Пояснительная записка русский язык Полякова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе развивающей программы начальных классов, рекомендованной Министерством Образования РФ и на основе авторской программы по русскому языку А.В.Поляковой.

Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка

Содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью развивающей системы обучения Л.В.Занкова. Главной задачей системы Л.В.Занкова является развитие познавательных, эмоционально -волевых, нравственных и эстетических возможностей ребенка . В каждый урок в системе Л.В.Занкова включены задания по выявлению закономерностей, по установлению причинно-следственных связей. Все это позволяет не только развивать познавательный интерес ребенка, но и повышать уровень учебной мотивации в целом. Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса как сотрудничество учителя и ученика.

Целью курса является не только усвоение знаний и навыков, но и вовлечение в сферу учения реальной разносторонней деятельности школьников, беспрерывное, взаимосвязанное движение, изменение каждого познавательного элемента по мере овладения последующими элементами и осознания соответствующего целого. Курс русского языка способствует развитию коммуникативной компетентности, владению навыками самостоятельной деятельности, владению активными формами познания.

В целом курс русского языка 1 -4 классов не является пропедевтическим, а рассматривается как начальная ступень обогащения школьников знаниями посредством продвижения ученика в общем развитии. Курс содержит сведения по морфологии и синтаксису, взаимодействующие с другими разделами языка - фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой, а также сведения , нацеленные на развитие устной и письменной речи, формирование орфографических знаний.

В 4 классе дается понятие о сложных предложениях (с союзами и, а, но и без союзов). Изучаются личные местоимения; изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам, глаголов прошедшего времени по родам и числам; неопределенная форма глагола, глаголы 1 и ll спряжения; склонение прилагательных, некоторые случаи образования прилагательных с помощью суффиксов. Учащиеся на ознакомительном уровне изучают понятие о наречии.

Знания, полученные в 4 классе, являются основой овладения орфографическими и пункционными навыками, как правописание безударных окончаний глаголов, мягкий знак после шипящих ( -ешь, -ишь) в окончаниях глаголов 2 лица единственного лица, написание глаголов 3 лица и неопределенной формы; правописание безударных окончаний прилагательных.

Большое значение уделяется развитию речи. На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная работа по выявлению значения слов. В ходе наблюдений над словами учащиеся узнают, что слово имеет несколько значений (многозначность слова), слова могут быть близкими (синонимы) и противоположными (антонимы) по смыслу.

Лексическая работа проводится и в словарно - орфографических упражнениях.

Сочинения играют особую роль в развитии речи учащихся. В работе по развитию речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, но и стилистически грамотному изложению. Не менее важны при этом эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств.

Большое значение уделяется написанию диктантов, которые составляются на основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях.

Программой отводится на изучение «Русского языка» 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в учебном году. Из них диктантов- 9 , обучающих изложений - 7 , списываний - 4 , обучающих сочинений - 6 . Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, тестовых и самостоятельных работ, словарных диктантов. Итоговая аттестация предусмотрена в виду административной контрольной работы.

Учитель может самостоятельно распределять часы с учетом подготовленности и условий работы в данном классе и по целесообразности предмета менять порядок изучения тем уроков.

Общая характеристика курса


Фонетика (10 часов), грамматика (100 часов), правописание (30 часов) и развитие речи (30 часов)


Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях (на ознакомительном уровне). Обобщение сведений о видах предложений. Прямая речь.

Местоимение. Общее понятие о местоимении. Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Изменение глаголов в прошедшем времени.

Суффикс -л в глаголах прошедшего времени. Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы -ти, -ть и глаголы на -чь. Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами. I и II спряжения глаголов. Глаголы-исключения. Правописание личных окончаний глаголов. Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе.

Неопределенная форма -ться и 3-е лицо -тся глаголов.

Наречие (на ознакомительном уровне). Значение наречий. Образование наречий. Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певуче), на конце наречий с приставками с-, из-, до- (справа, издалека, докрасна), о на конце наречий с приставками в-, на-, за- (вправо, налево, засветло). Второстепенный член предложения - обстоятельство.

Склонение имен прилагательных в ед. и во мн. числе. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов -CK-, -Н-, -ист-.

Устная речь Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания. Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-популярной статье. Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части.

Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.

Письменная речь Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста. Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка. Расширение опыта построения текста. Термин «композиция текста» (соотношение и взаимное расположение частей, обусловленное содержанием и назначением произведения). Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.). Письменные изложения Предварительный отбор материала для сочинения. Использование словарей, газет, журналов.

Составление плана к собственному сочинению.

Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На предмет «Русский язык» базисным учебным планом НОО выделяется 675 часов. Содержание курса разработано на 560 часов, из них 204 часа отводится на изучение русского языка в данном 4 классе: 6 часов в неделю; 34 учебных недели. Один час добавлен за счёт школьного компонента ввиду того, что в данном классе учащиеся проходят итоговую аттестацию выпускников начальной школы. Им будет расширено время для практических занятий, расширения изучения тем, на тестирование в рамках предмета с использованием интерактивного материала, на анализ и исправление допущенных ошибок.

