- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Азбука здоровья
Рабочая программа Азбука здоровья
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пономарёва Ю.В. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВТОРОКАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО с заместителем директора Директор школы
начальных классов ОУ Оверко С.Е. Шеина Л.Л.
Протокол № ___ от «___»________2015г Приказ № от
«___»________2015г
Руководитель «___»________2015г
Пономарёва Ю.В.
Рабочая программа
«Азбука здоровья»
Класс 2
Всего часов на учебный год 34
Количество часов на неделю 1
Составлена в соответствии с авторской программой «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья », Л.А. Обуховой, Н.А. Лемяскиной, М.: «ВАКО», 2004г.
Срок реализации программы (1 год) 2015-2016 учебный год
Разработана:Пономарёвой Ю.В.
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
с. Вторая Каменка
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Азбука здоровья» составлена на основе:
Авторской программы «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья », Л.А. Обуховой, Н.А. Лемяскиной, М.: «ВАКО», 2004г.
Рабочая программа «Азбука здоровья» адресована для детей младшего школьного возраста (2 класс). Тематическое планирование рассчитано на 34часа . Общая характеристика курса. Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативно-правовыми документами: Законы РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Согласно статистическим данным Министерства здравоохранения в младшем школьном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Цель:создание условий для формирования базиса личностной культуры школьников начального звена. Задачи:Способствовать становлению ключевых компетенций школьников (социальной, коммуникативной, информационной, деятельностной, здоровьесберегающей), а именно:
- Содействовать охране и укреплению здоровья детей, способствовать формированию правильной осанки;
- Приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить их с доступными способами его укрепления;
- Развивать коммуникативную функцию речи, умение детей общаться со сверстниками и взрослыми, выражать в речи свои чувства, эмоции, отношение к окружающему миру;
- Развивать мышление, память, внимание, воображение как базисные психические качества, определяющие развитие ребенка.
- Способствовать повышению уровня двигательных действий: освоения техники движений и их координации, направленности на результат при выполнении физических упражнений, выполнении правил подвижных игр;
- Развивать у детей умение выбирать необходимую информацию.
В программе описан системный подход к занятиям по «Азбуке здоровья». Содержание и методы обучения содействуют удовлетворению потребности детей в познании собственного тела и заботы о своем здоровье. Среди методов следует выделить наблюдение, самоанализ, беседы, рассматривание картин, таблиц, иллюстраций, дидактические, подвижные игры, коррекционные упражнения, развивающие упражнения, и т.д. Программа построена в виде отдельных интегрированных занятий, в которых в доступной для дошкольников форме рассказывается о строении тела человека, причинах болезней и способах сохранения и укрепления здоровья. На занятиях с детьми используются различные формы работы: обучающие интегрированные занятия, оздоровительно-физкультурные праздники, викторины, экскурсии и походы, дни здоровья, спортивные недели,олимпиады, придумывание сказок валеологического содержания. Основным видом деятельности является игра. На занятиях используется:дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, строительные, подвижные,музыкальные,драматизации, а так же разнообразные виды театров- кукольный, пальчиковый, перчаточный, настольный, петрушек… Концепция рабочей программы «Азбука здоровья» строится на следующих принципах: 1. Доступности - от простого к более сложному;ребенок может и должен быть активным по отношению к своему здоровью;ребенок должен познать себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью;педагог должен осознать важность этой работы и приложить максимум усилий к тому, чтобы дети усвоили способы охраны своего здоровья, понимая, что и зачем делают;осознанного представления о здоровом образе жизни. 2. Открытости -для всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-воспитатели-родители) . 3. Поступательности -программа исходит из необходимости саморазвития, самосовершенствования как ребенка, так и педагогов, и родителей. 4. Консультативности -программа исходит из необходимости нового, более эффективного метода решения проблем, принятия решений. 5. Духовных качеств -программа исходит из того, что необходимо воспитывать духовные качества, такие, как доброта, любовь и уважение, благородство. Изучаемый курс дополняет такие школьные дисциплины как физическая культура, основы безопасности жизни, анатомия. Важно в процессе обучения отслеживать уровень знаний, умений и навыков, полученных детьми в течение учебного года. Критерием эффективности деятельности учащихся на занятиях является уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии.
