Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым «Школа №10»


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Протокол заседания МО зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа №10» учителей начальных классов «___»__________2015 г. МБОУ «Школа №10» _______И.В. Курилова ____________К.В.Павловский от «___»______2015 г. приказ №__ от «____»_____2015 г. Руководитель МО __________Н.Н.Остапенко







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Занимательная математика»

(научно-познавательное направление развития личности школьника)

2 класс

начальное общее образование

2015-2016 учебный год


Количество часов в год: 34 Количество часов в неделю: 1 час

Учитель: Суркова Е.А.




Программа разработана на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной.


Керчь

2015 г.

Пояснительная записка

Количество недельных часов: 1

Количество часов в год: 34

Уровень программы: базовый Тип программы: типовая
Нормативные документы, определяющие содержание программы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
  • Программа развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной;
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
  • Программа воспитания и социализации обучающихся;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);
  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;
  • Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Керчи Республики Крым «Школа №10» на 2015/2016 учебный год.

Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников и, прежде всего, их мышления. Мышление - это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам - логическое - лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления. Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности - умение управлять собой в проблемных ситуациях. Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс, как «Занимательная математика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «Занимательная математика» связано с тем, что:
  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Задачи курса:
  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Актуальность выбора курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у школьников слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной. Курс «Занимательная математика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для младших школьников. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, исследование, викторина; конкурс ««Отгадай мою загадку», «Ответь на мой вопрос»); ролевая и деловая игра («Угадай задуманный предмет», «Найдите сходство», «Где правда, а где ложь?», «Все наоборот», «Поймай ошибку»).
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Основные виды деятельности учащихся (игровая, познавательная):
  • ролевые и деловые игры;
  • конкурсы эрудитов;
  • решение занимательных задач;
  • выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий;
  • оформление математических газет;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная и исследовательская деятельность.
Система занятий по курсу «Занимательная математика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий. Познавательный аспект
  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
  • воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью данного курса является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся. Ценностные ориентиры содержания курса «Занимательная математика» Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.


Место курса в учебном плане школы Данный курс относится к научно-познавательному направлению развития личности школьника. Курс включает 135 занятий внеурочной деятельности: одно занятие в неделю; 33 часа в год в 1 классе, 34 занятия за учебный год со второго по четвертый класс. Продолжительность занятия 40-45 минут.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Занимательная математика» во 2 классе. В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД. Регулятивные УУД:
  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.
Для учета сформированности у учащихся УУД предусматриваются следующие формы контроля:
  • тестирование;
  • практические работы;
  • интеллектуальные конкурсы и викторины;
  • творческие работы;
  • проектные работы;
  • самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов
  • 80 - 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.


Содержание программы курса

  1. класс

Свойства, признаки и составные части предметов Сравнение Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения. Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям. Комбинаторика Перестановки. Размещения. Сочетания. Элементы логики Развитие творческого воображения Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах. Форма организации обучения: логические упражнения; логические задачи; логические игры; интеллектуальные викторины; конкурсы эрудитов; составление вопросов и загадок; создание собственных картин «Игра с закономерностями»; исследования; проекты; тестирование.


Тематический план

2 класс


п/п


Наименование темы

Кол-во часов

Практическая часть/форма организации деятельности

Всего часов

В том числе теория

В том числе практика

1.

Входной тест.

1


1

Решение тестовых заданий

2.

Выделение признаков.

Исследование.

1


1

Исследование различных предметов, явлений

3.

Различие. Исследование.

1


1

Исследование различных предметов, явлений

4.

Сходство.

Игра «Найдите сходство».

1


1


Логическая игра

5.

Существенные признаки.

Игра «Угадай задуманный предмет».

1

0,5

0,5

Игра

6.

Характерные признаки.

Конкурс эрудитов.

1

0,5

0,5


Конкурс

7.

Упорядочивание признаков. Логические упражнения.

1


1

Логические упражнения на упорядочивание признаков.

8.

Правила сравнения.

Составление загадок.

1

0,5

0,5

Составление загадок.

9.

Значение сравнения.

Конкурс «Отгадай мою загадку»

1


1

Интеллектуальный конкурс

10.

Тест «Сравнение».

1


1

Решение тестовых заданий

11.

Истинные и ложные высказывания.

Игра «Где правда, а где ложь?».

1


1

Игра

12.

Отрицание высказывания.

1

0,5

0,5

Составление отрицания высказывания.

13.

Понятие о классах.

1

0,5

0,5

Знакомство с различными классами

14.

Правила классификации.

1

0,5

0,5

Классификация предметов учащимися (логические упражнения)

15.

Вопросы.

Конкурс «Ответь на мой вопрос»

1


1


Конкурс

16.

Алгоритм.

1

0,5

0,5

Составление алгоритмов.

17.

Тест «Алгоритм».

1


1

Решение тестовых заданий

18.

Закономерность в числах и фигурах.

Упражнение «Найди закономерность»

1

0,5

0,5


Логическое упражнение

19.

Закономерность в буквах и словах. Конкурс эрудитов.

1

0,5

0,5

Конкурс

20.

Комбинаторика. Перестановки.

Логические упражнения.

1

0,5

0,5

Логические упражнения

21.

Комбинаторика. Размещения. Логические упражнения.

1

0,5

0,5

Логические упражнения

22.

