- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе по УМК на тему «Всему название дано»
Урок русского языка в 3 классе по УМК на тему «Всему название дано»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Сытина С.И. |
Дата | 09.10.2012 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
- Мы начинаем урок русского языка. Сегодня будем говорить о словах. Казалось бы: что в них такого? Мы умеем их произносить, записывая, решаем орфографические задачи. Что же ещё? Слова - это очень важно! Словом можно похвалить, придать человеку уверенности в себе. А можно обидеть, испортить настроение. Сегодня мы узнаем о словах новое, будем исследовать.
2. Орфографическая минутка.
- Начнём нашу работу со словами. Выполните задания:
1) Запишите безударную гласную в слове «котёнок». (о)
2) Запишите пятую букву в слове «класс». (с)
3) Безударную гласную в слове «река». (е)
4) Букву сонорного звука в слове « конь». (н)
5) Последнюю букву в слове «ясень».
- Если вы записали буквы правильно, то у вас получилось слово. Прочитайте его. (осень) (СЛАЙД 2)
_ Да, за окном осень, пожалуй, самое красивое время года. О ней мы тоже сегодня будем говорить. При помощи чего мы общаемся? ( При помощи речи.)
- Какая бывает речь? (устная и письменная)
- Из чего она состоит? (из предложений)
- А предложения? (из слов)
-
Актуализация.
- А теперь прочитайте слова: (СЛАЙД 3)
Листья, цветной, закружились, метелью, пёстрые, полетели.
- На какие группы можно разделить эти слова?
Пропустите одну строку и запишите их в при столбика. Какие слова запишем в первый столбик? (названия предметов) Во второй? (названия признаков) А в третий? (названия действий)
- В чём сходство слов каждой группы? (отвечают на одинаковые вопросы, одинаково изменяются)
- А как учёные назвали такие группы слов? (части речи)
- Мы знаем научные названия частей речи? Давайте сформулируем тему нашего урока. (Названия частей речи).
- Что же нам предстоит узнать? (как называются части речи по-научному, чем отличаются друг от друга)
-
Изучение нового материала.
- Откройте учебники на стр. 35, прочитайте стихотворение в упр. 105.
Всему название дано -
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных - нету!
- Давайте посмотрим вокруг и найдём слова, которые обозначают предмет.
- Только ли предметам люди дали названия? (признакам предметов, числам, действиям)
- А теперь назовите признаки некоторых окружающих вас предметов.
- Назовите действия, которые вы совершаете на уроке, на перемене.
- Сколько учеников в нашем классе? Сколько у нас девочек? Мальчиков?
- Вы сейчас называли разные группы предметов. Учёные каждой группе дали своё название. Сейчас мы узнаем - какие. Откройте тетради на стр. 36, упр. 107. Вы будете заполнять таблицу в тетради, а я на экране.(СЛАЙД 4)
- Прочитаем сведения о первой группе. В справочном бюро найдите название этих частей речи. (имена существительные)
- Проверьте свою догадку, прочитав правило в учебнике. Обратите внимание на сокращение. Какой столбик так подпишем?(СЛАЙД 5)
- Прочитаем сведения о второй группе. Как называются эти части речи? Чтобы проверить свою догадку посмотрим в таблицу учебника. Сформулируйте правило сами: сначала в паре, потом классу. (Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? И обозначают признак предмета, называются именами прилагательными.
Каждое слово, которое отвечает на вопрос какой? Какая? Какое? Какие? И обозначают признак предмета, - это имя прилагательное.)(СЛАЙД 6)
- Подпишем наш второй столбик.(СЛАЙД 7)
- Если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Например:
-
Бурый, мохнатый, косолапый. (медведь)
-
Зелёный, сладкий, сахарный. (арбуз)
-
Спелое, круглое, сочное. (яблоко)
- Подберите имена существительные из первого столбика к именам прилагательным из второго. (пёстрые листья, цветной метелью)
Физкультминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано:
Где крыльцо, а где окно.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
- Продолжим нашу работу и прочитаем признаки следующей части речи. Как она называется? Сформулируем правило.
- Чтобы закрепить наши знания, выполним упражнение 112. Прочитайте задание. Подпишите названия частей речи. (СЛАЙД 8)
- Название какой группы слов мы ещё не знаем? Посмотрите в справочное бюро. Сформулируйте правило. Подпишем третий столбик слов.
- Как вы думаете, к какому имени существительному подходят эти глаголы. (листья)
- Закончите пословицы глаголами:
-
Октябрь ни колеса, ни полоза … (не любит).
-
В октябре лист на дереве не …(держится).
-
Пора придёт, и снег …(пойдёт).
-
Осенний день прозевал - урожай … (потерял).
-
Закрепление.
- Составьте из наших слов предложение. (Пёстрые листья закружились, полетели цветной метелью.) Запишите это предложение, обращая внимание на перечисление. Устно поставьте вопрос к каждому слову, подпишите часть речи. (СЛАЙД10)
Электронная физкультминутка . (СЛАЙД 11)
- Мы не раз читали слова, которые произносят малыши. Они ещё не умеют правильно говорить, а иногда сами придумывают слова. Попробуйте определить части речи в предложении малыша. (СЛАЙД 12)
Присяпала колявая калуша.
- Что нам поможет? (вопросы)
6. Итог урока.
- Какую цель поставили перед уроком? (Узнать, как называются части речи, по каким признакам делятся).
- Мы её достигли?
- О каких частях речи узнали? Это все части речи, или есть и другие? (слова-помощники, слова-указатели)
Дополните одну из фраз:
Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я понял…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
7.Рефлексия.
- К вашим партам я приклеила листочек со словом. Эти листочки слетели с деревьев. Прочитайте слово, определите к какой части речи оно относится и приклейте к нужному дереву.
Домашнее задание. Повторить правила. С. 37 - 37, упр. 113
Урок: русский язык.
Тема: Всему название дано!
Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала и первичному закреплению.
Триединая дидактическая цель урока:
-
Образовательная: продолжить работу над формированием умения объединять слова по группам, распознавать части речи, находить их отличительные признаки.
-
Развивающая: развивать внимание, орфографическую зоркость, умения находить в тексте части речи и аргументировать своё выбор, расширять словарный запас.
-
Воспитательная: формировать коммуникативные навыки: умение оценивать результат своей работы, формировать познавательный интерес к изучению родного языка.
Методы обучения:
-
Объяснительно - иллюстративный.
-
Частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
-
Общеклассная.
-
Индивидуальная.
-
Парная.
Средства обучения:
-
Учебники.
-
Тетради - задачники.
-
Мультимедийная презентация «Всему название дано!»
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ЛУХСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Конспект урока русского языка
в 3 классе
«Всему название дано!»
Разработан:
Учителем начальных классов
Сытиной Светланой Игоревной
2011 - 2012 уч. год