Интегрированный урок Окружающий мир, ИЗО, технология «Вода на Земле. Океаны и моря» 2 класс, УМК «Гармония»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир,ИЗО, технология 2 класс, УМК «Гармония».

Урок на тему: «Вода на Земле. Океаны и моря».


Разработала учитель начальных классов МОУ «КСОШ 2»

Н.В.Новосёлова


Цель урока: Формировать представление о самых крупных естественных водоёмах, об океанах и морях, их значении для человека.

Задачи урока:

I. Образовательная:

1) проверить и углубить знания учащихся о формах поверхности Земли и их условных обозначениях на физической карте;

2) дать понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;

3) расширить знания учащихся о многообразии организмов, населяющих воды Мирового океана.

II.Развивающая:

1) развивать память, логическое мышление;

2) способствовать формированию умения устанавливать причино-следственные связи, объясняя приспособленность к среде обитания.

3) способствовать развитию эмоциональной сферы, художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей.

III. Воспитательная:

1) воспитывать любовь к растительному и животному миру;

2) воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах, создать условия для воспитания потребности в прекрасном.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;

-принимать и сохранять учебную задачу;

-контролировать результаты своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение работать с разными источниками информации;

- повторяют изученные понятия;

- отделяют существенные признаки от несущественных;

- строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль.

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, фонограмма, для опыта: стаканчики, палочки, соль, краски, шаблоны рыб и дельфинов, круговая диаграмма, учебники О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс; рабочие тетради О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс.

Музыкальный ряд: Море, солнце, милый край

Художественный ряд: репродукция картин И.Айвазовского «Девятый вал», «Черное море», «Закат на море».

Материалы для учащихся: альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, цветная бумага, клей.

Обеспечение урока:

- презентация урока « Вода на Земле»

- наглядные пособия: физическая карта мира,

- раздаточный материал: контурные карты, шаблоны рыб и дельфинов

Методы и формы работы:

  • групповая форма работы;

  • индивидуальная форма работы;

  • метод сравнения и сопоставления;

  • метод наглядного показа приёмов работы с красками и с цветной бумагой;

  • иллюстративный метод объяснения нового материала;

  • проблемно-поисковый метод;

Требования согласно программе: Ученик должен: - иметь представление понятия: «вода» - знать определения: « вода», « море», «океаны» - уметь показать на карте океаны, моря . Тип урока: изучение нового материала через интеграцию ИЗО, технологии и музыки (интегрированный урок)
ХОД УРОКА

I Мотивирование к учебной деятельности.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.(слайд №1)

Учитель: Ребята, здравствуйте! Вы уже, наверное, заметили, что наш класс сегодня необычный, сегодня на уроке у нас много гостей. Я бы хотела, чтобы вы по-дружески поздоровались с природой, которая нас окружает и, конечно же с нашими гостями:

-Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое.

Здравствуйте, мои , друзья.

Всех вас рада видеть я!

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха!

-Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!"(слайд №2)

Ну а самое интересное то, что мы с вами отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Ну и как в любом путешествии нас ожидает много -много нового и интересного. Ребята, а что нам нужно, чтобы наше путешествие состоялось?

Ученики: Корабль! (слайд №3)

Учитель: Да, нам нужен корабль, ну и конечно дружная команда!

II. Повторение ранее изученного материала по разделу «Формы поверхности Земли».

Скорей за работу! Скорей за работу!

Сегодня нас ждёт групповая работа!

И группы уже распределены.

Познакомьтесь, вот они!(слайд №4) (Вначале урока дети разделились на 4 группы. У каждой группы своё название, стоят треугольники, дети записывают маркером название своей группе).

4 команды по 4 человека. (1 команда- Алые паруса, 2-Пингвины, 3-Экстрим, 4-Капельки)

Конечно, сейчас мы с вами находимся на суше.

-Мы живём на планете Земля. ( слайд № 5)

