Статья: «Легко ли быть учителем?»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рассуждение на тему «Легко ли быть учителем?», в котором я затронула филосовский аспект престижности профессии Легко ли быть учителем? Голосова Е.А., учитель биологии МОУ СОШ №1 г.Котово. [email protected] Расстрел учителя на уроке за сделанное на уроке замечание, серная кислота, выплеснутая в лицо учителю после двойки за урок, камень, брошенный в затылок... Вот лишь несколько примеров недавних расправ школьников над своими педагогами, о которых стало известно прессе. По оценкам экспертов, за последние два года количество нападений учащихся на педагогов выросло по всей стране на 50%. И эта нечеловеческая жестокость продолжает сотрясать школьные стены. Что стоит за этими шокирующими фактами и цифрами? Почему учитель потерял священный ореол уважения в глазах своих подопечных? Что нужно сделать, чтобы спасти жизни педагогов? Почему в современном обществе учителя перестали ценить как профессионала, как человека? Родители и учащиеся во всем, в оценках, в поведении, в своей жизни, винят учителей и заставляют принять меры. Сейчас появилось много публикаций, телевизионных репортажей, в которых звучит один мотив: за образование и воспитание подрастающего поколения несет ответственность образовательное учреждение, т.е. учитель и, конечно же, классный руководитель. Ребенок курит - в школе не проводят работу по профилактике курения, совершил правонарушение - виновата школа. Удивляет тот факт, что роль родителей в воспитании своих детей, по мнению многих, вообще сводится к минимуму. Почему-то забывают, что в Законе об образовании РФ четко прописано, что ответственность за воспитание детей несут родители (их законные представители). Учитель всегда был, есть и будет нужен обществу. Но вот отношение к учителю в современном мире формируется по отношению государства к учителю. Несмотря на все высокопарные слова о том, что учительству оказывается всемерная поддержка, сегодня учитель - один из самых бесправных его членов. Результаты соц.опроса ………..вопрос №1 ( Любите ли Вы учителей? Есть ли любимый учитель в нашей школе?) Дети по-прежнему любят своих учителей, родители по-прежнему благодарны учителям своих детей, но мало кто из родителей хотел бы видеть своё чадо учителем. Согласитесь, сегодня престиж нашей профессии намного ниже среднего уровня. Поэтому и выпускники педвузов, зачастую, работают где угодно, но не в школе. Учитель еще, с древних времен был важной личностью в жизни каждого человека. Зачем нужны учителя? Они приносят свет знаний в наши темные головы. Они показывают нам путь в жизнь. Учителя наравне с родителями помогают обрести свое место в мире, каждому человечку в обличие ребенка. Учителя нужны для того чтобы помочь нам понять мир, понять других людей - людей великих и разумных. Именно в руках учителя хрупкое существо превращается в сильное и знатное. Именно учителя могут найти то самое оригинальное в наших головах, и не просто найти, а еще и раскрыть, показать миру… Учитель это духовный наставник, тот, что смог открыть тебя и покорить… Учительство во все времена было профессией, в основе которой лежит готовность идти на жертвы. Вспомните годы революций, кого в первую очередь расстреливали бандиты - учителя! О болезни общества можно судить по его отношению к женщине, детям и школе. К сожалению, наше общество серьезно больно, именно поэтому вся ответственность за воспитание детей лежит на школе. Целое поколение родителей не умеет правильно воспитывать ребенка, а незнание всегда ведет к перекладыванию ответственности на других. Гораздо проще винить школу во всех бедах и гораздо сложнее признать виновными себя. Еще одной серьезной проблемой считаю тяжелое экономическое бремя, которое несет сегодня большинство российских семей. Большинство детей воспитывается в неполных семьях, в такой ситуации родитель является единственным "кормильцем" в семье. Печально, но это суровые реалии нашей жизни. В настоящее время роль учителя не просто велика, она ОГРОМНА! Результаты соц.опроса ………..вопрос №2 (Престижна ли профессия учителя? Хотите ли вы стать учителем?) Как можно оценить престиж профессии учитель в наше время? В последние годы престиж нашей профессии снизился до критической отметки .По данным социологических исследований, лишь пятая часть россиян относит профессию учителя к категории престижных и привлекательных. В связи с этим наметилась тенденция оттока педагогических кадров в другие сферы. В среднем, не более трети выпускников педагогических вузов идут в систему образования. «Нельзя однозначно охарактеризовать престиж учительской профессии словами «низкий»» или «высокий». Посмотрим словарь: «престиж (франц.) - обаяние, очарование - уважение, авторитет, привлекательность. Престиж - многостороннее явление: сравнительная оценка обществом социальной значимости профессии; функциональная важность профессии; степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии» [3.стр.11]. Общественной мерой признания выступает материальное вознаграждение труда. Рост заработной платы учителя сейчас возможен за счет её стимулирующей части. Учитель занимающий активную жизненную позицию, участвующий в различных конкурсных мероприятиях, имеющий высокие результаты своей педагогической деятельности может предендовать на высокую заработную плату. Результаты соц.опроса ………..вопрос №3 (Каким должен быть хороший учитель?) Мнение коллег о достоинствах и учителя однозначно - это его авторитет в глазах учеников, родителей. Учитель несмотря ни на какие жизненные коллизии должен быть прежде всего учителем. В этом заключается весь смысл учительской профессии. В ученической среде свои критерии престижности. Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет, но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться успехам и победам. По мнению родителей престиж учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Умение учителя учиться в течение всей своей педагогической карьеры, здесь очень важно. Легко ли быть учителем? Как столетия назад, так и сегодня, в начале XXI века, к представителям этой профессии предъявляется много требований. Уильям Артур Уорд некогда сказал: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. И лишь Великий учитель вдохновляет». А разве поспоришь с другим высказыванием: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (Василий Ключевский)? Начинать работу нужно прежде всего с родителя, помочь, научить, подсказать, успокоить и самое главное, быть СОТРУДНИКАМИ в важнейшем и тяжелейшем труде - воспитании детей. Когда учитель и родитель вместе делают одно дело - результаты всегда будут хорошими. Главное не искать друг в друге врагов, быть добрее и терпимее. Так будем же не только надеяться, что в скором времени учитель станет снова уважаемой фигурой в нашем обществе, но и прилагать все усилия к возвращению престижности нашей с вами профессии - УЧИТЕЛЬ! Ведь учитель не тот, кто учит, а тот, кто научил!

Список литературы: 1.Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф., Когда учитель - властитель дум. - М., 2003.- с.48 2.Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988. - 46 с. 3.Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М.: Луч, 1992. Статья: «Легко ли быть учителем?»





© 2010-2022