Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)

ДОНЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА :

Грабова Г.С. , методист высшей категории, старший учитель отдела начального образования Донецкого ИППО

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА РАЗРАБОТЧИКОВ:

Поуль А.А., учитель начальных классов Донецкого УВК №16, учитель высшей категории

Самойленко Е.А., учитель начальных классов Донецкой общеобразовательной школы № 147, учитель высшей категории

Устинская Ю.В., учитель начальных классов Макеевской общеобразовательной школы № 45, специалист 2 категории

Малиновская Л.И., учитель начальных классов Донецкой общеобразовательной школы № 4, специалист, старший учитель

Безуглая Ю.С., учитель начальных классов Донецкой общеобразовательной школы № 114, специалист

Устименко О. С. , учитель начальных классов Донецкой общеобразовательной школы № 100, специалист

Тихонова Н. В., учитель начальных классов Донецкой общеобразовательной национальной еврейской школы № 99, специалист

Мельникова В.Л., учитель начальных классов донецкой общеобразовательной школы № 42, специалист


ДОНЕЦК - 2015 ГОД

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)

Природа письменной речи, в отличие от устной, имеет свою неповторимость и управляется собственными законами. Она более отвлеченна, качественна и совершенна, но лишена ситуативного звучания, экспрессии. Такие особенности письменной речи требуют ее специального выращивания в детях, воспитания мотивов письменно- речевой деятельности, усвоения форм письменного общения. Это, со своей стороны, обусловливает особый подход к методическим средствам, системе упражнений, к созданию стимулирующей и мотивирующей среды.

В психологии известно, что в результате овладения письменной речью в культурной жизни ребенка возникает совершенно новая, высшая ступень. Письменно- речевая деятельность как личностное качество ребенка открывает перед ним широкие возможности для проявления и утверждения своих творческих способностей, для расширения и возвышения сферы общения; обращает школьника на самопознание и самовоспитание.

Система выращивания в детях письменно- речевой деятельности основывается на принципах Гуманной Педагогики и строится на идее Л.С.Выготского о том, что в процессе культурного развития ребёнка происходят мощные благодатные изменения «благодаря овладению письменной речью, благодаря возможности читать и, следовательно, общаться опытом со всем тем, что создал человеческий гений в области письменного слова». Созданный фейерверк приемов, способов раскрытия содержания и смысла учебного предмета, стиль общения с каждым учеником обеспечивают постоянный интерес к урокам. Выращивание в детях письменно- речевой деятельности происходит по следующим направлениям: работа над красочностью слова и речи; использование особенностей интонирования речи в письменной форме; постижение нравственной стороны текстов, восприятие красоты и образности художественного слова; обогащение речи и чувств, воображаемых ситуаций и их письменное оформление. Детям также предлагается выполнение творческих письменных работ: мы - фантазеры, мы - рассказчики, мы - баснописцы, мы - журналисты, мы - писатели и поэты; выпуск газет и сборников; первых авторских книжек. Одно из направлений - развитие умения проверки, самопроверки, контроля, самоконтроля, оценки и самооценки. Главное в работе учителя с детьми - это полное доверие их возможностям, уверенность в том, что они обязательно справятся с поставленными перед ними сложными творческими задачами, дадут правильное толкование нравственным понятиям. Оптимистический взгляд на возможности каждого ребенка, опора на его внутреннюю интуицию и врожденную универсальную способность глубинного чувствования языка никогда не подводили нас в педагогическом процессе. Но самое главное, чего достигает ребенок благодаря обретенной способности, - это преодоление своей самости, умение смотреть на мир и самого себя глазами других. Ребенок приучается сопоставлять собственные поступки с действиями героев полюбившихся рассказов, сказок, легенд и притч; привыкает задумываться над своим поведением при осмыслении тех произведений, которые специально подбираются и предлагаются ему. Предметом и объектом развития становятся Слово, Мысль и Чувства, что усиливает образность восприятия окружающего, совершенствует личностные качества детей. И получается, что их судьбы и школьная жизнь переплетаются, становятся неотделимыми. В таком педагогическом процессе выращивания письменной речи дети постепенно начинают раскрывать свои творческие способности, свободно излагать в письменной форме собственные мысли, чувства, переживания, а некоторые проявляют более глубокое понимание Слова.

















  1. КЛАСС

Тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Цель:

- уточнить имеющиеся знания по теме «Зимующие птицы»; расширить активный словарь по теме «Зимующие птицы»; совершенствовать навык составления предложений; работать над интонацией, над слоговой структурой слов;

- развивать внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику;

- учить доброму, заботливому отношению к зимующим птицам.

Оборудование: объемная снежинка, конверты с пазлами, изображающими зимующих птиц, слайды «Зимний лес», «Зимующие птицы», «Столовая для птиц».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем сейчас урок!

-- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Постарайтесь сохранить хорошее настроение до конца урока.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1) Составление предложений

- Ребята, отвечайте поскорей,

Какое время года стоит у дверей? ( Зима )

- Кому из вас нравится зима? Чем? ( Ответы учащихся )

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)2) Словарная работа

- К нам в класс залетела снежинка. Передавая друг другу снежинку, назовите по очереди признаки зимы.

- Зима какая? ( холодная, суровая, снежная, морозная, ветреная, вьюжная, студеная).

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)- Молодцы!

3) Слайд «Зимний лес»

- Посмотрите, что перед вами?

- Закройте глаза и постарайтесь представить звуки зимнего леса. Что «услышали» ?

- Кто же является его зимними гостями? Ответ на этот вопрос вам подскажут конверты.

4) Работа в парах над слоговой структурой слов

-На парте лежит конверт. В нем пазлы с изображением зимующих птиц, на обратной стороне слово по слогам. ( си- ни- ца, сне-гирь и т.п.)

-Собрать пазлы и прочитать название птиц.

- Эти птицы зимуют с нами. Кто догадался, как мы их назовем? (Это зимующие птицы)

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

- Сегодня на уроке мы поговорим о зимующих птицах.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. СУроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)лайд «Зимующие птицы». Отгадать загадки. Составить звуковые схемы слов-отгадок. (Записать в тетрадях).

Серый, маленький, смешной

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)Скачет рядышком со мной. ( Воробей - .- . =. = )

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. ( Синица =.= . - . )

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. ( Снегирь - = . = . = )

2) ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

- Учитель называет птиц, учащиеся показывают, как летают птицы. Если называется другое слово, топают ногами.

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны…

Даже совы-сплюшки.

И спасибо шутке!

3) Упражнение в подборе слов- действий к именам существительным.

- Воробей что делает? (чирикает)

- Синица что делает? (звенит)

- Какая птичка не кричит, а стучит? (дятел стучит)

(Запишите ответы схематически)

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

- Легко ли птичкам зимой?

- Подумайте, как мы можем помочь им в зимнее время года.

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)- Слайд « Столовая для птиц». Составить предложения и записать их схематически.

VI. ИТОГ УРОКА

- Назовите птичек, которые остались у нас зимовать.

- Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие)

- Чем вы можете им помочь?

- Молодцы! Спасибо за урок. Удалось ли вам сохранить до конца урока хорошее настроение? Почему?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: сделать с родителями кормушку, повесить и подкармливать птиц.


ТЕМА : ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. КОШКА

ЦЕЛЬ:

  • уточнить представления о домашних животных на основе знакомства с кошкой; отрабатывать умение составлять связное высказывание описательного и повествовательного характера на основе анализа животного;

  • развивать произвольное внимание, наглядно-образное мышление на основе анализа и синтеза; развивать устную речь учащихся;

  • воспитывать любовь к животным, бережное к ним отношение.

ОБОРУДОВАНИЕ: загадки, слайды с изображением кошек, слайды с кадрами из мультфильмов о кошках, пословицы о кошках.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Ну-ка, детки, встаньте в ряд

Готов работать наш отряд?

- Психологический настрой на урок: покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

(на отдельном листочке нарисовать в кружочке личико, отображающее настроение)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

- Игра « Собери словечко»

- О чем пойдет речь, мы узнаем, если соберем слово:

О Ж Л И Р В У О М Т И Н Я Ы Ф Е (животные)

- Какие бывают животные? (дикие и домашние)

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

- Определение темы с помощью загадки: Отгадайте, кто из животных будет героем сегодняшнего урока.

Что за зверь со мной играет?

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы) Не мычит, ни ржет, ни лает.

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки? ( Кошка )

- По каким признакам узнали кошку?

- Сегодня на уроке расширим свои знания о кошках, будем учиться составлять текст- описание домашней любимицы.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) Словарная работа.

- Слайд с изображением кошки. Рассмотри картинку. Назови части тела животного.

Подбери слова: Какая кошка? (Игра « Снежный ком»)

Умная, пушистая, озорная, шаловливая, усатая, мохнатая, полосатая, любопытная, добрая, пугливая, упрямая, любимая, рыжая, черная, веселая, игривая.

2) Правописание кличек животных

- А как же нам назвать малютку- кошку?

Дымка? Машка? Дуся? Крошка?

Кася? Шурочка? Матрешка?

Лапка? Ушко, Вилка? Ложка?

Кнопка? Скрепка? Кочерыжка?

Мы рядили, мы гадали

Сотню кличек перебрали,

Вся измучилась семья…

Кошка встала, потянулась,

Подмигнула, улыбнулась

И сказала: « Мурка я…»

- А как зовут вашу кошку? Как пишутся клички животных?

3) Физминутка.

Котик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Кошке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Вот так, вот так, надо лапочки погреть.

Кошке холодно стоять, надо кошке поскакать.

Вот так, вот так, надо кошке поскакать.

Собака кошку испугала ! И кошка тут же убежала. (сесть)

4) Составление текста- описания с опорой на вопросы.

- Какое животное - кошка ?

- Описание животного. Какая шерстка? Ушки? Хвост? Глазки? Лапки?

- Что любит есть?

Кошка - домашнее животное. Шерстка у нее рыжая, мохнатая. Хвост длинный, пушистый. Ушки остренькие. Глазки озорные, зеленые. А лапки мягкие, с коготками- царапками. Киска очень любит молоко.

- Придумайте заголовок.

5) Письменное упражнение. Исправь ошибки в предложениях.

Сидит окошке на пестрая кошка. ( Пестрая кошка сидит на окошке.) Котенка кошка серая маленького ласкает. ( Серая кошка ласкает маленького котенка.) Спит кот пушистый на коврике.( На коврике спит пушистый кот.)

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)1) Подбор родственных слов. Разгадывание загадок.

Часто умывается, а полотенцем не утирается. (Кошка)

Мохнатенький, усатенький, есть начнет, песни поет. ( Котенок )

Сидит на окошке кошка.

И хвост, как у кошки,

И нос, как у кошки,

И уши, как у кошки,

А не кошка. ( Кот)

Чей это коврик в уголке? (Кошачий)

2) Назови ласково маму, папу и детеныша.( Кот- котик, кошка - кошечка, котенок- котеночек)

3) Какие знаете мультфильмы о кошках? Слайд с эпизодами мультфильмов.

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)(« Леопольд, выходи!», « Кот в сапогах», « Дядя Федор, пес и кот»)


4) Объясни выражения:

- Живут, как кошка с собакой.

- Купить кота в мешке.

VI. ИТОГ УРОКА

- О ком составляли рассказ?

- Как вы заботитесь о своем домашнем любимце?

- Понравился ли урок? Нарисуйте свое настроение в конце урока.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Нарисовать свою кошку.



  1. КЛАСС

Тема урока: О чем пишут в письмах.

Цель урока: показать учащимся, что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности; доказать важность переписки в жизни людей; возрождать традиции эпистолярного жанра, развивать устную и письменную речь учащихся.

Ход урока:

I. Актуализация знаний учащихся

1. Вводная часть урока. (Приветственное слово учителя.)

Учитель:

- Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок. Задание будет очень интересным и творческим. А тему нашего урока вам предстоит определить самим, отгадав загадку (чтение учителем загадки).(Слайд1)

Учитель:

Я домик. Но только совсем безэтажный.

Я тонкий раскрашенный домик бумажный.

Хоть дверца моя заперта не замком,

А просто лизнули её языком,

Но внутрь никого не пускает без спроса:

Живут там приветы, ответы, вопросы.

Наказы и просьбы, свернувшись, лежат,

Марки с печатями их сторожат.

Учитель:

- Ребята, вы догадались, о чем эта загадка? (Ответы учащихся).

- Конечно же, это письмо.

- Для чего люди пишут письма друг другу? (Приблизительные ответы детей: с помощью писем люди общаются друг с другом, делятся радостными или грустными событиями, поздравляют с праздниками.)

- Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Приблизительные ответы детей: учиться правильному написанию и оформлению писем).

Учитель:

Вы все правы. Сегодня на уроке, мы познакомимся с правилами написания писем, с их видами, а так же научимся правильно оформлять конверт. Тема нашего урока «Учимся писать письма».(Слайд 2)

II. Основная часть урока

1. Обучение заполнению конверта.

Учитель:

- Ребята, а что же такое письмо? (Мнения учащихся).

Давайте поработаем с толковым словарем и найдем точное значение этого слова. (Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-нибудь, для сообщения чего-нибудь, для общения на расстоянии.)

- А любой ли листочек, с сообщением можно считать письмом? (Ответы учащихся.)

- Что нужно для того, чтобы этот листок бумаги с сообщением превратился в настоящее письмо? (Приблизительные ответы детей: послать этот листочек кому-нибудь, нужен конверт).

Конечно же, нам понадобится конверт. Давайте внимательно рассмотрим его. (Слайд 3 ).

- Что мы обязательно должны указать в верхнем левом углу конверта? (Примерные ответы детей: от кого это письмо, свою фамилию и имя, и свой адрес.)

- Достаточно ли указать только название улицы? Почему? (Примерные ответы детей: нет, нужно указывать еще название города, т.к. названия улиц в разных городах могут совпадать).

- А что указывается в нижнем правом углу конверта? (Примерные ответы детей: фамилию и имя человека, которому пишем письмо и его точный адрес.)

Так же мы должны указать на конверте индекс.

- Кто знает, что такое индекс? (Примерные ответы детей: номер почтового отделения, с которого отправляют письмо и номер почтового отделения, на которое оно придет).

- Отправится ли теперь в путешествие это письмо? (Примерные ответы детей: нет, т.к. к нему не приклеили марку).

Вы верно сказали, что на конверте обязательно должна быть почтовая марка. (слайд 3) (К макету конверта приклеивается макет марки.)

А что же такое марка и для чего она нужна? (Работа с толковым словарем, ответы детей).

Учитель:

Марка - это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их даже коллекционируют. (слайд4)

Чтобы наше письмо непременно нашло своего хозяина, всегда нужно заполнять конверт аккуратным и разборчивым почерком. (Чтение учителем стихотворения.)

Осмотри внимательно

Ты с письмом конверт,

Коль заполнишь правильно -

Ждёт тебя ответ.

В левом верхнем уголке

Свой адрес напишите

Аккуратно и красиво

Вы же «Отправитель»

В правом нижнем уголке

Место «Адресата».

Для кого письмо в руке?

Вспомните ребята.

Вспомните и напишите

И письмо по почте шлите

Коль не спутал уголок,

То письмо явится в срок.

Ну вот, конверт и заполнен. Можно приступать к написанию самого письма.

2. Какие бывают письма

Но как правильно писать письма? Какими они бывают? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны изучить несколько писем, которые прямо перед нашим уроком доставил на наш адрес необычный почтальон. (Слайд 5). (Учитель берет в руки первое письмо, детям раздаются остальные письма.)

Учитель:

Сейчас я прочитаю вам первое письмо, а вы определите, кому, и с какой целью оно написано.

Чтение учителем письма №1.(слайд6.)

Дорогой мой друг - Иа!

Поздравляю тебя с днем рождения!

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек - очень Полезный Горшочек.

Твой Пух.

- С какой же целью было написано это письмо? (Примерные ответы детей: это письмо-поздравление, в котором Винни-Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.)

- Давайте послушаем следующее письмо.

Чтение детьми письма №2.(слайд7.)

Дорогие друзья!

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках. У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно. Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых. Я скоро заеду к вам. До встречи!

Ваша лягушка-путешественница.

Учитель:

- О чем это письмо? Кому оно адресовано? (Это письмо друзьям: письмо-информация. В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и, что видела.)

Чтение детьми письма №3(слайд 8.)

Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

Черепаха Тортила.

Учитель:

С какой целью написано это письмо? (Это письмо-пожелание, в нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным...)

Так какими же бывают письма? (Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания, письма - благодарности). (слайд 9.)

Кому могут быть адресованы письма? (Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям, учителям и др.)

3. Особенности текста письма. Структура письма.

Учитель:

- Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.)

Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но письмо имеет и свои особенности. Ему присущи приветствие, обращение, прощание. Например: «Здравствуй, дорогая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи…».

Давайте рассмотрим схему написания письма (слайд10.)

  1. Обращение.

- К кому мы должны обратиться? Каким должно быть это обращение? (Примерные ответы детей: к человеку, которому пишем это письмо. Приветствие и обращение должно быть ласковым, добрым.).

2. Начало письма.

В этой части письма можно выявить человеку свою благодарность. Например: Благодарю за письмо. Спасибо что написал мне. Я был рад получить от тебя известие…

3. Основная часть письма

Это самая содержательная его часть. Здесь можно сообщать о каких-либо новостях, поделиться радостными событиями, рассказать какую-нибудь историю из своей жизни.

4. Концовка письма.

Это заключительная часть, в которой отправитель может высказать свои просьбы, передать приветы и обязательно должен подписать письмо.

Учитель:

Послушайте внимательно еще одно письмо, которое девочка написала своей бабушке, и подумайте, соответствует ли оно предложенной схеме. (Чтение учителем письма).

Здравствуй, бабушка!

Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберёзовика.

До свидания!

Таня.

- С чего начала свое письмо Таня? (Начала с приветствия и обращения к бабушке.)

-Какое обращение было бы бабушке более приятным? («Дорогая бабушка!», «Здравствуй, дорогая бабушка!»)

Конечно, обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке большую радость.

- О чем можно было бы еще написать в начале письма? (О состоянии переписки. Например: «Я давно тебе не писала...»).

- Подтверждает ли Таня свою мысль «Мы живём хорошо»? (Да, Таня пишет о хороших событиях в ее жизни).

- Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись.)

- О чем еще можно было бы написать в концовке письма? (Задать вопросы бабушке. Поинтересоваться ее жизнью и здоровьем.)

А вот еще письмо, от мальчика Сергея. Послушайте и сравните его с предыдущим. (Чтение учителем письма).

Дорогие мама и папа!

Получил ваше письмо. Очень рад. И вот пишу вам ответ.

Расскажу вам, как мне живётся в летнем лагере. Живём мы весело: купаемся в реке, загораем, ходим в походы, играем. У меня много новых друзей...

Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Очень вас прошу писать мне почаще.

Передайте от меня привет тёте Вале и Иришке.До скорой встречи!

Целую всех и обнимаю!

Ваш сын Сергей.

20 июня 2015 года

- Какое письмо вам больше понравилось? Почему? (Примерные ответы детей: второе, ведь оно более теплое, в нем больше любви и внимания. Оно принесет больше радости получателю.)

4. Конструирование письма. (Работа в парах)

Сейчас вам предстоит выполнить одно интересное задание. Вы получите конверты с разными фразами из писем. Ваша задача составить письма, расположив фразы в нужном порядке, в соответствии со схемой. (слайд 10.)

Проверка работы. (Чтение учащимися получившихся писем, обсуждение результатов).

4. Оформление письма.

Существуют рекомендации к оформлению писем, которые необходимо соблюдать. (Слайд 11.) Письма пишут четким, разборчивым подчерком, на аккуратном листе бумаги. Письмо можно сопровождать рисунком.

Итак, вы уже практически готовы к написанию письма. Но прежде чем приступить, вы должны запомнить еще несколько основных правил написания писем. (слайд 12)

Итак, запомните первое правило. Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

Правило второе. Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.

Третье четвертое. Пишут письма только в хорошем настроении. Ведь многие люди сохраняют письма от близких и уважаемых людей, и часто их перечитывают.

6. Написание писем.

Учитель:

- Ребята, кому вы можете открыть свою тайну? (Примерные ответы учащихся: родителям, учителю, другу, бабушке.)

Учитель:

- Да, дети, бывают важные моменты в жизни, когда необходимо поговорить с другом, с родителями, поделиться своими переживаниями. Напишите сейчас письмо близкому для вас человеку, которому вы можете рассказать обо всем, что с вами произошло, что вас волнует. Сохраните его для себя, а через несколько лет перечитайте это неотправленное письмо. Настроение у вас сейчас у всех отличное, так что, я думаю, получатся хорошие теплые письма.

На доске в помощь вам я оставлю таблицу с опорными словами, можете брать слова из нее или подбирать свои.(Слайд 13)

7. Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы. (По желанию дети читают письма).)

Учитель:

- Чье письмо вам понравилось больше всего? Почему?

- Какое письмо легче читать адресату? (Примерные ответы детей: в котором выделено обращение, соблюдены абзацы, имеется подпись).

III. Итог урока.

Учитель:

На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Интернет уже почти совсем вытеснил живые письма из жизни людей. Но не следует забывать об этом древнем способе общения. Письмом вы оказываете внимание, любовь и уважение человеку. Пишите чаще письма друзьям, знакомым, близким!




Тема урока: «Вежливое слово».

Ценность: быть вежливым, не обижать других, заботиться обо всем живом.

Цель: формировать у учащихся навыков вежливости.


Задача: 1. Образовательная: научить совершенствовать добрые поступки, быть чутким, уметь

сопереживать за друзей.

2. Воспитательная: воспитывать у детей дружелюбие, коллективизм.

3. Развивающая: развивать стойкий характер.


^ Цитата: Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

М. Сервантес.

Форма организации урока: наглядность, беседа, рисунки. Минута тишины (под музыку негромкую).

Сели правильно, красиво, улыбнулись. Настрой на добро, урок добра, (вдох) (выдох), выплескивают

отрицательную энергию.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Как ваши дела?

^ Дети: - Нормально, - Хорошо.

