- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Изменение глаголов прошедшего времени по родам (3 класс)
Конспект урока по русскому языку Изменение глаголов прошедшего времени по родам (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кириллова Н.П. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс 28.04.2014г.
Учитель начальных классов: Кириллова Н.П. Цель урока: - познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Задачи: Обучающие:
1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.
2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации. Развивающие: 1.Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение. 2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного. 3.Совершенствовать орфографические навыки. Воспитательные: 1.Воспитывать любовь к родному языку 2.Воспитывать внимание, усидчивость. 3.Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.
Планируемые результаты: предметные:
- находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени личностные:
- проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
- понимает причины успеха в учебной деятельности
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- использует знако-символические средства при выделении суффикса;
- делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- составляет алгоритм под руководством учителя;
- слушает и понимает речь других;
- учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
1.ОРГ. МОМЕНТ
Психологическая подготовка. (Слайд 1)
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения. -Покажите, смайлики какое у вас сейчас настроение?
Мотивация.
- Как вы думаете, можно знать всё на свете?
-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?
- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.
- Сегодня, мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка. А какие, вы узнаете сами, но только чуть позже.
2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
1. « Упрямая свеча». Наберем в грудь «побольше», воздуха и задуем воображаемую свечу на счет 1,2,3,4,5. Не погасла, попробуем еще раз.
2. « Проколотый мяч». Надулись как мячик, выпустили воздух с-с-с.
3 « Лесной ландыш». Свободная поза, сорвали ландыш, глубоко понюхали. Ах?- выдох . (3-4 раза).
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- С какой частью речи мы работали на последних уроках, нам помогут вспомнить вот эти строки? (Слайд 2)
Интересная часть речи,
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам … (Глагол!)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
Блиц -опрос: (Слайд3)
Глагол - это……..
Глаголы отвечают на вопросы…….
Глаголы обозначают……..
Глаголы изменяются по…….
В настоящем времени обозначает действие которое …
В прошедшем времени обозначает действие которое …
В будущем времени обозначает действие которое …
4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
- Тему сегодняшнего урока нам подскажет стихотворение:
(Слайд 4)+ рабочий лист
Зима недаром злится,
Прошла её пора
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
-Прочитай выразительно. Назови глаголы. Какой глагол лишний? Подчеркни.
(- Все глаголы в форме настоящего времени, а глагол прошла в форме прошедшего времени.)
- Значит, о глаголах какого времени будем говорить, сегодня на уроке?
(- о глаголах прошедшего времени.)
- Да, мы будем учиться выделять глаголы прошедшего времени.
- А чем, еще? Посмотрите на доску.
На доске сочетания слов: (Слайд 5)
Ветер прилетел
Метель прилетел
Облако прилетел
Птицы прилетел.
Проблемный диалог. -Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? -Чего не хватает? (-Окончаний.) - С чем познакомимся ещё на уроке? ( С изменением окончаний у глаголов прошедшего времени) -Для чего нам это нужно знать? ( Чтобы их правильно писать)
5. СОВМЕСТНОЕ ОТКРЫТИЕ «НОВЫХ ЗНАНИЙ».
- Ребята, мы отправимся сегодня в путешествие, в удивительную страну Глаголию. С нами путешествовать будет умная сова и дядюшка Глагол.
(Слайд 6)
Остров «Прошедшего времени» (работа по группам-карточки) (Слайд 7)
Работаем в группах. Давайте вспомним правила работы: работаем дружно, сообща, доказываем друг другу своё суждение, находим правильный вариант.
Заполни таблицу. Выдели окончания глаголов прошедшего времени .
Сделай вывод. (Слайд 8)
глагол
М.р. ед.ч.
Ж.р.ед. ч.
С.р. ед. ч.
Мн.ч.
Ходить
пасти
грызть
дружить
нести
течь
везти
увлечь
Проверка (Слайд 9)
Вывод: В результате наблюдений за глаголами формы прошедшего времени, я делаю вывод, что глаголы изменяются по родам.
М.р 0 окончание
Ж.р.-а
С.р.-о
Множ. ч. -и
- Подтвердим, наш вывод. (интерактивная доска -анимация)
Море «Смысла».
Замени глаголом следующие фразеологические обороты. (Работа в парах)
(Слайд 10)+рабочий лист
Прикусить язык - замолчать.
Путаться под ногами - мешать.
Чесать языком - болтать.
Зарубить на носу - запомнить.
Как зеницу ока - беречь.
- Что скажем о глаголах? (Неопределенная форма)
- Образуйте от глаголов н.ф. глаголы прошедшего времени и выделите суффиксы. (Проверка). (Слайд 11)
Замолчал
Помешал
Болтал
Запомнил
Берёг
- Какой вывод мы можем сделать? ( У глаголов прошедшего времени есть суффикс Л . У глаголов, оканчивающих на -чь, происходит чередование конечного согласного корня и суффикс л отсутствует).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 12)
Остров «ДЕНЬ-НОЧЬ»
Условие игры:
Я читаю глаголы. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - хлопаете в ладоши, а остальные топаем.
Читает, веселится, рисовал, бегает, умывается, спал, шьёт, вяжет, метёт, пил, резал, прыгает, едет, подпрыгивает, пишет, думал, лёг.
- Как узнавали глаголы прошедшего времени? (Вопросы, суффикс -л)
Море «Времени» (СЛАЙД 13)+Рабочий лист
Образуйте от глаголов все времена.
Ходить-
Пасти-
Увлечь-
Проверь (Слайд 14)
Остров «Сообрази» (Слайд 15)+ рабочий лист
Подчеркни глаголы прошедшего времени. Обозначьте род, число.
Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковали дикие голуби. На закате солнца заухает в лесу филин. (По И.Соколову- Микитову)
Проверь (Слайд 16)
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
(Интерактивная доска-диск)
7. РЕФЛЕКСИЯ. (Слайд 17)
- Подошло к концу наше путешествие.
- Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Что мы делали на уроке?
- Говорите только глаголы! (Писали, думали, доказывали, объясняли, придумывали, говорили).
- В каком времени использовали глаголы?
- Что узнали о прошедшем времени?
-Какое у вас сейчас настроение?
8. Д/З с. 122 выучить правило, №220, Т. с. 72 (Слайд 18)
(Слайд 19)
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело!