) Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова… (18 ч) Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы (59 ч) Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи (58 ч) Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Повторение (16 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
-
№
Раздел
Количество часов
Наша речь
3
1
Виды речи (2ч) Диалог и монолог (1ч)
2
Текст.
4
Текст (2ч) Части текста (2ч)
3
Предложение
12
Предложение (3ч) Члены предложения (9ч)
4
Слова, слова, слова…..
18
Слово и его значение (4ч) Синонимы и антонимы (4ч)
Однокоренные слова (4ч) Слог. Ударение. Перенос слова (6ч)
5
Звуки и буквы
59
Звуки и буквы (1 ч) Русский Алфавит или Азбука (3ч)
Гласные звуки (2ч) Согласные звуки (1ч)
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15ч)
Согласный звук [й] и буква й (1ч) Слова с удвоенными согласными (2ч)
Проект «И в шутку и всерьез»
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2ч)
Мягкий знак (3ч) Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8ч)
Проект «Пишем письмо»
Проект «Рифма»
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (4ч)
Звонкие и глухие согласные звуки (1ч)
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (14ч) Разделительный мягкий знак (4ч)
Обобщение знаний об изученных правилах письма (2ч)Рифма" ""ние буквосочетаний с шипящими звуками (8ч)
е (15ч)
шение темы четверти)ком сайте и искать случайных встреч??
6
Части речи
58
Части речи (2ч) Имя существительное (19ч)
Глагол (12ч) Имя прилагательное (13ч)
Местоимение (4ч) Предлоги (6ч)
Проект «В словари - за частями речи!»
7
Повторение
16
Итого
170
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Русский язык
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс); К - полный комплект (на каждого ученика класса); Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников); П - комплект для работы в группах (один на 4-5 учащихся).
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 2 класса
(программы, учебники, рабочие тетради, тесты). 1. . В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., Русский язык, учебник, 2 класс. М.: Просвещение,2012. 2. Рабочие тетради к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., Русский язык 2 класс. М.: Просвещение,2012. 3. Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. - М.:ВАКО, 2012. 4. Сборник рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение, 2011.. 5. В.А.Синякова «Контрольно-измерительные материалы» Москва.:ВАКО 2012 6.В.Н.Канакина Г.С.Щеголева «Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы» Москва «Просвещение» 2012 7..Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения) 8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)
К
К
К
К
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).
Касса букв и сочетаний.
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари).
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
Д
Д
Ф - Д
Д
Технические средства обучения
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор.(по возможности)
Компьютер.
Фотокамера.
Д
Д
Д
Д
Экранно-звуковые пособия.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Д
Д
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Компьютерный стол.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Магнитная доска.
К
Д
Д
Д
Д
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К концу 2 класса учащиеся должны знать: названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и (ь) мягким знаком, правила переноса слов. Учащиеся должны уметь: безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35 - 45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом; делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком; писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных; писать слова с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, щн; правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода - по воде), парные по глухости - звонкости согласные звуки на конце слов (чертёж, шалаш); писать слова с двойными согласными (Римма, группа, суббота), слова с разделительным мягким знаком, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов; писать раздельно предлоги со словами; производить звуковой и звуко-буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твёрдые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа лампа, гриб, письмо, яма; распознавать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему; употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложения; писать изложение повествовательного текста из 35 - 45 слов по вопросам под руководством учителя; составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3 - 4 предложения из составленного текста;
использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающийся научится:
-
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
-
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
-
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
-
составлять текст из набора предложений;
-
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
различать устную и письменную речь;
-
различать диалогическую речь;
-
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
-
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
-
определять тему и главную мысль текста;
-
соотносить заголовок и содержание текста;
-
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
-
составлять текст по его началу и по его концу;
-
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
-
различать звуки речи;
-
понимать различие между звуками и буквами;
-
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
-
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
-
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
-
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
-
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
-
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч'], [щ'], находить их в слове, правильно произносить;
-
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
-
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
-
обозначать ударение в слове;
-
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
-
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
-
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
-
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
наблюдать над образованием звуков речи;
-
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
-
обозначать на письме звук [й'];
-
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
-
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
-
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
-
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
-
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга - агник);
-
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
-
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
-
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
-
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
-
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осознавать слово как единство звучания и значения;
-
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
-
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
-
подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
-
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
-
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
-
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
-
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
-
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
-
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
-
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
-
выделять предложения из речи;
-
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
-
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
-
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
-
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
-
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
-
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
-
устанавливать связь слов в предложении;
-
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
-
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
-
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
-
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
-
Обучающийся получит возможность научиться:
-
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
-
писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
-
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
-
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
-
пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Контрольные работы:
- входная
- текущие и тематические:
- Речь. Звуки и буквы.
- Слово. Предложение. Текст.
- Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение гласных звуков.
- Части речи.
- Родственные (однокоренные слова).
- Безударные гласные и парные согласные в корне.
- итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)
- в конце первого полугодия 25 - 30;
- в конце года 35 - 40.
- в конце первого полугодия 40 - 50;
- в конце года 50 - 65.
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
- «5» - за работу, в которой нет ошибок.
- «4» - за работу, в которой допущено 1 - 2 ошибки.
- «3» - за работу, в которой допущено 3 - 5 ошибок.
- «2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
- «5» - без ошибок.
- «4» - правильно выполнено не менее З/4 заданий.
- «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
- «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
- «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
- «4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 - 2 исправления.
- «3» - за работу, в которой допущено 2 - 3 ошибки.
- «2» - за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
- «5» - без ошибок.
- «4» - 1 ошибка и 1 исправление.
- «3» - 2 ошибки и 1 исправление.
- «2» - 3 - 5 ошибок.
- «5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
- «4» - верно выполнено 3/4 заданий.
- «3» - верно выполнено 1/2 заданий.
- «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий
- «5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 - 2 исправления.
- «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 - 2) фактические и речевые неточности, 1 - 2 орфографические ошибки, 1 - 2 исправления.
- «3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 - 6 орфографических ошибки и 1 - 2 исправления.
- «2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 - 8 орфографических ошибок, 3 - 5 исправлений.
- «5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
- «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 - 2) фактические и речевые неточности, 1 - 2 орфографические ошибки, 1 - 2 исправления.
- «3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 - 3 предложений, беден словарь, 3 - 6 орфографических ошибки и 1 - 2 исправления.
- «2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 - 8 орфографических ошибок, 3 - 5 исправлений.
Перечень обязательных работ
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на контрольные и проверочные работы (тесты, диктанты, контрольные списывания)
В том числе на работы по развитию речи (изложения, сочинения)
1 Язык и речь.
3
2 Текст.
5
1
3 Предложение.
12
1
1
4 Слово и его лексическое значение.
9
1
5 Однокоренные (родственные) слова
4
6 Слог. Ударение.
3
7 Перенос слов.
6
2
1
8 Звуки и буквы. Алфавит.
4
9 Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков.
2
1
10 Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова.
15
1
1
11 Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков.
16
1
1
12 Разделительный мягкий знак.
4
1
13 Обозначение буквами парных по глухости - звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным.
15
1
2
14 Обобщение знаний об изученных правилах письма.
2
1
1
15 Части речи (общее представление).
2
16 Имя существительное.
18
2
2
17 Глагол как часть речи.
9
1
1
18 Имя прилагательное как часть речи.
6
1
19 Предлог.
6
2
1
20 Местоимение как часть речи.
6
1
1
21 Повторение изученного за год.
17
1
1
Итого
170
19
13
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс
№
Плановые сроки прохождения тем
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Скорректированные сроки прохождения тем
Наша речь (3 ч)
1
01/09
Виды речи.
Язык и речь, значение в жизни людей. Роль русского языка как национального, как государственного и языка межнационал. общения (с.6-7)
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическ. речь от монологическ. Использовать в речи диалог и монолог. Соблюдать правила речевого этикета. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог.
2
02/09
Виды речи.
Виды речевой деятельности. Речь устная, письмен., внутренняя. Требования к речи
(с. 8-9)
3
03/09
Диалог и монолог
Речь диалогическая и монологическая.
(с. 10-14)
Текст (4ч)
4
04/09
Признаки текста: целостность, связность, законченность.
(с. 16-17)
Отличать текст от других записей по его признакам Осмысленно читать текст.
5
07/09
Тема и главная мысль текста. Заглавие
(с. 18-19)
Определять тему и главную мысль текста.
Соотносить текст и заголовок.
6
08/09
Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. (с. 20)
Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста. Создавать текст.
7
09/09
Р/Р Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.
(с. 21-22)
Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты задания
Предложение (12ч)
8
10/09
Предложение. Предложение как единица речи, его назначение и признаки. (с. 24)
Анализ сочинений.
Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в тексте. Составлять предложения из слов.