Беседа: Сегодня у нас необыкновенный урок. Этот урок мастерства, где каждый из вас будет сочинять,

рисовать, слушать, разгадывать, создавать свое - т.е. мы будем творить.

Учитель: Тему нашей встречи разгадайте сами. Перед вами буквенное табло.

1. Первое слово: Человек родился у него начинается (жизнь) дети 2. Так называют людей, которые помогают в чем-либо (добрые) дети.

3. Когда вы хотите идти с мамой в кино, она отказывается и говорит
у меня (дела) дети.



Открывается табло и появляется «Жизнь дана на добрые дела».

На доске: Добрые, добро, доброта.

Учитель: - Что возникает у вас, когда слышите эти слова. ^ Дети: - Тепло, улыбка, встреча друзей, дом, день.

Учитель : - Добро - дети, это красота, душевность, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, отзывчивость, смех, улыбка, семья (все слова вывешиваются на доске).

Учитель: Все эти слова близки, родственны к слову добро.

Учитель: - Ребята, а какого цвета - это добро. Нарисуйте. Выберите выражение


^ Дети сидят и рисуют под музыку.

Вывешиваются рисунки.

Учитель : - ребята, а вы творите добро?

- Конечно же , творите. Вы этого просто не замечаете.

Учитель : - Вы знаете волшебные слова ?

Назовите.

Дети : Доброе утро, здравствуйте, извините, пожалуйста.

Учитель : Вы это произносите каждый день.

Чтение рассказа В.Осеевой « Волшебное слово»

Учитель : - Какой поступок совершил мальчик?

Дети : - Нехороший, подлый.


Учитель :
А как он исправился? Благодаря волшебным словам. Вот какая сила в волшебных словах.

Физминутка.

Учитель : - Вы знаете, что слово « Здравствуйте» - одно из первых слов и у вас, и у меня, и у всех.

Мы услышали его сразу, как начали говорить, жить. Нет дня, чтобы человек не произносил его. Так на земле начинается день.

Здравствуйте... Кажется на первый взгляд, какое простое и самое обыкновенное слово.

А какое оно солнечное! И сколько радости, света несет в себе оно!

В нем все: и тепло, и радость, и встреча, и рукопожатие, здоровье.

Говоря здравствуйте - вы и творите добро. Одно только здравствуйте - и на лицах улыбки, и беседа друзей.Слово здравствуйте - очень старое слово.
Оно связано со словом «Дерево».
Что же желали люди друг другу произнося это слово?

Дети : Здоровья.

Учитель : А почему была связь со словом дерево.

Дети : Люди желали друг другу быть здоровым, крепким, могучим, как дерево. Чтобы приносить хорошие плоды.

Учитель : А ещё что приносит здоровый человек в мир?

Дети : Тепло, радость, свою силу, знание, чтобы другие могли этим воспользоваться.

Учитель : Молодцы! Вы тоже должны расти здоровыми, чтобы встать на место людей, которые творили добро.


Ученик: Чтение стихотворения «Добрые слова».

Добрые слова не лень,

Повторять мне каждый день

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

С «Добрым утром», я кричу,
«Добрый день», - кричу я вслед

Всем идущим на обед.





Учитель: Если мы чаще будем говорить друг другу добрые слова, какой будет на земле жизнь?

^ Дети: Дружной, мирной, радостной, будет много улыбок.

Под музыку: Песня «Улыбка!».

Учитель: Если в старину слово здравствуйте связано со словом «Дерево».Мы с вами нарисуем его. (на столе листы).

Учитель: Чтобы дерево было крепким, над деревом должно быть, что?

^ Дети: небо.

Учитель: А какое оно должно быть?

Дети: Голубым.

Учитель: Что обозначает голубой цвет? (нарисуйте)

Дети: Чистоту, мир

Учитель: Что должно светить? (нарисуйте)

Дети: Солнце

Учитель: Что несет солнце? (нарисуйте)

Дети: Свет, тепло, улыбку.

Учитель : На небе плывут белые облака. И солнце , и облака улыбаются вам ( нарисуйте)

Учитель : Чтобы дерево росло крепким, должна быть почва ухоженная

(нарисуйте)

- Каким должен быть корень у дерева? (нарисуйте)

^ Дети: Крепким.

Учитель: Вложите в него все свои знания, силы.

Учитель: Ствол - каким он должен быть?

Дети: Прочным

Учитель: Что в него вложим?

Дети: стойкость

Учитель: Для чего?

Дети: Чтобы противостоять злу.

Учитель: Ветви - какими они должны быть?

Дети: Гибкими.

Учитель: Зачем?

Дети: Тянутся к другим деревьям , значит хотят дружить.

^ Учитель: Цветы. Это ваши мечты. Нарисуйте какими вы представляетесебя в будущем.

Плоды - чего вы хотите добиться? Какими вы хотите вырасти?

Дети: Крепкими, зрелыми, вкусными, чтобы приносить пользу другим людям.

Вот это и есть добро, здоровье, тепло, радость, смех.

Учитель: Вот теперь мне скажите мы добились цели урока?

Можем ли мы дружить, говорить друг с другом спокойно вежливо?


Вывешиваются рисунки.

Сидение в тишине под музыку.

Песня «Все люди на большой планете».







  1. КЛАСС

Тема: Подготовка к изготовлению книжки-малышки. Составление сказки по рисункам В. Кирдий.

Цель: закрепить знания детей о сказке как особом жанре устного народного творчества; познакомит с особенностями оформления сказок, обучать приемам сочинительства сказок.

Развитие связную речь, творческий потенциала обучающихся;

Воспитывать культуру общения; бережное отношение к народным сказкам и любви к русскому языку. Предварительная работа с родителями на родительском собрании: Сообщение на тему «Как воспитать читателя? » показ ранее изготовленных книжек-малышек другими детьми. Оборудование: выставка книг со сказками. Иллюстрации В. Кирдий формата А 3(«первый концерт»), и А5 (для индивидуального выбора детей), аудиозаписи отрывков из сказок, примеры книжек - малышек. Запись алгоритьма соинения сказки на доке. Ход урока.

  1. Создание настроения. Мешочек настроений. Какое настроение вы хотели бы взять с собой на урок?
  2. Постановка проблемы.
Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг, Если б всё исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных, добрых сказок До весёлых повестей… Ты хотел развеять скуку, На вопрос найти ответ. Потянул за книжкой руку, А её на полке - нет! Нет, нельзя себе представить, Что такой момент возник, И тебя могли оставить Все герои детских книг. (С.В. Михалков) Учитель: ребята, для чего нам нужны книги? Расскажите о приятных историях, связанных с книгой? 3.Сюрприз учителя. Я хочу рассказать вам одну сказочную историю. Однажды инопланетяне увидели в мощные телескопы со своей далёкой планеты, как дети в одном маленьком городке Читайкно на планете Земля много проводят времени за сказками. Они выяснили, что сказки делают ребят умнее, добрее, благороднее, счастливее учат общаться, играть, работать, отдыхать. И захотели инопланетяне стать такими же счастливыми и умными как дети из Читайкино. Ночью они проникли во все библиотеки и украли все-все книги. Утром дети проснулись и обнаружили, что ни в домах, ни в магазинах, ни в библиотеках нет книг. Как же расстроились дети, когда не обнаружили своих любимых сказок, сборников рассказов и стихотворений! грустно. Они перестали фантазировать, мечтать, воображать, им стало совсем неинтересно. Тогда взрослые нашли способ вернуть детство -они вместе с детьми сочиняли новые сказки и изготавливали книжки сам! Но детей было много, и книжечек на всех не хватало. Я предлагаю помочь этим детям. Давайте и мы сочиним сказки и оформим их в виде книжечек. 4. Работа по теме урока. Но чтобы у нас всё получилось, давайте вспомним, что же вы знаете о сказках? Каковы их особенности?
  1. Сказка - это литературный жанр, прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.
  2. Сказки бывают авторскими и народными.
  3. Во многих сказках случаются троекратные повторения действий героев.
  4. Животные в сказках «оживляются», зачастую помогают сказочным героям.
  5. В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

