- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира 2 класс Животные леса
Урок окружающего мира 2 класс Животные леса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Климова С.В. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока по окружающему миру 2 класс
Тема: Животные леса.
Цель: систематизировать знания учащихся о животных леса, об их образе жизни.
Задачи урока:
Закрепить знания о царствах природы.
Развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательную активность, память.
Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, доброту.
Формируемые УУД:
Личностные: готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Регулятивные: принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов.
Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Оборудование: презентация «Животные леса», « Первоцветы», диск « Звуки леса», ребус, кроссворды, цветок с заданиями, знаки охраны природы, карточки с заданиями, энциклопедии, доклады о животных.
Ход урока:
I. Орг.момент
( Звучит музыка, дети предварительно разбились на 4 команды, у каждого эмблемы)
У: Дорогие ребята! Вы, наверное, догадались, что сегодня у нас необычный урок. Урок- путешествие. Вы разбились на 4 команды-знатоков природы, исследователей, эрудитов и путешественников. Давайте поприветствуем наших гостей, дружно назвав свою команду. Занимайте свои места.
II.Определение темы урока.
У: Отгадайтесь, куда мы отправимся:
Дом огромный там стоит
И со всех сторон открыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем!
(лес)
1 слайд
Мы отправимся в лес.
1-ый ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
2-ой ученик: Что там шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь-мы свои!
У: Но прежде чем войти в лес, давайте потренируем свое внимание и память
( вывешивается картина леса)
Даю 5 секунд. Запоминайте!
- Каких животных и птиц вы запомнили?
Молодцы, ребята! Отличное внимание и память нам сегодня пригодятся.
Итак, мы отправляемся в лес. Какое сейчас время года? Идите и примечайте, как изменился лес с наступлением весны.
Компьютерная презентация «Первоцветы»
-Ребята, что вы заметили?
( День стал длиннее, становится все меньше проталин, появляется травка,
первые весенние цветы, на деревьях набухают почки, начинается сокодви жение, прилетают птицы, просыпаются от спячки животные)
2 слайд -Беседа лесовичка
У: Кого мы можем встретить на нижнем этаже леса? ( животных)
Это и есть тема урока. Мы познакомимся с тайнами лесных жителей.
III.Актуализация знаний.
3 слайд -Назовите одним словом.
4 слайд - Кто лишний? Почему?
Задание корреспондентам:
А теперь давайте отправим в лес тайных корреспондентов. Они узнают интересное про лесных животных и расскажут нам потом. ( Дети подходят к полочке с энциклопедиями и готовят устные сообщения)
IV. Работа по теме урока.
У: Я слышу какие-то голоса. Кажется, к нам кто-то идет. Внимательно слушайте и все запоминайте!
За буквой я буква ц, это…
Д: Заяц.
( Инсценировка)
Зайчиха. Здравствуйте, ребята, мы рады вас видеть. Я- зайчиха, а это- мои зайчата. Мы живем небольшими группами. Ходим неуклюже, это из-за того, что длинные задние ноги затрудняют передвижение. Зато когда мы бегаем, наши движения быстрые и ловкие.
Заяц 1. Мы хорошо бегаем, особенно я люблю бежать в гору, а с горы-кубарем. А иногда мы перепрыгиваем с разбегу стены и изгороди высотой в 2-3 метра. Зимой мы хорошо бегаем по льду, потому что у нас на лапках жесткие волосы, которые не дают скользить. А знаете, сколько у нас врагов? Волки, лисы, человек. Не только, но и филины, вороны, сороки, рысь. Как говорится в загадке, от врагов спасают ноги. А еще мы ловко запутываем следы, линяем и маскируемся.
Заяц 2. А еще нас называют « косыми».У нас глаза большие, бархатисто-темные, но не косят. Так как шея у нас малоподвижная, то оглянуться мы не можем, вот и скашиваем глаза, чтобы посмотреть, где преследователь. Мама- зайчиха, расскажи теперь про нас.
Зайчиха. Хорошо. Детки у нас рождаются хорошо развитыми, с открытыми глазами и одетые шерстью. Новорожденные зайчата умеют сами чиститься и уже умеют бегать. Хочу поделиться с вами одной тайной, только- никому! Считают люди, что я плохая мама, мол, родила, накормила и бросила. А молоко мое очень питательное. Так, попив его, не хотят есть несколько дней. А потом я или другая зайчиха прибежит и опять покормит их. Знаете ли вы, почему приходится так поступать? У нас на лапках есть потовые железы, которые оставляют запах, а по нему хищники могут нас найти. У маленьких зайчат пока нет запаха, вот и приходится их одних оставлять, но зато будут целы.
