Рабочая программа по музыке УМК Начальная школа 21 века (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Горные Ключи

Кировского района» Приморского края

Принята на заседании МО Протокол №_______ от «__»________2014г.


Согласовано зам. директора по УВР __________________ «_____»________2014 г.

Утверждаю директор МОКУ «СОШ п. Горные Ключи» ______ Л.И. Алтухова Приказ №__________ от «___»________ 2014 г.







Музыка

1 класс

Принята педагогическим советом

Протокол №__от «__»______2014г.

Составитель:

учитель начальных классов

Чуб Е.А.








2014 - 2015 учебный год

п. Горные Ключи

  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 №1241), Примерной основной образовательной программы начального общего образования . М.: Просвещение, 2011г., Основной образовательной программы начального общего образования  Муниципального общеобразовательного казенного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Горные Ключи», с учётом авторской программы для 1 класса Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыкальное искусство» (концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) Вентана-Граф.2012г. Образовательная область «Искусство».
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их об­щей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений. Основные задачи уроков музыки:

  • Раскрытие природы музыкального искусства как ре­зультата творческой деятельности человека.
  • Формирование у учащихся эмоционально-ценностно­го отношения к музыке.
  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слу­шающего музыку.
  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.
  • Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Принципы, лежащие в основе построения программы Программа «Музыка» опирается на следующие принципы:
  • преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
  • возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
  • деятельностное освоение искусства;
  • моделирование художественно-творческого процесса.

Программа ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту: - В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебники «Музыка»: 1-4 класс, - М.:Вентана-Граф, 2013-2014; - О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2011; - Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1 класс, в 2- частях; Содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений. Формы организации учебного процесса: индивидуальные, коллективные, фронтальные. Основными формами текущего контроля являются: устный опрос.


2. Общая характеристика предмета Курс «Музыка» (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.) реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыка для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период - та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет. В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:

  • преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
  • возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
  • деятельностное освоение искусства;
  • моделирование художественно-творческого процесса.
Учебники последовательно раскрывают идею отражения в музыке истории страны и души русского народа, последовательно раскрывает взаимосвязь народной и композиторской музыки как двух пластов национальной музыкальной культуры. Погружение в истоки народного творчества, в сущность национального музыкального искусства воспитывает в детях любовь к родной стране. Блокноты являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекта по музыкальному искусству, своего рода рабочими тетрадями для письменных работ учащихся. На их страницах представлено поле деятельности для свободного творческого развития учащихся. Хрестоматии, входящие в комплект пособий, содержат основной нотный материал, необходимый для проведения полноценных уроков. Используя нотный материал, собранный авторами-составителями в хрестоматии, учитель сможет не только познакомить учеников с музыкой прославленных композиторов, но и организовать вокальную часть уроков.

3. Место курса в учебном плане Обязательная часть учебного плана отводит на изучение учебного предмета «Музыка» в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели ).

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

5. Планируемые результаты освоения программы. Личностные результаты 1.Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этической и национальной принадлежности. 2.Формирование основ национальных ценностей российского общества. 3.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 4.Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. 5.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов. 8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9.Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты 1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии. 2.Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 3.Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. 4.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. Метапредметные результаты 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2.Освоения способов решения проблем творческого и поискового характера. 3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы решения. 4.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха. 5.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. 6.Использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 7.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. 8.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 9.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. 10. Осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 11.Овладение логическими действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлении аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 12.Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 13.определение общей цели и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 14.Готовность конструктивно разрешать конфликты по средством компромисса и сотрудничества. 15.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка». 16.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 17.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями)






Основные требования к уровню подготовки

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться - определять на слух основные жанры музыки -определять автора, название, текст изученного произведения - определять на слух основные жанры музыки -участвовать в коллективном пении -узнавать изученные музыкальные произведения - применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности -выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; -знать об истоках происхождения музыки; -различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение. -понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель» -определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; -знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края - знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека Решать практические и учебные задачи: - Выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире; - Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров; - Различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности; - Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

6. Содержание учебного предмета Музыка - искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках - это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания. Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей. В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении. Учебник 1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки). Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности. Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).

