Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Экономика: первые шаги (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Керчи Республики Крым «Школа №10»


«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол заседания МО зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа № 10»

учителей начальных классов «___»__________2015 г.

МБОУ «Школа №10» ____________К.В.Павловский

от «___»_____2015 г. ______И.В. Курилова приказ № от «___»____2015 г.

Руководитель МО

__________Н.Н. Остапенко






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Экономика: первые шаги»

(социальное направление развития личности школьника)


2 класс

начальное общее образование

2015-2016 учебный год



Количество часов в год: 34 Количество часов в неделю: 1 час
Учитель: Суркова Е.А.

Программа разработана на основе авторской программы «Экономика: первые шаги». Автор О.С.Корнеева. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011).



Керчь

2015 г.

Пояснительная записка

Количество недельных часов: 1

Количество часов в год: 34

Уровень программы: базовый Тип программы: типовая
Нормативные документы, определяющие содержание программы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
  • Авторская программа «Экономика: первые шаги». Автор О.С.Корнеева. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011;
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
  • Программа воспитания и социализации обучающихся;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);
  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;
  • Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Керчи Республики Крым «Школа №10» на 2015/2016 учебный год.

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отноше­нии к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознан­ный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена то­вара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно рас­порядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они стал­киваются в реальной жизни. С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирова­ние начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей. Для реализации поставленной цели предлагается курс внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» для учащихся 1-4 классов. Логика программы представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема яв­ляется основой для изучения последующих. Реализация данной программы позволяет решать следующие задачи: - формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его по­требностей; - обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности; - развивать основы потребительской культуры; - расширять активный словарь учащихся, включая в него экономи­ческие термины; - способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей - «покупатель», «потребитель» - и функций, их характеризующих; - формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость; - показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания иннова­ционной экономики.

Общая характеристика курса Программа внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» разработана для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения на основе авторской программы «Экономика. Первые шаги». Автор О.С.Корнеева (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011). При изучении курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при реше­нии экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, ува­жении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает во­просы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи). Отбор содержания курса подчиняется следующим принципам: 1.Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьни­ков. В содержание программы по экономике вошли те явления, с кото­рыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта. 2.Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере. 3.Преемственность и перспективность. В процессе изучения про­граммы по экономике у младших школьников закладываются предпо­сылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются усло­вия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономиче­ские понятия. На занятиях внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные за­дания. Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический харак­тер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. В про­цессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, ре­зультатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зави­симость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значе­ние природных богатств для человека, проникаются бережным отноше­нием к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Место курса в учебном плане школы Данный курс относится к социальному направлению развития личности школьника. Учебным планом школы преду­смотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельно­сти в 1-4 классах по 1 часу в неделю; за год - 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классах.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

У ученика продолжает формироваться: - знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов, о таких качествах личности, как экономность, бережливость; - знания о бережном отношении к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей, и таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду; - отношение к богатству и милосердию, учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Метапредметные результаты:

Ученик научится: - различать потребности по видам; - определять потребности домашних питомцев; - формулировать свои потребности. - определять потребности своих близких; - оценивать свои желания и возможности их реализации. - соотносить виды товаров и место их приобретения; - различать товары и услуги: понимать разницу между ними; -кратко характеризовать функции различных учреждений, оказы­вающих населению услуги.

- производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;

- осуществлять простейшие экономические расчёты;

- планировать результаты экономии и бережливости.

- взаимодействовать и договариваться в процессе игры.

Предметные результаты: К концу обучения во 2 классе ученик узнает: - какие бывают потребности; - почему все потребности нельзя удовлетворить; - какие бывают товары и услуги; - где можно приобрести товары и услуги; - почему потребность в образовании - одна из важнейших потреб­ностей человека. К концу обучения во 2 классе ученик сможет научиться: - соотносить свои потребности с потребностями своей семьи; - различать товары и услуги. Формы проверки уровня сформированности УУД: Ролевые игры, дидактические и имитационные игры; обмен мнениями, дискуссии, проекты, творческие работы, беседы, практическая деятельность во время экскурсий и заочных экскурсий, практика в простейших экономических расчетах.


