Статья «Формирование познавательного интереса по окружающему миру». Презентация к выступлению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование познавательного интереса по окружающему миру.


Появление новых учебников, осно­ванных на идее личностно- ориенти­рованного обучения, заставило учи­телей переосмыслить свою работу на уроках. Проблемная технология обучения привела к возникновению иных отношений между учителем и учеником, при которых учителю от­водится роль режиссера, а ученики выступают полноправными соуча­стниками своего обучения. Однако, увлекаясь новыми техно­логиями, учителя по непонятной причине перестали использовать огромный опыт, накопленный та­лантливыми отечественными ме­тодистами, овладение которым отличает настоящего учителя от ремесленника. Автор статьи возвра­щает нас к этим важнейшим идеям и предлагает множество интерес­ных приемов активизации познава­тельного интереса, которые, на наш взгляд, могут широко применяться на уроках по любой технологии, но особенно валены в рамках проблемно­го диалога.

А.А. Вахрушев.


Формирование познавательного ин­тереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учеб­ной деятельности школьников. В пе­дагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию по­знавательного интереса у обуча­ющихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учеб­ного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способ­ствует развитию познавательного интереса. В связи с необходимостью повыше­ния успеваемости развитие познава­тельных интересов школьников в про­цессе обучения имеет большое значе­ние для любого учебного предмета. Своеобразие работы учителя на­чальных классов состоит в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук - мате­матики, русского языка, литературы, биологии, географии и др. Это доволь­но сложно, и, поскольку вопрос о пред­метном преподавании в начальной школе пока не ставится, современный учитель должен творчески подходить к преподаванию всех предметов. В данной статье речь пойдет о фор­мировании познавательного интереса на уроках окружающего мира, кото­рый интегрирует научные понятия биологии, географии, астрономии, эко­логии, физики. Для развития учебно-познава­тельного интереса существует мно­жество различных методов и при­емов. В свое время В.А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ре­бенок жил до школы, не был закрыт от него дверью класса. Ребенок толь­ко в том случае полюбит школу, свой класс, если учитель сохранит для не­го те радости, которые окружали его раньше. Таким образом, заниматель­ный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в школьном учеб­ном процессе. Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учеб­ный процесс, развивает познаватель­ную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышле­ние, поддерживает интерес к изучае­мому. Занимательный материал раз­вивает у детей творческое воображе­ние, образное мышление, снимает утомление. Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в раз­влечение, чтобы он заранее планиро­вал, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке. Учителя начальных классов чаше всего используют такой заниматель­ный материал, как загадки, игры, эко­логические сказки, кроссворды и ре­бусы, информацию из Книги рекордов Гиннеса или из рубрики «Знаете ли вы?». Например, по теме «Вода в при­роде» можно предложить следующую любопытную информацию:

  1. Самая крупная дождевая капля составила 9,4 мм в диаметре. Такой крупный дождь наблюдали в США 17 августа 1953 г.
  2. Самый продолжительный дождь шел в Индии 12 месяцев - с 1 августа 1860 г. по 31 июля 1861 г.
  3. Самая крупная градина весом в 1 кг была отмечена в Бангладеш 14 ап­реля 1986 г. Тогда от града погибло 92 человека.
Большой интерес на уроках окружа­ющего мира вызывает прослушивание или разбор «подслушанных» в приро­де разговоров между растениями, на­секомыми, птицами, зверями.

Напри­мер, идет урок на тему «Звери зимой»: - Как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы? Вот какой разговор удалось подслу­шать между сорокой и медведем (зай­цем и летучей мышью и т.д.).

Сорока и медведь

- Эй, медведь, спишь, что ли? - Хр-р-р!.. Уснешь тут... Чего тебе, стрекотуха?

  • Да вот не пойму я, почему тебя мед­ведем зовут? Ну, заяц беляк, птица глу­харь - это понятно. А вот медведь... Ну что такое медведь?
  • Охо-хо! Бестолковая ты птица. «Мед­ведь* - значит «мед ведающий». Знаю, где мед в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от нее нету. Только сон сладкий стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево растет, а в дупле соты. И никто про то не ведает, один я, медведь, ведаю. И, будто бы... Хр-р-р, хр-р-р!

- Почему медведь зимой спит?

Заяц и летучая мышь


  • Здравствуй, ушан - летучая мышь!

  • Здравствуй, заяц - длинные уши!

  • Как живешь-поживаешь?

  • Лучше всех живу - горя не знаю!

  • Как же это ты так ухитряешься?

  • Это проще простого. Как плохо мне, - зима пришла или дождь, ветер,- я на боко­вую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю!
  • Ну, брат, тут я тебе не товарищ! Я так не могу. Я если и сплю, так и то с открыты­ми глазами!
  • Какие еще звери впадают на зиму в спячку?

Синица и белка


  • Ты почему, белка, из гнезда не выхо­дишь?
  • Я, птица синица, тепло берегу. На во­ле-то нынче студено. Я вход в гнездо мо­хом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос высунуть.
  • А чем же ты кормишься?

  • А у меня с лета сухие грибки припасе­ны, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь!
  • Как зимует белочка? Почему она на зиму не впадает в спячку?

Хомяк и крот

  • Хр-р-хр-р-р... Хр-р-хр-р-р...

  • Пуф-пуфф... Пуф-луфф...

  • Хр-р-р... Ай, кто здесь?!

  • Пуфф... Это я, крот. А ты кто?

