- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок Окружающий мир, ИЗО, технология «Вода на Земле. Океаны и моря» 2 класс, УМК «Гармония»
Интегрированный урок Окружающий мир, ИЗО, технология «Вода на Земле. Океаны и моря» 2 класс, УМК «Гармония»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Новосёлова Н.В. |
Дата | 23.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Окружающий мир,ИЗО, технология 2 класс, УМК «Гармония».
Урок на тему: «Вода на Земле. Океаны и моря».
Разработала учитель начальных классов МОУ «КСОШ 2»
Н.В.Новосёлова
Цель урока: Формировать представление о самых крупных естественных водоёмах, об океанах и морях, их значении для человека.
Задачи урока:
I. Образовательная:
1) проверить и углубить знания учащихся о формах поверхности Земли и их условных обозначениях на физической карте;
2) дать понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;
3) расширить знания учащихся о многообразии организмов, населяющих воды Мирового океана.
II.Развивающая:
1) развивать память, логическое мышление;
2) способствовать формированию умения устанавливать причино-следственные связи, объясняя приспособленность к среде обитания.
3) способствовать развитию эмоциональной сферы, художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей.
III. Воспитательная:
1) воспитывать любовь к растительному и животному миру;
2) воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах, создать условия для воспитания потребности в прекрасном.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;
-принимать и сохранять учебную задачу;
-контролировать результаты своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение работать с разными источниками информации;
- повторяют изученные понятия;
- отделяют существенные признаки от несущественных;
- строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, фонограмма, для опыта: стаканчики, палочки, соль, краски, шаблоны рыб и дельфинов, круговая диаграмма, учебники О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс; рабочие тетради О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс.
Музыкальный ряд: Море, солнце, милый край
Художественный ряд: репродукция картин И.Айвазовского «Девятый вал», «Черное море», «Закат на море».
Материалы для учащихся: альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, цветная бумага, клей.
Обеспечение урока:
- презентация урока « Вода на Земле»
- наглядные пособия: физическая карта мира,
- раздаточный материал: контурные карты, шаблоны рыб и дельфинов
Методы и формы работы:
-
групповая форма работы;
-
индивидуальная форма работы;
-
метод сравнения и сопоставления;
-
метод наглядного показа приёмов работы с красками и с цветной бумагой;
-
иллюстративный метод объяснения нового материала;
-
проблемно-поисковый метод;
ХОД УРОКА
I Мотивирование к учебной деятельности.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.(слайд №1)
Учитель: Ребята, здравствуйте! Вы уже, наверное, заметили, что наш класс сегодня необычный, сегодня на уроке у нас много гостей. Я бы хотела, чтобы вы по-дружески поздоровались с природой, которая нас окружает и, конечно же с нашими гостями:
-Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуйте, мои , друзья.
Всех вас рада видеть я!
- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха!
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!"(слайд №2)
Ну а самое интересное то, что мы с вами отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Ну и как в любом путешествии нас ожидает много -много нового и интересного. Ребята, а что нам нужно, чтобы наше путешествие состоялось?
Ученики: Корабль! (слайд №3)
Учитель: Да, нам нужен корабль, ну и конечно дружная команда!
II. Повторение ранее изученного материала по разделу «Формы поверхности Земли».
Скорей за работу! Скорей за работу!
Сегодня нас ждёт групповая работа!
И группы уже распределены.
Познакомьтесь, вот они!(слайд №4) (Вначале урока дети разделились на 4 группы. У каждой группы своё название, стоят треугольники, дети записывают маркером название своей группе).
4 команды по 4 человека. (1 команда- Алые паруса, 2-Пингвины, 3-Экстрим, 4-Капельки)
Конечно, сейчас мы с вами находимся на суше.