Содержание программы
1 класс Я и моя семья Семья - родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяй­ство. Состав семьи. Дом, в котором мы живём, - место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка. Хозяйство - всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, при­сущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение пра­вильно рассчитать средства), щедрость. Универсальные учебные действия: - сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/пло­хим хозяином; - объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый». Практическая и игровая деятельность: - игра «Генеральная уборка»; - игра «Я - хозяин большого дома». Моё и чужое Всё, что принадлежит человеку, - это его собственность. Личные вещи человека. Собственность - это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности. Универсальные учебные действия: - обосновывать необходимость бережного отношения к любой собст­венности. Игровая и исследовательская деятельность: - тема исследования «Как становятся собственниками»; - игра «Страна Обмения». Почему люди трудятся Труд - это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, ле­ность - предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия - блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение - это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Универсальные учебные действия: - обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; - объяснять смысл пословиц и поговорок о труде; - проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; - осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-быто­вого труда, труда в уголке природы. Практическая и игровая деятельность: - экскурсия в школьную столовую; - экскурсия в библиотеку; - экскурсия в художественный музей; - сюжетно-ролевые игры; -темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

2 класс Что нам нужно для жизни Потребности - это всё то, что требуется для жизни. Естественные по­требности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопас­ности (на примере домашних питомцев). Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Универсальные учебные действия: - различать потребности по видам; - определять потребности домашних питомцев; - формулировать свои потребности. Практическая и игровая деятельность: - игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»; - рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый ост­ров». Хочу, могу и надо Желания как первый шаг появления культурных потребностей, уси­лия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетво­ряются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать пода­рок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). Универсальные учебные действия: - определять потребности своих близких; - оценивать свои желания и возможности их реализации. Практическая и игровая деятельность: - рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». Как товары и услуги исполняют желания Многие желания и потребности человек может исполнить (удовле­творить) с помощью товаров. Товары - предметы, вещи, продукты пита­ния, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец - профессия человека, который продаёт товары. Покупа­тель - человек, покупающий товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услу­гами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемеще­ние и т. п.). Услуги - действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет обра­зовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. Универсальные учебные действия: - соотносить виды товаров и место их приобретения; - различать товары и услуги: понимать разницу между ними; - кратко характеризовать функции различных учреждений, оказы­вающих населению услуги. Практическая и игровая деятельность: - изготовление изделий из природного материала для подарка; - игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»; - экскурсия в магазин; - экскурсия на почту; - мастер-классы «Я умею и могу научить всех».

3 класс Жила-была денежка Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ре­мёсла - умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер. Как появились деньги. Монеты - металлические деньги. Две стороны монет: аверс - лицевая сторона монеты, реверс - оборотная. Купюры - бумажные деньги. Рубли и копейки - деньги России. Ва­люта - иностранные деньги. Доллар - валюта США, евро - валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро. Универсальные учебные действия: - раскрывать причины возникновения денег; - различать российские и иностранные деньги. Практическая и игровая деятельность: - рисование страны Натурального хозяйства; - рисование денег страны Экономики; - игра «Путешествие в страну Обмению»; - рассматривание коллекций разных монет. У всякого товара есть цена Деньги - средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показы­вает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача - это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара. Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке от­ражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи. Универсальные учебные действия: - объяснять, как оплачивают товары и услуги; - определять размер сдачи при осуществлении покупки. Практическая и игровая деятельность: -экскурсия в магазин; - игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему пред­приятий сферы услуг. Что нужно знать, чтобы товары покупать? Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества то­вара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются? Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависи­мости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов. Универсальные учебные действия: - устанавливать зависимость между ценой и определяющими её фак­торами; - выделять существенные характеристики товара. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: - игры: «Магазин», «Выгодно покупателю - выгодно продавцу»; - тема проекта «Реклама продукта»; - исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вы­мысел»; - изготовление упаковки для подарка. Доход не бывает без хлопот Доходы семьи - деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Расходы семьи - деньги, которые тратит семья на нужды (потребно­сти) всех её членов. Бюджет семьи - соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов. Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Кредит - это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользо­вание кредитом. Универсальные учебные действия: - производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета; - осуществлять простейшие экономические расчёты; - планировать результаты экономии и бережливости. Практическая и игровая деятельность: - составление семейного бюджета, составление личного бюджета; - нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла; - экскурсия в банк; - игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»; - рисование банковской карты. «Дом невелик, да лежать не велит» Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребно­сти семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Экономить - значит получить возмож­ность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электриче­ства, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие эконо­мить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла. Универсальные учебные действия: - планировать результаты экономии и бережливости; - взаимодействовать и договариваться в процессе игры. Практическая и игровая деятельность: - путешествие в страну Минуток.