Результаты изучения курса.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности;

-формирование уважительного отношения к культуре других народов;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-использование различных способов поиска (в справочниках, у взрослых), сбора, анализа информации;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности , осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями , отражающими существование связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

-формирование начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка РФ, языка межнационального общения;

-сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;

-владение первоначальными представлениями о нормах русского(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; -овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание курса


Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1 Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика . Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица. Частица не, её значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения). Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; • сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.; • перенос слов; • прописная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; • разделительные ъ и ь; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь); • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)е и и в суффиксах имен существительных (ключик - ключика, замочек-замочка). • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); • безударные падежные окончания имён прилагательных; • раздельное написание предлогов с именами существительными; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • раздельное написание частицы не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь); • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; • безударные личные окончания глаголов; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки; • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; • запятая при обращении в предложениях;запятая между частями в сложном предложении. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностные УУД

У обучающихся будут сформированы:

-положительное отношение к школе и учебной деятельности;

-представление о причинах успеха в учёбе;

-интерес к учебному материалу;

-этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;

-знание основных моральных норм поведения;

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

-первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-представления о русском языке как средстве межнационального общения;

-представления о своей этнической принадлежности.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-анализировать, осуществлять синтез изучаемых фактов языка;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-обобщать(выделять ряд объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-первоначальному умению смыслового восприятия текста;

-подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: слово-слова, обозначающие предметы, род слов, обозначающих предметы);

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-принимать участие в работе парами и группами;

-допускать существование различных точек зрения;

-договариваться, приходить к общему решению;

-использовать в общении правила вежливости;

-принимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы;

-адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты (УУД)

Развитие речи.

Обучающийся научится:

-первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

-составлять текст из набора предложений;

-выбирать заголовок из разряда данных.

Обучающийся получит возможность научиться:

-находить части (вступление, основная часть , заключение) в небольшом тексте;

-первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;

-составлять текст по его началу, по его концу.

Система языка (фонетика, орфоэпия, графика).

Обучающийся научится:

-различать звуки речи;

-устанавливать число и последовательность звуков в слове;

-различать гласные и согласные звуки; гласные ударные-безударные; согласные парные твёрдые-мягкие, звонкие-глухие;

-определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;

-определять непарные твёрдые согласные (ж,ш,ц), непарные мягкие согласные (ч,щ);

-находить в слове ударные и безударные гласные звуки;

-определять указатели мягкости-твёрдости согласных звуков;

-делить слова на слоги;

-различать звуки и буквы;

-определять функцию Ь,и Ъ, букв Е,Ё,Ю,Я;

-обозначать на письме звук (Й);

-устанавливать соотношения звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль. ёлка;

-использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).

Обучающийся получит возможность научиться:

-находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;

-произносить звуки и сочетания звуков в соответствиис нормами современного русского литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике)4

- первичным навыкам клавиатурного письма.

Лексика.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осознавать слово как единство звучания и значения;

-на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).

Состав слова

Обучающийся получит возможность научиться:

-находить в ряду слов родственные(однокоренные) слова;

-различать ( с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Морфология.

Научится:

-находить слова, обозначающие предметы, признак предмета, действие предмета;

-опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена, имена собственные;

-различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Получит возможность научиться:

-различать лексическое и грамматическое значение слова;

-находить грамматические группы слов (части речи): самостоятельные и служебные.

Синтаксис.

Научится:

-различать предложение и слово;

-определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонации конца;

-находить границы предложения;

-писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;

-составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

Получит возможность научиться :

-различать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов. Служебных слов, порядка слов;

-сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.

Орфография и пунктуация.

Обучающийся научится:

-применять правила правописания:

-раздельное написание слов;

-написание гласных И, А, У после шипящих согласных ж, ш, ч, щ в положении под ударением;

- отсутствие ь знака в сочетаниях ЧК,ЧН,ЩН,НЩ, с другими согласными, кроме Л;

-перенос слов;

-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);

-знаки препинания в конце предложения (.!?);

-безошибочно списывать текст с доски и учебника;

- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Получит возможность научиться:

-определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

-применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;

-пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса Обучающиеся должны иметь представление:

  • о предлогах перед личными местоимениями;

  • о наречиях: значение наречий, правописание наречий (справа, издалека, докрасна, вправо, налево, засветло);

■ знать/понимать:

  • личные местоимения;

  • склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
  • склонение имен прилагательных во множественном числе;

  • правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
  • понятие о неопределенной форме глагола:

  • изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
  • глаголы I и II спряжения;

  • правописание безударных личных окончаний глаголов;

  • мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
  • изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;

  • обозначение гласных и согласных в приставках;

  • правописание частицы не с глаголами;

  • правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся);
  • виды предложений;

■ уметь:

  • ставить знаки препинания в предложениях простых, в простых с однородными членами;
  • устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания;
  • распознавать местоимения, определять их число и лицо;

  • правильно писать падежные окончания прилагательных;

  • подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;
  • определять время, число и спряжение глаголов; - спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;


  • распознавать неопределенную форму глаголов;

  • писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
  • писать не с глаголами раздельно;

  • писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;
  • писать диктанты различных видов;

  • объяснять орфограммы по пройденному материалу;

  • писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
  • писать сочинения повествовательного характера; различать члены предложения.




1

© 2010-2022