Статья. Работа с одарёнными детьми

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Прокофьева Лидия Борисовна

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»

Работа с одарёнными детьми.(Из опыта работы) Нас часто упрекают, причём справедливо, что особое внимание на уроках уделяется слабым и средним ученикам. Что касается наиболее сильных учеников, то - поскольку они « не портят показатели», - их судьба мало кого интересует. Несомненно, что математические способности - это «товар штучный» и заниматься с этими ребятами надо индивидуально. В то же время учителю нужно учить и других детей, среди которых есть и сообразительные, с хорошей памятью и такие, кто с трудом осваивает таблицы сложения и умножения. Как же в этой ежедневной работе не потерять способных учеников, детей с уровнем интеллекта выше среднего? Задания в учебниках построены поэтапно, в решении каждого из них нужно сделать несколько шагов. Первый шаг не превышает уровня требований стандарта образования и является базовым. Следовательно, его можно смело предлагать всем детям, организовывать самостоятельную работу. В таких заданиях уже проявляется количественная дифференциация по объёму выполненного задания (кто-то сделает всё, а кто-то меньше). Затем предлагается задание для группировки, сравнения, обобщения. А дальше - на применение своих знаний в нестандартной ситуации (творческого характера). При выполнении таких заданий одарённые дети проявляют склонность к умственным действиям, им интересно именно усложнение умственной нагрузки, они полностью мобилизуются для решения проблемы, включают все резервы своей психики. Время для них не является ограничителем, это скорее важно для слабых детей, чтобы избежать перегрузки. У нас с родителями есть договорённость: на домашнее задание по математике во 2 - 4 классах должно затрачиваться не более 40 минут (но это время именно интенсивной умственной работы ребёнка). Сидеть над заданием весь вечер, постоянно отвлекаясь, не имеет смысла, да и вредно для здоровья. Сдать работу можно на любом этапе. При проверке строго исправляются вычислительные ошибки. Если ребёнок справляется с базовым уровнем, ему ставится отметка в соответствии с общепринятыми нормами оценивания. Если ребёнок вышел на выполнение заданий творческого характера, ему ставится отдельная отметка. При получении 3 дополнительных отметок за задания творческого характера, средняя выставляется в журнал. Важно для детей моральное поощрение, им нравится, когда учитель при проверке таких заданий называет их в группе творчески мыслящих людей. В учебнике 4 класса сразу даётся дифференциация заданий, что помогает в практической работе учителя. При таком подходе - «Делай, сколько сможешь!» - учебная деятельность каждого ученика, в том числе и одарённого, происходит в зоне ближайшего развития, идёт учёт индивидуальных особенностей, развитие инициативности и творческих потенций. При проверке работ особенно ярко видна индивидуальность каждого. Дети придумывают разное количество выражений, различно показывают группировки. Объём выполненной работы по одному и тому же заданию различен: от половины страницы до 3 -4 страниц! Группы « сильных», средних и слабых можно сформировать очень условно, так как каждый день и с каждым заданием ситуация меняется в зависимости от сложности материала, занятости детей во внеучебное время, от состояния здоровья и настроения каждого ученика. Ребёнок сегодня может выполнить домашнее задание почти полностью, проделав все шаги, завтра ограничиться минимумом, послезавтра дойти до половины. Нагрузка у способных детей довольно существенная, у них увеличивается объём работы и свои знания они применяют творчески. При этом они не страдают «звёздной» болезнью. Их самооценка вполне адекватна. И это не случайно. В заданиях учебника на всех этапах много трудностей, ловушек, коллизий. Все дети в классе знают, что ошибиться может любой, не ошибается только тот, кто ничего не думает и не делает. Гораздо важнее вовремя найти и исправить ошибку. Кроме того, бывает, что лучшее решение находят не самые способные и яркие. Получается, что одарённому ребёнку отнюдь не легко учиться, у него формируется и умение преодолевать трудности, и иммунитет к неудачам. Именно такие дети обладают гибкостью, глубиной, целенаправленностью мышления, успешно показывают себя на олимпиадах, в интеллектуальных соревнованиях. Наблюдения показывают, что в любом классе есть дети, которые всегда выходят на творческий уровень выполнения заданий, для них это дело чести. Для некоторых выполнить работу на базовом уровне, значит, «спустить флаг». Отрывок из статьи «Чтобы Знайка не скучал» я прочитала не случайно. Ведь все наши дети разные. И чтобы не потерять сильных и не перегружать тех, кто затрудняется, давайте будем дифференцировать домашнее задание по математике, т.е. стандарт выполняют все, а задания творческого характера и по возможности и по способностям. Далеко за примерами ходить не надо: Наши дети из года в год стабильно среди первых в городских и районных олимпиадах по русскому языку и по математике, в международных интеллектуальных играх. Ученики - занковцы - шахматисты стали Чемпионами Мира в Чехии в 2006 году, часто выезжают в разные города на республиканские и Всероссийские соревнования. Не ставьте крест на своём ребёнке, давайте возможность выполнить работу самостоятельно хотя бы на черновике, больше общайтесь с ним, спрашивайте, не что получил, а что нового узнал на уроках, интересуйтесь жизнью класса, по мере возможности участвуйте в классных и школьных делах, предлагайте учителю свою помощь. Не сравнивайте своего ребёнка ни с сильными одноклассниками, ни со слабыми, ни с собой в детстве. Ваш ребёнок индивидуален и развивается по- своему, а наша задача - сделать учёбу детей интересной, научить ребёнка трудиться и работать с текстом.

© 2010-2022