-Назовите модель Земли? Какую форму она имеет? (глобус, форму шара) (слайд №6) -Назовите основные формы поверхности Земли. -О какой форме поверхности земли идет речь? Отгадайте загадку: Носит бабка снежную шапку, Каменные бока закутаны в облака. (гора) ( слайд № 7) - Есть ли в нашей республике горы? (нет) -Отгадайте загадку: Это ровная поверхность, Есть леса, но нету гор. (равнина) ( слайд № 8) -Какие бывают равнины? ( плоские и холмистые) ( слайд № 9 ) - Назовите сходство гор и холмов. (слайд № 10) (Это возвышенности. Различают части: подошва, склон, вершина). - Определите холм или гора? (слайд 11,12) В чём их отличие?( Кленовая гора-283, Кишнурская гора, Карман-гора-224 м в Моркинском районе) Холм - форма рельефа в виде небольшой возвышенности с пологими склонами и слабо выраженным подножием. Относительная высота до 200 м. Гора́ (горы) - форма рельефа в виде поднятых над равнинами и резко расчлененных участков земной поверхности со значительными перепадами высот. Абсолютная высота от 500-2500 м.(слайд №13) - Каким цветом на карте обозначают горы и равнины? Покажите на карте. ( слайд № 14) ( Горы - коричневым, а равнины - зелёным) - Карточка с каким названием у вас осталась на столе?(Вода) - Почему? -Потому что без воды мы не сможем дальше путешествовать, мы сели на мель, мы на суше. Что нам нужно, чтобы путешествие наше продолжалось? По чему плывет кораблик? - По воде. Конечно, мы же с вами должны дальше плыть на нашем корабле. Поплыли дальше? - Какая она, наша планета? ( Земля имеет форму шара. Она голубого цвета )

- Космонавты с любовью называют Землю «голубая планета». ( слайд № 15)

- А почему нашу землю называют « Голубой планетой?»

- А почему она такая голубая? ( На Земле много воды )

- Тогда назовите тему нашего урока.

- Тема урока «Вода на Земле. Океаны и моря». (слайд №16) III. Работа по теме урока. 1)Вводное слово учителя : -Сегодня мы продолжим изучение нашей планеты. Назвав тему урока, мы уже сказали, что речь сегодня будет идти о воде. Мы сегодня только начнём разговор о воде. Это чудо настолько многогранно, что на одном уроке невозможно охватить всё. -Да, Землю называют голубой планетой, потому что из космоса она выглядит голубой: ведь воды морей и океанов покрывают почти две трети её поверхности. (слайд №17) - На нашей планете больше воды, чем суши. (Посмотрите диаграмму у себя на столах.) - Что можете сказать о соотношении воды и суши на земле? (Если всю поверхность Земли изобразить в виде круга и разделить его на 4 части, то 1 часть займёт суша и 3 части- вода.) (слайд №17) Нашу Планету можно было назвать планетой ОКЕАНОВ. Вся Вода на земном шаре называется Мировым океаном.(слайд №19) 2) Работа по карте полушарий. ( откройте стр.20-21 учебника ) - Весь Мировой океан делится на пять частей, то есть пять океанов. Океаны - это огромные пространства воды. Спят четыре океана, Синеглазых великана. Солона у них водица, Не удастся ей напиться. Тихий океан к востоку, Самый сильный и большой. Атлантический на Запад с голубой бежит волной. Океан Индийский к Югу занимает синий угол. А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон. М. Погарский
А с 2000 года официально выделен пятый океан - Южный или Антарктический, четвертый по размеру. - Давайте еще раз хором назовем, какие мы знаем океаны? (показ слайд №19) Учитель: Часть океана, которая расположена вдоль берега материков, называется морем. ( слайд №20) Сравнительные размеры морей и океанов и количественное соотношение: - А что больше по площади поверхности океан или море? (океан) - А по количеству? (морей много, их 50, а океанов - 5). (Закрепление понятий - океан, море.) (слайд №21) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Музыкальная «Море волнуется раз…»)слайд с музыкой №22 3) Работа по карте РОССИИ: (слайд №23) Россия большая держава, омывают её 5 океанов. ( показ) -Особенно много морей вдоль северных берегов России (назвать и показать). Территорию России омывают 13 морей:

Атлантический океан: Балтийское море, Чёрное море, Азовское море, Каспийское море.

Ледовитый океан: Баренцево море, Белое море, Карское море, Море Лаптевых,

Восточно-Сибирское море, Чукотское море.

Тихий океан: Берингово море, Охотское море, Японское море. IV) Исследовательская работа. Морей много. И вода в них МОРСКАЯ. - Кто был на море? Какая на вкус морская вода? А почему? Есть соль в воде, а мы её не видим. ( проблемн. ситуация) Давайте проведём исследование. Опыт. В стаканчики с водой добавим немного соли, размешаем. (работа в паре) - Что заметили? (соль растворилась) Сделайте вывод. ( Вода - растворяет соль, поэтому морская вода солёная).Попробуйте вкус «морской воды». - А как нам обратно получить соль? ( проблемн. ситуация) - Налить морскую воду в тарелку, поставить в теплое место, вода испарится, а на дне останется СОЛЬ. - Молодцы, мои маленькие учёные. - А вы на море пили морскую воду? (Нет, морскую воду пить нельзя!) - А вы в море купались? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как приятно в море плавать.

