Рабочая программа Азбука здоровья

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Азбука здоровьяРабочая программа Азбука здоровьяМУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВТОРОКАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО с заместителем директора Директор школы

начальных классов ОУ Оверко С.Е. Шеина Л.Л.

Протокол № ___ от «___»________2015г Приказ № от

«___»________2015г

Руководитель «___»________2015г

Пономарёва Ю.В.

Рабочая программа

«Азбука здоровья»

Класс 2

Всего часов на учебный год 34

Количество часов на неделю 1

Составлена в соответствии с авторской программой «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья », Л.А. Обуховой, Н.А. Лемяскиной, М.: «ВАКО», 2004г.

Срок реализации программы (1 год) 2015-2016 учебный год

Разработана:Пономарёвой Ю.В.

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории



с. Вторая Каменка

2015 год


Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Азбука здоровья» составлена на основе:

Авторской программы «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья », Л.А. Обуховой, Н.А. Лемяскиной, М.: «ВАКО», 2004г.

Рабочая программа «Азбука здоровья» адресована для детей младшего школьного возраста (2 класс). Тематическое планирование рассчитано на 34часа . Общая характеристика курса. Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативно-правовыми документами: Законы РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Согласно статистическим данным Министерства здравоохранения в младшем школьном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Цель:создание условий для формирования базиса личностной культуры школьников начального звена. Задачи:Способствовать становлению ключевых компетенций школьников (социальной, коммуникативной, информационной, деятельностной, здоровьесберегающей), а именно:

  • Содействовать охране и укреплению здоровья детей, способствовать формированию правильной осанки;
  • Приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить их с доступными способами его укрепления;
  • Развивать коммуникативную функцию речи, умение детей общаться со сверстниками и взрослыми, выражать в речи свои чувства, эмоции, отношение к окружающему миру;
  • Развивать мышление, память, внимание, воображение как базисные психические качества, определяющие развитие ребенка.
  • Способствовать повышению уровня двигательных действий: освоения техники движений и их координации, направленности на результат при выполнении физических упражнений, выполнении правил подвижных игр;
  • Развивать у детей умение выбирать необходимую информацию.

В программе описан системный подход к занятиям по «Азбуке здоровья». Содержание и методы обучения содействуют удовлетворению потребности детей в познании собственного тела и заботы о своем здоровье. Среди методов следует выделить наблюдение, самоанализ, беседы, рассматривание картин, таблиц, иллюстраций, дидактические, подвижные игры, коррекционные упражнения, развивающие упражнения, и т.д. Программа построена в виде отдельных интегрированных занятий, в которых в доступной для дошкольников форме рассказывается о строении тела человека, причинах болезней и способах сохранения и укрепления здоровья. На занятиях с детьми используются различные формы работы: обучающие интегрированные занятия, оздоровительно-физкультурные праздники, викторины, экскурсии и походы, дни здоровья, спортивные недели,олимпиады, придумывание сказок валеологического содержания. Основным видом деятельности является игра. На занятиях используется:дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, строительные, подвижные,музыкальные,драматизации, а так же разнообразные виды театров- кукольный, пальчиковый, перчаточный, настольный, петрушек… Концепция рабочей программы «Азбука здоровья» строится на следующих принципах: 1. Доступности - от простого к более сложному;ребенок может и должен быть активным по отношению к своему здоровью;ребенок должен познать себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью;педагог должен осознать важность этой работы и приложить максимум усилий к тому, чтобы дети усвоили способы охраны своего здоровья, понимая, что и зачем делают;осознанного представления о здоровом образе жизни. 2. Открытости -для всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-воспитатели-родители) . 3. Поступательности -программа исходит из необходимости саморазвития, самосовершенствования как ребенка, так и педагогов, и родителей. 4. Консультативности -программа исходит из необходимости нового, более эффективного метода решения проблем, принятия решений. 5. Духовных качеств -программа исходит из того, что необходимо воспитывать духовные качества, такие, как доброта, любовь и уважение, благородство. Изучаемый курс дополняет такие школьные дисциплины как физическая культура, основы безопасности жизни, анатомия. Важно в процессе обучения отслеживать уровень знаний, умений и навыков, полученных детьми в течение учебного года. Критерием эффективности деятельности учащихся на занятиях является уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии.