№ Название раздела Количество часов Теоретические занятия (слушание произведений) Практические занятия (разучивание) 1 Жанры музыки 9 8 - 2 Содержание музыки 7 7 2 3 Музыкальный театр 9 4 5 4 Язык музыки 8 5 2
Итого уроков: 33 24 9
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человечес­ки состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народ-творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: ИИ, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах, родная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Истоки возникновения му­зыки. Рождение музыки как естественное проявление че­ловеческого состояния. Звуча­ние окружающей жизни, при­роды, настроений, чувств и характера человека. Воплощение в звуках окру­жающей жизни, природы, настроений, чувств и характе­ра человека. Истоки возник­новения музыки. Первая пес­ня человека. Человек играю­щий. Возникновение музыки как потребности человека вы­разить своё отношение к ми­ру, людям: Наблюдать за использова­нием музыки в жизни челове­ка. Воспринимать звуки при­роды, сравнивать их с музы­кальными звуками. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное от­ношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах. Импровизировать в пении, игре, пластике. Осуществлять первые опы­ты сочинения Информационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как учебное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоро­вые и инструментальные кол­лективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполни­тельские коллективы (хоро­вые, симфонические). Музы­кальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музы­ка для детей: радио- и теле­передачи, видеофильмы, зву­козаписи (CD, DVD). Современная музыкальная жизнь страны. Музыкальная символика - гимн России. Гимн города, школы. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамблем песни и танца, известные в России и за рубежом. Детские му­зыкально-творческие коллек­тивы родного края. Выдающи­еся исполнительские коллек­тивы (хоровые, симфоничес­кие). Конкурсы и фестива­ли музыкантов (зарубежные, российские, региональные, городские и др.). Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Современная му­зыка и классические произве­дения в современной обра­ботке Наблюдать и оценивать интонационное богатство му­зыкального мира. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. Узнавать по звучанию и на­зывать выдающихся исполни­телей и исполнительские кол­лективы (в пределах изучен­ного). Осуществлять коллектив­ную музыкально-поэтическую деятельность (на основе му­зыкально-исполнительского за­мысла), корректировать собст­венное исполнение. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

7. Система оценки достижения планируемых результатов. В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию: - учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,- ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+».
Самооценка. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов: 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 3. Задание выполнено, верно, или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)












8. Календарно-тематическое планирование

Дата

№ урока

Тема урока

Практическая часть

Характеристика деятельности учащихся

Предметные результаты

УУД

РАЗДЕЛ 1. Жанры музыки (9 часов) I четверть. План Факт






1 Образ музыки










Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера
-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности









Л.Развитие основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки. П. Умение применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пение, художественном движении) К. Реализовать творческий потенциал Р.Самостоятельно наблюдать и воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.

2 Жанры музыки.
Песня, танец, марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Приобретение опыта восприятия музыки и эмоциональной отзывчивости Творчество С.С.Прокофьева - уметь определять на слух основные жанры музыки Л.Развитие эстетических чувств. Возникновение музыки как потребности человека выразить своё отношение к миру, людям П.Умение определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. К.Умение воспринимать музыку и размышлять о ней Р.Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

3 Родина музыки. Воплощение в музыке чувств, настроения, характера человека, его отношение к природе, к жизни. Приобретение индивидуального опыта восприятия музыки. Представление многообразия музыкальных жанров. Самовыражение ребёнка в пении А.Попатенко «Скворушка прощается». Разучивание песни. -знать автора, название, текст изученного произведения Л.Ориентация на умение различать песенность, тенцевальность и маршевость в музыке П.Знание автора, название, текста изученного произведения. Умение применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности К.Умение общаться и взаимодействовать в процессе коллективного творчества Р.Исполнять песни, импровизировать в пении, игре, пластике

4 Душа музыки - мелодия. Воплощение в музыке чувства, настроения, характера человека, его отношение к природе, УК жизни. Приобретение индивидуального опыта многообразия музыки. Представление многообразия музыкальных жанров. Понятие «мелодия». Элементарный анализ слушания произведения П.И.Чайковский. «Мелодия» (фрагмент из фортепианной пьесы). -уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; - определять на слух основные жанры музыки Л.Чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой, духовной музыкой в творчестве композиторов. П.Умение выявлять жанровое начало как способ передачи состояния человека, природы; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. К.Умение воспринимать музыку и размышлять о ней Р.Различать и сравнивать различные образцы народной и профессиональной музыки

