Урок на тему «Снегурочка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока литературного чтения во 2 «А» классе.

Дата проведения: 7. 12. 2007 год

Тема урока «Снегурочка» русская народная сказка

Цель урока:

  • продолжить знакомство с малыми жанрами фольклорного искусства.

  • познакомить детей с русской народной сказкой « Снегурочка».

  • провести анализ данного произведения и соотнести его с другими жанрами музыкального и изобразительного искусства.

задачи

Обучающие

  • учить, самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
  • учить соотносить поговорки и пословицы с содержанием изучаемого произведения;

  • способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за средствами речевой выразительности, проследить за мелодичностью речи.

Воспитательные

  • уважение и любовь к устному народному творчеству;

содействовать формированию коммуникативной компетенции;

  • продолжить формирование нравственного облика учащихся, че средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

  • рез воплощение в сценическом образе;

  • воспитывать добросовестное отношение к работе на уроке;

  • способствовать развитию креативности мышления учащихся;

  • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

Развивающие

  • создавать ситуации для развития познавательного интереса учащихся;

  • ввести учеников через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

Образовательные

  • отработка технологической и коммуникативной компетентности при работе на уроке;

  • формирование информационной компетентности при работе с источниками информации.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  • компьютерная презентация по теме « Народное творчество»

  • карточки с отрывками из текста для одного ряда,

  • цветные карандаши,

  • репродукция картины В.Васнецова « Снегурочка»

  • аудиозапись с отрывком из оперы Н.А. Римского- Корсакова «Снегурочка»,

  • мультфильм «Снегурочка».

  • демонстрационная таблица по литературному чтению « Устное народное творчество».

  • Портреты В. Васнецова, и Римского- Корсакова

  • словарь

Формы обучения:

  • групповая

  • фронтальная

  • самостоятельная работа

  • работа под руководством учителя

  • индивидуальная работа

Этапы урока

  • Организационный (психологический настрой)

  • Подготовка к изучению нового материала

  • Ознакомление с новым материалом

  • Изучение нового материала

  • Физкультминутка

  • Закрепление изученного материала.

  • Итог урока.

  • Домашнее задание

ИКТ:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, видеомагнитофон.



Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»
Урок на тему «Снегурочка»
Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»


1.Организационный момент

(психологический настрой на урок)

-Какое сейчас время года?

(слайд № 1)

( Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились)

-Вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились.

-Вы пришли весёлые домой. Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.


  1. Подготовка к изучению нового материала

Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книги и разгадаем, название этой книги и название удивительной страны. (слайд № 2)

я страница ( прочитать, отгадать)

Без рук, без ног, а рисовать умеет.

(слайд № 3)

Белая скатерть, всё поле одела.

- Что мы сейчас с вами отгадывали?

(слайд №4)

2-я страница (прочитать)

Много снега- много хлеба.

Лето собериха- зима поедиха.

Зимою вьюга- летом ненастье.

- Можно сказать, что это предложение.

- Почему?

-А точнее, что это?

(слайд № 5)

- Можно ли сказать, что в них выражена народная мудрость?

(Пословица - краткое народное изречение с поучительным смыслом)

3-я страница (Чтение поговорок)

(слайд №6)

1. Зима кончается, весна начинается.

2. Чему быть, тому не миновать.

3. Люди рады лету, а пчела цвету.

- Что мы прочитали?

( Поговорка- краткое образное устойчивое выражение)

- Как можно объяснить 2 поговорку?

- Как можно объяснить 3 поговорку?

4-я страница (Иллюстрация к сказке « По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок»)

(слайд № 7)

Определите, к какому жанру можно отнести эти иллюстрации?

( - русские народные сказки)

На доске:

УСТНОЕ ФОЛЬКЛОР ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОЕ

(слайд № 8)

_ Разгадайте, как можно назвать удивительную страну, в которой живут эти произведения?

( устное народное творчество)

- Как можно по-другому, назвать устное народное творчество?

- Фольклор.

- Какие жанры в фольклоре вы знаете?

(слайд № 9)

( сказки, загадки, пословицы, заклички, былины).

3.Изучение нового материала

-Мы сегодня с вами будем работать с фольклорным произведением. Как оно называется, мы должны с вами отгадать.

- Кого мы лепили с вами в начале урока?

- Как можно назвать девочку из снега, составьте из предлагаемых букв слово.

(слайд 10) Н Г О К Р У Ч АС Е

( Снегурочка)

Урок на тему «Снегурочка»


- Произведение, с которым мы будем работать, называется « Снегурочка»

- Давайте подберём проверочные слова к слову Снегурочка.

(снег, снеговик, снежный, снежинка, заснеженный….)

- Какая часть слова у них одинаковая?

- (корень)

Словарная работа

- Ребята, на доске написаны слова, которые встретятся в тексте и они вам могут быть незнакомы, мы должны объяснить их значение.

(слайд № 11)

сафьяновые

атласная

лелеять

миновала

нездоровится

смотрят

насмотреться

а)Чтение слов по слогам.

б).Медленное чтение слов

в).Чтение слов про себя.

г).Прочитать слова с восклицание

Работа над лексическим значением слова

- Какие слова вам встретились впервые, какие из них вам непонятны?

Индивидуальная работа со словарём

(слайд № 12)

Сафьяновые сапоги - (САФЬЯН) - тонкая, мягкая окрашенная обычно в яркие тона кожа, выделываемая из козьих или овечьих шкур.

Атлас- сорт шелковой гладкой, блестящей ткани.