4 класс Богатство и бедность Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природ­ные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники бо­гатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты - люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги - часть дохода человека или предприятия, которая перечис­ляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома. Универсальные учебные действия: - определять источники формирования богатства; - сравнивать возможные пути распоряжения богатством; - различать материальные и нематериальные ценности; - обосновывать важность меценатства и милосердия;

- объяснять, что такое налоги и для чего они нужны. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: - исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»; - тема проекта «Как распорядиться богатством»; - тема доклада «Русские меценаты». Труд - основа жизни Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, про­изводят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искус­ства, памятники). Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отноше­ния. Универсальные учебные действия: - обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; - проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; - осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-быто­вого труда, труда в уголке природы. Практическая и игровая деятельность: - игра «Служба быта»; - встреча с человеком интересной профессии; - экскурсия в школьную столовую; - экскурсия в библиотеку; - экскурсия в художественный музей; - темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». Как товары производят Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар. Всё, что необходимо для производства товаров, - ресурсы. Природ­ные ресурсы - материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы - это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производ­ства товаров. Трудовые ресурсы - это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители - люди, которые создают (производят) товары. Про­дукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод - места, где производят товары. Универсальные учебные действия: - различать виды ресурсов; - обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества произво­дителей; - уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: - прогулка в парк за природным материалом; - изготовление изделий из природного материала для подарка; - игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Яр­марка»; - экскурсия в магазин; - экскурсия на почту; - проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.; - рисование на темы проектов.

Тематическое планирование

2 класс (34 ч) Тема 1. Что нам нужно для жизни (8 ч.) Потребности - это всё то, что требуется для жизни. Естественные по­требности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопас­ности (на примере домашних питомцев). Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Тема 2. Хочу, могу и надо (10 ч.)

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, уси­лиячеловека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетво­ряются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать пода­рок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). Тема 3. Как товары и услуги исполняют желания (16 ч.) Товары - предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем ку­пить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец - профессия человека, который продаёт товары. Покупа­тель - человек, покупающий товары. Услуги - действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет обра­зовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.




Календарно-тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Дата проведения

Наименование раздела, темы

часы

Практичес-кая часть

Формы деятель-ности

Оборудо-вание

По плану

По факту

Что нам нужно для жизни (8 ч.)

1

01.09

Потребности - это всё то, что требуется для жизни.

1

Тематическое рисование

Беседа,

рисование

Фотографии картинки,

карандаши, бумага

2

08.09

Игра «Собираемся в поход»

1

Просмотр видеосюжета, его обсуждение, игра

Игровая деятельность, дискуссия

Ноутбук, мелкие бытовые предметы, рюкзак

3

15.09

Игра «Собери портфель»

1

Беседа, игра, обмен мнениями

Беседа, игра

Портфели, школьные принадлеж-ности

4

22.09

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».

1

Чтение отрывка из книги «Необитае-мый остров», обмен мнениями, рисование

Работа с книгой, рисование

Художест-венная книга, альбомы для рисования, цветные карандаши, фломастеры

5

29.09

Естественные по­требности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопас­ности (на примере домашних питомцев).

1

Видеосюжет о домашних животных, обмен мнениями

Беседа, просмотр и обсуждение видеосюжета

Ноутбук, картинки, фотографии

6-7

06.10-13. 10

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

2

Работа с иллюстраци-ями, литературой

Рассказ, беседа, работа с иллюстраци-ями, литературой

Иллюстра-ции, литература из школьной библиотеки

8

20.10

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

1

Дискуссия, обсуждение видеосюже-тов

Рассказ, беседа.

Иллюстра-ции, фотографии, видеосю-жеты

Хочу, могу и надо (10 ч.)

9

03.11

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, уси­лия человека, направленные на их достижение.

1

Дискуссия «Что я могу сделать, чтобы осуществить свое заветное желание»

Дискуссия

Детские рисунки

10

10.11

Рисование на тему: «Мои желания»

1

Тематическое рисование

Рисование

Карандаши, фломастеры, альбомная бумага

11-12

17.11

24.11

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Игра «Пять желаний»

2

Игра «Пять желаний»

Рассказ, беседа.

Дидактичес-кая игра.

Карандаши, альбомная бумага, ручка

13-14

01.12

08.12

Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетво­ряются в первую очередь. Составление коллективного коллажа

2

Составление коллективного коллажа

Рассказ, беседа, коллаж

Карандаши, альбомная бумага, ножницы, клей

15

15.12

Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Работа в группах «Наше изобретение во благо человека»

1

Работа в группах «Наше изобретение во благо человека»

Рассказ, беседа. Работа в группах

Карандаши, фломастеры, альбомная бумага

16

22.12

Рисование на тему «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?»

