Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему На горке

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2.

Тема: Н.Носов «На горке».

Цели урока: Образовательные:

Познакомить учащихся с содержанием рассказа.

Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.

Развивающие:

Познавательные УУД: ознакомление с рассказом Н.Носова «На горке»; осознанное восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; деление на логические части, построение оценочных рассуждений.

Регулятивные УУД: выполнение принятой учебной задачи ; адекватное восприятие оценки учителя и товарищей; планирование своих действий;

Коммуникативные УУД: взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражение своих мыслей , оказание поддержки друг другу и эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками;

Личностные УУД: умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Воспитательные: Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 часть, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, презентация, аудиозапись рассказа, портрет Н. Н. Носов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

- Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее. Молодцы!

- Перемена быстро пролетела,

Нужно браться нам за дело!

Слушать вам надо внимательно,

Работать вам надо старательно,

Побольше нового узнать

И получить отметку «пять»!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Личностные УУД:

-установить личностный смысл учебной деятельности на данном уроке 2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит краткую фронтальную беседу о творчестве писателя Н. Носова, прослушивает выразительное чтение, чтение по ролям.

- Знаком ли вам этот литературный герой?

- Какой писатель написал книгу о Незнайке?

- Найдите портрет Н. Носова среди портретов других писателей.

(Несколько портретов стоит около доски)

- Какие произведения этого автора вы знаете?

-Дома вы должны были прочитать выразительно и подготовить чтение по ролям рассказ "Живая шляпа" .

Ребята, а вы внимательно читали рассказ? А мы сейчас это и проверим.

1. Тест (выбрать правильный ответ). (слайд1)

1. Как звали котёнка?

а) Мурзик; б) Васька; в) Пушок

2. Что делал котёнок в начале рассказа?

а) Сидел на полу возле комода и ловил мух;
б) Спал на диване;
в) Играл с мальчиками.

3. Какой был хвост у кота?

а) белый; б) серый;. в) черный

4.Где лежала шляпа?

а) на столе; б) на комоде; в) на полке

5. Почему упала шляпа? (слайд 2)

а) уцепился кот; б) дунул ветер; в) задели ребята;

6. Как звали мальчиков - героев рассказа?

а) Леша и Дима; б) Толя и Коля; в) Володя и Вадик.

7. Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (Слайд 3)

а) Огурцы; б) Картофель; в) Яблоки.

8. Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?

А) Володя; б) Вадик

Ключ к тесту: (слайд 4)


1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

б

а

б

б

5 вопрос

6 вопрос

7 вопрос

8 вопрос

а

в

б

а

Молодцы! С домашним заданием вы справились неплохо.

Участвуют в диалоге с учителем, читают выразительно и по ролям рассказ Н. Носова «Живая шляпа»,


Предметные УУД:

- умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Коммуникативные УУД

- умение слушать и вступать в диалог;

-умения сотрудничать с учителем и сверстниками

Познавательные УУД:

- умение найти и выделить необходимую информацию;

- умение оценить результат деятельности;

- умение адекватно передавать содержание текста






3. Подготовка к первичному восприятию текста. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Николая Николаевича Носова и вновь будем учиться составлять план, пересказывать и отвечать на вопросы. А сейчас Незнайка приглашает нас познакомиться с этим произведением и предлагает отгадать его название.

Дети разгадывают анаграмму(плакат на доске):

Г - - Ь

О - - - Ь

Р - - - - Ь

К - - - - - Ь

А - - - - - - Ь

Отгадать слова вам помогут загадки:

- В перьях ходит, не спешит, часто на людей шипит,

Я чуть-чуть его боюсь. Угадали? Это ……………… (гусь)

- Лес разделся, неба просинь, это время года ……… (осень)

- Если мы опустим наши руки, он удержит наши брюки. (ремень)

-По волнам дворец плывет, на себе народ везет. (корабль)

- Нанесет она узор, очень трепетный и нежный,

Будь то небо или бор, иней, тонкий, белоснежный,

Зеленеющий апрель - все раскрасит ……………… (акварель)

- Какое слово помог разгадать Незнайка? (горка). Прочитайте название нового рассказа Н Носова. (На горке)

- Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

- Делали ли вы горки зимой?

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

- Строительство горки - нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться.

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

-А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. Убедитесь, верны ли ваши предположения по поводу содержания.

- прослушайте аудиозапись произведения (Стр. 60- 63 учебника)

Дети определяют тему нового произведения, высказывают свои мнения о содержании текста, прослушивают аудиозапись рассказа «На горке», следят по учебнику, определяют тему и основную мысль произведения

Познавательные УУД:

-умение фиксировать проблему;

- Умение анализировать, доказывать свою точку зрения;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания;

Регулятивные УУД:

- умение принимать учебную задачу

4. Проверка первичного восприятия текста.

