Конспект урока по окружающему миру на тему Свойства воды (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: « Свойства воды. Вода - условие жизни на Земле». Тип урока: обобщение знаний. Цели урока:
  1. Обобщить, углубить, закрепить представление о воде и её свойствах.
  2. Помочь учащимся научиться определять по свойствам возможность использования воды и её значение для жизни на Земле.
  3. Создать условия при выполнении практической работы для наблюдения; сравнения; расширения кругозора; для формирования умения работать в паре, в группе; для развития логического мышления, воображения.
  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
- Вещество, с которым мы будем работать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки: Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды- Жить нельзя нам без…(воды).
Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда захочу Даже камень источу. (Вода) - Итак, тема нашего урока - вода. Сегодня мы поговорим о свойствах воды, о её значении для жизни на Земле, будем исследовать, обобщать и углублять наши знания. III. Постановка проблемного вопроса. - В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: « Возможна ли жизнь на нашей планете без воды? »
  1. Беседа с учащимися о значении воды.
- Как вы думаете, много ли воды на Земле? - Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одного цвета. Какого? (голубого) - А как вы думаете, почему? - Правильно. Моря, океаны, реки, озёра нашей планеты занимают в 2 раза больше места, чем суша. Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, то все океаны, моря, реки и озёра разлились бы по его поверхности, а наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Вода повсюду. И в воздухе в виде облаков, и под землёй (родники). Вода входит в состав любого живого организма. - А для чего ещё нужна вода? (для приготовления пищи, бытовых нужд; без неё не могут ни растения, ни животные, ни человек; это удобная дорога, место отдыха и многое другое) - Вот она какая, вода! Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил её свойства. V. Практическая работа. Работа в парах. На партах у учащихся для проведения опытов находится оборудование:
  • 2 стакана с чистой водой
  • Поваренная соль
  • Измельчённый мел
  • Чайная ложка
  • 3 полоски из цветной бумаги
  • Лист наблюдений
Опыт №1. Какова прозрачность воды? - В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? Вывод: вода прозрачна. Запись результатов в листе наблюдений. Опыт №2. Какого цвета вода? - На столах у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите по очереди каждую полоску к стакану с водой и сравните цвет полоски и воды. -Можно ли сказать, что вода оранжевая, синяя или зелёная? (Нет) - Каков же цвет воды? Вывод: вода бесцветна.
Опыт №3. Каков запах воды? - Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь ещё за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода? Понюхай её и сделай вывод. Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №4. Вода растворитель? -Насыпьте в один стакан с водой соли, а в другой измельчённый мел. Перемешайте аккуратно ложечками. - Что вы заметили? (вода растворила кристаллы соли полностью, а часть мела осела на дно). Вывод: вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются. - Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды? - Сейчас я проведу ещё один опыт, а вы понаблюдайте. Возьму кристаллы пищевого красителя и растворю в воде. Мы получили раствор пищевого красителя, который используют в кулинарии. Скажите, пожалуйста, вода в этом растворе приобрела цвет? (Да, вода окрасилась в жёлтый цвет, но осталась прозрачной). Опыт №5. Можно ли очистить воду? - А можно ли очистить мутную меловую воду? ( Да, пропустить её через фильтр). Сейчас я буду проводить опыт по очистке воды, а вы понаблюдайте. - Что стало с нерастворённым мелом? ( Он остался на фильтре) - Такая очистка воды называется фильтрованием. Вывод: воду можно фильтровать, то есть очищать.
Опыт №6. Текучесть воды. - Что произойдёт с водой, если её вылить из посуды? ( Она растекается в разные стороны). - Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? ( Да) - Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое? Вывод: вода течёт. Свойство - текучесть. - Именно этим свойством воды мы пользуемся, когда умываемся, пьём. VI. Физкультминутка. VII. « Проверь себя». Самопроверка. Самоконтроль. Самооценка. Учащимся раздаются листы с проверочной работой на тему «Свойства воды». После выполнения работы ученик сам себя проверяет и оценивает с помощью правильных ответов на проверочную работу, находящихся на втором листе. После выполнения учитель проводит фронтальный опрос. VIII. Работа по учебнику. Чтение и анализ текста на с. 19 - 20. Выполнение заданий к тексту. - Является ли вода обязательным условием жизни на Земле? - Зависит ли разнообразие и число растений от их близости к воде? IX. Охрана воды. Беседа с учащимися. - Для человека очень важно знать свойства воды, т. к. в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете. Вода - одно из самых главных богатств. Трудно представить, если бы исчезла пресная вода, а такая угроза существует. - Почему? ( воду не берегут, засоряют) - От загрязнения воды страдает всё живое. Поэтому воду - наше главное богатство, надо беречь! - Какие меры можно предпринять, чтобы сохранить воду чистой? (на предприятиях использовать очистные сооружения, не мыть машины в водоёмах, экономить воду, не мусорить). Чтение стихотворения учеником. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда.
Без меня вам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить. X. « Книга жалоб». Работа в группах. В каждую группу поступило письмо-жалоба от водоёмов и обитателей водоёмов. Учащиеся должны познакомиться с письмом, принять правильное решение или высказать своё предположение. 1) Строители решили проложить новую дорогу. Но для этого они хотят осушить меня. Озеро. Неужели ничего нельзя сделать? Ведь я являюсь «домом» для многих животных и растений. А люди любят ловить рыбу и просто отдыхать на моём берегу. Помогите! Как сохранить озеро и проложить дорогу?
2) Пишет вам Северный Ледовитый океан. Выскажите, пожалуйста, предположение, как в таком холодном большом океане учёные обнаружили частички стирального порошка. Значит ли это, что я скоро буду большим тазиком для стирки белья?
3) Обращается к вам акула. Никогда мне страх не ведом, Смело дам отпор врагу. Острым носом, как торпедой, Танкер я пробить могу. Но я ничего не могу поделать с пятном нефти, которое расплылось по поверхности моря, где я живу. В результате аварии на танкере часть нефти попала в море. Помогите! Я и мои друзья постепенно погибаем. Посоветуйте, что делать! XI. Ответ на проблемный вопрос. « Возможна ли жизнь на нашей планете без воды?» XII. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке. - Над какой темой работали? - Что мы знаем о воде? XIII. Рефлексия. XIV. Оценка настроения учащихся. - У каждого из вас на партах по 3 бумажных капельки. Определите, какое у вас сейчас настроение. Если хорошее - поднимите красную капельку; если не очень - жёлтую; а если плохое - синюю.

Дополнительно: сообщения детей об охране воды.






© 2010-2022