Заяц 1. Зайчата у мамы появляются 3 раза в год. Первый раз- в марте или апреле, когда еще лежит наст- твердая корка снега. Тогда они называются настовички.
Заяц 2. Второй раз- в июне, когда колосится рожь, цветет гречиха. Тогда они называются колосовички, или гречишники. Третий раз- в августе, и называются- листопаднички. Ой, кто-то идет сюда, бежим. До свидания!
У: Сколько интересного мы узнали о зайцах! Но жаль, что не успели узнать о зайцах-русаках и беляках. Эту информацию нам придется выведать от других
Ученик. Русак самый крупный из зайцев, живущих у нас. Он буровато-желтого цвета, с серыми крапинками. Зимой и летом он одного цвета.
Беляк меньше зайца-русака. Летом он темно-рыжевато-коричневый, а зимой-белый. ( На доске иллюстрации зайцев).
У: Кто знает, с кем мы теперь встретимся?
(на доске: ОРКТОС)
Медведица. Добрый день! Я медведица, а это мои медвежата. Вы, наверное, удивлены? Раньше нас называли этим греческим словом-«орктос».
Люди нас очень боялись и думали, если произнесут слово «орктос», то мы обязательно появимся. Они знали, что мы очень любим мед, ведаем медом, и придумали прозвище «медведь».
Медведь 1. Мы очень сильные и ловкие, можем тащить ношу в 400-500 кг и бежать со скоростью скаковой лошади. Нас неправильно считают медлительными и неуклюжими. Мы можем незаметно подкрасться куда угодно
и лазать по деревьям.
Медведь 2. Мы- всеядные животные. Едим рыбу, малину, раков, плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев, желуди.
Любимое лакомство-мед. А еще, когда поспевают овес и кукуруза, мы целую ночь можем объедаться колосками. Пока растительной пищи много, питаемся ею. Но если не хватает, можем напасть на лосей, кабанов, тетеревов, глухарей и рябчиков. На людей мы тоже нападаем, только если нас сильно раздразнят или ранят. Но вы же не будете так поступать?
Медведица. В феврале появляются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего 500 грамм. Я их кормлю, добываю пищу, а вот для воспитания мне нужна нянька-пестун. Нянька в медвежьем семействе своя- один из старших медвежат. А вы знаете, почему мы лапу сосем? Зимой линяет кожа на ступнях. Вот и приходится лизать лапы, чтобы быстрее сошла старая кожа. Нам пора. До свидания!
У: Ну что, узнали что-нибудь интересное? Запомнили? Сейчас проверим.
Вопросы 1 команде:
-
Самый крупный из зайцев в наших лесах.
-
Какое название получили зайчата, родившиеся в июне, когда цветет гречиха и колосится рожь?
-
Летом- рыжевато-коричневый, а зимой- белый.
-
Это средство защиты. Зимой зайцы белые. Почему?
-
От врагов спасают… .
-
Какая пища очень питательна и насыщает на несколько дней?
Ответы:
-
Русак. 2. Колосовичок. 3. Беляк. 4. Маскировка. 5. Ноги. 6. Молоко.
Вопросы 2 команде:
1.Как в древности называли медведя?
2.Какое прозвище ему дал народ?
3.Как называется жилище, в котором медведь проводит всю зиму?
4.Чем медведь любит полакомиться в поле?
5.Как зовут медвежью няньку?
6. Что больше всего любит медведь?
Ответы:
1.Орктос. 2. Медведь. 3. Берлога. 4. Овес. 5. Пестун. 6.Мед. V.Физкультминутка Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели, Заниматься тихо сели.
VI.Работа по учебнику.
Откройте учебники на с. 72
Беседа:
-Рассмотрите иллюстрацию. Сопоставьте внешне, чем белочка отличается
от бурундука?
- Верно ли, что белка и бурундук- грызуны?
- А какие бывают животные по способу питания?
(хищники, травоядные, всеядные,грызуны)
Чтение по учебнику самостоятельно
Работа в парах
Обсудите в парах, заполните таблицу:
Белка
Бурундук
VII. Исследовательская деятельность
Пока мы здесь отдыхали, наши корреспонденты проникли в лес и выведали разные тайны.
Презентация
1 слайд Лиса.