  6. Сказки всегда учат как правильно жить, поступать.
5. Сюрпризы детей. Дети принесли свои любимые книжки со сказками, их внимательно рассматривают, обращают внимание на особенности оформления обложек, титульных листов, шрифта заглавных букв, иллюстраций и рисунков. Рассматриваются книжки-малышки, изготовленные другими детьми.
Проводится беседа о бережном отношении к книгам. Прослушивание отрывков из сказок и узнавание их в исполнении мастеров художественного слова в аудиозаписи.
  1. Творческая деятельность детей.
Составление сказки по картинке «Первый концерт» В. Кирдий (с использованием методики ТРИЗ) по алгоритму:
  1. Выбирается (называется) сказочный герой (герои).

  2. Описываются их свойства, мотивы и цели.

  3. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.

  4. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.

  5. Итог - изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.

  6. Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)

Сказка записывается на доске учащимися и учителем на листе бумаги.

Учитель: ребята, какая замечательна, чудесная, добрая сказка у вас получилась. Она обязательно понравится детям из Читайкино. Эта сказка будет первой в нашей книжке, а остальные вы напишите сами, предлагаю вам выбрать понравившуюся картинку и по данному алгоритму (или по своему собственному) сочинить свою сказку.

7.Индивидуальная работа детей в классе. Возможны групповые, парные работы. Детям, которые испытывают затруднения, учитель предлагает наводящие вопросы, опорные слова.

8.Итог урока.

Учитель: Молодцы, ребята, сегодня мы хорошо поработали. Что понравилось вам больше всего? Что нового вы узнали? Чем бы хотели поделиться со своими близкими? Сегодня вы самостоятельно написали свою собственную сказочку. Предлагаю вам дома отредактировать её и записать красиво на листиках (заготовки учителя). Помните об особенностях оформления книг со сказками, о заглавных буквах, может быть вы захотите добавить свою иллюстрацию. А окончательно мы оформим книжечку на следующем уроке труда. И я расскажу вам окончание сказки о детях из города Читайкино. (Инопланетянам очень понравились книги. Так как они обладали сверхспособностями, то быстро прочитали все сказки. А сказки, как известно учат добру, справедливости, в них пристыжается жадность, зависть, подлость. И тогда инопланетяне поняли, что поступили нехорошо, что отняли у детей такое сокровище - народную мудрость. Снова ночью они тайком вернули все книги со сказками на место и оставили послание с извинениями и пожеланиями детям следовать советам сказок. Дети очень обрадовались своим любимым книгам, но теперь у них появились новые «друзья» - их собственные сказки, и сказки написанные вами).



Тема: "Мама - главное слово". Цель. Познакомить учащихся с праздником День Матери; формировать умение самостоятельно, творчески работать по теме урока; способствовать развитию умения высказывать свои мысли, развивать устную и письменную речь детей, увеличивать словарный запас, развивать эмоциональную сферу учащихся; воспитывать нежное, уважительное отношение к матери-женщине. Оборудование: выставка книг, диски с музыкой, карточки.

ХОД УРОКА 1. Организация класса. Учитель. Прозвенел уже звонок, Начинаем мы урок. - Ребята, давайте вместе искренне и сердечно поприветствуем друг друга такими словами: Учитель. Я улыбаюсь солнышку Ученики (хором) Здравствуй, золотое! Учитель. Я улыбаюсь цветочку Ученики (хором) Пусть она цветет Учитель Я улыбаюсь дождику Ученики (хором) Лейся из ведра Учитель. Друзьям улыбаюсь Ученики (хором) Желаю им добра 2. Сообщение темы и задач урока.

- Ребята, скажите, кто зажигает обычно семейный очаг? Конечно же, наша любимая мамочка.

- А какой праздник отмечают в мае?

- 13 мая мы отмечаем замечательный праздник - День Матери. В этот день мы вспоминаем о самых близких людях - наших мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем. Сегодня наш урок будет не совсем обычный, посвященный именно этому празднику.

- О ком мы будем говорить сегодня на уроке?

3. Работа по теме урока 3.1. Беседа - Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё, самое доброе и ласковое сердце. В верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. - Произнесите слово «мама». Кого и что представили? - Мама! Мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. - Мама… Что обозначает это слово? Растолкуйте его смысл. - Прочитайте пословицы:

На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

Лучше матери друга не сыщешь.

При солнышке - тепло, при матери - добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Сердце матери лучше солнца греет. - Как вы понимаете их смысл? (Мама всегда поможет, выручит в любой беде - она лучший друг. Когда мамы нет, мы без нее скучаем, и нам все не в радость. Когда тебе грустно, у тебя неприятности, мама тебя успокоит, развеселит). 3.2. Чтение стихотворения «Посидим в тишине»" Е. Благининой

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..
- Какая главная мысль этого стихотворения? (Мама очень много для нас делает. Надо беречь здоровье мамы, помогать ей, давать отдохнуть) - Подберите синонимы к слову «мама» (учитель записывает слова на доске в левый столбик, а правый уже записан) Мама Родина Матушка Земля Маменька Сторонушка Мать Родительница - Соедините слова правого и левого столбика. - Слово «мать» не однозначное, им мы называем не только свою родную маму, но и Родину - страну, где мы проживаем; сторону, где родились,; землю, на которой трудимся, которая нас кормит. - А мама, она какая? 3.3 Работа в группе с текстами (учащиеся делятся на три группы, каждой группе выдается текст, тексты прилагаются) - Подчеркните слова, которые рассказывают о характере героинь. (Тексты зачитываются в слух, после работы в группах) - Что можем сказать о характере этих женщин, которые прежде всего, были матерями? - Выпишем прилагательные-характеристики в третий столбик. Например: Нежная Любящая Красивая Заботливая Трудолюбивая Героическая Отважная Бесстрашная и др. - Однозначен ли образ матери в жизни, культуре и литературе нашего народа?

4. Физминутка

Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, оберегает. Поиграем в игру "Мамочка". Я задаю вопросы, а вы отвечаете хором "Мамочка!". Только дружно и громко.

Кто пришел ко мне с утра?

Кто сказал: "Вставать пора?"

Кашу кто успел сварить?

Чаю в чашку кто налил?

Кто косичку мне заплел?

Целый дом один подмел?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех? 5. Творческая работа. Мини-сочинение «Мама-главное слово» Зачитывание сочинений, выбор лучшего

6. Итог урока. Рефлексия

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Как оцениваете свою работу на уроке? - Учитель - ребята, вы молодцы!!! Вы стали опытнее, очень доступно можете донести ваши мысли, чувства, идеи. Вы умеете работать в коллективе, распределять работу по ролям. Желаю вам успехов
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Текст 1. «Дитя, дитя, не плачь!» - в глухую ночь, В испуге, просыпаясь, говорит И долго-долго, низко наклоняясь Над колыбелью маленькой стоит. Младенца нежит, нянчит, не бранит И, как бурдюк со сливками, хранит. Его пеленки греет на груди, Когда мороз за окнами трещит, Иль, вкруг ребенка пищу разложив, За тем, чтоб он не смог упасть, следит, И мягко-мягко на руки берет, Ходить в рубашке грязной не дает. Чтоб был он, словно яблоко, душист. Текст 2. «… Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня.»