1

Рисование на тему «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?»

Тематическое рисование

Карандаши, фломастеры, альбомная бумага

17

12.01

Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний.

1

Дискуссия «Какой подарок самый ценный?»

Рассказ. Беседа. Дискуссия

Фотографии

18

19.01

Изготовление изделий из природного материала для подарка

1

Изготовление изделий из природного материала

Творческая деятельность

Природный материал, ножницы, клей, цветная бумага.

Как товары и услуги исполняют желания (16 ч.)

19

26.01

Товары - предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем ку­пить. Заочная экскурсия на ярмарку.

1

Заочная экскурсия на ярмарку

Рассказ, беседа.

Заочная экскурсия

Ноутбук

20-21

02.02

09.02

Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Игра «Рассортируй товары»

2

Игра «Рассортируй товары»

Рассказ.

Дидактичес-кая игра

Сюжетные картинки, игрушки

22

16.02

Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.

Игра «Что лучше покупать в магазине, а что на рынке?»

1

Игра «Что лучше покупать в магазине, а что на рынке?»

Рассказ. Беседа. Дидактичес-кая игра

Сюжетные картинки.

23

23.02

Игры: «В супермаркете», «На ярмарке»

1

Имитацион-ные игры «В супермаркете» «На ярмарке»

Имитацион-ные игры

Продовольственные и промышленные товары

24

01.03

Продавец - профессия человека, который продаёт товары. Покупа­тель - человек, покупающий товары. Заочная экскурсия в магазин

1

Заочная экскурсия в магазин

Рассказ. Беседа. Заочная экскурсия

Ноутбук, фотографии

25

15.03

Экскурсия в магазин

1

Экскурсия в магазин

Инструктаж.

Экскурсия

26-27

22.03

05.04

Услуги - действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Заочная экскурсия в аптеку.

2

Заочная экскурсия в аптеку.

Рассказ. Беседа. Просмотр видеосюжета.

Заочная экскурсия

Ноутбук

28

12.04

Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Заочная экскурсия в парикмахерскую.

1

Заочная экскурсия в парикмахер-скую.

Рассказ. Беседа. Просмотр видеосюжета.

Заочная экскурсия

Ноутбук, фен, парикмахерские ножницы, шампуни и бальзамы для волос

29

19.04

Игры «Парикмахерская», «Больница»

1

Ролевые игры «Парикма-херская», «Больница»

Ролевые игры

фен, парикмахерские ножницы, шампуни и бальзамы для волос; белый халат, йод, бинт, вата, медицинс-кий жгут.

30

26.04

Экскурсия на почту

1

Экскурсия на почту

Инструктаж.

Экскурсия

31

03.05

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет обра­зовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Подготовка к защите проекта «О какой школе я мечтаю»

1

Подготовка к защите проекта «О какой школе я мечтаю»

Беседа. Обмен мнениями.

Проектная деятельность

Карандаши, фломастеры, альбомная бумага, ножницы, клей.

32

10.05

Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Защита и обсуждение проектов «О какой школе я мечтаю»

1

Защита и обсуждение проектов «О какой школе я мечтаю»

Рассказ. Беседа.

Защита проектных работ. Обсуждение проектных работ.

Проектные работы учащихся.

33

17.05

Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. Дискуссия «Зачем нам нужно учиться?»

1

Дискуссия

«Зачем нам нужно учиться?»

Рассказ. Беседа. Дискуссия.

Видеосюжет

Ноутбук

34

24.05

Мастер-класс «Я умею и могу научить всех».

1

Мастер-класс

Практическая творческая деятельность

Карандаши, фломастеры, альбомная бумага, ножницы, клей.


Материально-техническое обеспечение Ноутбук, диски с мультфильмами, фотоальбомы, сюжетные картинки, плакаты, игрушки, весы, счёты, калькулятор, картон, бумага, клей, ножницы, образцы товаров, этикетки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы под ред. Н.Ф. Виноградовой.-М.: Винтано-Граф, 2011. 2.Авторская программа «Экономика: первые шаги» О.С. Корнеевой. 3 Экономика в начальной школе. [Электронный ресурс - Режим доступа: cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?99] 4. Экономика для детей. [Электронный ресурс - Режим доступа: ostrovskazok.ru/ekonomika-dlya-detey/] 5. Экономическое образование младших школьников. [Электронный ресурс - Режим доступа: copy.yandex.net].


© 2010-2022