- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению
Конспект урока по литературному чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Семёнова Т.А. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема:
Житие Сергия Радонежского
Цель: - рассказать детям о детстве святого Сергия Радонежского; -воспитать уважение к таким человеческим качествам, как трудолюбие, послушание, стремление к знаниям, бережного отношения к слову; - развивать умение давать правильную оценку характеру человека на основе его поступков; - дать понятие «житие», знание исторических фактов. Ход урока. 1. Организационный момент. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)
Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт. И ни одна ещё стихия Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала И становилась всё сильней. Святая Русь - твоё начало, И преподобный Сергий в ней.
Учитель: Сегодня на занятии мы поведём разговор о молитвеннике Земли Русской, о человеке, о котором Епифаний Премудрый в житие написал такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака». - Как вы понимаете эти слова? Почему преподобный Сергий назван светилом светлым? Готовы ли вы ответить на этот вопрос? Мы вернёмся к нему в конце урока. «... И рос отрок, возрастая разумом и добродетелью: любил пост и воздержание, от детских игр уклонялся, прилежал же чтению Божьих Книг». «Житие Преподобного Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым.
1. Вступление. 2. Рассказ о жизни святого. а) детство; б) подвиги благочестия и творимые чудеса при жизни; в) кончина и посмертные чудеса. 3. Похвала святому.
- Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из самых почитаемых на Руси святых - Сергии Радонежском. - Перед нами цель: собрать самое ценное. Что это? Самое ценное: слова, раскрывающие образ Сергия.
Сообщение о жизни Сергия Радонежского 2-й ученик. Один из самых почитаемых на Руси святых - Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом от родителей Кирилла и Марии. До пострижения в монахи преподобный носил имя Варфоломей - в честь одного из 12 апостолов. Известна дата его рождения - 3 мая 1314 года. В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве. С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням - средам и пятницам.
- Кто были его родители? Каким именем был наречён младенец?
3-й ученик. В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали учиться грамоте, но в отличие от братьев он не сделал никаких успехов. Однажды в поле мальчик увидел старца, молившегося под одиноким дубом. Варфоломей попросил старца помолиться за него, чтобы он научился читать. Старец благословил отрока, и тот порадовал родителей, свободно прочитав перед обедом псалтырь (сборник церковных песнопений, по которому учили грамоте в Древней Руси).
- Как называется церковный хлеб, который старец дал Варфоломею? (Просфора).
4-й ученик. Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан, и они вместе поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако Стефану стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.
- Назовите имена братьев Сергия. (Петр и Стефан).
5-й ученик. Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Преподобный с радостью принимал их. Так зачался Сергиев монастырь - нынешняя Троице-Сергиева лавра (по-гречески лаура - крупный, большой монастырь). "Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее". Из его поколения вышли основатели 150 новых монастырей. Дополнение учителя (Они жили в маленьких избушках-кельях, сами носили воду, рубили дрова, обрабатывали огород и готовили пищу. Преподобный Сергий делал большую часть тяжёлой работы, подавая пример братии.)
- Почему Сергия называют Радонежским? (Близ Радонежа построил монастырь).
- Какое носит название в настоящее время монастырь, построенный Сергием? (Троице-Сергиева Лавра).
6-й ученик. Преподобный Сергий, бывший духовником князя Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю. Перед битвой Сергий благословил князя крестом и окропил святой водой. Великий князь попросил у преподобного Сергия двух его монахов - Пересвета и Ослябю, которые в миру принадлежали к воинскому сословию и были богатырями. Сергий возложил на богатырей схимы с нашитыми на них крестами, и заповедал им "крепко бороться по Христе на врагов его". Их присутствие в одеждах схимников в войске Дмитрия придавало походу дух великого святого дела. По легенде, Сергий сказал князю: "Не страшись! Ты победишь!" И Дмитрий Донской одержал великую победу над Мамаем Золотой Орды в Куликовской битве в 1380 году, который был разбит и бежал в Крым в Кафу (современная Феодосия), где и был убит. Мужество и героизм русских людей развеял господствующее ранее представление о непобедимости татар.
- Какого князя Сергий благословил на битву? (Дмитрия Донского)
- На какую битву Сергий благословил Дмитрия Донского? ( Куликовская битва).
7-й ученик. Внешность Сергия не успела к моменту его канонизации изгладиться из памяти современников. В Троице-Сергиевой лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи.
(Демонстрируется портрет. На доске - репродукции икон Сергия Радонежского, в том числе и житийная икона) - Как вы понимаете слово икона? Работа со словарем. Икона (греч. эйкон - образ, изображение) - символическое изображение святого или события из священной истории. Учитель Житийная икона - икона, запечатлевшая житие и чудеса того или иного святого; по её сторонам и в клеймах изобразительными средствами и краткими текстами представлены главные события подвижнического жития и чудес святого, которому посвящена икона. Икон с изображением Сергия писали много, и индивидуальные черты сгладились, уступив место иконописному канону. Учитель Житие - жизнеописание не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека. Поэтому мы должны проследить этапы духовного пути Сергия Радонежского. Обратимся к тексту жития. Учитель (задает вопросы на понимание услышанного) - С чего начинается путь человека на Земле? Вы правы, с рождения! - Когда родился преп. Сергий? Кто были его родители? Каким именем был наречён младенец? (Ответы детей; учитель выставляет карточки с этой информацией на доску.) Обратите внимание на картину М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» Как изобразил художник Варфоломея? На что мы обращаем внимание прежде всего, глядя на картину?