Учитель проверяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности учащихся через фронтальную беседу для определения уровня осмысления содержания услышанного текста.

- Понравилось ли вам произведение Н. Носова?

- Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Расскажите об этом.

- Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении?

- К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете?

- Какое настроение вызывает этот рассказ? Почему?

- Хочется ли вам самим выразительно прочитать его?

Учащиеся участвуют в диалоге, рассказывают о своих впечатлениях.

Личностные УУД:

- умение оценивать поступки людей;

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные УУД:

- Умение определять жанр произведения

Физкультминутка.

5. Словарная работа.

- Похож ли Коля Кнопкин на Котьку Чижова? Объясните свое мнение.

- Откройте учебники на странице 60-61

-Какой эпизод изображен на иллюстрации?

-Найдите в тексте (стр. 60) слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

-Правильно ведет себя Котька? Почему вы так считаете?

- Найдите слово, выделенное для словарной работы (стр. 61) Кто из вас может объяснить его значение? ( ДВОРНИЦКАЯ)

- Найдите толкование этого слова в словарике на странице 214 учебника

- Значение каких слов в тесте вам еще непонятны? (на четвереньках)

- Кто может объяснить значение этого выражения?

Словарная работа

  • Дворницкая - помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.

  • На четвереньках - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги

Работают с иллюстрацией к рассказу.

При необходимости пользуются словарем.

Познавательные УУД:

- умение выбрать вид чтения в зависимости от цели;

- умение сравнивать поступки героев;

- умение пользоваться толковым словарём

6. Вторичное восприятие произведения, анализ содержания, выборочное чтение, составление плана с опорой на сюжетные картинки.

Учитель организует чтение текста вслух по цепочке, следит за интонацией, постановкой ударения в словах, проводит проверку усвоения содержания и идейного замысла текста через постановку вопросов, выборочное чтение, выполнение заданий со слайдов презентации для обобщения высказываний учащихся об основной мысли текста и для составления плана на основе иллюстраций в учебнике.

-А сейчас мы прочитаем рассказ вслух по цепочке и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему?

-Какую ошибку совершил Котька и почему?

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Почему Котька спешил, когда собирался на улицу?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

- Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста…

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь - людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

- Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Давайте расставим картинки по порядку.

- Каких картинок не хватает?

- Давайте озаглавим каждую картинку и добавим недостающие заглавия в наш письменный план.

План.

  1. Ребята строят горку .(+)

  2. Хитрый Котька смотрит в окно. (-)

  3. Хитрец на скользкой горке.(+)

  4. Котька испортил горку песком.(+)

  5. Ребята ругают Котьку (+)

  6. Котька помогает ребятам. (+)

  7. Котька делает ступеньки. (-)

-К какому пункту нашего плана подходит иллюстрация на стр. 63?

- Найдите этот эпизод в тексте. Давайте прочитаем его по ролям.

- Сколько человек нам нужно для чтения? (3-5)

- Кто читал выразительнее всех? Оцените чтение при помощи снежинок(1-3)

Дети читают текст по цепочке, следят за чтением товарищей, участвуют в диалоге по содержанию прочитанного, выполняют задания по поиску информации в тексте, читают отрывки из текста по ролям, озаглавливают логические части текста в соответствии с сюжетными картинками учебника, сравнивают и объясняют смысл пословиц

Познавательные УУД:

- умение правильно и чётко построить ответ на вопрос

- умение свободно выражать своё мнение

-умение слушать и следить, воспринимать текст на слух

-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

- умение ориентироваться в тексте

-умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Коммуникативные УУД:

-умение налаживать продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками



  1. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель проводит фронтальную беседу для проверки выполнения задач данного урока, проверки уровня усвоения содержания.

-С каким произведением мы познакомились?

- Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?

- Чему же научила Котьку да и вас, ребята, история с горкой и песком?

Продолжите фразу:


  • 1. Я научился…

  • 2. Было интересно…

  • 3. Было трудно…

  • 4. Больше всего мне понравилось…

  • 5. Я понял, что…

  1. Итог урока.

- С произведением какого автора мы познакомились на уроке?

- С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Выберите правильное высказывание на слайде, подтверждающее главную мысль рассказа.

1. Развеселить читателей.

2. Подшутить, посмеяться над ребятами.

3.Показать, что не нужно бояться признавать и исправлять свои ошибки.

Домашнее задание: с.60-65, выразительное чтение, вопросы.

Ребята участвуют в диалоге по подведению итогов урока, высказывают свое отношение к содержанию урока, дают самооценку своей деятельности в течение всего урока.

Личностные УУД:

-умения, связанные с развитием самооценки;

-умение выбрать ориентир в сфере нравственно-этических отношений;

Коммуникативные УУД:

- умения учитывать разные мнения;

- умения аргументировать свои мысли, делать выводы и обобщения;



© 2010-2022