5 Характер музыки. Приобретение индивидуального опыта восприятия музыки, анализа содержания, характера, средств выразительности музыкальности музыкального произведения. Представление многообразия музыкальных жанров. Самовыражение ребёнка в пении. Средства музыкальной выразительности: мелодия, лад. Истоки происхождения П.И.Чайковский. «Немецкая песенка» (фрагмент из фортепианной пьесы) -знать об истоках происхождения музыки; -уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение. Л.Способность сравнивать и обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки П.Знание об истоках происхождения музыки, о роли и значении человека в этом процессе. Умение различать характер музыки; определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях. К.Умение воспринимать и понимать музыку на слух Р.Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.

6 Искусство выражения в музыкально-художественных явлениях.
Музыка как средство общения между людьми. Композитор как создатель музыкального произведения. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя, приобретение индивидуального опыта восприятия музыки. А.Попатенко «Скворушка прощается» Индивидуально-хоровое пение - уметь определять на слух основные жанры музыки; -участвовать в коллективном пении Л.Способность исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства П.Умение определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов К.Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Р.Умение реализовывать собственные творческие замыслы в пении

7 Наш гость песня.
Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке чувства, настроения, характера человека. Музыкальный фольклор - как особая форма самовыражения. Жанр колыбельной песни «Баю-бай» - уметь применить элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности Л.Учебно-познавательный интерес к разучиванию и исполнению колыбельных песен П.Умение применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, художественном движении); К.Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя Р.Умение определять на слух основные жанры музыки

8 Наш гость танец. Песня, танец, марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Воплощение в музыке чувств, настроения, характера человека, его отношения к природе, к жизни. П.И.Чайковский «Мелодия» «Камаринская» -уметь определять на слух основные жанры музыки; -выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы Л.Способность приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение и слушание. П.Умение определять на слух основные жанры музыки; Умение воспринимать и понимать музыку на слух К.Приобретение индивидуально- го опыта восприятия музыки Р.Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров

9 Маршевый порядок. Понятия: «композитор», «слушатель». Композитор как создатель музыкального произведения. Песня, танец, марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (фрагмент из фортепианного цикла «Детский альбом») -знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель» Л.Способность соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов, приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. П.Знание смысла понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». Умение определять на слух основные жанры музыки. Умение воспринимать и понимать музыку на слух К.Умение воспринимать и понимать музыку на слух Раздел 2. Содержание музыки (7 часов) II четверть.

10/1 Содержание музыки. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Средства музыкальной выразительности: темп, ритм. П.И.Чайковский. «Времена года» Русская народная песня -уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; -узнавать изученные музыкальные произведения Л.Способность применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного П.Умение определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. К.Умение воспринимать и понимать музыку на слух Р.Приобретение индивидуального опыта восприятия музыки

11/2 Отражение в музыке добра и зла.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Средства музыкальной выразительности: темп, ритм, тембр, динамика, диапазон. Знакомство с творчеством М.П.Мусоргского и художника А.Гартмана М.П.Мусоргский «Баба Яга» -уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности (темп, ритм) Л.Способность инсценировать произведения разных жанров, общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов П.Умение определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности: темп, ритм, тембр, динамика, диапазон. К.Умение слушать музыку и размышлять о ней и открыто выражать своё отношение. Р.Приобретение индивидуально- го опыта восприятия музыки

12/3 Картины природы в музыке
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства. Нотное письмо, как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения. З.Левина «Длинные ноги у дождя» Разучивание песни -уметь узнавать изученные муз. произведения и называть имена из авторов Л.Способность узнавать певческие голоса и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности П.Умение узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов К.Исследовать историю создания музыкальных инструментов с использованием информационно-коммуникационных технологий Р.Использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий.

13/4 Музыка живая. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы, балета, мюзикла и т.д. С.С.Прокофьев «Полночь» (фрагмент из балета «Золушка») -знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения Л.Способность различать оркестр и его разновидности (симфонический, духовой, народных инструментов) П.Знание названий жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения. Умение применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, художественном движении) К.Умение слушать и вести диалог Р.Роль исполнителя в донесении музыкального произведения во слушателя.