9
11/09
Стартовый диктант по теме «Повторение»
10
14/09
Знаки препинания конца предложения (вопросит, восклицат. знаки, точка). (с. 25)
РНО диктанта.
Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложен.
11
15/09
Значение предлож., различных по цели высказывания.
(с.26-28)
Определять в тексте предложения, выбирать знаки препинания в конце предложения.
12
16/09
Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
(с. 31)
Находить главные члены предложения.
Обозначать графически грамматич. основу. Различать и выделять
13
17/09
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
(с. 32- 33)
главные и
второстепенные члены
предложения.
14
18/09
Р/Р Составление рассказа по картине И.Остроухова «Золотая осень»
Рассматрив. картину И.Остроухова «Золотая осень». Составлять рассказ
15
21/09
Распространённые и нераспространенные предложения. (с. 35)
Анализ сочинений.
Составлять распростр. и нераспространённые предложения.
16
22/09
Контрольное списывание текста с дополнительным заданием
Оценивать результаты выполненного задания
17
23/09
Связь слов в предложении
(с. 37-38)
Составлять предложен. из деформированных слов
18
24/09
Обобщение по теме «Предложение»
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику
19
25/09
Обобщение по теме «Предложение» с 40
Слова, слова, слова… (18ч)
20
28/09
Слово и его значение. Назывная функция слова.
(с.42-43).
Определять значение слова по толковому словарю. Находить незнакомые слова.
21
29/09
Слово как общее название многих одно родных предметов. Работа с толковым и орфограф. словарями
(с. 44-46)
Работать со страничкой для любознательных.
22
30/09
Однозначные и многозначные слова (с.47-49) Прямое и переносное значение многозначных слов.
(с.49-51)
Распознавать многозначные слова
Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю
23
01/10
Контрольный диктант по теме «Предложение»
24
02/10
Синонимы. Работа со словарём синонимов
(с. 52-54)РНО
Работать со словарями синонимов учебника.
25
03/10
Антонимы Работа со словарём антонимов
(с.54-55)
Работать со словарями синонимов и антонимов учебника.
26
12/10
Обобщение по теме. Расширение представлений об окружающем мире через лексику слов.
(с. 56-57)
Определять значение пословиц. Оценивать результаты задания «Проверь себя» по учебнику
27
13/10
Р/Р Изложение текста по данным к нему вопросам
Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста
28
14/10
Однокоренные слова Родственные слова.
(с. 58-60)
Анализ текста, РНО
Группировать однокоренные слова Работать со словарём однокоренных слов.
29
15/10
Корень слова (первое представление). (с.61-62)
Доказывать правильность выделения корня.
30
16/10
Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов
и слов с омонимичными корнями. (с.63)
Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями
31
19/10
Единообразное написание корня в однокоренных словах.
(с. 64)
Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.
32
20/10
Слог. Ударение. Перенос слова.
Слог как минимальная произносительная единица. Ударение. Слогообразующая роль гласных звуков.
Сравнивать модели слогоударной структуры слова. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги.
33
21/10
Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. (с. 67-68)
Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.
34
22/10
Проверочная работа по теме «Слово и его значение» (с. 75-76)
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
35
23/10
Перенос слов по слогам. Правила переноса (с. 71-73)
Сравнивать слова по возможности переноса слов
36
26/10
Работа с орфоэпическим словарём Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского языка. (с. 69-70)
Работать с орфоэпич. словарём, находить в нём информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения нормы произношения слов.
37
27/10
Контрольный диктант «Слово и его значение»
Звуки и буквы (59ч)
38
28/10
Звуки и буквы.
Звуки и обозначение буквами на письме.
(с.78-80)
Различать звуки и буквы. Называть буквы и располагать их в алфавитном порядке.
39
29/10
Русский алфавит или Азбука.
Использование алфавита при работе со словарями.
(с. 81-85)
Классифицировать буквы . Располагать слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями.
40
30/10
Русский алфавит или Азбука.
Использование алфавита при работе со словарями.
41
02/11
Гласные звуки
Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
(с. 89-91)
Находить в слове глас. звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Определ. характерист. гласного звука.
42
03/11
Р/Р Коллективное составление рассказа по картине З.Е.Серебряковой «За обедом»
(с. 86-87)
Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.
Излагать письменно содержание текста
43
05/11
Произношение ударного и безударн. гласного звука в корне слова и его обозначен. на письме
(с.93-94)
Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.