Планируемые результаты изучения курса

«Азбука здоровья»

В результате освоения программы курса «Азбука здоровья» формируются личностные, метапредметные действия, уровни воспитательных результатов, соответствующие требованиям ФГОС НОО: Уровни воспитательных результатов: 1 уровеньПриобретение учащимися социальных знаний (знаний об общих нормах обустройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения через взаимодействие с учителем. 2 уровень Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям образования ( в дружеской детской среде). 3 уровень Получение опыта самостоятельного общения в обществе.

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятие.

  • Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации)

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Тематическое планирование 2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Формирование УУД

Дата

План

факт

Почему мы болеем

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)

Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах

1

Причина болезни.

1

2.09.

2

Признаки болезни.

1

9.09.

3

Как здоровье?

1

16.09.

Кто и как предохраняет нас от болезней

4

Как организм помогает себе сам?

1

23.09.

5

Здоровый образ жизни.

1

7.10.

Кто нас лечит

6

Какие врачи нас лечат.

1

14.10.

Прививки от болезней

7

Инфекционные болезни.

1

21.10.

8

Прививки от болезней.

1

28.10.

Что нужно знать о лекарствах

9

Какие лекарства мы выбираем.

1

11.11.

10

Домашняя аптечка.

1

18.11.

Как избежать отравлений

11

Отравление лекарствами.

1

25.11.

12

Пищевые отравления.

1

2.12.

Безопасность при любой погоде

13

Если солнечно и жарко.

1

9.12.

14

Если на улице дождь и гроза.

1

16.12.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

15

Опасность в нашем доме.

1

23.12.

16

Как вести себя на улице.

1

13.01.

Правила безопасного поведения на воде

17

Вода - наш друг.

1

20.01.

Правила общения с огнём

18

Чтобы огонь не причинил вреда.

1

27.01.

Как уберечься от поражения электрическим током

19

Чем опасен электрический ток?

1

3.02.

Как уберечься от порезов, переломов, ушибов

20

Травма.

1

10.02.

Как защититься от насекомых

21

Укусы насекомых.

1

17.02.

Предосторожности при обращении с животными

22

Что мы знаем о собаках и кошках?

1

24.02.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

23

Отравление ядовитыми веществами.

1

2.03.

24

Отравление угарным газом.

1

9.03.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

25

Как помочь себе при тепловом ударе.

1

16.03.

26

Если ты обморозился.

1

23.03.

Первая помощь при травмах

27

Растяжение связок и вывих костей.

1

6.04.

28

Переломы.

1

13.04.

29

Если ты ушибся или порезался.

1

20.04.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

30

Если в ухо, глаз, нос или горло попал посторонний предмет.

1

27.04.

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

31

Укус змеи.

1

4.05.

Сегодняшние заботы медицины

32

Расти здоровым.

1

11.05.

33

Воспитай себя.

1

18.05.

34

Я выбираю движение.

1

25.05.



Оздоровительные результаты программы:

1. осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

2. социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

В ходе реализация программы по формированию здорового образа жизни обучающиеся должны знать:

1. основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

2. особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

3. особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

4. основы рационального питания;

5. правила оказания первой помощи;

6. способы сохранения и укрепление здоровья;

7. основы развития познавательной сферы;

8. свои права и права других людей;

9. соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

10. влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

11. значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

12. знания о "полезных" и "вредных" продуктах, значение режима питания.

уметь:

1. составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

2. выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

3. различать "полезные" и "вредные" продукты;

4. использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

5. определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

6. заботиться о своем здоровье;

7. находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

8. применять коммуникативные и презентационные навыки;

9. использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

10. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

11. находить выход из стрессовых ситуаций;

12. принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

13. адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

14. отвечать за свои поступки;

15. отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:

отношение к самому себе,

отношение к другим людям,

отношение к вещам,

отношение к окружающему миру.

Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как:

товарищество,

уважение к старшим,

доброта,

честность,

трудолюбие,

бережливость,

дисциплинированность,

соблюдение порядка,

любознательность,

любовь к прекрасному,

стремление быть сильным и ловким.

Формы учета знаний и умений:

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


    • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Авторская программой «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья ». М.: «ВАКО», 2004г.

  • Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр "Вентана-граф". 2002.- 205 с.

  • Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  • Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  • Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М. : Вако, 2004. - 124 c.

  • Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  • Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.


© 2010-2022