На самом деле лиса не столько хитрая, сколько любопытная. Умеет ползать, неслышно скользить по земле, быстро бегать. Весной, в мае, рождаются лисята. Через 12 дней они начинают видеть,3 месяца сидят в норе. Лисье семейство большое- до 10 малышей. Тут уж оба родителя носят еду к норе: птичек, зайчат, лягушек, мышей-все, что попадается. А знаете ли вы, что танец фокстрот назван в честь лисы- лисий шаг? Дело в том, что когда лисе нужно выманить мышей из норок, она встает на задние лапы и ходит маленькими шажками.
2 слайд. Волк.
Волк сильный, выносливый, сообразительный хищник. У него прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Весной рождаются волчата слепыми и глухими. Заботятся о них оба родителя. Сначала мать-волчица выкармливает их молоком, а когда волчата подрастут, родители приносят им мясо в своем желудке и кормят их. Охотничьим навыкам обучает волк- отец. Зимой волки собираются в стаю по 6-10 волков. В стае железная дисциплина-вожаку все безоговорочно подчиняются.
3 слайд. Ежи.
Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они быстро худеют.
Весной ежи кормятся насекомыми, кузнечиками, сверчками, жуками, поедают также дождевых червей, птичьи яйца, мышей. Весной у самки рождаются от 3 до 8 детенышей, с белыми мягкими иголками, слепые и глухие. Но уже через сутки иглы становятся твердыми. Ежиха готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Как только откроются глаза у малышей, мама выводит их из гнезда и обучает, где искать еду. Ежи- очень полезные животные, их надо оберегать.
VIII.Проблемный вопрос.
5 слайд
Вспомните сказку « Теремок».
Смогли бы вместе жить еж, мышка, лягушка? Почему?
IX. Игра « Узнай животное»
У: Я буду описывать животное , а вы догадайтесь, кто это. Потом игру продолжите вы. Поможет нам план:
1. Внешний вид.
2. Чем питается.
3. Как проводит зиму.
У: Окраска у этого зверя рыжая, с пушистым хвостом. Не меняет окраску, питается зайцами, мышами, мелкими животными. Запасов не делает, в спячку не впадает. ( Лиса)
Эстафетная палочка передается детям.
X. Работа по тетрадям
С. 24
- Прочитайте и скажите, что перепутал художник. Измените.
( Дети проводят изменения на интерактивной доске)
XI. Работа по карточкам самостоятельно
- Недавно мы побывали с вами в Музее Природы. Вспомните животных наших лесов и обведите их в кружочек.
- Проверьте по интерактивной доске. Поднимите руку, у кого нет ошибок.
У: Зубры- очень красивые, крупные ( до 1 т), спокойные травоядные животные. Длина тела-3,5 м.Когда-то очень давно в горных лесах Осетии зубров было много, но к концу 18 в люди их полностью истребили. Затем из беловежской пущи завезли 47 зубров. В настоящее время в стаде около 70 животных. Они обитают в лесах лесистого и Пастбищного хребтов между реками Ардон и Фиагдон.
XI.Конкурс капитанов.
( Даются задания на карточках):
1. Узнать следы животных
2.Чье это меню: грибы, ягоды, орехи, семена шишек, почки и кора деревьев, иногда- яйца и птенцы?
3.Угадай зверя: Лапы этого зверя превратились в лопатки. У него под землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится.
4.Приготовить пирог для зайца.
(Даются картинки, нужно наклеить на пирог необходимые ингродиенты)
XII. Самостоятельная работа по карточкам.
Задания читает учитель, дети нумеруют картинки.
Проверка с интерактивной доски.
1.Хвост ей служит рулём, а иногда парашютом.
2.Кто зимой собирается в стаи?
3.Быстро бежит в гору, а с горы- кубарем.
4.Когда начинает поспевать овёс и кукуруза, он появляется в полях.
5.Рыжая окраска, не меняет цвет, любопытная хищница.
XIII. Знаки поведения в лесу.
Ребята, а сейчас мы коротко затронем очень важную тему, о которой будем говорить на следующем уроке- тему охраны леса.
- Как нужно вести себя в лесу?
- Какие знаки природы вы приготовили дома?( вывешиваются на доске)
XIV. Итог урока.
-Наше путешествие подошло к концу. С кем мы встретились?
-Захотели ли узнать о них подробнее? Читайте энциклопедии, набирайтесь знаний.
-Дома можете придумать интересные загадки о животных.
-Кому понравился урок, повесьте на доску смайлики.