Урок окружающего мира 2 класс Животные леса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по окружающему миру 2 класс

Тема: Животные леса.

Цель: систематизировать знания учащихся о животных леса, об их образе жизни.

Задачи урока:

Закрепить знания о царствах природы.

Развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательную активность, память.

Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, доброту.

Формируемые УУД:

Личностные: готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Регулятивные: принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов.

Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Оборудование: презентация «Животные леса», « Первоцветы», диск « Звуки леса», ребус, кроссворды, цветок с заданиями, знаки охраны природы, карточки с заданиями, энциклопедии, доклады о животных.

Ход урока:

I. Орг.момент

( Звучит музыка, дети предварительно разбились на 4 команды, у каждого эмблемы)

У: Дорогие ребята! Вы, наверное, догадались, что сегодня у нас необычный урок. Урок- путешествие. Вы разбились на 4 команды-знатоков природы, исследователей, эрудитов и путешественников. Давайте поприветствуем наших гостей, дружно назвав свою команду. Занимайте свои места.

II.Определение темы урока.

У: Отгадайтесь, куда мы отправимся:

Дом огромный там стоит

И со всех сторон открыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем!

(лес)

1 слайд

Мы отправимся в лес.

1-ый ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

2-ой ученик: Что там шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь-мы свои!

У: Но прежде чем войти в лес, давайте потренируем свое внимание и память

( вывешивается картина леса)

Даю 5 секунд. Запоминайте!

- Каких животных и птиц вы запомнили?

Молодцы, ребята! Отличное внимание и память нам сегодня пригодятся.

Итак, мы отправляемся в лес. Какое сейчас время года? Идите и примечайте, как изменился лес с наступлением весны.

Компьютерная презентация «Первоцветы»

-Ребята, что вы заметили?

( День стал длиннее, становится все меньше проталин, появляется травка,

первые весенние цветы, на деревьях набухают почки, начинается сокодви жение, прилетают птицы, просыпаются от спячки животные)

2 слайд -Беседа лесовичка

У: Кого мы можем встретить на нижнем этаже леса? ( животных)

Это и есть тема урока. Мы познакомимся с тайнами лесных жителей.

III.Актуализация знаний.

3 слайд -Назовите одним словом.

4 слайд - Кто лишний? Почему?

Задание корреспондентам:

А теперь давайте отправим в лес тайных корреспондентов. Они узнают интересное про лесных животных и расскажут нам потом. ( Дети подходят к полочке с энциклопедиями и готовят устные сообщения)

IV. Работа по теме урока.

У: Я слышу какие-то голоса. Кажется, к нам кто-то идет. Внимательно слушайте и все запоминайте!

За буквой я буква ц, это…

Д: Заяц.

( Инсценировка)

Зайчиха. Здравствуйте, ребята, мы рады вас видеть. Я- зайчиха, а это- мои зайчата. Мы живем небольшими группами. Ходим неуклюже, это из-за того, что длинные задние ноги затрудняют передвижение. Зато когда мы бегаем, наши движения быстрые и ловкие.

Заяц 1. Мы хорошо бегаем, особенно я люблю бежать в гору, а с горы-кубарем. А иногда мы перепрыгиваем с разбегу стены и изгороди высотой в 2-3 метра. Зимой мы хорошо бегаем по льду, потому что у нас на лапках жесткие волосы, которые не дают скользить. А знаете, сколько у нас врагов? Волки, лисы, человек. Не только, но и филины, вороны, сороки, рысь. Как говорится в загадке, от врагов спасают ноги. А еще мы ловко запутываем следы, линяем и маскируемся.

Заяц 2. А еще нас называют « косыми».У нас глаза большие, бархатисто-темные, но не косят. Так как шея у нас малоподвижная, то оглянуться мы не можем, вот и скашиваем глаза, чтобы посмотреть, где преследователь. Мама- зайчиха, расскажи теперь про нас.

Зайчиха. Хорошо. Детки у нас рождаются хорошо развитыми, с открытыми глазами и одетые шерстью. Новорожденные зайчата умеют сами чиститься и уже умеют бегать. Хочу поделиться с вами одной тайной, только- никому! Считают люди, что я плохая мама, мол, родила, накормила и бросила. А молоко мое очень питательное. Так, попив его, не хотят есть несколько дней. А потом я или другая зайчиха прибежит и опять покормит их. Знаете ли вы, почему приходится так поступать? У нас на лапках есть потовые железы, которые оставляют запах, а по нему хищники могут нас найти. У маленьких зайчат пока нет запаха, вот и приходится их одних оставлять, но зато будут целы.

