Склонение личных местоимений единственного числа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 3. Склонение личных местоимений единственного числа.

Цель: актуализировать практический опыт использования в речи личных местоимений в различных падежных формах; тренировать в склонении личных местоимений единственного числа; пронаблюдать, как изменяются падежные формы личных местоимений 1,2,3-го лица в составе предложения, развивать речь, мышление, воспитывать потребность к здоровому образу жизни.

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение целей урока

Упражнение «Третье - лишнее».

На доске записаны группы слов. Одно из слов в каждой группе является лишним. Нужно найти это слово и ответ обосновать.

1) ОНА, ОНО, Я. (Я - местоимение 1 лица, остальные - 3-го лица.)

2) Я, ОНИ, ОН. (ОНИ - местоимение во множественном числе, остальные - в единственном.)

3) ОН, НО, ТЫ. (НО - союз, остальные - местоимения.)

4) ОН, ОТ, ТЫ. (от - предлог, остальные - местоимения.)

-Прочитайте слова. Что их объединяет? ( личные местоимения единственного числа)

-Кто догадался, какова тема урока?

- Итак, тема нашего урока «Личные местоимения единственного числа».

- Вместо какой части речи употребляются местоимения? (Вместо существительного.)

- Как имена существительные изменяются? (по числам, по падежам).

-Изменяются ли по числам местоимения? (нет)

-Как вы думаете, изменяются ли по падежам местоимения? (Ответы детей.)

-Вот на этот вопрос мы сегодня попытаемся ответить.

II.Минута чистописания

На доске написаны слова:

ЮЛА, ЛЮБА, ЮЖНЫЙ, ЛЮБИТ, ВЬЮГА, СПЛЮ.

- Сегодня на чистописании мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах и может разделить их на две группы.

- Какая это буква?

-На какие две группы она может разделить данные слова?

(Это буква ю (1. В словах ЛЮБА, ЛЮБИТ, СПЛЮ она обозначает звук [у]- это первая группа. В словах ЮЛА,ЮЖНЫЙ, ВЬЮГА - два звука: [й], [у] - это вторая группа.)

III. Работа по теме урока

1. упражнения 16, на с. 35 устно.

Упражнение 17 на с. 35 выполняется по заданию учебника под руководством учителя.

Прочитайте предложения, вставляя вместо вопросов подходящие по смыслу слова.

Объясните, какой частью речи могут быть эти слова,

Летом (кто?) ездил в школьный лагерь.

Там (у к о г о?) появились новые друзья.

Друзья охотно помогали (К о м у?).

Женя учил (К о г о?) плавать.

Ваня занимался (с к е м?) пением.

Друзья помнят (о к о м?).

-Личные местоимения какого лица и числа следует вставить вместо падежных вопросов, чтобы получился рассказ мальчика о самом себе? (1л., ед. ч.)

Обратите внимание! Как изменяется по вопросам личное местоимение я?

Запишите текст, вставляя личное местоимение первого лица единственного числа в нужной падежной форме. Укажите падеж местоимений.

Устно замените падежные вопросы местоимением ТЫ в соответствующих формах.

То же самое проделайте с местоимениями ОН, ОНА. - Сделайте вывод. В ы в о д: местоимения изменяются. 2. Р а б о т а с правилом на с. 36.

Личные местоимения единственного числа изменяются по падежам, то есть склоняются. 3. Р а б о т а с таблицей на с. 36.

Понаблюдайте! Как склоняются личные местоимения единственного числа?

-Как изменяются личные местоимения единственного числа при склонении? - Понаблюдайте над основой. Сделайте вывод. В ы в о д: при склонении местоимений изменяется вся основа.

-Обратите внимание: у личных местоимений не выделяем окончания.

Физкультминутка

Мы работаем отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

IV. Закрепление. 1. - Определите лицо, число, падеж местоимений. Используйте таблицу. 1) поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.). 2) встречаю его. 3) дарю ей. 4) горжусь тобой. 5) отвечает мне.

2.Упражнение «Сколько местоимений в тексте?»

Учитель читает текст из рассказа К. Паустовского. Учащиеся должны записать местоимения, которые они услышат.

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

- Какие местоимения вы записали? (Я, ко мне, она, около меня, меня, его, ей, он, надо мной, мне.)

3. Упражнение 19 (с. 37).

- Найдите в тексте сложное предложение. Разберите его по частям речи и членам предложения. Обозначьте орфограммы в тексте.

3. Свободный диктант.

У меня прекрасное настроение! Нам подарили компьютер. Теперь мы с сестрой будем играть в новые игры. Нас научат правильно им пользоваться. Нельзя мне долго сидеть у компьютера. У меня болят глазки. их нужно беречь.

- Подчеркните местоимения в зависимости от того, какими членами предложения они являются.

- Кто из вас знает, сколько времени четвероклассник может проводить у компьютера, чтобы не повредить своему здоровью?

4.- Выполните фонетический разбор слова У МЕНЯ.

V. Словарная работа.

Упражнение «Какие это слова?»

- К данным согласным добавьте нужное количество букв О так, чтобы получилось слово.

ВРН (ворон) МЛК (молоко) ГРД (город, огород)

ВСТК (восток) МЛТК (молоток) ОКЛ (ОКОЛО)

ГРД (город) МРЗ (мороз) ПТМ (потом)

- Запишите данные слова в алфавитном порядке. (Ворон, восток, город, молоко, молоток, мороз, огород, около, потом, топор, хорошо.)

VI. Итог урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- У кого из вас еще вызывает затруднение нахождение в тексте местоимений, стоящих в косвенном падеже?

VII. Домашнее задание Упражнение 20, с. 37.

3


© 2010-2022