- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Экономика: первые шаги (2 класс)
Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Экономика: первые шаги (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Суркова Е.А. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Керчи Республики Крым «Школа №10»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол заседания МО зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа № 10»
учителей начальных классов «___»__________2015 г.
МБОУ «Школа №10» ____________К.В.Павловский
от «___»_____2015 г. ______И.В. Курилова приказ № от «___»____2015 г.
Руководитель МО
__________Н.Н. Остапенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Экономика: первые шаги»
(социальное направление развития личности школьника)
2 класс
начальное общее образование
2015-2016 учебный год
Количество часов в год: 34 Количество часов в неделю: 1 час
Учитель: Суркова Е.А.
Программа разработана на основе авторской программы «Экономика: первые шаги». Автор О.С.Корнеева. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011).
Керчь
2015 г.
Пояснительная записка
Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 34
Уровень программы: базовый Тип программы: типовая
Нормативные документы, определяющие содержание программы:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
- СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
- Авторская программа «Экономика: первые шаги». Автор О.С.Корнеева. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011;
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
- Программа воспитания и социализации обучающихся;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;
- Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Керчи Республики Крым «Школа №10» на 2015/2016 учебный год.
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей. Для реализации поставленной цели предлагается курс внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» для учащихся 1-4 классов. Логика программы представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Реализация данной программы позволяет решать следующие задачи: - формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей; - обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности; - развивать основы потребительской культуры; - расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины; - способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей - «покупатель», «потребитель» - и функций, их характеризующих; - формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость; - показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Общая характеристика курса Программа внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» разработана для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения на основе авторской программы «Экономика. Первые шаги». Автор О.С.Корнеева (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011). При изучении курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи). Отбор содержания курса подчиняется следующим принципам: 1.Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта. 2.Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере. 3.Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия. На занятиях внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания. Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Место курса в учебном плане школы Данный курс относится к социальному направлению развития личности школьника. Учебным планом школы предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1-4 классах по 1 часу в неделю; за год - 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классах.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
У ученика продолжает формироваться: - знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов, о таких качествах личности, как экономность, бережливость; - знания о бережном отношении к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей, и таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду; - отношение к богатству и милосердию, учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
Метапредметные результаты:
Ученик научится: - различать потребности по видам; - определять потребности домашних питомцев; - формулировать свои потребности. - определять потребности своих близких; - оценивать свои желания и возможности их реализации. - соотносить виды товаров и место их приобретения; - различать товары и услуги: понимать разницу между ними; -кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.
- производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;
- осуществлять простейшие экономические расчёты;
- планировать результаты экономии и бережливости.
- взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
Предметные результаты: К концу обучения во 2 классе ученик узнает: - какие бывают потребности; - почему все потребности нельзя удовлетворить; - какие бывают товары и услуги; - где можно приобрести товары и услуги; - почему потребность в образовании - одна из важнейших потребностей человека. К концу обучения во 2 классе ученик сможет научиться: - соотносить свои потребности с потребностями своей семьи; - различать товары и услуги. Формы проверки уровня сформированности УУД: Ролевые игры, дидактические и имитационные игры; обмен мнениями, дискуссии, проекты, творческие работы, беседы, практическая деятельность во время экскурсий и заочных экскурсий, практика в простейших экономических расчетах.
Содержание программы
1 класс Я и моя семья Семья - родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живём, - место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка. Хозяйство - всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Универсальные учебные действия: - сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; - объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый». Практическая и игровая деятельность: - игра «Генеральная уборка»; - игра «Я - хозяин большого дома». Моё и чужое Всё, что принадлежит человеку, - это его собственность. Личные вещи человека. Собственность - это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности. Универсальные учебные действия: - обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Игровая и исследовательская деятельность: - тема исследования «Как становятся собственниками»; - игра «Страна Обмения». Почему люди трудятся Труд - это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность - предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия - блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение - это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Универсальные учебные действия: - обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; - объяснять смысл пословиц и поговорок о труде; - проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; - осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. Практическая и игровая деятельность: - экскурсия в школьную столовую; - экскурсия в библиотеку; - экскурсия в художественный музей; - сюжетно-ролевые игры; -темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
2 класс Что нам нужно для жизни Потребности - это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Универсальные учебные действия: - различать потребности по видам; - определять потребности домашних питомцев; - формулировать свои потребности. Практическая и игровая деятельность: - игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»; - рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров». Хочу, могу и надо Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). Универсальные учебные действия: - определять потребности своих близких; - оценивать свои желания и возможности их реализации. Практическая и игровая деятельность: - рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». Как товары и услуги исполняют желания Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары - предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец - профессия человека, который продаёт товары. Покупатель - человек, покупающий товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги - действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. Универсальные учебные действия: - соотносить виды товаров и место их приобретения; - различать товары и услуги: понимать разницу между ними; - кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги. Практическая и игровая деятельность: - изготовление изделий из природного материала для подарка; - игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»; - экскурсия в магазин; - экскурсия на почту; - мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