Заяц 1. Зайчата у мамы появляются 3 раза в год. Первый раз- в марте или апреле, когда еще лежит наст- твердая корка снега. Тогда они называются настовички.

Заяц 2. Второй раз- в июне, когда колосится рожь, цветет гречиха. Тогда они называются колосовички, или гречишники. Третий раз- в августе, и называются- листопаднички. Ой, кто-то идет сюда, бежим. До свидания!

У: Сколько интересного мы узнали о зайцах! Но жаль, что не успели узнать о зайцах-русаках и беляках. Эту информацию нам придется выведать от других

Ученик. Русак самый крупный из зайцев, живущих у нас. Он буровато-желтого цвета, с серыми крапинками. Зимой и летом он одного цвета.

Беляк меньше зайца-русака. Летом он темно-рыжевато-коричневый, а зимой-белый. ( На доске иллюстрации зайцев).

У: Кто знает, с кем мы теперь встретимся?

(на доске: ОРКТОС)

Медведица. Добрый день! Я медведица, а это мои медвежата. Вы, наверное, удивлены? Раньше нас называли этим греческим словом-«орктос».

Люди нас очень боялись и думали, если произнесут слово «орктос», то мы обязательно появимся. Они знали, что мы очень любим мед, ведаем медом, и придумали прозвище «медведь».

Медведь 1. Мы очень сильные и ловкие, можем тащить ношу в 400-500 кг и бежать со скоростью скаковой лошади. Нас неправильно считают медлительными и неуклюжими. Мы можем незаметно подкрасться куда угодно

и лазать по деревьям.

Медведь 2. Мы- всеядные животные. Едим рыбу, малину, раков, плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев, желуди.

Любимое лакомство-мед. А еще, когда поспевают овес и кукуруза, мы целую ночь можем объедаться колосками. Пока растительной пищи много, питаемся ею. Но если не хватает, можем напасть на лосей, кабанов, тетеревов, глухарей и рябчиков. На людей мы тоже нападаем, только если нас сильно раздразнят или ранят. Но вы же не будете так поступать?

Медведица. В феврале появляются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего 500 грамм. Я их кормлю, добываю пищу, а вот для воспитания мне нужна нянька-пестун. Нянька в медвежьем семействе своя- один из старших медвежат. А вы знаете, почему мы лапу сосем? Зимой линяет кожа на ступнях. Вот и приходится лизать лапы, чтобы быстрее сошла старая кожа. Нам пора. До свидания!

У: Ну что, узнали что-нибудь интересное? Запомнили? Сейчас проверим.

Вопросы 1 команде:

  1. Самый крупный из зайцев в наших лесах.

  2. Какое название получили зайчата, родившиеся в июне, когда цветет гречиха и колосится рожь?

  3. Летом- рыжевато-коричневый, а зимой- белый.

  4. Это средство защиты. Зимой зайцы белые. Почему?

  5. От врагов спасают… .

  6. Какая пища очень питательна и насыщает на несколько дней?

Ответы:

  1. Русак. 2. Колосовичок. 3. Беляк. 4. Маскировка. 5. Ноги. 6. Молоко.

Вопросы 2 команде:

1.Как в древности называли медведя?

2.Какое прозвище ему дал народ?

3.Как называется жилище, в котором медведь проводит всю зиму?

4.Чем медведь любит полакомиться в поле?

5.Как зовут медвежью няньку?

6. Что больше всего любит медведь?

Ответы:

1.Орктос. 2. Медведь. 3. Берлога. 4. Овес. 5. Пестун. 6.Мед. V.Физкультминутка Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели, Заниматься тихо сели.

VI.Работа по учебнику.

Откройте учебники на с. 72

Беседа:

-Рассмотрите иллюстрацию. Сопоставьте внешне, чем белочка отличается

от бурундука?

- Верно ли, что белка и бурундук- грызуны?

- А какие бывают животные по способу питания?

(хищники, травоядные, всеядные,грызуны)

Чтение по учебнику самостоятельно

Работа в парах

Обсудите в парах, заполните таблицу:

Белка

Бурундук


VII. Исследовательская деятельность

Пока мы здесь отдыхали, наши корреспонденты проникли в лес и выведали разные тайны.

Презентация

1 слайд Лиса.