-Мы живём на планете Земля. ( слайд № 5)
-Назовите модель Земли? Какую форму она имеет? (глобус, форму шара) (слайд №6) -Назовите основные формы поверхности Земли. -О какой форме поверхности земли идет речь? Отгадайте загадку: Носит бабка снежную шапку, Каменные бока закутаны в облака. (гора) ( слайд № 7) - Есть ли в нашей республике горы? (нет) -Отгадайте загадку: Это ровная поверхность, Есть леса, но нету гор. (равнина) ( слайд № 8) -Какие бывают равнины? ( плоские и холмистые) ( слайд № 9 ) - Назовите сходство гор и холмов. (слайд № 10) (Это возвышенности. Различают части: подошва, склон, вершина). - Определите холм или гора? (слайд 11,12) В чём их отличие?( Кленовая гора-283, Кишнурская гора, Карман-гора-224 м в Моркинском районе) Холм - форма рельефа в виде небольшой возвышенности с пологими склонами и слабо выраженным подножием. Относительная высота до 200 м. Гора́ (горы) - форма рельефа в виде поднятых над равнинами и резко расчлененных участков земной поверхности со значительными перепадами высот. Абсолютная высота от 500-2500 м.(слайд №13) - Каким цветом на карте обозначают горы и равнины? Покажите на карте. ( слайд № 14) ( Горы - коричневым, а равнины - зелёным) - Карточка с каким названием у вас осталась на столе?(Вода) - Почему? -Потому что без воды мы не сможем дальше путешествовать, мы сели на мель, мы на суше. Что нам нужно, чтобы путешествие наше продолжалось? По чему плывет кораблик? - По воде. Конечно, мы же с вами должны дальше плыть на нашем корабле. Поплыли дальше? - Какая она, наша планета? ( Земля имеет форму шара. Она голубого цвета )
- Космонавты с любовью называют Землю «голубая планета». ( слайд № 15)
- А почему нашу землю называют « Голубой планетой?»
- А почему она такая голубая? ( На Земле много воды )
- Тогда назовите тему нашего урока.
- Тема урока «Вода на Земле. Океаны и моря». (слайд №16) III. Работа по теме урока. 1)Вводное слово учителя : -Сегодня мы продолжим изучение нашей планеты. Назвав тему урока, мы уже сказали, что речь сегодня будет идти о воде. Мы сегодня только начнём разговор о воде. Это чудо настолько многогранно, что на одном уроке невозможно охватить всё. -Да, Землю называют голубой планетой, потому что из космоса она выглядит голубой: ведь воды морей и океанов покрывают почти две трети её поверхности. (слайд №17) - На нашей планете больше воды, чем суши. (Посмотрите диаграмму у себя на столах.) - Что можете сказать о соотношении воды и суши на земле? (Если всю поверхность Земли изобразить в виде круга и разделить его на 4 части, то 1 часть займёт суша и 3 части- вода.) (слайд №17) Нашу Планету можно было назвать планетой ОКЕАНОВ. Вся Вода на земном шаре называется Мировым океаном.(слайд №19) 2) Работа по карте полушарий. ( откройте стр.20-21 учебника ) - Весь Мировой океан делится на пять частей, то есть пять океанов. Океаны - это огромные пространства воды. Спят четыре океана, Синеглазых великана. Солона у них водица, Не удастся ей напиться. Тихий океан к востоку, Самый сильный и большой. Атлантический на Запад с голубой бежит волной. Океан Индийский к Югу занимает синий угол. А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон. М. Погарский
А с 2000 года официально выделен пятый океан - Южный или Антарктический, четвертый по размеру. - Давайте еще раз хором назовем, какие мы знаем океаны? (показ слайд №19) Учитель: Часть океана, которая расположена вдоль берега материков, называется морем. ( слайд №20) Сравнительные размеры морей и океанов и количественное соотношение: - А что больше по площади поверхности океан или море? (океан) - А по количеству? (морей много, их 50, а океанов - 5). (Закрепление понятий - океан, море.) (слайд №21) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Музыкальная «Море волнуется раз…»)слайд с музыкой №22 3) Работа по карте РОССИИ: (слайд №23) Россия большая держава, омывают её 5 океанов. ( показ) -Особенно много морей вдоль северных берегов России (назвать и показать). Территорию России омывают 13 морей:
Атлантический океан: Балтийское море, Чёрное море, Азовское море, Каспийское море.
Ледовитый океан: Баренцево море, Белое море, Карское море, Море Лаптевых,
Восточно-Сибирское море, Чукотское море.