Фронтальная работа

-Ребята, объясните значение таких слов

Лелеять- нежить, заботиться.

Миновало- прошло.

- Эти слова нам встретятся в тексте.

Знакомство с новым произведением

- Сейчас, я прочитаю вам произведение, а после его чтения вы определите, к какому жанру оно относится.

(Первичное прочтение сказки учителем.1 - 2 части).

- Кто успел проследить за мной? Спасибо !

- Итак. к какому жанру относиться это произведение?

- Сказка.

- Кто автор сказки?

- Народ.

Первичная проверка понимания прочитанного

работа по рядам с заданиями.

1-ряд- в первой части найдите, где говориться о забавах детей.

- Прочитайте.

2-й ряд - карточка с текстом ( как дети лепили Снегурочку).

3- ряд- найти в тексте и прочитать, как жила Снегурочка.

2. Проверка задания 1и 2 рядов.

3. Практическая работа.

Возьмите свои рисунки с изображением Снегурочки. Давайте будем вместе дорисовывать, как постепенно появлялась Снегурочка.

Рисунок- на доске. (Учитель выполняет цветными мелками, а ученики -красками, на индивидуальных карточках с рисунком Снегурочки).

- Покажите, какая у вас получилась Снегурочка?

4. Проверка задания 3- ряда.

5. Физминутка

( выполняется под музыку)

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили,

Потом куклу смастерили,

Снег, снег, белый снег,

Вышла кукла лучше всех.

Знакомство с шедеврами мировой культуры

- С каким произведением мы работаем?

- К какому жанру оно относиться?

Образ Снегурочки творчески вдохновил художников, композиторов.

(слайд № 13)

Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»

Показ иллюстрации.

(слайд № 14)

Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»

Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал её образ к опере Н. А. Римского- Корсакова « Снегурочка».

Полотно художника находится в Третьяковской галерее.

Премьера оперы Н. А. Римского- Корсакова « Снегурочка» состоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Пожалуйста, сядьте поудобнее, давайте закроем глаза, представим, что мы в 19 - м веке и послушаем отрывок из оперы. (прослушивание арии Снегурочки из оперы Н. А. Римского- Корсакова).


- Вы хотите узнать окончание сказки?

Чтение заключительной части сказки.

(читают ученики).

Проверка понимания новых знаний по заключительной части

- Кто успел проследить? Спасибо!

- Прочитайте, как заканчивается сказка.

- Какое настроение вызывает у вас конец сказки?

- Это настроение меняется при чтении?

(Да. От весёлого - к грустному).

Найдите в тексте и прочитайте, какие произошли изменения в природе.

Подтвердите свой ответ словами из текста.

Ролевая игра.

  1. Просмотрите слова девушек, Снегурочки, деда, бабки, и мы разыграем сценку.

  2. Инсценировка отрывка из сказки «Снегурочка».

  3. Найдите в тексте сказки и прочитайте, как исчезла Снегурочка.

( растаяла).

6.Закрепление новых знаний.

-Во что превратилась Снегурочка?

( в облачко).

- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?

( из облака зимой может пойти снег и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. А летом облачко опять прольётся дождём. И на земле распустятся белые цветы, похожие на Снегурочку).

7. Итог урока.

- Назовите произведение, с которым мы познакомились.

- Можно ли сказку считать волшебной?

- Какие из поговорок, которые мы читали в начале урока можно отнести к сказке?

( зима кончается, весна начинается, чему быть, тому не миновать).

- Сейчас мы посмотрим фрагмент сказки « Снегурочка». Посмотрите и скажите, есть ли разница между текстом произведения и мультфильмом?

( в тексте Снегурочка прыгает через костёр, а в мультфильме растаяла на солнце).

8.Домашнее задание

Подготовьте чтение сказки по ролям. с. 138-141,

рассмотрите иллюстрации и попытайтесь сочинить свою сказку про Снегурочку

- Спасибо! Молодцы, мне было приятно с вами сегодня работать.





Приложение к уроку

(Карточка с отрывком из текста, как лепили Снегурочку).

Так и сделали. Пошли в огород, и давай Снегурочку лепить. Вылепили ручки, ножки, головку. Глазки из светлых льдинок сделали, брови угольком вывели. Хороша Снегурочка!

Урок на тему «Снегурочка»

Оформление доски: приложение 2

Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»
Урок на тему «Снегурочка»
Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»


Приложение 3

Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»


Приложение 4

Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»

Приложение 5

Много снега- много хлеба.

Лето собериха- зима поедиха.

Зимою вьюга- летом ненастье.

Урок на тему «Снегурочка»


Приложение 6

Зима кончается, весна начинается.

Чему быть, тому не миновать.

Люди рады лету, а пчела цвету.

Урок на тему «Снегурочка»




Приложение 10


Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»

Приложение 7

Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»



Урок на тему «Снегурочка»


Урок на тему «Снегурочка»

Приложение 8


Урок на тему «Снегурочка»



Приложение 9


Урок на тему «Снегурочка»






Приложение 11



Урок на тему «Снегурочка»







Приложение 12



Сафьяновые сапоги - (САФЬЯН) - тонкая, мягкая окрашенная обычно в яркие тона кожа, выделываемая из козьих или овечьих шкур.

Атлас- сорт шелковой гладкой, блестящей ткани.

приложение 1

Урок на тему «Снегурочка»

Урок на тему «Снегурочка»


Приложение 13

Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»

Приложение 14

Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»Урок на тему «Снегурочка»

© 2010-2022