44
06/11
Особенности проверяемых и проверочных слов
(с. 95-96)
Словарный диктант
Различать проверочное и проверяемое слова. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения
45
09/11
Способы проверки безударных гласных в корне (с.97)
(фразеологизмы)
46
10/11
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова. (с.97)
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова
47
11/11
Способы проверки безударных гласных в корне (с.98)
48
12/11
Упражнения в написании слов с безударными гласными (с.99)
49
13/11
Упражнения в написании слов с безударными гласными
(с. 100)
Объяснять правописан. слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
50
16/11
Упражнения в написании слов с безударными гласными (с. 101) Р/Р Восстановление деформированного текста. Списывание
(с.102-103)
Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.
51
17/11
Обобщение знаний о правописании слов с безударн. гласными, проверяемыми ударением
52
18/11
Р/Р Составление сочинен. по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
53
24/11
Правописание слов с безударн. гласными, не проверяемыми ударением
(с.105-106)
Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с
54
25/11
Слова с безударн. гласными, не проверяемыми ударением (с.103-104)
Словарный диктант
изучаемой
орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.
55
26/11
Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых гласных (с.107-108)
56
27/11
Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых гласных (с. 109-110)
57
30/11
Проверочный диктант по теме «Правописание слов с безударн. гласным звуком в корне»
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»
58
01/12
Обобщение о безударных гласных (с. 111). РНО
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
59
02/12
Согласные звуки их признаки. Смыслоразличительн. роль согласных звуков в слове.
(с.112-114)
Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы.
60
03/12
Согласный звук [й'] и буква «и краткое»
(с.114-116)
Знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й].
61
04/12
Слова с удвоенными согласными
(с. 117)
Использовать правило переноса слов с удвоен. согласными
62
07/12
Р/Р Составление рассказа по картине А. Степанова «Лоси» и опорным словам.
(с.118)
Проект «И в шутку и всерьез» (с.119)
Составлять рассказ по картине А. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.
63
08/12
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
(с. 120-121)
Анализ сочинений
Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки
64
09/12
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.
(с. 122-123)
Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.
65
10/12
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.
(с.124-125)
Соотносить количество звуков и букв. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.
66
11/12
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.
(с.126)
Переносить слова с ь знаком. Обозначать мягкость согласн. звука ь знаком на конце слова и в середине слова
67
14/12
Р/Р Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. (с.127-128)
Проект «Пишем письмо» (с.129)
Работать с текстом. Находить и записывать ответы на вопросы. Составлять продолжен. рассказа. Писать письмо Деду Морозу.
68
15/12
Буквосочетания «чк, чн, чт, щн, нч».
Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. (с. 4-5)
Различать непарные мягкие шипящие звуки.
Соблюдать орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт
69
16/12
Правописание сочетаний
чк, чн, чт, щн, нч.
(с. 6-7)
Находить в словах буквосочетания «чк, чн, чт, щн, нч», подбирать примеры слов
70
17/12
Правописание сочетаний
с шипящ. согласн.
Работа с текстом
Подбирать заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы.
71
18/12
Правописание сочетаний
с шипящ. согласн Проект «Рифма».
(с. 8-9)
Сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик рифм, участвовать в презентации
72
21/12
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу (с.10-11)
Различать непарные твёрдые и мягкие ши-пящие звуки.
73
22/12
Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»
Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта
74
23/12
Обобщение материала. (с.14-15)
Работа над ошибками
75
24/12
Проверочная работа по теме «Правопис-ие буквосочетаний с шипящими звуками »
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»
76
25/12
Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. (с.16-18)
Различать глухие и звонкие согласн. звуки, парные и непарные. Характеризовать соглас. Звук.
77
28/12
Произношение парного согласного звука на конце слова и в корне перед согласн. (с. 18-19)
Словарный диктант
Соотносить произношение и написание парного согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.
78
29/12
Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного согласного на конце слова и перед согласным. (с.20)
Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой
надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова.
79
30/12
Особенности проверяемых и проверочных слов
(с.21)
80
31/12
Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне. (с.22)
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов
81
11/01
Способы проверки парных согласных (с.23)
82
12/01
Формирование умений ставить орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с правилом (с. 24)
Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.
83
13/01
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, (с. 25)
84
14/01
Р/Р Составление поздравительной открытки.
85
15/01
Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова (с. 26)
Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным
86
18/01
Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов (с. 27)
звуком на основе алгоритма проверки написания.
87
19/01
Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. (с. 28)
88
20/01
Р/Р Изложение текста по вопросам
(с.29)
Анализировать текст с целью нахождения
ответов на вопросы
89
21/01
Упражнения в правописании согласных в корне однокоренных слов
Анализ текста, РНО
Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
90
22/01
Обобщение знаний о правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. (с.30)
Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.