14/5 Каждый композитор - художник. Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных исполнителей. Э.Григ «Утро» (фрагмент из фортепианной пьесы) З.Левина «Длинные ноги у дождя». Групповое и коллективное исполнение песни -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности Л.Способность исполнять различные по образному содержанию песни П.Умение применять элементы музыкальное речи в различных видах творческой деятельности (пении, художественном движении и т.д.); передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. К.Умение слушать и вести диалог Р.Приобретение индивидуально- го опыта восприятия музыки

15/6 Отражение в музыке любви и ненависти.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства. Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. П.И.Чайковский «Спящая красавица» (фрагмент из балета) -знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель» Л.Способность распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи разных композиторов. П.Знание смысла понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». Умение узнавать изученные произведения и знать их автора. К.Умение слушать и вести диалог Р.Приобретение индивидуально- го опыта восприятия музыки

16/7 Музыкально-выразительные средства Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека.. выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства. Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных исполнителей. К.Сен-Санс «Карнавал животных» (фортепианная музыка) -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности Л.Способность воплощать различные по содержанию музыкальные образы, поэтические фантазии. П.Умение передавать настроение музыки и его изменении в пении, музыкально-пластическом движении, рисунках, в играх) К.Умение слушать и вести диалог Р.Приобретение индивидуально- го опыта восприятия музыки Раздел 3. Музыкальный театр (9 часов) III четверть.

17/1 Формы бытования музыки.
Выразительные возможности и особенности музыкальных форм. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы, балета, мюзикла и т.д. А.Аренский «Кукушка». Разучивание песни. -уметь определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях
Л.Способность воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическое движение) П.Умение определять на слух основные жанры музыки; настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. К.Умение слушать и вести диалог Р.Приобретение индивидуального опыта восприятия музыки

18/2 Рождение музыкальной формы.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Повтор и контраст как основные средства создания музыкальных форм. Русские народные песни: «Вейся, капустенька», «Авсень» -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
Л.Способность исполнять народные песни, погружаться в систему традиций, петь песни, которые поются и «играются» П.Умение применять элементы музыкальное речи в различных видах творческой деятельности (пении, художественном движении); понимать смысл отличия песни народной от авторской. К.Адекватно оценивать явление музыкальной культуры Р.Импровизировать в народной манере

19/3 Знакомство с оперой. Знакомство с творчеством и зарубежных исполнителей. Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека. В.А.Моцарт. «Волшебная флейта» (фрагмент из оперы). -уметь выявлять жанровое начало; -знать смысл понятия «музыкальный театр» Л.Способность анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. П.Умение выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы. К.Адекватно оценивать явление музыкальной культуры Р.Знать смысл понятия» музыкальный театр»

20/4 Встреча музыкальных жанров Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Р.Шуман. «Мотылёк». Разучивание песни. -уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров Л.Способность соотносить особенности музыкальной речи, приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через исполнение и слушание. П.Умение ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. К.Адекватно оценивать явление музыкальной культуры Р.Приобретение индивидуально- го опыта восприятия музыки

21/5 Музыкальный театр. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Средства музыкальной выразительности: темп, ритм, тембр, динамика, диапазон Индивидуальное и групповое исполнение песни -уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности Л.Способность исполнять, инсценировать песни, танцы из произведений музыкально-театральных жанров. П.Умение определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Узнавать изученные музыкальные произведения, называть их авторов. К.Представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности Р.Приобретение индивидуального опыта восприятия музыки


22/6 Знакомство с балетом. Выразительные возможности и особенности музыкальных форм. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы, балета, мюзикла и т.д. С.С.Прокофьев. «Ромео и Джульетта» (фрагмент из балета «Танец рыцарей») -узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов Л.Способность подбирать мелодии народных песен, танцев, воплощать художественно-образное содержание народной и профессиональной музыки в пении, слове, пластике, рисунке. П.Умение определять на слух основные жанры музыки; характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. К.Адекватно оценивать явление музыкальной культуры Р.Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя

23/7 Музыка Родины. Связь народного пения с родной речью. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыка в народных обрядах и обычаях. Русские народные весенние заклички. «Жаворонки» Разучивание. -знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края Л.Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении, разучивать и исполнять песни, заклички. П.Знание образцов музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края. Умение определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. К.Умение проявлять инициативу для исполнения различных по характеру музыкальных произведений. Р.Адекватно оценивать явление музыкальной культуры

24/8 Музыкальный театр. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека. Приобретение индивидуального опыта восприятия музыки. Представление о многообразии музыкальных жанров. Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных исполнителей. С.В.Рахмани- нов. «Итальянская полька» -уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы Л.Способность разыгрывать песни, танцы, участвовать в коллективных играх П.Умение выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш) К.Умение проявлять инициативу для исполнения различных по характеру музыкальных произведений. Р.Адекватно оценивать явление музыкальной культуры

25/9 Язык театра. Музыка как средство общения между людьми. Основное отличие народной и профессиональной музыки от музыка, созданной композиторами. Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных исполнителей. Н.А.Римский - Корсаков «Первая песня Леля» (фрагмент из оперы-сказки «Снегурочка») -уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров Л.Способность сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. П.Умение ориентироваться в многообразии музыкальных жанров; определять на слух основные жанры музыки; характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведений К.Умение проявлять инициативу для исполнения различных по характеру музыкальных произведений. Р.Адекватно оценивать явление музыкальной культуры






Раздел 4. Язык музыки (8 часов) IV четверть.

26/1 Чудеса в музыке.
Связь народного пения с родной речью. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыка в народных обрядах и обычаях. Д.Б.Кабалевский «Подснежник» Разучивание песни -знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края Л.Способность сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов П.Знание образцов музыкального фольклора, народных музыкальных традиций родного края. Умение определять характер, настроение , средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. К.Умение проявлять инициативу для исполнения различных по характеру музыкальных произведений Р.Знание народных музыкальных игр

27/2 Чудеса в музыкальном театре. Выразительные возможности и особенности музыкальных форм. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы, балета, мюзикла и т.д. Н.А.Римский - Корсиков «Три чуда» (фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане») -уметь определять на слух основные жанры музыки; характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях Л.Определять различные виды: вокальное, инструментальное, сольное, хоровая, оркестровая, оценивать собственную музыкально-творческую деятельность П.Умение определять на слух основные жанры музыки: характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. К.Умение слушать и вести диалог Р.Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя.

28/3 Язык музыки.
Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека. Представление о многообразии музыкальных жанров. Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных исполнителей. М.П.Мусоргский «Два еврея». Народная игра «Кострома»
-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы Л.Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, её смысл. П.Умение выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. К.Умение слушать и вести диалог Р.Приобретение индивидуального опыта восприятия музыки

29/4 Знакомство с симфонией.
Различные виды музыки: сольное, хоровая, оркестровая. Композитор как создатель музыки. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности Л.Способность приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание музыкальных произведений. П.Умение применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пение, художественном движении и т.д.) К.Умение слушать и вести диалог Р.Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя

30/5 Музыкальная азбука.
Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека. Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства. С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» -знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения Л.Способность приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание музыкальных произведений П.Умение узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. К.Умение слушать и вести диалог Р.Умение участвовать в коллективном пении.

31/6 Язык музыки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы, балета, мюзикла и т.д. М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» - знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека Л.Способность приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание музыкальных произведений П.Знание названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения. Умение применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности К.Умение слушать и вести диалог Р.Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя

32/7 Знакомство с кантатой.
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. С.С.Прокофьев Фрагмент из кантаты «Александр Невский» -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности Л.Способность приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание музыкальных произведений П.Знание о способностях и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира (состояния) человека К.Умение слушать и вести диалог Р.Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя

33/8 Урок-концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает» Слушание, исполнение наиболее понравившихся музыкальных произведений. Музыка как средство общения между людьми. Композитор как создатель музыкального произведения.
Л.Способность воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, танцах , играх П.Умение осознанно применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности: пении, импровизации, художественных движениях. К.Представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности Р.Умение участвовать в коллективном пении

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. - В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 1класс, - М.:Вентана-Граф, 2014; - О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2011; - Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1 класс, в 2- частях; - ноутбук - портреты композиторов



© 2010-2022