Изменение имен существительных по числам. 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изменение имен существительных по числам. 3 классИзменение имен существительных по числам. 3 классТема: Изменение имен существительных по числам.

Цель:

  • Познакомить с изменением имен существительных по числам;

  • Развивать умение изменять существительные по числам различать род;

  • Развивать творческое мышление;

  • Развивать орфографическую зоркость;

  • Отработать грамматическое понятие «имя существительное»;

  • Отрабатывать правила правописания корня;

  • Разбирать предложение по членам;

  • Выработать практические навыки грамотного письма;

  • Проверить владение способами проверки;

  • Развивать внимание, память творческое мышление, умение рассуждать и делать выводы, логически излагать свои мысли;

  • Формировать аккуратность и соблюдение орфографических норм работы в тетрадях;

  • Воспитывать чувство товарищества, умение выслушать ответы товарищей, по необходимости дополнить или высказать свою точку зрения.

Материал: Программа «Школа России», «Русский язык» (3 класс, Т.Г.Рамзаева)

Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, карточки, таблица «Изменение имен существительных по числам», кроссворд.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Практическая часть

  1. 1. Организационный момент урока.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся скорей за работу,

Чтобы новое что-то узнать

2. Сообщение темы урока.

    - Сегодня на уроке русского языка мы отправляемся в путешествие по стране, имя которого спрятан в кроссворде, который предстоит нам разгадать. В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Но вначале урока повторим домашнее задание, проведем минутку чистописания и тему прошлого урока.


    1. 3. Актуализация опорных знаний

    • Проверка домашнего задания (иллюстрация к домашнему заданию на слайде 1)

    Рассмотрите рисунок. Озаглавьте и напишите текст по опорным словам.

    • Чистописание.

    Иг pa «Доскажи словечко».

    Длинным клювом тонким

    Схватит лягушонка.

    Капнет с клюва капля.

    Кто же это? (Цапля.)

    - Назовите первый звук в слове-отгадке. Какой буквой обозначается этот звук на письме? Ц.

    - Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой

    - Спишите.

    • Повторение

    - Чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока, вы должны разгадать кроссворд. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то попадете в удивительную страну. Название страны спрятан в выделенном столбике.

    1. Дерево, которое все время дрожит.

    2. Ягода, которой можно вылечиться от простуды.

    3. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков …

    4. Противоположная сторона горизонта западу.

    5. Чудо-птица - алый хвост
      Полетела в стаю звезд.

    6. Место для выращивания овощей.

    7. В огороде вырастаю.
      А когда я созреваю,
      Варят из меня томат,
      В щи кладут и так едят.

    8. Одна двенадцатая часть года.



    Осина, малина, горох, восток, ракета, огород, помидор, месяц.

    • Как вы думаете, кто является жителями этой страны? Вот перед вами на доске её жители.

    • К какой части речи они относятся?

    • Определите род имен существительных, выделите родовые окончания

    Упр.420, стр.158

    (ученики читают составленные тексты)

    На слайде 2


    Работа по карточкам (индивидуально).

    Учащиеся разгадывают кроссворд.

    Ключевое слово «Словария» (слайд 3)

    Слайд 4. Проверка.

    Слайд 5. Тема урока и его задачи

    1. 4. Гимнастика для глаз


    1. 5. Изучение нового материала

    • Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? Проверка.

    Тетрадь, девочка, книги, тетради, книга, школы, мальчик, парты, девочки, школа, мальчики, парта.

    -Сравните записанные слова. Чем они похожи?

    -Чем отличаются?

    -Они обозначают разные предметы или одинаковые?

    -Сравните окончания этих имен существительных

    -Прочитаем правило, которое записано у вас в учебниках на странице 159.

    Слайд 6

    Слайд 7

    Правило на стр.159

    1. 6. Закрепление нового материала

    Упр. 422.

    - Прочитайте текст. О чем говорится в тексте?

    - Измените слова так, чтобы речь шла об одном дереве. Запишите текст. Выделите окончания.

    (Проверка.)

    - Найдите слова, которые вы изменили. Назовите окончания.

    б) Упр. 423. Прочитайте слова. В каком числе они стоят? (Во множественном и в единственном.)

    - Назовите окончания.

    - Измените слова по числам. Запишите. Выделите окончания.

    (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют окончания.)

    в) Физкультминутка.

    г) Игра «Цепочка слов». Упр. 424.

    Назовите цепочку из десяти слов.

    Заяц, цапля, ….

    (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют род и число имен существительных.)

    Упр.422, стр.159

    Упр.423, стр.159

    Слайд 8

    Упр.424, стр.159


    1. 7. С ловарно-орфографическая работа

    - Отгадайте загадку

    По ночам во мне Ванятка

    До того задремлет сладко.

    Что не хочется вставать.

    Что за штука я? (кровать.)

    - Из этих букв составьте слово.

    ЛЕРАТАК

    Правильно, тарелка.

    - Сегодня познакомимся со словами из словаря тарелка и кровать .

    Объясните значение этих слов. (Тарелка - столовая посуда круглой формы. Кровать - предмет мебели для сна) Вспомните выражения со словом тарелка. (Не в своей тарелке (в плохом настроении). На тарелочке преподнести (о получении чего-то без затраты труда). Найдите слова кровать и тарелка в орфографическом словаре. Запишите, обозначьте ударение и орфограмму. Составьте предложения с этими словами. Запомните их написание.

    Слайд 9

    1. 8. Работа по карточкам

    • Прочитайте текст на листочках. Спишите его, вставьте пропущенные орфограммы. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

    Тр.щал сил.ный м.роз. Андрей и Катя вышли на улицу. Они прикр.пили к веткам б.резы кусочки сала. Вот ветка пок.чнулась. Это подл.тели синич.ки и вороб.и. Всю зиму р.бята п.м.гали птицам.

    Проверка. Определите число имен существительных. Проверка

    Прочитайте эти слова и скажите, в каком числе стоят эти имена существительные?

    Брюки, санки, ножницы, сутки, сливки, опилки, шахматы, клещи, каникулы, сумерки, прятки.

    • Измените число этих имен существительных. (???)

    • Можно это сделать? Почему?

    • Спишите эти слова.

    • 1 вариант: разобрать по составу слова: прятки, каникулы.

    Слайд 10.

    Слайд 11.

    Слайд 12

    1. 9. Рефлексия.

    - Наш урок подошел к концу. Нам пора покидать страну "Словарию". Для этого надо найти верный путь домой. Перед вами три слова:

    ВЕСЕЛО
    БЕЖАТЬ
    ЯБЛОКО

    на рисунках работают гиперссылки, которые позволяют проверить правильность выбранного ответа

    Найдите среди них имя существительное, определите в нем количество букв и звуков.

    • Что обозначают имена существительные в единственном числе?

    • Что обозначают имена существительные во множественном числе?

    • Чем они отличаются друг от друга?

    Слайд 13



    Слайд 14


    1. 10. Домашнее задание.

    Упр.431, стр.162 (выучить правило)



    © 2010-2022