91
25/01
Сопоставление правил обозначения буквами гласного и парных согласных
Объяснять правильность написания слов с орфограммами.
92
26/01
Проверочный диктант по теме
« Правописание гласных и согласн. »
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
93
27/01
Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.
(с.31-32).
Работа над ошибками
Наблюдать над произношением слов с разделит. ь. Соотносить количество звуков и букв в словах
94
28/01
Использование на письме разделительн. мягкого знака.
(с.33-34)
Различать слова с мягким знаком - показателем мягкости и с разделит. ь
95
29/01
Р/Р Составление рассказа по серии рисунков (с.37)
Составлять рассказ; излагать письменно текст по вопросам.
96
01/02
Использование на письме разделительн. мягкого знака.
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
97
02/02
Р/Р Составление рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри» (с.54)
Составлять рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Части речи (58ч)
98
03/02
Части речи
Общее представление о частях речи (с. 40). Анализ сочинений
Соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.
Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые
99
04/02
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
(с. 42-43)
Находить в тексте части речи с опорой на их признаки.
учебных задач и при работе со знаковой
информацией;
воспринимать речь учителя
они отвечают, с частями речи.
Находить в тексте части речи, пользуясь схемой.
100
05/02
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи
(с.44-45)
Расширение представлений о предметах и явлениях через ознакомление с именами существител.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,
(одноклассников),
непосредственно не обращенную к учащемуся;
Распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу.
101
08/02
Общее представление об имени существител. (с.46-47)
Обосновывать отнесение слова к имени существительн.
102
09/02
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительн.
(с.48)
Словарный диктант
Объяснять лексическое значение слов - имён существительных.
103
10/02
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительн.
(с. 49)
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с
104
11/02
Р/Р Составление письменных ответов на вопросы к тексту
(с. 51)
опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.
105
12/02
Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных
(с.50)
106
15/02
Собственные и нарицательные имена существит. Заглавная буква в именах собственных. (с.51-53)
Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.
107
16/02
Заглавная буква в именах существител. собственных (с.59)
Писать с заглавной
буквы имена собственные.
108
17/02
Заглавная буква в именах собственных
(с.60)
Писать с заглавной
буквы имена собственные.
109
18/02
Проверочный диктант по теме «Правописание имен собственных»
Писать с заглавной буквы имена собственные.
110
19/02
Обобщение знаний об имени существител.
Работа над ошибками
111
22/02
Изменение существ. по числам. Имена существительные только в одном числе
(с.61-62)
Определять число имён существительных (единственное и множественное).
112
29/02
Распознавание имен существительных в единственном и во множественном числе
(с.63-64)
Определять, каким членом предложения является имя существительное
113
01/03
Обобщение знаний об имени существител. Разбор имени существ. как части речи. (с.65)
Определять грамматичес. признаки имён сущ-ых: одушевлённое или неодушевл.,
114
02/03
Р/Р Подробное изложение повеств.. текста по вопросам с анализом текста
(с.66)
собственное или нарицательное; число, роль в предложении. Классифицировать имена существительн.
115
03/03
Обобщение знаний
об имени существительн. (с.67)
по грамматическому признаку.
116
04/03
Обобщение знаний об имени существительном
117
07/03
Проверочная работа по теме «Имя существительное»
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
118
09/03
Глагол как часть речи и употребление в речи (с.68-69)
Распознавать глагол среди других частей речи.
119
10/03
Распознавание глаголов. Роль в речи
(с.70-71)
Классифицировать
глаголы по вопросам Определять, каким
120
11/03
Различение глаголов. Восстановление деформирован. текста
(с.72-73)
членом предложения
является глагол в
предложении
121
14/03
Изменение глагола по числам
(с. 74-75)
Распределять глаголы по группам
122
15/03
Правильное употребление глаголов в речи (с.76-77)
Словарный диктант
Соблюдать в практике речевого общения нормы употребления глаголов.
123
16/03
Правописание частицы не
с глаголом (с.78-79)
Раздельно писать частицу не с глаголом
124
17/03
Контрольный диктант
по итогам четверти
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
125
18/03
Обобщение знаний о глаголе (с.80)
Работа над ошибками
Определять грамматич. признаки глагола, роль в предложении.
126
21/03
Р/Р Восстановление текста с нарушенным порядком предложен. Списывание (с.81)
Определять порядок предложений, составлять текст, подбирать название
127
22/03
Текст-повествование и роль в нём глаголов.