Тихий океан: Берингово море, Охотское море, Японское море. IV) Исследовательская работа. Морей много. И вода в них МОРСКАЯ. - Кто был на море? Какая на вкус морская вода? А почему? Есть соль в воде, а мы её не видим. ( проблемн. ситуация) Давайте проведём исследование. Опыт. В стаканчики с водой добавим немного соли, размешаем. (работа в паре) - Что заметили? (соль растворилась) Сделайте вывод. ( Вода - растворяет соль, поэтому морская вода солёная).Попробуйте вкус «морской воды». - А как нам обратно получить соль? ( проблемн. ситуация) - Налить морскую воду в тарелку, поставить в теплое место, вода испарится, а на дне останется СОЛЬ. - Молодцы, мои маленькие учёные. - А вы на море пили морскую воду? (Нет, морскую воду пить нельзя!) - А вы в море купались? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Как приятно в море плавать.
Волны в нем нам не догнать.
Море ласково шумит,
Сверху солнце- погляди.
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из моря вылезаем.
И за партой продолжаем.(слайд №24) -Ребята,а вы любите смотреть на море?(Да) Иван Константинович Айвазовский очень любил смотреть на море, он любовался им. И это неудивительно, ведь он родился и вырос в Феодосии - городе, расположенном на самом берегу Черного моря. И. К. Айвазовский, написал ок. 6 000 картин на морскую тему, он - выдающийся русский художник-маринист. Что же обозначает слово «маринист» спросите вы?(слайд №25) МАРИНИСТ- художник, рисующий марины, изображающий морские виды, жизнь моря. Марина ( от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Является разновидностью пейзажа. Посмотрите на его картины. (слайд №26,27,28) А теперь найдите в тетрадях стр.19, №33, прочитайте задание. (Сделайте аппликацию на море). А для того, чтобы сделать аппликацию, нужно море нарисовать. Мы сегодня на уроке с вами тоже будем художниками-маринистами. Какие краски будем использовать? А вот какие: Если возьмём Всего понемножку: Черного моря кружку, Белого моря ложку, Красного моря кадушку И Жёлтого моря ведро, Выйдет у нас Разноцветное море. Ох и красиво! Ну и пестро! (показ поэтапного рисования моря) 5) Живые существа, живущие в море. Вся жизнь на нашей планете связана с водой. Учитель: Почему так говорят « Кругом вода, а с питьем беда»? Ответ: это о морской воде так говорят, потому что она соленая. Солёная, а как же там обитают различные животные? ( предположения детей) - Многие живые существа приспособились жить в морской воде. - Каких морских обитателей знаете? - Рыба - один из главных продуктов питания жителей морских побережий? (слайд №30,31). - А еще кто обитает в море? (крабы, моллюски, дельфины.) В Черном море обитают три вида дельфинов (отряда китообразных), из них самые крупные дельфины - «афалины», средних размеров «белобочки», и самые маленькие представители присутствующих видов, так называемые «морские свиньи» или как их еще называют «чумки». Дельфин может воспроизводить звуки человеческой речи. Интересно, что с греческого дельфос (дельфин) переводится, как брат. Дельфин - брат наш меньший, его надо беречь и защищать... Итак, 2 человека вашей группы художники-маринисты и рисуют море, а 2 других человека будут заниматься прикладным искусством-предметной аппликацией, будут прикладывать шаблоны рыбы и дельфина на цветную бумагу, обводить и вырезать. Должно получиться трио: или 2 дельфина и одна рыбка, рыбка не простая, а золотая; или же 2 золотых рыбки и 1 дельфин. Каждая группа принимает решение самостоятельно.(слайд №32)
Проверьте, детки,
Всё в порядке:
Альбом,бумага, кисти, краски?
Ластик, ножницы и клей,
Приготовь всё поскорей! А прежде, чем приступать к работе, давайте вспомним правила безопасности при работе с клеем и ножницами (проговариваем правила).(слайд №33) А, теперь приступаем к работе. У каждой группы должны получиться красивые картины. (Работа в парах. Рисуют: красками, выполняют аппликацию под тихо звучащую музыку.) Волны и сердце поют в унисон Морскую балладу свободы… Я уж не знаю, где явь, а где - сон Под магией песни о море.(слайд №35) Ребята, давайте все встанем и споем песню о море: «Море, солнца милый край» V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Домашнее задание: ( слайд № 26) с.38 учебника. Сочинить «Сказку о рыбаке и рыбке» на новый лад. Любознательным: найти в энциклопедиях ответы на вопросы:
- Какие «цветные» моря есть на Земле?
- В каком море охотятся, судя по его названию.
- Какое море есть «среди земли»?
- Есть ли «неживое» море?