  • Еще спрашивает: «Кто, кто?» Хомяк я, вот кто! Что это ты, бессовестный, в мою квартиру лезешь?
  • Пуф-пуф... Да я нечаянно... Уморил­ся, с лап сбился. Червяков, понимаешь, ищу, а они от морозов глубоко попрята­лись. Роешь-роешь, ищешь-ищешь, семь верст под землей пройдешь, покуда чер­вячка заморишь...
  • А ты бы делал, как я! На зиму у меня приготовлена спаленка, рядом со спален­кой - кладовочка: поел - поспал, поспал - поел, и за семь верст ходить не надо!
- Какие еще звери запасают корм на зиму?

Заяц и снегирь


  • Заяц белый, куда бегал?

  • На деревню.

  • -Для чего?

  • Клочок сена подобрать, зелени пощи­пать, кочерыжечку капустную в огороде найти.
  • И удачно?

  • Как бы не так! Сено в сараях, зелень под снегом, а в огороде собаки злющие!
  • А теперь ты куда?

  • Осинку глодать.

  • Да она, поди, горькая.

  • Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел - куда как сладкой осинка покажется!

- Чем питается заяц зимой?
Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие звери зимой спят, какие - запасают корм, какие - ведут активный образ жизни. В формировании учебно-познава­тельного интереса велика также роль познавательных заданий и вопросов. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны пока­зать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими факта­ми, умеет ли он думать. Например, можно предложить детям такие во­просы: 1. Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает?

  1. Ель, как известно, считают вечно­зеленым деревом. Почему с этим утверждением нельзя полностью со­гласиться? Справедлива ли загадка: зимой и летом одним цветом?
  2. Есть дерево, у которого не листья, а хвоинки, однако называется оно лиственницей. Почему?
  1. Почему лиственницу называют «добрым деревом»?
  2. Почему в народе клен называют «поющим деревом»? Какими особенно­стями отличается его древесина?

Перечислим некоторые прие­мы, которые особенно любимы детьми. «Перевертыш». Тема урока записы­вается словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предло­жении. Детям предлагается прочитать тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задание на дом - изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции. «Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объ­яснить, как должно быть правильно. Обучив учеников этому приему, мож­но предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке. «Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый - начало фразы, второй - ее конец. Этот прием подходит для любо­го этапа урока и для домашнего зада­ния - составить по теме «осколки» для взаимопроверки. «Реставрация». Учащиеся получа­ют текст или рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необхо­димо заполнить пробелы. Прием мож­но использовать на любом этапе урока и для домашнего задания. «Случайность». Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Это игры, в которых выбор вопроса или объекта определяет жребий. Сущест­вует много таких игр, и можно их изоб­рести еще или модифицировать под условия конкретного приема. Этот при­ем можно применять почти повсюду: выбор вопросов в контрольной работе, выбор домашнего задания, определе­ние последовательности организацион­ных форм урока и т.д. В качестве жре­бия используют кубик, волчок, мишень, билетики с номерами, названиями. «Творчество на будущее». Ученики выполняют творческие задания по подготовке дидактических материа­лов: составляют ребусы, загадки по те­ме, «Словолов», «Осколки», кроссвор­ды по теме урока; разрабатывают игру на изучение, повторение или закреп­ление темы. «Дай себе помочь». Этот прием очень похож на предыдущий, но на­правлен на привлечение детей к со­ставлению текстов контрольных ра­бот, проверочных диктантов, тестов. Учитель максимально использует си­туацию, в которой дети могут ему по­мочь. «Вопрос к тексту». Перед изучени­ем текста классу дается задание: со­ставить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать ко­личество вопросов, их вид. В конце урока можно дать учащимся задание составить вопросы, на которые они с легкостью ответят сами, либо задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопро­верки на следующем уроке. Таким образом учитель опосредованно выяв­ляет уровень усвоения материала и получает список вопросов для прове­дения опроса на следующем уроке. Фактологическим диктант. Дик­тант проводится по фактическому ма­териалу прошлого урока. На партах остаются только листки и ручки. Во­просы задаются быстро, и ответ требу­ется очень быстрый, из двух-трех слов. Щадящий опрос. Учитель проводит фронтальный опрос, но ответы не вы­слушивает. Ученики отвечают друг другу в паре или группе. Затем учи­тель сам отвечает на заданный вопрос, и ученики сравнивают ответы товари­щей с ответом учителя. Такой опрос целесообразно проводить перед обоб­щением или проверочной работой, но можно и на любом уроке. После щадящего опроса можно дать небольшую работу на оценку.


Все приведенные приемы прекрас­но вписываются в любую систему, ме­тодику обучения. В основу практической работы ав­тора положена концепция развития познавательного интереса Г.И. Щуки­ной. В частности, использованы три аспекта методики познавательного интереса:

  • привлечение учащихся к целям и задачам урока;
  • возбуждение интереса к содержа­нию повторяемого и вновь изучаемого материала;
  • включение учащихся в интерес­ную для них форму работы.
Как показывает опыт, реализа­ция описанных приемов и принципов работы приводит к следующим ре­зультатам: - у детей развивается умение работать с информацией;
  • формируются навыки самостоя­тельной работы с учебным материа­лом;
  • повышается активность учащих­ся, растет их интерес к предмету;
  • увеличивается число «хороши­стов».
Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относи­тельно автономно действующий внут­ренний стимул, важный фактор раз­вития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса - сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.


© 2010-2022