Планируемые результаты изучения курса
«Азбука здоровья»
В результате освоения программы курса «Азбука здоровья» формируются личностные, метапредметные действия, уровни воспитательных результатов, соответствующие требованиям ФГОС НОО: Уровни воспитательных результатов: 1 уровеньПриобретение учащимися социальных знаний (знаний об общих нормах обустройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения через взаимодействие с учителем. 2 уровень Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям образования ( в дружеской детской среде). 3 уровень Получение опыта самостоятельного общения в обществе.
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий на занятие.
-
Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
-
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие.
-
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-
Делать предварительный отбор источников информации)
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
-
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
-
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
-
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Формирование УУД
Дата
План
факт
Почему мы болеем
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
1
Причина болезни.
1
2.09.
2
Признаки болезни.
1
9.09.
3
Как здоровье?
1
16.09.
Кто и как предохраняет нас от болезней
4
Как организм помогает себе сам?
1
23.09.
5
Здоровый образ жизни.
1
7.10.
Кто нас лечит
6
Какие врачи нас лечат.
1
14.10.
Прививки от болезней
7
Инфекционные болезни.
1
21.10.
8
Прививки от болезней.
1
28.10.
Что нужно знать о лекарствах
9
Какие лекарства мы выбираем.
1
11.11.
10
Домашняя аптечка.
1
18.11.
Как избежать отравлений
11
Отравление лекарствами.
1
25.11.
12
Пищевые отравления.
1
2.12.
Безопасность при любой погоде
13
Если солнечно и жарко.
1
9.12.
14
Если на улице дождь и гроза.
1
16.12.
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте
15
Опасность в нашем доме.
1
23.12.
16
Как вести себя на улице.
1
13.01.
Правила безопасного поведения на воде
17
Вода - наш друг.
1
20.01.
Правила общения с огнём
18
Чтобы огонь не причинил вреда.
1
27.01.
Как уберечься от поражения электрическим током
19
Чем опасен электрический ток?
1
3.02.
Как уберечься от порезов, переломов, ушибов
20
Травма.
1
10.02.
Как защититься от насекомых
21
Укусы насекомых.
1
17.02.
Предосторожности при обращении с животными
22
Что мы знаем о собаках и кошках?
1
24.02.
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом
23
Отравление ядовитыми веществами.
1
2.03.
24
Отравление угарным газом.
1
9.03.
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении
25
Как помочь себе при тепловом ударе.
1
16.03.
26
Если ты обморозился.
1
23.03.
Первая помощь при травмах
27
Растяжение связок и вывих костей.
1
6.04.
28
Переломы.
1
13.04.
29
Если ты ушибся или порезался.
1
20.04.
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос
30
Если в ухо, глаз, нос или горло попал посторонний предмет.
1
27.04.
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек
31
Укус змеи.
1
4.05.
Сегодняшние заботы медицины
32
Расти здоровым.
1
11.05.
33
Воспитай себя.
1
18.05.
34
Я выбираю движение.
1
25.05.
Оздоровительные результаты программы:
1. осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
2. социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
В ходе реализация программы по формированию здорового образа жизни обучающиеся должны знать:
1. основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
2. особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
3. особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
4. основы рационального питания;
5. правила оказания первой помощи;
6. способы сохранения и укрепление здоровья;
7. основы развития познавательной сферы;
8. свои права и права других людей;
9. соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
10. влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
11. значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
12. знания о "полезных" и "вредных" продуктах, значение режима питания.
уметь:
1. составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
2. выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
3. различать "полезные" и "вредные" продукты;
4. использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
5. определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
6. заботиться о своем здоровье;
7. находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
8. применять коммуникативные и презентационные навыки;
9. использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
10. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
11. находить выход из стрессовых ситуаций;
12. принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
13. адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
14. отвечать за свои поступки;
15. отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе,
отношение к другим людям,
отношение к вещам,
отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как:
товарищество,
уважение к старшим,
доброта,
честность,
трудолюбие,
бережливость,
дисциплинированность,
соблюдение порядка,
любознательность,
любовь к прекрасному,
стремление быть сильным и ловким.
Формы учета знаний и умений:
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
-
-
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Авторская программой «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья ». М.: «ВАКО», 2004г.
-
-
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр "Вентана-граф". 2002.- 205 с.
-
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
-
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
-
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М. : Вако, 2004. - 124 c.
-
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
-
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.