На самом деле лиса не столько хитрая, сколько любопытная. Умеет ползать, неслышно скользить по земле, быстро бегать. Весной, в мае, рождаются лисята. Через 12 дней они начинают видеть,3 месяца сидят в норе. Лисье семейство большое- до 10 малышей. Тут уж оба родителя носят еду к норе: птичек, зайчат, лягушек, мышей-все, что попадается. А знаете ли вы, что танец фокстрот назван в честь лисы- лисий шаг? Дело в том, что когда лисе нужно выманить мышей из норок, она встает на задние лапы и ходит маленькими шажками.

2 слайд. Волк.

Волк сильный, выносливый, сообразительный хищник. У него прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Весной рождаются волчата слепыми и глухими. Заботятся о них оба родителя. Сначала мать-волчица выкармливает их молоком, а когда волчата подрастут, родители приносят им мясо в своем желудке и кормят их. Охотничьим навыкам обучает волк- отец. Зимой волки собираются в стаю по 6-10 волков. В стае железная дисциплина-вожаку все безоговорочно подчиняются.

3 слайд. Ежи.

Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они быстро худеют.

Весной ежи кормятся насекомыми, кузнечиками, сверчками, жуками, поедают также дождевых червей, птичьи яйца, мышей. Весной у самки рождаются от 3 до 8 детенышей, с белыми мягкими иголками, слепые и глухие. Но уже через сутки иглы становятся твердыми. Ежиха готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Как только откроются глаза у малышей, мама выводит их из гнезда и обучает, где искать еду. Ежи- очень полезные животные, их надо оберегать.

VIII.Проблемный вопрос.

5 слайд

Вспомните сказку « Теремок».

Смогли бы вместе жить еж, мышка, лягушка? Почему?

IX. Игра « Узнай животное»

У: Я буду описывать животное , а вы догадайтесь, кто это. Потом игру продолжите вы. Поможет нам план:

1. Внешний вид.

2. Чем питается.

3. Как проводит зиму.

У: Окраска у этого зверя рыжая, с пушистым хвостом. Не меняет окраску, питается зайцами, мышами, мелкими животными. Запасов не делает, в спячку не впадает. ( Лиса)

Эстафетная палочка передается детям.

X. Работа по тетрадям

С. 24

- Прочитайте и скажите, что перепутал художник. Измените.

( Дети проводят изменения на интерактивной доске)

XI. Работа по карточкам самостоятельно

- Недавно мы побывали с вами в Музее Природы. Вспомните животных наших лесов и обведите их в кружочек.

- Проверьте по интерактивной доске. Поднимите руку, у кого нет ошибок.

У: Зубры- очень красивые, крупные ( до 1 т), спокойные травоядные животные. Длина тела-3,5 м.Когда-то очень давно в горных лесах Осетии зубров было много, но к концу 18 в люди их полностью истребили. Затем из беловежской пущи завезли 47 зубров. В настоящее время в стаде около 70 животных. Они обитают в лесах лесистого и Пастбищного хребтов между реками Ардон и Фиагдон.

XI.Конкурс капитанов.

( Даются задания на карточках):

1. Узнать следы животных

2.Чье это меню: грибы, ягоды, орехи, семена шишек, почки и кора деревьев, иногда- яйца и птенцы?

3.Угадай зверя: Лапы этого зверя превратились в лопатки. У него под землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится.

4.Приготовить пирог для зайца.

(Даются картинки, нужно наклеить на пирог необходимые ингродиенты)

XII. Самостоятельная работа по карточкам.

Задания читает учитель, дети нумеруют картинки.

Проверка с интерактивной доски.

1.Хвост ей служит рулём, а иногда парашютом.

2.Кто зимой собирается в стаи?

3.Быстро бежит в гору, а с горы- кубарем.

4.Когда начинает поспевать овёс и кукуруза, он появляется в полях.

5.Рыжая окраска, не меняет цвет, любопытная хищница.

XIII. Знаки поведения в лесу.

Ребята, а сейчас мы коротко затронем очень важную тему, о которой будем говорить на следующем уроке- тему охраны леса.

- Как нужно вести себя в лесу?

- Какие знаки природы вы приготовили дома?( вывешиваются на доске)

XIV. Итог урока.

-Наше путешествие подошло к концу. С кем мы встретились?

-Захотели ли узнать о них подробнее? Читайте энциклопедии, набирайтесь знаний.

-Дома можете придумать интересные загадки о животных.

-Кому понравился урок, повесьте на доску смайлики.

© 2010-2022