Лев Толстой Текст 3. Публицистическая повесть о простой деревенской русской женщине, которая в годы Великой Отечественной войны пережила смерть мужа и сына. Несмотря на смертельную опасность, Мария на пепелище родного дома приютила семерых детишек, оставшихся сиротами, и сберегла им жизни, заменив им родных матерей. Страшное время пережила Мария вместе с детьми: холод, голод, спаленные хаты, погубленная скотина… Мария, пытаясь обнять и согреть их всех, целовала грязные их ножки, давно нестриженные волосы, в которых торчали колючки. Весь вечер Мария грела на печке воду, поочередно купала детей, мыла им головы, поила теплым молоком и укладывала спать. Тема. Улыбка никому не вредит. В.Сухомлинский «Улыбка». Цель: Познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, учить детей различать эмоции и рассказывать об этом, учить эмоционально читать отрывки из произведения; обогащать речь. Развивать умение размышлять, делать выводы, орфографическую зоркость. Воспитывать у учащихся доброту, порядочность, умение управлять своими эмоциями, дарить другим положительные эмоции, способствующие развитию духовного мира личности и тем самым формируют здорового человека. Оборудование: записи на доске, аудиозапись песни улыбка. Ход урока.

  1. Насторой на урок.

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек,

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Давайте скажем вместе, дружно:

Все мы в классе как семья!

Рады все: и ты, и я!

Очень любим вместе быть,

«С добрым утром!» - говорить!

  1. Беседа по тем урока.
Учитель: прочитайте тему урока «Улыбка никому не вредит». Как вы понимаете это выражение? (Упражнение «Снежный ком») Представьте, что слово «улыбка» - это снежный ком, который катится с горы. Какие ещё слова могут «прилипнуть» к нему? Тепло Красота Счастье Свет Сердце Весна Ласка Вежливость Солнце Чудеса Друзья Мама Ребята, а когда вы улыбаетесь? (рассуждения детей) Вывод: эмоции человека очень важны, они поддерживают нас, изменяют нас, помогают жить, быть счастливыми, дарить добро и счастье другим людям. Но к сожалению, не все эмоции, которые мы выражаем друг другу, действуют на нас одинаково. Сейчас мы послушаем рассказ об этом.
  1. Сюрприз учителя «Улыбка» В. Сухомлинского.
- Что вы знаете об этом авторе? - Какие произведения он писал? Вывод: В каждом произведении В. Сухомлинского рассказывается о доброте, милосердии, любви, отношении к животным. Они учат нас добру, порядочности, вежливости, благородству, чистосердечности, стремлению к красоте.
  1. Мы - читатели и соавторы.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведением В. Сухомлинского «Улыбка», но сначала послушайте песню. (Звучит песня В. Шаинского «Улыбка»). - Какое настроение у этой песни? - Какой темп? - Какие эмоции она у вас вызывает? - А теперь понаблюдайте за своими чувствами во время прослушивания рассказа В. Сухомлинского. Чтение учителем с остановками, во время которых дети размышляют об услышанном и делают предположения о будущем содержании. Затем дети соотносят свои предположения с текстом автора, выделяют наиболее эмоциональные части произведения. На раздаточном материале выразительно прочитывают эти части. Учитель: как вы думаете, для кого был написан этот рассказ? Зачем он был написан? Вывод: рассказ был написан для детей и взрослых для того, чтобы показать влияние своих чувств, эмоций на окружающих. Учитель предлагает больше не засорять пространство вокруг себя нехорошими эмоциями, поступками, словами, делами. А если вы почувствовали негатив со стороны окружающих, подумать, может быть, этот человек попал в нехорошую ситуацию и ему нужно помочь? Творческое задание - Передайте рассказ, как будто это случилось с вами. Вывод: Чтобы лучше понять смысл произведения, надо поставить себя на место главного героя. И в жизни так же. Всегда ставьте себя на место человека, которого хочешь понять. Физкультминутка - учитель произносит слова - названия различных чувств, дети выражают их на лице или своими движениями.
  1. Работа детей над ошибками.
Учитель: Посмотрите на слово «УЛЫБКА». Есть расхождения в произношении написании этого слова? Какое? Давайте обведём его красным цветом, чтобы впредь никогда не ошибаться. А теперь проанализируйте предложение. Найдите в нём «сложные места». На зелёных полях, что начинались сразу за деревней, расцвели жёлтые одуванчики, жужжали пчёлы и шмели… Орфограммы обводятся красным мелом, ошибки «выгоняются» в открытое окно, дети ещё раз читают предложение и записывают его по памяти (стирается с доски).
  1. Дарим друзьям подарки.

Учитель: Мы очень хорошо поработали на уроке. Поделитесь своими впечатлениями. Что понравилось? Что нового узнали? (Наши эмоции могут влиять на настроение других людей. Нужно терпимее относиться к эмоциям окружающих)

Учитель берёт улыбку в руки

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)

- Дети, у какого человека улыбка искренняя, настоящая? (С добрым сердцем)

-Дарить улыбку, внимание какой человек может? (С добрым сердцем.)

- Подарим и мы свои улыбки друг другу!

















Тема: « Храброму сердцу нет невозможного».

Цель: познакомить со значением слова храбрость, дать понимание необходимости самосовершенствования, учить находить пары противоположностей. Расширять словарный запас.

Развивать речь, умение сопоставлять, сравнивать.

Развивать творческую фантазию.

Воспитывать у учащихся отвагу, доброту, решительность, умение прийти на помощь товарищам. Воспитывать силу духа, а значит успешную личность в дальнейшей жизни ребёнка.

Оборудование: выставка книг со сказками о храбсти героев, записи на доске, иллюстрации к произведениям, листочки «Дневник исследователя» на каждого ребёнка.

Ход урока.

1.Настрой на урок:

С добрым утром,с добрым утром!

Солнце в класс к нам войдёт.

Добрым делом,славным делом

Встретим солнца восход.

С добрым утром,с добрым утром!

Мы друг другу говорим.

Рады встретиться мы снова

Руки все соединим.

С добрым утром,с добрым утром!

Будем вместе мы читать,

И считать,и сказки слушать,

И друг другу помогать!

« И друг другу помогать…» Как это хорошо сказано! И мне нужна ваша помощь. Ведь без вашего хорошего настроения у нас урок не получится. Поможете?

Ответ детей дружно: Да-а-а! Тогда познакомимся с тем , что нам предстоит исследовать.

План урока:

Наша тема и беседа.

Мы умеем размышлять.

Обогащение речи, чувств.

Сюрприз учителя.

Изгоняем ошибки.

Подведение итога.

Домашнее задание.

Итак приступим. Тема нашего урока записана на доске. Прочитайте !

« Храброму сердцу нет невозможного». А главное слово на уроке… Вот беда куда же оно подевалось? А без него мы не можем продолжить урок. Что же делать. Нужно искать?!

(Дети поддерживают.)

Тогда слушайте пословицы.

На печи не храбрись,а в поле не трусь.

Храбрость стоит,а трусость бежит.

Ребята,как вы понимаете эти пословицы.

(Ответы детей, обсуждение.)

Так какое главное слово нашего урока, вы уже догадались?

Правильно -храбрость.

Интонирование этого слова.

Ребята, прознесите слово храбрость .!?

-спокойно

-вопросительно?

-удивлённо-вопросительно?!

-радостно!

-таинственно

Игра «Глаз-фотограф»

Запоминаем слова,записанные на доске.

Храбрость,доброта,решительность.

Закраваем доску. Проверяем слова.

Что характеризуют эти слова. ( Качества человека,его характер). Давайте подберём к ним противоположные по значению :

Храбрость-трусливость,

Доброта-злость,

Решительность-неуверенность.

Как вы думаете что такое храбрость. (Ответы детей.)

Кого мы называем храбрым. (Человека, животного) А какого человека мы можем назвать таким словом? Что этот человек должен делать?

Справка -значение слова в словаре:

Храбрость- отсутствие страха перед опасностью, мужество и решительность в поступках.

Снежный ком. Ребята, давайте к слову храбрость подберём родные слова и чем больше слов мы вспомним тем больше наш снежный ком будет.

Смелость, мужество, сила, отвага, доблесть, бесстрашие.

Молдцы ,вы справились с заданием.

А теперь мой сюрприз. К нам в гости сегодня пришла вот ткая капелька-росинка и попросила рассказать историю из её жизни.

Садитесь поудобней и послушайте рассказ. А затем скажите, как этот рассказ связан с нашим главным словом.

Чтение рассказа.

Сказка « Храбрая Росинка».


Жила-была капелька. Звали её Росинка. Каждое утро она просыпалась в своей мягкой уютной кроватке от лёгкого прикосновения тёплого солнечного лучика. Прекрасный цветок, в котором находилась кроватка Росинки, медленно открывался, поворачиваясь головкой к яркому свету. Капелька делала «потягушечки» и улыбалась от счастья, которое ей дарило самое замечательное, что есть на свете - солнце.

Всякий раз, когда Росинка просыпалась, она приводила себя в порядок: чистила зубки, умывалась, причесывалась и обязательно делала зарядку. После завтрака Росинка всегда любовалась красочными бабочками, которые порхали с цветка на цветок. Они собирали волшебный сок, который называется нектар. Ей тоже хотелось быть такой же невесомой. Солнышко знало о желании Росинки и поэтому пригревало её, незаметно превращая в пар. И тогда Росинка с лёгкостью могла лететь в небо к своим друзьям капелькам таким же как она. Там было очень весело. Они играли, прыгали и бегали. И когда люди смотрели вверх, то могли наблюдать белые облака самых разных причудливых форм, похожих на лебедей и барашек.

Но однажды прилетел злой волшебник Ураган и спрятал солнышко в своём царстве. Он хотел, чтобы оно светило только одному ему! Всё вокруг сразу потемнело. Капельки приуныли. Но Росинка отважно сказала: «Мы будем искать наше солнышко и обязательно его найдём!». Все согласились.

В один миг облака превратились в тёмно-серые тучи. Раздался гром. Все капельки вырвались из туч и стремительно полились вниз на землю проливным дождём. Их было так много, что злой волшебник испугался и выпустил из своего заточения солнышко на волю.

Снова засветило яркое солнце в небе и говорит: «Спасибо, вам за помощь! Без вас , капельки не было бы на земле хорошей погоды! Только вместе мы делаем счастливыми всех жителей Земли!».

Вот так храбрая Росинка со своими друзьями спасли солнышко.


Итак,ребята,вам понравилась сказка?

(Ответы детей.)

Так как этот рассказ связан с нашим главным словом?

Как бы вы его озаглавили?

(Ответы детей.)

Какие вопросы вы бы поставили к тексту?

(Вопросы детей)

Учитель предлагает свои вопросы.

-какими качествами характера обладала главная героиня сказки?

-чему вас учит эта сказка?

(Ответы детей.)

Творческое задание.

Ребята, а расскажите теперь вы Росинке, какие отважные поступки вы совершали или только хотите совершить.

-Молодцы ребята! Росинке очень понравились ваши истории. А теперь давайте разомнёмся все вместе встанем.

Физкультминутка.(Показываем руками).

Хомка хомка хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встаёт

Щёчки моет, шейку трёт

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку

1,2,3,4.5-хомка хочет сильным стать.

-Ребята, вы уже прочитали немало рассказов,сказок. А какие вы знаете сказки о храбрых и отважных поступках героев.

(Ответы детей.)

Работа детей над ошибками.

Изгнание ошибок. Запись предложений.

Я вам предлагаю прочитать предложения, записанные на доске. Исправить ошибки в словах.

Засветило яркое со..нце в небе.

Вместе мы делаем счастливыми всех ж..телей Земли.

Храброму сер..цу нет невозможного.

Урок подходит к концу.

Учитель:

-У вас на партах лежат листочки. Давайте заполним их. (У каждого ребёнка на листочке таблица: дневник исследователя.)

Узнал на уроке…

Хочу узнать…

Итог урока. Обсуждение .

-Что понравилось больше?

-Что было сложным?

-Нарисуйте своё настроение на листочке.

Ребята, я вас благодарю за прекрасное настроение на уроке, за вашу отзывчивость, за помощь, за вашу храбрость в ответах и рассуждениях на тему нашего сегодняшнего урока. А в качестве домашнего задания я бы хотела вас попросить составить рассказ о тех профессиях, которые без такого качества, как храбрость не могут обходиться.


















4 КЛАСС

Тема: «Путешествие по сказкам». Повторение сведений о типах и стилях речи.
Цель:
повторить, закрепить, расширить и углубить знания учащихся о стилях речи;
формировать навыки изложения материала в соответствующем стиле.
Развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих, аналитических и проблемных видов работ; способствовать развитию умений обобщать, конкретизировать, отбирать нужный для раскрытия темы материал.
Воспитывать в детях стремление мечтать и фантазировать, верить в торжество добра и справедливости.

Ход урока.
1. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы повторим сведения о стилях и типах речи.

Сюрприз учителя. Только урок у нас будет необычный, сказочный.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Что ж, читайте сказки, дети!
не уставайте их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Учитель: Сегодня нас ожидает путешествие по сказке!
Давным-давно, много лет назад, налетел на землю злой ветер и унёс от людей главные слова, заветные. И начались на земле раздоры, войны, вражда. Люди стремились к богатству, стали жадными, злыми, но утратили ощущение счастья. Искали счастье повсюду и не могли найти.
Что же это за слова, которые могут сделать всех людей счастливыми? Как вы думаете?
Мы их должны будем найти.
На доске - план игры. За каждое выполненное задание вы получите заветное слово. Из них потом сложится пословица, которая и ответит на наш вопрос. А сейчас давайте войдём в сказку, послушаем ваши сюрпризы - размышления на тему «Если бы я был героем сказки, то я был бы…»
2. Сюрпризы детей. Учащиеся читают творческие работы.
3. Словарно-орфографическая работа.
Учитель: Благодаря вашим сочинениям мы уже вошли в волшебный мир сказок.
А сейчас нам предстоит встреча с яблонькой из русских народных сказок.

Открывается изображение яблони с прикреплёнными к ней яблочками.

Учитель: представьте, что слово «яблоко» - это магнит. Какие ещё слова может оно к себе притянуть? (круглое, сладкое, зеленое, зрелое, ароматное, хрустящее, сочное, большое, румяное, красное, спелое.) Записывают в тетради.
Учитель: - Ох, тяжело мне!- говорит яблонька - плоды клонят мои ветки книзу. Отведайте моего яблочка! Сорвите с дерева!
Учитель: Мы в том случае сможем помочь яблоньке, если правильно определим орфограмму в словах.
(Срывают «яблоки», на них с обратной стороны слова с орфограммами. Учащиеся объясняют написание слов, записывают на доске и в тетради. Устно составляют с ними предложения) (за выполнение задания на доске вывешивается слово «Богатство»)
4. Актуализация опорных знаний.
Перед тем, как отправиться в путь, мы должны вооружиться знаниями. Повторить сведения о типах и стилях речи. Какие стили речи вы знаете?
Ответы с определениями:
1. Художественный.
2. Разговорный.
3. Научный.

4. Официально-деловой.
Учитель: ну что ж, а вот и первый сказочный герой - Кот Леопольд, он предлагает нам послушать вместе песни, а кроме этого, определить стиль речи в этих песенках.

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)
А) «Расскажи, Снегурочка, где была? Расскажи-ка, милая, как дела?
- За тобою бегала, Дед Мороз, пролила немало я горьких слёз!
- А ну-ка, давай-ка, плясать выходи!
- Нет, Дед Мороз, нет, Дед Мороз, погоди!»
(Учащиеся определяют стиль речи: разговорный ).
Б) Луч солнца золотого

Тьмы скрыла пелена…

И между нами снова

Вдруг выросла стена.
(Художественный стиль)
В) Объявление (запись голоса)
29 декабря 2010 года в 12.00 час. в актовом зале состоится утренник ОШ№55 состоится Новогодний утренник. Приглашаются все!
Снегурочка и Дед Мороз. (Официально-деловой стиль речи)

Д) (Голос из «Смешариков») Зима - одно из четырёх времён года. Смена времён года происходит из-за движения Земли по орбите вокруг солнца и наклона земной оси. Средняя продолжительность зимы 90,3 суток, но в разных климатических зонах она различна. (Научный стиль речи)

(На доску вывешивается слово «слова»)
Учитель: Можно отправляться дальше, мы вооружились знаниями!
А на пути у нас - Кощей Бессмертный.

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)

«Не пущу - говорит - вас, это моя сказка и нечего здесь ходить!» Ребята! А давайте расскажем Кощею сказки в разных стилях речи! Может, они научат его уму-разуму!
(Ребята работают в группах, каждая группа должна представить в устном ответе какой-то стиль речи, затем рассказать сказку Кощею Бессмертному).

Ребята рассказывают сказку «Репка » в различных стилях речи. Например:

  1. Выросла репка большая - пребольшая! Листья сочные, зелёные, к земле гнутся, а сама она из земли поглядывает, да на волю просится. (Художественный стиль)

  2. Репка - уменьшительно-ласкательное к слову репа. Это округлый корнеплод светло-жёлтого цвета употребляемый в пищу. Существует два вида репы - овощная и кормовая. Содержит в себе витамин С, каротин, сахарозу. (Научный стиль).

  3. Слыхала, Матрёна, какую репку дед мой вырастил? Пол огорода заняла! Мы уж её всем миром тащили - и Внучка помогала, и Жучка и кошка! Если б не мышка, так в земле и осталась бы! (Разговорный стиль).

  4. Объявление. Продаю репу. Сладкая, крупного размера. 20 рублей за 1 килограмм. Кто заинтересовался, прошу обращаться по адресу: деревня Репкино, дом 1. Дед. (Официально-деловой стиль)

Учитель: По-моему, вы очень растрогали Кощея, за всю свою бессмертную жизнь не слышал он столько разных вариаций одной сказки. Пропускает он нас дальше и слово заветное даёт. («Дороже»)

Встреча с Емелей.

Уроки на тему Письменно-речевая деятельность учащихся начальных классов ( 1-4 классы)

Учитель: Совсем не умеет наш Емеля правильно подбирать слова, вот щука и перестала его понимать, не выполняет больше его желаний. Давайте исправим ошибки в его речи. (На экране появляются фразы Емели с ошибками, дети их исправляют). «Эй, печка, ехай быстрей!» (Поезжай) «А ты по досточке иди!» (По дощечке). «У меня много делов» (Дел) «Они все ложат и ложат» (Кладут) «А дождь все секет и секет» (Сечет). Вывод учителя. Речь человека - своеобразный паспорт, удостоверяющий культурный уровень и развитие личности. Дети награждаются словом «Добрые»

Учитель: Ну что ж, ребята путешествие наше заканчивается, да и слов мы набрали немало. Пора узнать, в чём же счастье людей, каких слов им не хватает для этого?

На доске складывается пословица, записывается в тетрадь.

Добрые слова дороже богатства.

Какие добрые слова вы знаете?
Подведение итогов урока.
Учитель: Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Какой намёк дала нам сказка?
Мы нашли заветные слова и вернули их людям.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.
    Что нового вы узнали на уроке?
    Что особенно понравилось, а что не очень? Почему? Ваши предложения?
    7. Домашнее задание: Раскрыть смысл пословицы «Добрые слова дороже богатства».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы познакомили Вас с уроками выращивания письменно- речевой деятельности . Надеемся, что результатом этой работы станут уроки, интересные для учителей и для детей. Нам близко в этой системе отношение к ребенку, сам путь, которым учитель ведет ребенка к успеху, устремление понять душу ребёнка, признать, что ребёнок - носитель огромных творческих возможностей; необходимость помочь открыть эти знании, совместное добывание знаний, взаимообогащение «сюрпризами», приносящие радость.

Научить детей видеть и чувствовать прекрасное вокруг себя, усваивать понятие, связанные с красотой Природы, развивать воображение детей, работать над их умением письменно излагать воображаемые ситуации, развивать умение заглядывать во внутрь слова, обогащать свою речь и чувства словами и словосочетаниями, помогающими нравственному осмыслению и сопереживанию другим в процессе общения, настраивать детей на добро, развивать в них способность понимать и постигать нравственные человеческие истины, связанные с помощью, благодарностью - это главная цель каждого педагога.



ЛИТЕРАТУРА

1 Амонашвили Ш.А «Единство цели» г. Москва 1987г.
2 Дьяченко В.К. « Сотрудничество в обучении» г. Москва. «Просвещение» 2001г.
3. Алферов А.Д. Психология развития школьников, г. Москва, 2000г.
3. Первак М. С. «Основы гуманно-личностного подхода к детям».2015г.
4. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников, М., 1990г.
5. . Величко Л.И. Речь. Речь. Речь., Москва, 1983г.
7. Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слово, Москва, 1986г.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования, Москва, 1956г.
9. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого - педагогическая коррекция младших школьников» г. Москва 2004г.
10. Зеньковский В. Психология детства, М., 1996г.
11. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения, М., 1998г.
12. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка, М., 1991г.
13. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка, М., 1995г.
14. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи, М., 2000г. ЭЛЕКТРОННЫЕ АДРЕСА: gumannaja-pedagogika.ru - Международный центр гуманной педагогики !!!!!!!!!!!!!!! amonashvili.su/rus - Гуманная педагогика. Информационно-образовательный портал. gumanpedagog.org.ua - Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация. od.gum-ped.ru - Одесский областной Центр Гуманной педагогики. art-roerich.org.ua - сайт Артемовского Рериховского общества, на котором есть раздел «Гуманная педагогика»!!!!!!!!!!!!!!!!! (уроки, метод.рекомендации, выступления)

orangecamelfound.hdd1.ru - форум фонда «Оранжевый верблюд»на сайте: rus.delfi.ee/forum/read.php?11,1465859

serdcevedenie.narod.ru/pedagog/amon.htm - проект «Сердцеведение» (материалы для работы с детьми, книги Ш.А.Амонашвили, Антология ГП)








© 2010-2022