Конспект урока по окружающему миру для 1 класса «Пришла зима»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Технологическая карта изучения темы «Пришла зима»

по окружающему миру в 1-ом классе


УМК «Перспективная начальная школа»

О.Н.Федотова

Разработала:

Батталова Р.Х.-

учитель начальных классов

МБОУ «Среднесердинская НОШ»

Арского района, РТ.
















Тема

Пришла зима.

Цель темы

1. Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.

2. Изучение правил безопасного поведения во время зимних игр.

3. Формирование культуры учебного труда, умение работать в парах.

Планируемый результат

Знать основные признаки зимы.

Знать о правилах безопасности на воде в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время, уметь их соблюдать и выполнять.

Основные понятия

Понятия:

- Снег

- Лёд

- Гололедица

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, основы безопасности жизнедеятельности, изо

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова «Окружающий мир» 1 класс;

персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, экран; «домики» для животных; картинки животных; стакан с замёршей водой, тяжёлая гирька.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный этап. Цель: - психологический настрой учащихся.

П.р.

Знать правила поведения на уроке

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный этап.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Расскажите правила поведения на уроке.

Личностные УУД

- установление связи между учебной деятельностью и мотивом

-формирование нравственно-эстетических ценностей

I этап. Организационный этап.

Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД

- развитие внимания учащихся

- обучение правилам участия в коллективной деятельности

II этап.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

Цель - мотивировать учащихся на изучение темы »Пришла зима»

П.р. Знать особенности жизни животных в связи с подготовкой к зиме

Работать с информацией, представленной в виде игры «Угадай животное».

Участвовать в осуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовывать фронтальную работу во время игры «Угадай животное», «Рассели животных по домикам», показать учащимся всё многообразие животных, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

У. Ребята, А вы любите играть? Сейчас проведём игру «Угадай животное». Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из вас быстрее отгадает, о каком звере идёт речь?

Слайд 11.( На слайде по мере ответа детей выходят картинки медведя, лисы, зайца)

- Осенью у нас забот немало. Во - первых, мы линяем. Во- вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчёл и ос - сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи на всю зиму.

- Медведь.

- Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются - не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - веточками деревьев, корой с их стеблей.

  • Заяц.

- А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасёт от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу - мышей - полёвок - находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.

- Лиса.

У. Молодцы! А сейчас следующее задание: Рассели животных по домикам. Каких животных спросите вы? Оглядитесь вокруг и найдите картинки животных.

Слайд 12. Домики:

Домик 1 - животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 - животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 - животные, которые зимой ищут корм в природе.

(Картинки животных: белки, медведя, лося, лисы, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка, мыши - полевки).

У. Давайте проверим!

Слайд13.

II этап.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

-Какую роль играют животные в природе? Для чего они нужны?


Познавательные УУД

- работа над формированием логических умений:

- анализ синтеза, сравнение;

-обобщение и классификация, доказательство;

- построение цепочек рассуждений

III этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель - познакомить учащихся с основными признаками зимы, правилами безопасности на воде в зимнее время, при катании с гор.

П.р.Знать основные признаки зимы, о правилах безопасности на воде в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время, уметь их соблюдать и выполнять.

Работать с информацией, представленной в учебнике, тетради.

Участвовать в исследовательской практической работе по изучению темы «Пришла зима».

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Организовать опытническую работу по изучению по определению свойств первого льда.

Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания.


Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов

III этап. Учебно-познавательная деятельность

1). Вступительная беседа учителя.

У. О чём сегодня мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Д. Зимой.

У. Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы и тема нашего урока «Пришла зима».

Слайд 15. (На слайде - тема урока)

2). Объяснение нового материала по развороту учебника стр.32-33.

У. Назовите условные обозначения.

Д. Расскажи, опыт, осторожно.

Игра «Приметы зимы».

У. Ребята сейчас мы разделимся на две команды. Команды по очереди будут называть приметы зимы. А поможет вам в этом разворот учебника «Пришла зима».

- Сравните рисунок левой полосы и центральный рисунок. Одно и тоже место в разное время года.

Д. На рисунке левой полосы - осенний пейзаж горки, спускающейся к озерку, разноцветная окраска листьев, листопад. Центральный рисунок - это же место зимой в воскресный день.

У. Почему в воскресный день?

Д. Все дети со своими четвероногими друзьями на этой горке: кто на санках, кто на коньках. Те же деревья, но они сбросили листву. С приходом зимы замёрзла вода в водоёме, а землю покрыло снежное покрывало.

У. А какие изменения с приходом зимы произошли в нашем крае?

Слайд 16. (На слайде - наша деревня)

Д. Кругом белое и чёрное. Белые облака плывут по небу, белый снег на земле, лишь темнеют стволы голых деревьев да пятна земли, не укрытые снегом. Не слышно криков птиц, кваканья лягушек, жужжанье насекомых.

У. А какие звуки мы слышим?

Д. Мы слышим скрип снег под ногами, птичьи «разговоры» оставшихся на зиму птиц.

У. А какой стал воздух с приходом зимы?

Д. Я думаю, что зимний воздух - чистый и свежий.

У. Как изменяется труд людей зимой?

Д. Люди убирают снег возле домов. Животноводы ухаживают за животными.

3). Самостоятельная работа в тетрадях. Задание 24.