3 класс Жила-была денежка Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла - умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер. Как появились деньги. Монеты - металлические деньги. Две стороны монет: аверс - лицевая сторона монеты, реверс - оборотная. Купюры - бумажные деньги. Рубли и копейки - деньги России. Валюта - иностранные деньги. Доллар - валюта США, евро - валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро. Универсальные учебные действия: - раскрывать причины возникновения денег; - различать российские и иностранные деньги. Практическая и игровая деятельность: - рисование страны Натурального хозяйства; - рисование денег страны Экономики; - игра «Путешествие в страну Обмению»; - рассматривание коллекций разных монет. У всякого товара есть цена Деньги - средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача - это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара. Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи. Универсальные учебные действия: - объяснять, как оплачивают товары и услуги; - определять размер сдачи при осуществлении покупки. Практическая и игровая деятельность: -экскурсия в магазин; - игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг. Что нужно знать, чтобы товары покупать? Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются? Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов. Универсальные учебные действия: - устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами; - выделять существенные характеристики товара. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: - игры: «Магазин», «Выгодно покупателю - выгодно продавцу»; - тема проекта «Реклама продукта»; - исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»; - изготовление упаковки для подарка. Доход не бывает без хлопот Доходы семьи - деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Расходы семьи - деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. Бюджет семьи - соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов. Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Кредит - это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом. Универсальные учебные действия: - производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета; - осуществлять простейшие экономические расчёты; - планировать результаты экономии и бережливости. Практическая и игровая деятельность: - составление семейного бюджета, составление личного бюджета; - нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла; - экскурсия в банк; - игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»; - рисование банковской карты. «Дом невелик, да лежать не велит» Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Экономить - значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла. Универсальные учебные действия: - планировать результаты экономии и бережливости; - взаимодействовать и договариваться в процессе игры. Практическая и игровая деятельность: - путешествие в страну Минуток.
4 класс Богатство и бедность Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты - люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги - часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома. Универсальные учебные действия: - определять источники формирования богатства; - сравнивать возможные пути распоряжения богатством; - различать материальные и нематериальные ценности; - обосновывать важность меценатства и милосердия;
- объяснять, что такое налоги и для чего они нужны. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: - исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»; - тема проекта «Как распорядиться богатством»; - тема доклада «Русские меценаты». Труд - основа жизни Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники). Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения. Универсальные учебные действия: - обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; - проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; - осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. Практическая и игровая деятельность: - игра «Служба быта»; - встреча с человеком интересной профессии; - экскурсия в школьную столовую; - экскурсия в библиотеку; - экскурсия в художественный музей; - темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». Как товары производят Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар. Всё, что необходимо для производства товаров, - ресурсы. Природные ресурсы - материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы - это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы - это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители - люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод - места, где производят товары. Универсальные учебные действия: - различать виды ресурсов; - обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей; - уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: - прогулка в парк за природным материалом; - изготовление изделий из природного материала для подарка; - игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»; - экскурсия в магазин; - экскурсия на почту; - проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.; - рисование на темы проектов.
Тематическое планирование
2 класс (34 ч) Тема 1. Что нам нужно для жизни (8 ч.) Потребности - это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Тема 2. Хочу, могу и надо (10 ч.)
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилиячеловека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). Тема 3. Как товары и услуги исполняют желания (16 ч.) Товары - предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец - профессия человека, который продаёт товары. Покупатель - человек, покупающий товары. Услуги - действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п
Дата проведения
Наименование раздела, темы
часы
Практичес-кая часть
Формы деятель-ности
Оборудо-вание
По плану
По факту
Что нам нужно для жизни (8 ч.)
1
01.09
Потребности - это всё то, что требуется для жизни.
1
Тематическое рисование
Беседа,
рисование
Фотографии картинки,
карандаши, бумага
2
08.09
Игра «Собираемся в поход»
1
Просмотр видеосюжета, его обсуждение, игра
Игровая деятельность, дискуссия
Ноутбук, мелкие бытовые предметы, рюкзак
3
15.09
Игра «Собери портфель»
1
Беседа, игра, обмен мнениями
Беседа, игра
Портфели, школьные принадлеж-ности
4
22.09
Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».
1
Чтение отрывка из книги «Необитае-мый остров», обмен мнениями, рисование
Работа с книгой, рисование
Художест-венная книга, альбомы для рисования, цветные карандаши, фломастеры
5
29.09
Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).
1
Видеосюжет о домашних животных, обмен мнениями
Беседа, просмотр и обсуждение видеосюжета
Ноутбук, картинки, фотографии
6-7
06.10-13. 10
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.
2
Работа с иллюстраци-ями, литературой
Рассказ, беседа, работа с иллюстраци-ями, литературой
Иллюстра-ции, литература из школьной библиотеки
8
20.10
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.
1
Дискуссия, обсуждение видеосюже-тов
Рассказ, беседа.
Иллюстра-ции, фотографии, видеосю-жеты
Хочу, могу и надо (10 ч.)
9
03.11
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.
