Реализация системно - деятельностного подхода при организации учебной и внеурочной деятельности школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ответы

Павловой Ольги Владимировны,

учителя математики МБОУ СОШ № 36

городского округа город Волжский Волгоградской области



Задание 1


Ответьте на вопросы:


  1. В чем специфика реализации системно - деятельностного подхода при организации учебной и внеурочной деятельности младших школьников?

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Концепция развивающего образования была теоретически обоснована и развита в трудах Л.С. Выготского. Он рассматривал обучение как движущую силу развития. Для него показатель развития - переход от натуральных психических функций к высшим функциям. Поскольку именно обучение задает образцы высших психических функций или «идеальную форму» развития и обеспечивает их становление как содержательной характеристики сознания, Л.С. Выготский делал вывод о том, что обучение ведет за собой развитие. Однако ведущим является далеко не всякое обучение. Обучение, действительно, «ведущее за собой развитие», должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна быть система научных понятий. Работа по формированию учебной и внеурочной деятельности имеет два направления: прямой и косвенный путь. Прямой путь состоит в непосредственной направленности усилий педагога на помощь детям в овладении общеучебными интеллектуальными умениями, необходимыми для их успешной учебной деятельности. Косвенный путь воздействия на формирование знаний и умений учащихся реализуется в обращении к научно-популярным текстам, а также текстам сказок, легенд, мифов, которые вызывают непосредственный интерес детей, перерастающий в организованный познавательный процесс - основу активности, самостоятельности учащихся в учении, в образовании. Прямой путь может активно использоваться при организации учебной деятельности, а косвенный - внеучебной. Нужно не забывать, что ведущая деятельность младшего школьника - игровая. Поэтому игра - будет одной из ведущих форм работы на уроке младшего школьника.



  1. Каково место учебных ситуаций в структуре урока и внеурочного занятия деятельностной направленности?

С позиции системно-деятельностного подхода вся учебная деятельность должна заключаться в планомерном и последовательном создании учителем на уроках учебных ситуаций и их разрешении обучающимися. В течение урока учитель организует несколько учебных ситуаций: от организационного этапа до этапа закрепления или контроля знаний. Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий. Работа детей над этим заданием помогает приобрести опыт творческого мышления и в то же время приносит им радость от осознания того, что они смогли это сделать сами. В ходе внеурочной работы с младшими школьниками учитель также ставит перед ними учебные задачи, решение которых и будет помогать решать педагогические и воспитательные задачи, поставленные учителем.

Задание 2

Разработайте 2-3 учебные ситуации, которые могут быть реализованы на уроке или во внеурочном занятии, в соответствии со структурой деятельности.

В процессе обучения учащиеся получат возможность научиться

Примеры учебных ситуаций, в которых учащиеся могут действовать успешно

самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых

полностью самостоятельно

1. подсчитывать объекты с помощью натуральных чисел, исследовать числовые последовательности, образующиеся при счете единицами, двойками, пятерками, десятками и другими числами (в пределах 10, 20, 100, 1 000);

Обучащюиеся могут отгадать «секретную закономерность подсчета», введенную в калькулятор, и предсказать следующее число.

С помощью числового луча, изображенного учителем, учащиеся могут определить, попадет ли 30 в последовательность чисел, если считать пятерками, и назвать следующие пять чисел в этой последовательности. Они могут объяснять свой ответ.

Учащиеся могут с высокой надежностью подсчитать число предметов (например, число клеточек единицами, парами, десятками) в пределах 100.

Они могут продемонстрировать и пояснить различные способы подсчета.

Считая парами, они могут выявить и назвать четные числа в пределах 10, 20, 100, 1 000.

Они могут использовать счет десятками для рационализации вычислений (например, при умножении/делении на 10, 100, 1 000).



Задание 3

Проанализируйте 1 урок (конспект или видеоурок), исходя из требований системно - деятельностного подхода.

Конспект урока математики Учитель: Соколова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов Рецензент: Секретарева Любовь Сергеевна, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории развития начального общего образования БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж» Название предмета - математика. Класс- 2. Тема урока - «Вычитание «круглых» сотен» Цель и ожидаемый результат: обучение выполнению вычитания «круглых» сотен.



Содержание и технология урока:

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Ι этап

Организа-ционный

Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок.

Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку.

- Все к уроку вы готовы,

Чтоб узнать о чем-то новом?

Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах.

ΙΙ этап

Вводно- мотивационный.

III этап. Целеполагание

Развивать учебно-познаватель ную активность детей.