У. Откройте тетрадь на стр. 26. Если осенью шла уборка урожая и подготовка к зимовке домашних животных, то зима - пора забот о будущем урожае.

Расскажите о труде людей в зимнее время.

Д. В мастерских ремонтируют машины, чтобы они бесперебойно работали весной и летом.

В деревнях зимой все время следят, как хранятся семена, не повысилась ли их температура или влажность.

В теплицах выращивают лук, салат, редис, огурцы. С января в деревнях готовят парники, чтобы потом вырастить ранние помидоры и капусту.

Всю зиму много забот у животноводов, они ухаживают за сельскохозяйственными животными.

На полях ведется задержка снега.

Много забот у работников дорожной службы. Они убирают снег.

У. Молодцы! А сейчас раскрасьте понравившийся вам рисунок. Нарисуй свой.

4). Динамическая пауза.

Выставка рисунков, экскурсия в «выставочный зал».

5). Работа по центральному рисунку учебника.

Слайд 17. (На слайде картинка - зимних забав детей )

У. Ребята, займите свои места. Продолжим работу по учебнику. Рассмотрите центральный рисунок учебника.

Обратите внимание на то, как одеты дети? И как нужно правильно одеваться зимой?

У. А теперь давайте вместе прочитаем правила, которые вы должны выполнять в зимнее время: Слайд 18.

1.Отправляясь гулять, желательно надеть легкую, но тёплую куртку, вязаную шапочку, закрывающую уши, на шею повязывать шарф, застегнуть воротник.

2.Играть со снегом лучше не в перчатках, а в варежках. С них легче стряхивать снег и в них теплее.

3.Нельзя есть снег и лёд, даже если очень хочется пить. Замёрзшая вода не только очень холодная, но и недостаточна чистая для питья.

4.Вернувшись домой, нужно не забыть высушить одежду и обувь. Они завтра снова пригодятся.

У. Как дети ведут себя дети во время зимней прогулки?

Д. Два мальчика катаются на санках с горы. Мальчик с девочкой на горе лепят снеговика. Один мальчик пытается встать на лёд.

У. - Какие правила техники безопасности во время зимних забав нужно соблюдать?

- А где ты катаешься на лыжах, коньках или санках?

- Что нужно знать, чтобы не случилась беда?

- Всегда ли безопасны зимние игры?

У. Осторожность на льду.

Как снегурочка, в шубке белой

Маша с горки едет смело…

На пруду каток хороший,

Лёд сверкает, как стекло,

На коньках бежит Алёша…

- Какие опасности угрожают детям?

- Что бы вы предложили своим товарищам, чтобы избежать трагедии?

III этап. Учебно-познавательная деятельность

Регулятивные УУД

- нахождение наиболее рациональных способов выполнения задания

Коммуникативные УУД

-развитие внимания учащихся

Познавательные УУД

- анализ синтеза, сравнение

Личностные УУД

-формирование нравственно-эстетических ценностей

























































Высказывания детей о правилах поведения в зимнее время

  • Дети одеты в теплые куртки, пальто. На голове вязаные шапки, на шее шарфы, на руках варежки.






Высказывания детей

Практическая работа в парах. Проведение опыта со стаканом с замёршей водой.

Динамическая пауза. Слайд 19.(На слайде иллюстрация - подсказка последовательности проведения опыта)

У. Действительно ли первый лёд такой тонкий и опасен для жизни? Хотите в этом убедиться? Проведём опыт.

Работа в парах.

Дети проводят опыт с тяжёлой гирькой и тоненькой «корочкой» льда в стакане с водой.

(Смотрят иллюстрацию - подсказку последовательности проведения опыта на левом разворот и на слайде.)

Вывод: Первый лёд тонкий и опасен для жизни.

IV. Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: обобщить знания учащихся об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.

П.р. уметь выбирать одежду для экскурсии в зимний лес.

Знать правила безопасности при спуске с гор.

Работать с информацией представленной форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

IV. Контроль и оценка результатов деятельности.

1. Работа по учебнику с. 32 - 33.

Обсуждение вопросов и заданий.

IV. Контроль и оценка результатов деятельности.

Работа в тетрадях.

1. Самостоятельная работа в тетрадях.

Задание 22

Выбери одежду и обувь для экскурсии в зимний лес. Раскрась выбранные рисунки. Дорисуй те предметы, которые могут пригодиться на уроке - экскурсии.

Задание 23

Предложи условное обозначение, предупреждающее об опасности при спуске с гор. Отметь этим значком опасные ситуации. Нужно ли поставить такой знак у ваших ГОРОК?

Контролирующие задание

2. Выбери правильный ответ Слайд 22.

1.С какого месяца начинается зима в местности, в которой ты живешь:

1. Январь

2. Декабрь

3. Ноябрь

2. Какие зимние явления происходят в неживой природе?

1.Снегопад,

2.Гололедица,

3. Ледоход,

4. Оттепель.

3. Во что превращается вода, если она замерзает?

1. В лёд.

2. В сок.

3. В каток.

4. Отправляясь гулять зимой нужно:

1. Надеть лёгкую, но теплую куртку.

2. Надеть на голову вязаную шапку.

3. Завязать шарф.

- Проверим свои ответы? Слайд 23.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель - подвести итог проделанной работе на уроке.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- О каких зимних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

- Какие происходят изменения в живой природе с приходом зимы?

- Какие правила безопасности нужно соблюдать во время зимних забав?


© 2010-2022