Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме: «Состав слова. Разбор слов по составу»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме: «Состав слова. Разбор слов по составу».
Тема урока: «Состав слова. Разбор слов по составу.» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Цели урока:

- систематизировать и закрепить знания о значимых частях слова;

- повторить алгоритм разбора слов по составу;

- закрепить знания о семантике морфем.

Задачи:

обучающие:

- сформулировать умение находить составные части слова ;

- сформулировать умение разбирать слова по составу

развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать материал

- развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища), обсуждать проблему, приходить к единому мнению

воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников

- формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, осознание своей этнической принадлежности, знание родного языка.

Регулятивные УУД: умение составлять план действий и применять его при решении учебных задач.

Коммуникативные УУД: владение способами коллективной деятельности, вариантами действий в ситуациях общения.

Познавательные УУД: освоение базовых предметных понятий, использование знаково-символических средств при решении поставленной задачи.




Ход урока.

  1. Организационный этап. (1 мин).

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и желаю, что бы этот день принес вам радость, общение друг с другом. У нас на уроке сегодня присутствуют гости поприветствуйте их и подарите свои улыбки.
  1. Введение в тему и постановка цели урока. (10 мин).
-Открываем тетрадочку, записываем число. -Начнем урок русского языка с записи слов, каждая группа слов будет состоять из двух, и каждую группу слов вы будете писать с новой строки: 1. Дождь, холод; 2. сырой, лужа; 3. осенний, холодина; 4. подосиновики, проливной.
- Что мы сейчас делали со словами? (разбирали по составу) - Для чего нам нужно знать состав слова, уметь разбирать? (Чтобы правильно писать слова, обогащать словарный запас) - Что происходило с каждой группой ? ( она увеличивалвсь) - За счет чего она увеличивалась? ( за счет приставки и суффикса) -А мы знаем что приставка и суффикс что делают? ( образуют новые слова) - Скажите , если мы разбирали слова по составу, какая у нас тема урока? Тема: Состав (части) слова. Разбор слова по составу.
-Поставим задачи: 1.Учиться разбирать, отличать части, находить их в слове, правильно писать. 2. Обогащать ум, словарный запас для устной и письменной речи. 3. Воспитывать послушание, согласие, силу воли, терпение, любовь к Родине, к русскому языку.
  1. Повторение изученного материала. ( 10 мин) Блицопрос.

Мы продолжаем сегодня работу по теме « Состав слова».

Вспомним, что мы знаем по изученной теме.

- Какие части слова мы изучили?

- Какая часть в слове самая главная?

- Что такое корень?

- Какие части слова участвуют в образовании новых слов?

- Что такое приставка?

- Что такое суффикс?

Учитель: Молодцы!

  1. Работа по учебнику.

Вспомните алгоритм разбора слова по составу:
1. Выдели окончание, изменив форму слова . 2. Укажи основу слова (это часть слова без окончания) 3. Выдели корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2-3 однокоренных слова. 4. Выдели приставку (Это часть слова, которая стоит перед корнем). 5. Укажи суффикс (если есть) - часть слова, которая стоит после корня. - Для чего нам нужно знать алгоритм ?
Уч. стр 94, упр 152. -Самостоятельная работа ( обменялись тетрадочками, взаимопроверка)


5. -Какой темой можно объединить эти слова ? (осень)(15 мин) - А с чем у вас ассоциируется осень? Разгадайте ребус. Послушаем стихотворение И.А.Бунина « Листопад» (отрывок)

Иван Алексеевич Бунин - русский прозаик, поэт, переводчик. Родился в Воронеже в семье обедневшего дворянина. Раннее детство провел в небольшом фамильном поместье (Орловской губернии)сейчас Липецкая область. Не смог окончить гимназию из-за бедности. В 16 лет появилась первая публикация стихов Бунина в печати.

Последние годы Бунин болел и жил в бедности, работал над книгой "О Чехове".

Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою порой
Вступает в пестрый терем свой...


  1. Работа в паре.

-Возьмите в руки карточку, в тетрадь выпишите приемы.

-Какие литературные приемы использует поэт для описания этого явления ?


  1. Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

    2. Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов живыми качествами!

    3. Мета́фора -слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

    4. Сравнение - это широко распространенный художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний.

- Для чего нам важно знать художественные приемы?

-Выпишите из стихотворения слова, которые соответствуют схемам.

- Как образовано слово листопад, подберите еще несколько слов , разберите по составу.

  1. Любитель книг. (Книголюб)

  2. Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)

  3. Машина, которая сама летает. (Самолёт)

  4. Человек, который разводит птиц. (Птицевод)

  5. Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)

  1. Разбор предложения.(5 мин)

Улетают в теплые края перелетные птицы.

- Найдите орфограммы, объясняя их написание.

- Найдите грамматическую основу.

- Найдите слова с приставками. Что это за слова? Подберите однокоренные слова.


  1. Вставь в текст пропущенные слова с корнем -лёт-.(5 мин)


Осень многие птицы ________________________ на юг. Перед ___________ они собираются в стаи. Журавли ______________________ клином. Гуси - вереницей. ________________ стаю ведёт вожак. Многие _______________
Птицы гибнут в пути.





  1. Домашнее задание (3 мин.)
Уч. стр 95 , выучить узелки, упр 153. 1 уровень: по заданиям. 2 уровень: составить небольшой рассказ с однокоренными словами.(4-5 предложений)
  1. Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин.)

- Что нового узнали на уроке?

- Чему вы учились на уроке?

-Что значит разобрать слово по составу?






































В ходе проведения урока были совершенствованы и сформированы следующие умения, а именно:
Личностные умения:

  • Самоопределение (мотивация учения);
  • Совершенствование готовности и способности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные умения:
  • Совершенствование умения самостоятельно планировать свою деятельность для достижения поставленных целей, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения продуктивного общения и взаимодействия по совместной деятельности с одноклассниками, умения контролировать и корректировать результаты совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнёру.
  • Совершенствование умений использовать знакосимволические средства для создания модели изучаемых объектов и процессов схем решений учебно-познавательных и практических задач;
  • Совершенствование умений выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.

Предметные умения:
  • Закрепление знаний учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.
  • Совершенствование умений выполнять разбор слов по составу.















«Блистая, пробегают облака»
Блистая, пробегают облака
По голубому небу. Холм крутой
Осенним солнцем озарен. Река
Бежит внизу по камням с быстротой…
Автор: М.Ю.Лермонтов

«Когда с дубравы лист слетает пожелтелый»
Когда с дубравы лист слетает пожелтелый,
То вихрь его несет за дальних гор поток -
И я душой увял, как лист осиротелый…
Умчи же и меня, осенний ветерок!..
Автор: М.Ю.Лермонтов

4. Перед дождем

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...

8. Есть в осени первоначальной

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
(Ф. Тютчев)

3. Слайд 2.

Итак, тема урока «Состав слова», а какие части есть в слове, нам предстоит узнать.

4. Самая главная часть слова - корень.

Вспомните, как растет дерево. Оно имеет корень, который питает его водой и помогает устоять при сильном ветре. Так и слово не может обойтись без корня.

5. Слайд 3.

Выпишите родственные слова. Найдем общую часть в этих словах. Выделим. Это есть корень.

Вывод:Корень - неизменяемая одинаковая часть родственных слов. Он выделяется Родственные слова с одинаковым корнем - называются однокоренными.

6. Закрепление

Прочитай стихотворение, выпиши из него однокоренные слова, выдели корень.

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Летчик, самолет, полет.

Ледяной, ледовый лед.

7. Корни не любят оставаться одни, им всегда нужна компания для построения нового слова. Долго они думали, с кем бы им так подружиться, чтобы слова росли быстро и получались красивыми. И тогда они позвали в гости приставки и суффиксы, это очень полезные части слова, и уговорили остаться в своей стране.

1.Чему вы учились на уроке? Что называется корнем? При помощи каких частей слова образуются новые слова? Что такое приставка? Суффикс? Основа слова?

2.Что повторили? Какие орфограммы правописания корня применяли?

Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить народные приметы и пословицы: Сентябрь без плодов не бывает. В сентябре прохладно, да сытно. С сентября и лист на дереве не держится. Сентябрь - золотой месяц грибников.
Стихотворение А.Плещеева: Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.
Источник: reftrend.ru/1092459.html



© 2010-2022