1
Дискуссия «Что я могу сделать, чтобы осуществить свое заветное желание»
Дискуссия
Детские рисунки
10
10.11
Рисование на тему: «Мои желания»
1
Тематическое рисование
Рисование
Карандаши, фломастеры, альбомная бумага
11-12
17.11
24.11
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Игра «Пять желаний»
2
Игра «Пять желаний»
Рассказ, беседа.
Дидактичес-кая игра.
Карандаши, альбомная бумага, ручка
13-14
01.12
08.12
Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Составление коллективного коллажа
2
Составление коллективного коллажа
Рассказ, беседа, коллаж
Карандаши, альбомная бумага, ножницы, клей
15
15.12
Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Работа в группах «Наше изобретение во благо человека»
1
Работа в группах «Наше изобретение во благо человека»
Рассказ, беседа. Работа в группах
Карандаши, фломастеры, альбомная бумага
16
22.12
Рисование на тему «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?»
1
Рисование на тему «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?»
Тематическое рисование
Карандаши, фломастеры, альбомная бумага
17
12.01
Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний.
1
Дискуссия «Какой подарок самый ценный?»
Рассказ. Беседа. Дискуссия
Фотографии
18
19.01
Изготовление изделий из природного материала для подарка
1
Изготовление изделий из природного материала
Творческая деятельность
Природный материал, ножницы, клей, цветная бумага.
Как товары и услуги исполняют желания (16 ч.)
19
26.01
Товары - предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Заочная экскурсия на ярмарку.
1
Заочная экскурсия на ярмарку
Рассказ, беседа.
Заочная экскурсия
Ноутбук
20-21
02.02
09.02
Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Игра «Рассортируй товары»
2
Игра «Рассортируй товары»
Рассказ.
Дидактичес-кая игра
Сюжетные картинки, игрушки
22
16.02
Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.
Игра «Что лучше покупать в магазине, а что на рынке?»
1
Игра «Что лучше покупать в магазине, а что на рынке?»
Рассказ. Беседа. Дидактичес-кая игра
Сюжетные картинки.
23
23.02
Игры: «В супермаркете», «На ярмарке»
1
Имитацион-ные игры «В супермаркете» «На ярмарке»
Имитацион-ные игры
Продовольственные и промышленные товары
24
01.03
Продавец - профессия человека, который продаёт товары. Покупатель - человек, покупающий товары. Заочная экскурсия в магазин
1
Заочная экскурсия в магазин
Рассказ. Беседа. Заочная экскурсия
Ноутбук, фотографии
25
15.03
Экскурсия в магазин
1
Экскурсия в магазин
Инструктаж.
Экскурсия
26-27
22.03
05.04
Услуги - действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Заочная экскурсия в аптеку.
2
Заочная экскурсия в аптеку.
Рассказ. Беседа. Просмотр видеосюжета.
Заочная экскурсия
Ноутбук
28
12.04
Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Заочная экскурсия в парикмахерскую.
1
Заочная экскурсия в парикмахер-скую.
Рассказ. Беседа. Просмотр видеосюжета.
Заочная экскурсия
Ноутбук, фен, парикмахерские ножницы, шампуни и бальзамы для волос
29
19.04
Игры «Парикмахерская», «Больница»
1
Ролевые игры «Парикма-херская», «Больница»
Ролевые игры
фен, парикмахерские ножницы, шампуни и бальзамы для волос; белый халат, йод, бинт, вата, медицинс-кий жгут.
30
26.04
Экскурсия на почту
1
Экскурсия на почту
Инструктаж.
Экскурсия
31
03.05
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Подготовка к защите проекта «О какой школе я мечтаю»
1
Подготовка к защите проекта «О какой школе я мечтаю»
Беседа. Обмен мнениями.
Проектная деятельность
Карандаши, фломастеры, альбомная бумага, ножницы, клей.
32
10.05
Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Защита и обсуждение проектов «О какой школе я мечтаю»
1
Защита и обсуждение проектов «О какой школе я мечтаю»
Рассказ. Беседа.
Защита проектных работ. Обсуждение проектных работ.
Проектные работы учащихся.
33
17.05
Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. Дискуссия «Зачем нам нужно учиться?»
1
Дискуссия
«Зачем нам нужно учиться?»
Рассказ. Беседа. Дискуссия.
Видеосюжет
Ноутбук
34
24.05
Мастер-класс «Я умею и могу научить всех».
1
Мастер-класс
Практическая творческая деятельность
Карандаши, фломастеры, альбомная бумага, ножницы, клей.
Материально-техническое обеспечение Ноутбук, диски с мультфильмами, фотоальбомы, сюжетные картинки, плакаты, игрушки, весы, счёты, калькулятор, картон, бумага, клей, ножницы, образцы товаров, этикетки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы под ред. Н.Ф. Виноградовой.-М.: Винтано-Граф, 2011. 2.Авторская программа «Экономика: первые шаги» О.С. Корнеевой. 3 Экономика в начальной школе. [Электронный ресурс - Режим доступа: cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?99] 4. Экономика для детей. [Электронный ресурс - Режим доступа: ostrovskazok.ru/ekonomika-dlya-detey/] 5. Экономическое образование младших школьников. [Электронный ресурс - Режим доступа: copy.yandex.net].