Распределите данные выражения на группы: (критерий классификации не указывается)

40 - 10 500 + 100

300 + 500 20 + 80

900 - 400 60 - 50

30 + 40 700 - 600

70 - 50 600 + 200

400 - 200 20 + 50

Предполагаемые ответы детей:

  1. 2 группы - сложение и вычитание;

  2. 2 группы - сложение и вычитание двузначных чисел и сложение и вычитание трехзначных чисел;

  3. 4 группы - сложение двузначных чисел, вычитание двузначных чисел, сложение трехзначных чисел, вычитание трехзначных чисел.

Познавательные.

(сравнение, распределение на группы)

- Значения каких выражений вы уже умеете находить?

- А значения каких выражений вы не умеете находить?

- Кто может сформулировать тему урока?

- Кто может сформулировать цель урока?

- Какие задачи необходимо решить для достижения этой цели?


- Как вы думаете, для чего нам надо уметь вычитать «круглые» двузначные числа?

- Как вы думаете, можно ли для достижения цели, которую мы поставили, воспользоваться уже имеющимися знаниями?

Ответы детей

- Мы не умеем вычитать «круглые» сотни.

-Вычитание «круглых» сотен.

- Научиться вычитать «круглые» сотни.

- Необходимо решить следующие задачи:

1) уяснить понятие «круглые» сотни»;

2) вспомнить, как складываются «круглые» сотни;

3) составить алгоритм вычитания «круглых» сотен;

4) учиться решать задачи с новым приемом.

Предполагаемые ответы:

- В жизни часто приходится отвечать на вопрос «сколько», а для этого надо хорошо уметь находить значения выражений.

- Это поможет нам в дальнейшем научиться решать трудные примеры.

- Да, можно вычитать сотни.

Регулятивные

(формулирование темы урока, цели, задач урока)



Познавательные

(актуализация знаний)

ΙΙΙ этап

Актуализация знаний.

Повторить понятие «круглые» сотни»; вспомнить, как складываются «круглые» сотни;

- Какие числа мы называем «круглыми» сотнями?

- Как складывают «круглые» сотни?

- Какие поставленные перед нами задачи мы выполнили?

Ответы детей

Мы уяснили понятие «круглые» сотни, вспомнили, как складываются «круглые» сотни;

Познавательные

(повторение понятия «круглое» число, алгоритма сложения «круглых» сотен)

Регулятивные

(удержание цели)

ΙV этап

Открытие «новых» знаний

Обучать вычитать «круглые» сотни. Учить составлению алгоритма вычитания «круглых» сотен Учить сравнивать.

Учить принимать и сохранять учебную задачу.

Работа с учебником:

Задача 1 стр. 13.

- Прочитайте задачу.

- Повторите условие задачи.

- Назовите требование.

- Как понимаете выражение «на одну сотню меньше»?

- Как решить задачу?

- Запишите решение и ответ.

Задание 2 стр. 13

- Давайте вспомним правила работы в парах.

- Расскажите друг другу, как вы будете вычитать сотни.

Задача 3 стр. 13.

- Прочитайте задачу самостоятельно.

- Расскажите друг другу, где здесь условие, а где требование. Договоритесь, кто будет читать условие, а кто требование.

Что вы скажете о содержании этой задачи в сравнении с предыдущей?


- Будет ли отличаться решение?

Задание 4 стр. 14

- Как мы будем вычитать «круглые» сотни? (Проговаривание алгоритма)

- Приготовьте «волшебные» линеечки.

- Что мы будем на них отмечать?

- Зачем нам нужно прогнозирование?

- Самостоятельно выполните задание.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища.

- Отметьте на «волшебной» линеечке свой уровень.

- У кого прогноз совпал с результатом?

- Кто справился с заданием лучше, чем прогнозировал?

- При решении каких примеров вы встретили затруднения?

- Почему при вычитании «круглых» сотен получается число, являющееся «круглой» сотней?

- Кто попытается сделать вывод?

- Какую из поставленных нами задач мы выполнили на этом этапе?

Ответы детей

Ответы детей

Работа в парах

Работа в парах

В этих задачах речь идет о решении практически одной и той же задачи, но только в первом случае данные представлены как целое число сотен, а во втором - как

соответствующее число, обозначающее «круглые» сотни.

- Задача решается также вычитанием, но данные запишем как число, соответствующее «круглым» сотням.

Дети решают задачу.

- 700 - это 7 сотен.

200 - это 2 сотни. Из 7 сотен вычесть 2 сотни получится 5 сотен или число 500.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка

Ответы детей

Предполагаемые ответы:

- Я нашёл значения выражений и получил «круглые» сотни.

- Если из нуля единиц вычесть нуль единиц, то получится нуль единиц. Если из нуля десятков вычесть нуль десятков, то получится нуль десятков. И только при вычитании сотен получается число, отличное от нуля, если число сотен не является равным числом.

При вычитании «круглых» сотен в ответе всегда получаются «круглые» сотни. В случае, когда уменьшаемое равно вычитаемому, разность равна нулю.

Мы составили алгоритм вычитания «круглых» сотен

Познавательные

(повторение частей задачи, решение задачи)

МДП: работа с текстом

Коммуникативные

(проговаривание алгоритма вычитания сотен)

Коммуникативные

(контроль за действиями партнера)

МДП: работа с текстом

Познавательные

(сравнение)


Познавательные

(сравнение, решение задачи)

Познавательные.

(составление алгоритма)

Регулятивные

(прогнозирование)

Познавательные

(следование алгоритму)

Регулятивные

(контроль за действиями партнера)

Регулятивные

(оценка)


Познавательные

(формулирование вывода)

Регулятивные

(удержание цели)

V этап

Включение новых знаний в систему.

Совершенствовать вычислительные навыки.

Учить моделированию модель. Повторить порядок действий.

Учить контролировать действия партнера.

Задание 5 стр. 14

- Чем похожи данные числовые выражения?

- Какое действие надо выполнять первым?

- Составьте схему выражения. В каком порядке мы будем выполнять действия. Почему? Отметьте на схеме порядок действий.

- Приготовьте «волшебные» линеечки.

- Что мы будем на них отмечать?

- Зачем нам нужно прогнозирование?

Договоритесь, кто из вас какой столбик будет делать.

- Самостоятельно выполните задание.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища.

- Отметьте на «волшебной» линеечке свой уровень.

- У кого прогноз совпал с результатом?

- Кто справился с заданием лучше, чем прогнозировал?

- При решении каких примеров вы встретили затруднения?

Ответы детей.

Дети составляют схему (□ + □) - □

Самостоятельная работа.


Работа в парах

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка

Ответы детей

Познавательные

(сравнение)

Моделирование

Регулятивные

(прогнозирование)

Коммуникативные

(умение договариваться)

Познавательные

(следование алгоритму)

Регулятивные

(контроль за действиями партнера)

Регулятивные

(оценка)

VΙ этап

Отработка и применение новых знаний на практике.

Совершенствовать навыки составления и решения задач.

Учить вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок

Работа с тетрадью на печатной основе.

Задача 3 стр. 6

(тетр. № 2)

- Запишите действия, которые необходимо выполнить, для того, чтобы дополнить схемы.

-Вычисли и дополни схемы числовыми значениями.

Проверка выполненной работы.

- Составьте задачу по одной из схем.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Отметьте на волшебной линейке, как, по вашему мнению, вы научились вычитать круглые сотни.

Самостоятельная работа в рабочей тетради.

Задание 1 стр. 6

Фронтальная проверка.

- Чей прогноз совпал с результатом?

Самостоятельная работа в тетради.


Дети составляют задачи.

Познавательные (моделирование)

МДП: работа с текстом

Моделирование

(составление задачи по схеме)

Регулятивные

(удержание цели)

Регулятивные

(прогнозирование)

Познавательные

(выполнение работы по алгоритму)

Регулятивные

(оценка, коррекция)

VΙΙ этап

Рефлексия

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы этой цели?

Все ли поставленные задачи решили?

Какие задачи поставим на следующие уроки?

- Какие прежние знания вам пригодились в изучении нового материала?

-Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Ответы детей

Регулятивные

(оценка)

Краткий анализ урока


Проект урока содержит эффективные методические приёмы формирования предметных и метапредметных результатов. Учитель успешно отразил технологию деятельностного подхода через планирование этапов урока, верно определил виды универсальных учебных действий на данных этапах урока, точно подобрал приёмы работы, способствующие формированию УУД. Методически грамотно представлено формирование регулятивных универсальных учебных действий (принятие и сохранение цели урока, планирование деятельности, рефлексия, выстроенная на основе продуманных критериев, что позволит выявить обучающимся их продвижение и затруднения по изучаемой теме). В достаточной степени учитель уделяет внимание овладению обучающимися логическими действиями (анализ, синтез, сравнение, обобщение), знаково-символическому моделированию, формированию умения у обучающихся работать текстом, таблицей, схемой. Планирование использования активных форм обучения в ходе решения учебно - познавательных и учебно - практических задач позволяет учителю развивать у младших школьников важнейшие коммуникативные универсальные учебные действия, такие как умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Уделено огромное вниманию формированию самооценки и рефлексии.

Анализ урока



  1. Диагностичность цели урока, её конкретизация в задачах, описание ожидаемого результата.

+

  1. Четкость этапов урока, их соответствие задачам.

+

  1. Реализация в уроке концептуальных особенностей УМК.

УМК даже не было названо, особенностей не выявлено

  1. Конспект отражает созданные учителем учебные ситуации, соответствующие структуре учебной деятельности.

+

  1. Учащиеся участвуют в постановке цели урока, планировании работы на уроке.

Цель ставят, а планирование урока не озвучивается

  1. На уроке ведется работа по формированию УУД, учитель правильно называет группы формируемых УУД.

+

Не все УУД верно названы, познавательные и регулятивные перепутаны

  1. Урок формирует умения работы с информацией.

+

  1. Урок отражает логичное использование современного оборудования, в том числе цифрового.


  1. Содержание урока опирается на задания учебника /рабочей тетради, учитель предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам урока.

+

  1. В конспекте отражены разнообразные формы деятельности детей, включая работу в парах, группах.


+

  1. Контрольно-оценочная деятельность на уроке предполагает активность школьника, на различных этапах урока используются приемы обучения самоконтролю и самооценке.

+

Задание 4


Доработайте с учетом требований системно-деятельностного подхода один любой конспект урока/видеоурок (из предложенных или разработайте свой конспект) в соответствии с предлагаемой лабораторией РНОО моделью. Вносимые изменения в текст конспекта выделите синим цветом. Если весь конспект разработан Вами, то весь текст выделите синим.


Схема конспекта урока


Учитель математики МБОУ СОШ № 36: Павлова Ольга Владимировна

Предмет: математика

Тема урока: «Состав числа 9»

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями)

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Организацион-ный момент

Организовать направленное внимание на начало урока.

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний:

Отгадав загадку , вы узнаете, кто нам будет помогать на уроке.

ЛЕСОВИЧОК

Из каких фигур состоит снеговик? А какие фигуры вы еще знаете?

Сколько согласных в слове ЛЕСОВИЧОК?

Что мы знаем о числе 4?

Сколько букв в слове ЛЕСОВИЧОК? 9

Что мы знаем о числе 9?

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний.

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).

Умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Подведение под понятие цифры и числа 9.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Понимать задания учителя, производить действия по заданию учителя

3. Постановка цели урока

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Задает вопрос относительно того, чему будет посвящен сегодняшний урок.

Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя.

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 9.

Скажите, а на что похож лесовичок?

Догадка учеников.

Проявление самостоятельности в разных видах детской деятельности

Работа с разными видами информации.

Использование знаково-символичных средств.

Выполнение пробного учебного действия - поиск цифры 9.

Выполнение действий по образцу.

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Сформировать навыки написания цифры 9.

Демонстрирует вид написания цифры 9,

Учатся ее правильно писать.

Осознание ответственности за общее дело.

Понимание и следование в деятельности нормам эстетики.

Высказывание своего мнения.

Аргументация своего мнения.

Выполнение действий по заданному алгоритму.

Контроль деятельности по ходу выполнения задания.

6. Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Смена вида деятельности

Показ рифмованных движений для снятия переутомления

Повторение движений учителя

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении

Выполнение действий по образцу.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

1. Работа по учебнику

Предлагает рассмотреть рисунок и ответить на вопросы:

- какие предметы здесь изображены?

- на какие группы их можно разделить?

Называют предметы, изображенные на рисунке.

Анализируют на какие группы можно разделить изображенные предметы.

Работают с тетрадью для самостоятельных работ: дорисовывают и дополняют запись к рисунку.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.

Анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Запись действия сложения.

Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Смена вида деятельности

Показ рифмованных движений для снятия переутомления

Повторение движений учителя

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении

Выполнение действий по образцу.

Творческая работа с новым материалом

Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

Где еще можно встретить число и цифру 9.

Предлагает найти среди знаков цифру 9.

Вспоминают где им встречалось число 9.

Осуществляют поиск в ряду цифр, букв и символов цифры 9. Отвечают на поставленный вопрос.

Уметь найти необходимую информацию с помощью взрослых

Работа в группах.

8. Рефлексия деятельности

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Самооценка на основе критерия успешности

Рефлексия способов и условий действия.

Оценка своей деятельности на уроке.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.


© 2010-2022