Урок русского языка в 3 классе по УМК на тему «Всему название дано»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Мы начинаем урок русского языка. Сегодня будем говорить о словах. Казалось бы: что в них такого? Мы умеем их произносить, записывая, решаем орфографические задачи. Что же ещё? Слова - это очень важно! Словом можно похвалить, придать человеку уверенности в себе. А можно обидеть, испортить настроение. Сегодня мы узнаем о словах новое, будем исследовать.

2. Орфографическая минутка.

- Начнём нашу работу со словами. Выполните задания:

1) Запишите безударную гласную в слове «котёнок». (о)

2) Запишите пятую букву в слове «класс». (с)

3) Безударную гласную в слове «река». (е)

4) Букву сонорного звука в слове « конь». (н)

5) Последнюю букву в слове «ясень».

- Если вы записали буквы правильно, то у вас получилось слово. Прочитайте его. (осень) (СЛАЙД 2)

_ Да, за окном осень, пожалуй, самое красивое время года. О ней мы тоже сегодня будем говорить. При помощи чего мы общаемся? ( При помощи речи.)

- Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Из чего она состоит? (из предложений)

- А предложения? (из слов)



  1. Актуализация.

- А теперь прочитайте слова: (СЛАЙД 3)

Листья, цветной, закружились, метелью, пёстрые, полетели.

- На какие группы можно разделить эти слова?

Пропустите одну строку и запишите их в при столбика. Какие слова запишем в первый столбик? (названия предметов) Во второй? (названия признаков) А в третий? (названия действий)

- В чём сходство слов каждой группы? (отвечают на одинаковые вопросы, одинаково изменяются)

- А как учёные назвали такие группы слов? (части речи)

- Мы знаем научные названия частей речи? Давайте сформулируем тему нашего урока. (Названия частей речи).

- Что же нам предстоит узнать? (как называются части речи по-научному, чем отличаются друг от друга)



  1. Изучение нового материала.

- Откройте учебники на стр. 35, прочитайте стихотворение в упр. 105.

Всему название дано -

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных - нету!

- Давайте посмотрим вокруг и найдём слова, которые обозначают предмет.

- Только ли предметам люди дали названия? (признакам предметов, числам, действиям)

- А теперь назовите признаки некоторых окружающих вас предметов.

- Назовите действия, которые вы совершаете на уроке, на перемене.

- Сколько учеников в нашем классе? Сколько у нас девочек? Мальчиков?

- Вы сейчас называли разные группы предметов. Учёные каждой группе дали своё название. Сейчас мы узнаем - какие. Откройте тетради на стр. 36, упр. 107. Вы будете заполнять таблицу в тетради, а я на экране.(СЛАЙД 4)

- Прочитаем сведения о первой группе. В справочном бюро найдите название этих частей речи. (имена существительные)

- Проверьте свою догадку, прочитав правило в учебнике. Обратите внимание на сокращение. Какой столбик так подпишем?(СЛАЙД 5)

- Прочитаем сведения о второй группе. Как называются эти части речи? Чтобы проверить свою догадку посмотрим в таблицу учебника. Сформулируйте правило сами: сначала в паре, потом классу. (Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? И обозначают признак предмета, называются именами прилагательными.

Каждое слово, которое отвечает на вопрос какой? Какая? Какое? Какие? И обозначают признак предмета, - это имя прилагательное.)(СЛАЙД 6)

- Подпишем наш второй столбик.(СЛАЙД 7)

- Если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Например:

  • Бурый, мохнатый, косолапый. (медведь)

  • Зелёный, сладкий, сахарный. (арбуз)

  • Спелое, круглое, сочное. (яблоко)

- Подберите имена существительные из первого столбика к именам прилагательным из второго. (пёстрые листья, цветной метелью)

Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг.

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано:

Где крыльцо, а где окно.

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

- Продолжим нашу работу и прочитаем признаки следующей части речи. Как она называется? Сформулируем правило.

- Чтобы закрепить наши знания, выполним упражнение 112. Прочитайте задание. Подпишите названия частей речи. (СЛАЙД 8)

- Название какой группы слов мы ещё не знаем? Посмотрите в справочное бюро. Сформулируйте правило. Подпишем третий столбик слов.

- Как вы думаете, к какому имени существительному подходят эти глаголы. (листья)

- Закончите пословицы глаголами:

  • Октябрь ни колеса, ни полоза … (не любит).

  • В октябре лист на дереве не …(держится).

  • Пора придёт, и снег …(пойдёт).

  • Осенний день прозевал - урожай … (потерял).



  1. Закрепление.

- Составьте из наших слов предложение. (Пёстрые листья закружились, полетели цветной метелью.) Запишите это предложение, обращая внимание на перечисление. Устно поставьте вопрос к каждому слову, подпишите часть речи. (СЛАЙД10)

Электронная физкультминутка . (СЛАЙД 11)

- Мы не раз читали слова, которые произносят малыши. Они ещё не умеют правильно говорить, а иногда сами придумывают слова. Попробуйте определить части речи в предложении малыша. (СЛАЙД 12)

Присяпала колявая калуша.

- Что нам поможет? (вопросы)

6. Итог урока.

- Какую цель поставили перед уроком? (Узнать, как называются части речи, по каким признакам делятся).

- Мы её достигли?

- О каких частях речи узнали? Это все части речи, или есть и другие? (слова-помощники, слова-указатели)

Дополните одну из фраз:

Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я понял…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

7.Рефлексия.

- К вашим партам я приклеила листочек со словом. Эти листочки слетели с деревьев. Прочитайте слово, определите к какой части речи оно относится и приклейте к нужному дереву.

Домашнее задание. Повторить правила. С. 37 - 37, упр. 113





































Урок: русский язык.

Тема: Всему название дано!

Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала и первичному закреплению.

Триединая дидактическая цель урока:

  • Образовательная: продолжить работу над формированием умения объединять слова по группам, распознавать части речи, находить их отличительные признаки.

  • Развивающая: развивать внимание, орфографическую зоркость, умения находить в тексте части речи и аргументировать своё выбор, расширять словарный запас.

  • Воспитательная: формировать коммуникативные навыки: умение оценивать результат своей работы, формировать познавательный интерес к изучению родного языка.

Методы обучения:

  • Объяснительно - иллюстративный.

  • Частично - поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • Общеклассная.

  • Индивидуальная.

  • Парная.

Средства обучения:

  • Учебники.

  • Тетради - задачники.

  • Мультимедийная презентация «Всему название дано!»



МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ЛУХСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА





Конспект урока русского языка

в 3 классе

«Всему название дано!»

Разработан:

Учителем начальных классов

Сытиной Светланой Игоревной



2011 - 2012 уч. год



© 2010-2022