Волны в нем нам не догнать.

Море ласково шумит,

Сверху солнце- погляди.

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из моря вылезаем.

И за партой продолжаем.(слайд №24) -Ребята,а вы любите смотреть на море?(Да) Иван Константинович Айвазовский очень любил смотреть на море, он любовался им. И это неудивительно, ведь он родился и вырос в Феодосии - городе, расположенном на самом берегу Черного моря. И. К. Айвазовский, написал ок. 6 000 картин на морскую тему, он - выдающийся русский художник-маринист. Что же обозначает слово «маринист» спросите вы?(слайд №25) МАРИНИСТ- художник, рисующий марины, изображающий морские виды, жизнь моря. Марина ( от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Является разновидностью пейзажа. Посмотрите на его картины. (слайд №26,27,28) А теперь найдите в тетрадях стр.19, №33, прочитайте задание. (Сделайте аппликацию на море). А для того, чтобы сделать аппликацию, нужно море нарисовать. Мы сегодня на уроке с вами тоже будем художниками-маринистами. Какие краски будем использовать? А вот какие: Если возьмём Всего понемножку: Черного моря кружку, Белого моря ложку, Красного моря кадушку И Жёлтого моря ведро, Выйдет у нас Разноцветное море. Ох и красиво! Ну и пестро! (показ поэтапного рисования моря) 5) Живые существа, живущие в море. Вся жизнь на нашей планете связана с водой. Учитель: Почему так говорят « Кругом вода, а с питьем беда»? Ответ: это о морской воде так говорят, потому что она соленая. Солёная, а как же там обитают различные животные? ( предположения детей) - Многие живые существа приспособились жить в морской воде. - Каких морских обитателей знаете? - Рыба - один из главных продуктов питания жителей морских побережий? (слайд №30,31). - А еще кто обитает в море? (крабы, моллюски, дельфины.) В Черном море обитают три вида дельфинов (отряда китообразных), из них самые крупные дельфины - «афалины», средних размеров «белобочки», и самые маленькие представители присутствующих видов, так называемые «морские свиньи» или как их еще называют «чумки». Дельфин может воспроизводить звуки человеческой речи. Интересно, что с греческого дельфос (дельфин) переводится, как брат. Дельфин - брат наш меньший, его надо беречь и защищать... Итак, 2 человека вашей группы художники-маринисты и рисуют море, а 2 других человека будут заниматься прикладным искусством-предметной аппликацией, будут прикладывать шаблоны рыбы и дельфина на цветную бумагу, обводить и вырезать. Должно получиться трио: или 2 дельфина и одна рыбка, рыбка не простая, а золотая; или же 2 золотых рыбки и 1 дельфин. Каждая группа принимает решение самостоятельно.(слайд №32)

Проверьте, детки,

Всё в порядке:

Альбом,бумага, кисти, краски?

Ластик, ножницы и клей,

Приготовь всё поскорей! А прежде, чем приступать к работе, давайте вспомним правила безопасности при работе с клеем и ножницами (проговариваем правила).(слайд №33) А, теперь приступаем к работе. У каждой группы должны получиться красивые картины. (Работа в парах. Рисуют: красками, выполняют аппликацию под тихо звучащую музыку.) Волны и сердце поют в унисон Морскую балладу свободы… Я уж не знаю, где явь, а где - сон Под магией песни о море.(слайд №35) Ребята, давайте все встанем и споем песню о море: «Море, солнца милый край» V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Домашнее задание: ( слайд № 26) с.38 учебника. Сочинить «Сказку о рыбаке и рыбке» на новый лад. Любознательным: найти в энциклопедиях ответы на вопросы:

  1. Какие «цветные» моря есть на Земле?
  2. В каком море охотятся, судя по его названию.
  3. Какое море есть «среди земли»?
  4. Есть ли «неживое» море?
Рефлексия. - Что нового узнали? - Что было интересно на уроке? Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно - то прикрепите на доску белую капельку, а если хотите узнать больше - то голубую, а если вам было не все понятно и не понравилось на уроке - то темно-синюю (дети прикрепляют, и получается «ручеёк») - Что у нас получилось? ( ручеёк, речка ) А о них мы узнаем на следующем уроке. Урок окончен, спасибо вам, ребята, за работу. До скорого свидания.


© 2010-2022