Комбинаторика. Сочетания.

Логические упражнения.

1

0,5

0,5

Логические упражнения

23.

Причина и следствие.

Проект «Что послужило причиной…»

1

0,5

0,5

Проектная деятельность

24.

Причинно-следственные цепочки.

Исследование «Причина и следствие события»

1


1

Исследование

25.

Противоположные отношения между понятиями.

Игра «Все наоборот».

1


1

Игра

26.

Отношения: род-вид. Составление схем-иллюстраций

1

0,5

0,5

Составление схем-иллюстраций родо-видовых отношений

27.

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

Логическая игра.

1


1

Логическая игра на упорядочивание предметов

28.

Виды отношений.

Проектная деятельность «Газета любознательных»

1

0,5

0,5

Выпуск газеты

29.

Тест

«Отношения».

1


1

Решение тестовых заданий

30.

Определения.

Соревнование

«Кто знает больше определений?»

1

0,5

0,5

Соревнование

31.

Ошибки в построении определений.

Игра «Поймай ошибку»

1


1


Игра

32.

Суждения.

Проект «А верно ли суждение, что…?»

1


1

Проектная деятельность

33.

Итоговый тест.

1


1

Решение тестовых заданий

34.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

Викторина

1


1

Анализ ошибок, допущенных в тестах. Викторина

Календарно-тематическое планирование 2 класс

п/п

Наименование темы

Сроки выполнения

Кол-во часов

Практическая часть/форма организации деятельности

план

факт

1.

Входной тест.

04.09


1

Решение тестовых заданий

2.

Выделение признаков.

Исследование.

11.09


1

Исследование различных предметов, явлений

3.

Различие. Исследование.

18.09


1

Исследование различных предметов, явлений

4.

Сходство.

Игра «Найдите сходство».

25.09


1


Логическая игра

5.

Существенные признаки.

Игра «Угадай задуманный предмет».

02.10


1

Игра

6.

Характерные признаки.

Конкурс эрудитов.

09.10


1

Конкурс

7.

Упорядочивание признаков. Логические упражнения.

16.10


1

Логические упражнения на упорядочивание признаков.

8.

Правила сравнения.

Составление загадок.

23.10


1

Составление загадок

9.

Значение сравнения.

Конкурс «Отгадай мою загадку»

06.11


1

Интеллектуальный конкурс

10.

Тест «Сравнение».

13.11


1

Решение тестовых заданий

11.

Истинные и ложные высказывания.

Игра «Где правда, а где ложь?».

20.11


1

Игра

12.

Отрицание высказывания.

27.11


1

Составление отрицания высказывания.

13.

Понятие о классах.

04.12


1

Знакомство с различными классами

14.

Правила классификации.

11.12


1

Классификация предметов учащимися (логические упражнения)

15.

Вопросы.

Конкурс «Ответь на мой вопрос»

18.12


1


Конкурс

16.

Алгоритм.

25.12


1

Составление алгоритмов.

17.

Тест «Алгоритм».

15.01


1

Решение тестовых заданий

18.

Закономерность в числах и фигурах.

Упражнение «Найди закономерность»

22.01


1

Логическое упражнение

19.

Закономерность в буквах и словах. Конкурс эрудитов.

29.01


1

Конкурс

20.

Комбинаторика. Перестановки. Логические упражнения

05.02


1

Логические упражнения

21.

Комбинаторика. Размещения. Логические упражнения

12.02


1

Логические упражнения

22.

Комбинаторика. Сочетания. Логические упражнения

19.02


1

Логические упражнения

23.

Причина и следствие.

Проект «Что послужило причиной…»

26.02


1

Проектная деятельность

24.

Причинно-следственные цепочки.

Исследование «Причина и следствие события»

04.03


1

Исследование

25.

Противоположные отношения между понятиями.

Игра «Все наоборот».

11.03


1

Игра

26.

Отношения: род-вид. Составление схем-иллюстраций

25.03


1

Составление схем-иллюстраций родо-видовых отношений

27.

Упорядочивание по родовидовым отношениям. Логическая игра

08.04


1

Логическая игра на упорядочивание предметов

28.

Виды отношений.

Проектная деятельность «Газета любознательных»

15.04


1

Выпуск газеты

29.

Тест

«Отношения».

22.04


1

Решение тестовых заданий

30.

Определения.

Соревнование

«Кто знает больше определений?»

29.04


1

Соревнование

31.

Ошибки в построении определений.

Игра «Поймай ошибку»

06.05


1


Игра

32.

Суждения.

Проект «А верно ли суждение, что…?»

13.05


1

Проектная деятельность

33.

Итоговый тест.

20.05


1

Решение тестовых заданий

34.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

Викторина

27.05


1

Анализ ошибок, допущенных в тестах. Викторина


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Материально-техническое обеспечение Ноутбук, сюжетные картинки, плакаты, геометрический материал, счёты, часы, калькулятор, счетный материал по математике, картон, бумага, клей, ножницы.

Литература

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г.

2.С.И.Волкова. Математика. Проверочные работы. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015.

3.Т.Н.Максимова, О.А.Мокрушина. Сборник текстовых задач по математике. 2 класс. М.: ВАКО, 2014.

4. М.И.Моро, С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 2 класс. М.: Просвещение, 2014.








© 2010-2022