- Что старец велел читать отроку?
- значение слова «псалом»
- Откуда и куда переехал отец мальчика?
- О чём просил юноша своих родителей?
- О чём попросили родители юношу?
- Как почтил умерших родителей своих Варфоломей?
- Объясните значение слова «панихида»
- Объясните значение слова « литургия»
- Расскажите, какие чудеса происходили с Сергием до принятия монашества.
Коллективная проверка выполнения задания. До принятия монашества с Сергием происходит чудеса:
- будучи младенцем, отказывался от молока матери по постным дням,
- в отрочестве обрел дар понимания книжной грамоты после встречи с божественным старцем.
Используя предложенное четверостишие вы должны рассказать об одном из этапов пути жизненного пути Сергия Радонежского. (Соотнести четверостишие со строчками Жития)
1. Одно в нём близких огорчало: Давалась грамота с трудом, Но это тоже означало Особый Промысел о нём.
Коллективная проверка выполнения задания. - Когда Сергий был маленький, у него было другое имя. Его звали Варфоломей. Он жил с родителями в городе Ростове. Когда же исполнилось ему семь лет, отдан был в учение. Несмотря на все свои старания, отличался плохой памятью, не мог выучиться даже читать. За это часто бранили его родители, учитель же еще строже наказывал, а товарищи смеялись над ним. Он очень скорбел об этом, втайне часто со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Дай мне выучить грамоту эту, научи Ты меня и вразуми меня». Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой Отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте». И ответил ему старец: «О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты». С того часа он хорошо знал грамоту.
Учитель - Таков, ребята, Промысл Божий, чтобы будущий великий угодник и служитель Святой Троицы получил разум и научение не от людей, а от Духа Святого. Характеристика главного героя. Беседа по вопросам. - Кто больше назовет качеств, присущих святому, герою житийной литературы (чудесные способности, вера в Бога, нравственная чистота, милосердие...). - У нас получился, читаем на доске: Образ идеального святого
- Смирение
- Милосердие
- Подвижничество
- Прозорливость
- Нравственная красота
- Жизнь как общественное служение
- Каким вы представляете Сергия Радонежского? (С одной стороны, Сергий Радонежский - это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, - это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.) - Какова цель жизни Варфоломея? (трудиться для людей во славу Божью) - В чём духовное наследие преп. Сергия? Что оставил он для нас живущих? Ответы детей:
- Свою обитель - первый крупнейший монастырь.
- Своих учеников, которые продолжали молитвенное дело преп. Сергия. Один из его учеников в похвалу отцу своему Сергию написал икону «Пресвятая Троица» для иконостаса Троицкого собора, где доныне находятся мощи преп. Сергия; художественные ценности - духовная литература, жития преп. Сергия, иконы, картины М. Нестерова; это храмы, освещённые во имя преп. Сергия
- Герой жития идеален.
- Главное достоинство - вера в Бога.
- Внутренний мир героя не раскрывается. Агиограф не описывает бурных переживаний, страстей; сдержанно рассказывает о тяжёлых испытаниях, умалчивая о внутренней борьбе.
- В житии сочетается жизнеподобие и фантастика.
- Жизнь героя поучительна, она учит христианской морали.
6. Рефлексия. - А теперь, потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передавайте тепло другу, соединив, свою ладонь с его ладошкой. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас. Заканчивается урок словами: 1-я ученица. Тихий свет на Маковце - горе Над обителью, что радуга, цветёт: Это инок Сергий на заре Троице молитву воздаёт. 2-я ученица. Радонежский чудотворец - наше духовное богатство, ангел-хранитель Земли Русской, со всех концов идут и едут паломники в Троице-Сергиеву Лавру со своими недугами - телесными и душевными, идут, чтобы помолиться у раки с мощами, получить благословение, узнать духовные корни своего Отечества. 1-я ученица. Нам нужно знать эти корни - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни. 2-я ученица. Тихий свет на Маковце - горе Радугой цветёт над всей землёй: Этот инок Сергий на заре Молится с небес о нас с тобой.
6. Домашнее задание. Рассмотрите фотографию Троице - Сергиевой лавры. По желанию - подготовьте с помощью взрослых рассказ о ней. - Я думаю, что вы после этого урока станете еще более внимательны друг к другу и к свои родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, вашу души. Звучат стихи Н. Гумилева: Есть Бог, есть мир, Они живут вовек, А жизнь людей - мгновенна и убога. Но все в себе вмещает человек, Который верит в мир и верит в Бога.
Литература
- Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома / С.Ф. Иванова. - М.: Отчий дом, 2006.
- Православные святые. - СПб., 1996.
- Праздники Православной Церкви. - М., 2000.
- Рассказы о святых / Сост. С. Куломзина. - М.: Паломник, 2002.
- Святая юность. Рассказы о святых детях, о детстве и отрочестве святых. - М., 1994.
9