(с.82-84)
Наблюдать над ролью глаголов в повествовател. тексте.
128
23/03
Проверочная работа по теме «Глагол»
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
129
24/03
Обобщение знаний о глаголе
130
25/03
Обобщение знаний о глаголе
Определять грамматич. признаки глагола, роль в предложении.
131
28/03
Имя прилагательное как часть речи
(с.86)
Распознавать имя прилагательное
132
29/03
Синтаксическая роль имени прилагательн. в предложении. (с.87)
Анализировать высказывания русских писателей о языке.
133
30/03
Связь существител. с прилагательными в предложении и в словосочетании (с.88)
Обосновывать правильность отнесения слова к прилагательному
134
31/03
Р/Р Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Рассматривать картину «Грачи прилетели» по вопросам, составлять , записывать рассказ.
135
01/04
Употребление в речи имен прилагательн., противоположных по значению (с. 89-90) Анализ текста, РНО
Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.
136
04/04
Изменение имён прилагательных по числам. (с.92-93)
Распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять
137
05/04
Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. (с. 94)
прилагательные по числам. Соблюдать
литературные нормы
138
06/04
Обобщение знаний об имени прилагательном
Умения писать слова с орфограммами, распознавать изученные части речи. Оценивать достижения
139
07/04
Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное»
140
08/04
Текст-описание
и роль в нём прилагательных.(с.95)
Работа над ошибками
Распознавать текст-описание.
Наблюдать над ролью имён прилагательных
141
11/04
Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашн. животного).
(с.97)
Составлять текст-описание на основе личных наблюдений
142
18/04
Р/Р Составление текста-описания по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». (с.98)
Составлять текст-описание натюрморта по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».
143
19/04
Текст-описание
и роль в нём прилагательных
Анализ текста, РНО
Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного
144
20/04
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи
(с.100-103)
Различать местоимения и имена существительн. Заменять существител. личн. местоимениями.
145
21/04
Редактирование
текста с повторяющ. существительными. (с.104)
Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать
146
22/04
Редактирование текста с повторяющ. существительными. (с.104)
147
25/04
Проверочная работа по теме «Местоимение» (с.107)
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
148
26/04
Предлоги
Роль предлогов в речи.
(с. 108)
Узнавать предлоги в устной и письменной речи.
149
27/04
Предлог как часть речи. (с.109)
Словарный диктант
150
28/04
Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи
(с. 110)
Правильно употреблять предлоги в речи .
Раздельно писать предлоги со словами.
151
29/04
Правописание предлогов с именами существительными.
(с. 111)
152
03/05
Проверочная работа по теме «Предлоги» (с. 113)
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
153
04/05
Правописание предлогов с именами существительными.
(с. 111)
154
05/05
Проект
«В словари за
частями речи!» (с. 114-115)
Уметь находить части речи в различных словарях. Составлять проект и защищать его.
Повторение (16ч)
155
10/05
Текст Упражнения в создании текстов разного типа
(с.116-117)
Рассматривать картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», составлять, записывать
156
11/05
Знаки препинания в конце предложений
(с.117-118)
Правильно оформлять предложение. Признаки предложения.
157
12/05
Р/Р Восстановление деформированного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» (с. 112)
Списывание текста
Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.
158
13/05
Главные члены предложения. Распространение предложений второстепен. членами.
(с.119-120)
Понятия «подлежащ.», «сказуемое», составление предложений.
Распространённое и нераспространённое
159
16/05
Слово и лексическое значение. Однозначн. и многозначные слова, антонимы, синонимы.
(с.120-122)
предложение
лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.
160
17/05
Части речи и их признаки. Разбор слова как части речи(с.123)
Словарный диктант
Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи
161
18/05
Части речи их различение. Разбор слова как части речи
(с.124)
162
19/05
Контрольный итоговый диктант
163
20/05
Части речи и их различение. Разбор слова (с.125)
164
23/05
Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-букв. разбор слов (с.126)
Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов
165
23/05
Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-букв. разбор слов (с.127)
166
24/05
Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно
(с.105-106)
Распознавать текст-рассуждение.
Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.
Работать с текстом
167
25/05
Обобщение знаний о правилах правописан.
(с.128)
Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить
168
26/05
Упражнения в применении правил правописания (с.129)
проверочные и проверяемые слова
169
26/05
Упражнения в применении правил правописания
170
27/05
Итоговый урок по курсу «Русский язык»
Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений