- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Формирование познавательного интереса по окружающему миру». Презентация к выступлению
Статья «Формирование познавательного интереса по окружающему миру». Презентация к выступлению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Князева О.Л. |
Дата | 16.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Формирование познавательного интереса по окружающему миру.
Появление новых учебников, основанных на идее личностно- ориентированного обучения, заставило учителей переосмыслить свою работу на уроках. Проблемная технология обучения привела к возникновению иных отношений между учителем и учеником, при которых учителю отводится роль режиссера, а ученики выступают полноправными соучастниками своего обучения. Однако, увлекаясь новыми технологиями, учителя по непонятной причине перестали использовать огромный опыт, накопленный талантливыми отечественными методистами, овладение которым отличает настоящего учителя от ремесленника. Автор статьи возвращает нас к этим важнейшим идеям и предлагает множество интересных приемов активизации познавательного интереса, которые, на наш взгляд, могут широко применяться на уроках по любой технологии, но особенно валены в рамках проблемного диалога.
А.А. Вахрушев.
Формирование познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у обучающихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса. В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов школьников в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. Своеобразие работы учителя начальных классов состоит в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук - математики, русского языка, литературы, биологии, географии и др. Это довольно сложно, и, поскольку вопрос о предметном преподавании в начальной школе пока не ставится, современный учитель должен творчески подходить к преподаванию всех предметов. В данной статье речь пойдет о формировании познавательного интереса на уроках окружающего мира, который интегрирует научные понятия биологии, географии, астрономии, экологии, физики. Для развития учебно-познавательного интереса существует множество различных методов и приемов. В свое время В.А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ребенок жил до школы, не был закрыт от него дверью класса. Ребенок только в том случае полюбит школу, свой класс, если учитель сохранит для него те радости, которые окружали его раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в школьном учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление. Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, чтобы он заранее планировал, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке. Учителя начальных классов чаше всего используют такой занимательный материал, как загадки, игры, экологические сказки, кроссворды и ребусы, информацию из Книги рекордов Гиннеса или из рубрики «Знаете ли вы?». Например, по теме «Вода в природе» можно предложить следующую любопытную информацию:
- Самая крупная дождевая капля составила 9,4 мм в диаметре. Такой крупный дождь наблюдали в США 17 августа 1953 г.
- Самый продолжительный дождь шел в Индии 12 месяцев - с 1 августа 1860 г. по 31 июля 1861 г.
- Самая крупная градина весом в 1 кг была отмечена в Бангладеш 14 апреля 1986 г. Тогда от града погибло 92 человека.
Например, идет урок на тему «Звери зимой»: - Как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы? Вот какой разговор удалось подслушать между сорокой и медведем (зайцем и летучей мышью и т.д.).
Сорока и медведь
- Эй, медведь, спишь, что ли? - Хр-р-р!.. Уснешь тут... Чего тебе, стрекотуха?
- Да вот не пойму я, почему тебя медведем зовут? Ну, заяц беляк, птица глухарь - это понятно. А вот медведь... Ну что такое медведь?
- Охо-хо! Бестолковая ты птица. «Медведь* - значит «мед ведающий». Знаю, где мед в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от нее нету. Только сон сладкий стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево растет, а в дупле соты. И никто про то не ведает, один я, медведь, ведаю. И, будто бы... Хр-р-р, хр-р-р!
- Почему медведь зимой спит?
Заяц и летучая мышь
-
Здравствуй, ушан - летучая мышь!
-
Здравствуй, заяц - длинные уши!
-
Как живешь-поживаешь?
-
Лучше всех живу - горя не знаю!
-
Как же это ты так ухитряешься?
- Это проще простого. Как плохо мне, - зима пришла или дождь, ветер,- я на боковую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю!
- Ну, брат, тут я тебе не товарищ! Я так не могу. Я если и сплю, так и то с открытыми глазами!
- Какие еще звери впадают на зиму в спячку?
Синица и белка
- Ты почему, белка, из гнезда не выходишь?
- Я, птица синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено. Я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос высунуть.
-
А чем же ты кормишься?
- А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь!
- Как зимует белочка? Почему она на зиму не впадает в спячку?
Хомяк и крот
-
Хр-р-хр-р-р... Хр-р-хр-р-р...
-
Пуф-пуфф... Пуф-луфф...
-
Хр-р-р... Ай, кто здесь?!
-
Пуфф... Это я, крот. А ты кто?
- Еще спрашивает: «Кто, кто?» Хомяк я, вот кто! Что это ты, бессовестный, в мою квартиру лезешь?
- Пуф-пуф... Да я нечаянно... Уморился, с лап сбился. Червяков, понимаешь, ищу, а они от морозов глубоко попрятались. Роешь-роешь, ищешь-ищешь, семь верст под землей пройдешь, покуда червячка заморишь...
- А ты бы делал, как я! На зиму у меня приготовлена спаленка, рядом со спаленкой - кладовочка: поел - поспал, поспал - поел, и за семь верст ходить не надо!
Заяц и снегирь
-
Заяц белый, куда бегал?
-
На деревню.
-
-Для чего?
- Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжечку капустную в огороде найти.
-
И удачно?
- Как бы не так! Сено в сараях, зелень под снегом, а в огороде собаки злющие!
-
А теперь ты куда?
-
Осинку глодать.
-
Да она, поди, горькая.
- Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел - куда как сладкой осинка покажется!
- Чем питается заяц зимой?
Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие звери зимой спят, какие - запасают корм, какие - ведут активный образ жизни. В формировании учебно-познавательного интереса велика также роль познавательных заданий и вопросов. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими фактами, умеет ли он думать. Например, можно предложить детям такие вопросы: 1. Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает?
- Ель, как известно, считают вечнозеленым деревом. Почему с этим утверждением нельзя полностью согласиться? Справедлива ли загадка: зимой и летом одним цветом?
- Есть дерево, у которого не листья, а хвоинки, однако называется оно лиственницей. Почему?
- Почему лиственницу называют «добрым деревом»?
- Почему в народе клен называют «поющим деревом»? Какими особенностями отличается его древесина?
Перечислим некоторые приемы, которые особенно любимы детьми. «Перевертыш». Тема урока записывается словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предложении. Детям предлагается прочитать тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задание на дом - изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции. «Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников этому приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке. «Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый - начало фразы, второй - ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания - составить по теме «осколки» для взаимопроверки. «Реставрация». Учащиеся получают текст или рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить пробелы. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания. «Случайность». Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Это игры, в которых выбор вопроса или объекта определяет жребий. Существует много таких игр, и можно их изобрести еще или модифицировать под условия конкретного приема. Этот прием можно применять почти повсюду: выбор вопросов в контрольной работе, выбор домашнего задания, определение последовательности организационных форм урока и т.д. В качестве жребия используют кубик, волчок, мишень, билетики с номерами, названиями. «Творчество на будущее». Ученики выполняют творческие задания по подготовке дидактических материалов: составляют ребусы, загадки по теме, «Словолов», «Осколки», кроссворды по теме урока; разрабатывают игру на изучение, повторение или закрепление темы. «Дай себе помочь». Этот прием очень похож на предыдущий, но направлен на привлечение детей к составлению текстов контрольных работ, проверочных диктантов, тестов. Учитель максимально использует ситуацию, в которой дети могут ему помочь. «Вопрос к тексту». Перед изучением текста классу дается задание: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать количество вопросов, их вид. В конце урока можно дать учащимся задание составить вопросы, на которые они с легкостью ответят сами, либо задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопроверки на следующем уроке. Таким образом учитель опосредованно выявляет уровень усвоения материала и получает список вопросов для проведения опроса на следующем уроке. Фактологическим диктант. Диктант проводится по фактическому материалу прошлого урока. На партах остаются только листки и ручки. Вопросы задаются быстро, и ответ требуется очень быстрый, из двух-трех слов. Щадящий опрос. Учитель проводит фронтальный опрос, но ответы не выслушивает. Ученики отвечают друг другу в паре или группе. Затем учитель сам отвечает на заданный вопрос, и ученики сравнивают ответы товарищей с ответом учителя. Такой опрос целесообразно проводить перед обобщением или проверочной работой, но можно и на любом уроке. После щадящего опроса можно дать небольшую работу на оценку.
Все приведенные приемы прекрасно вписываются в любую систему, методику обучения. В основу практической работы автора положена концепция развития познавательного интереса Г.И. Щукиной. В частности, использованы три аспекта методики познавательного интереса:
- привлечение учащихся к целям и задачам урока;
- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
- включение учащихся в интересную для них форму работы.
- формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
- повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету;
- увеличивается число «хорошистов».