Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс ПНШПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс ПНШПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс ПНШПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс ПНШПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс ПНШПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс ПНШПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс ПНШПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс ПНШПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс ПНШПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс ПНШПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс ПНШОтдел образования администрации Волгодонского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Потаповская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ: Потаповская СОШ

Приказ от 31.08.2015 г. № 248

____________ С.Н. Михайлевская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Уровень образования - начальное общее образование (2 класс)

Количество часов 170

Учитель ДЖАФАРОВА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА



Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1.



Пояснительная записка Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г.) - Проект «Перспективная начальная школа».
Данная рабочая программ является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации учебного процесса.
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  • овладение способами орфографического действия;
  • развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
  • формирование учебной деятельности учащихся;
  • формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).
  • усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения,

Общая характеристика учебного предмета В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Главная морфологическая проблема курса 2-го класса - проблема содержательного понимания того, что такое состав слова. Решение этой проблемы вызывает к жизни целую систему работы:  школьник должен хорошо различать ЭТО слово и ДРУГОЕ слово, ЭТО слово и ДРУГУЮ форму ЭТОГО же слова; без этого понимания невозможно сформировать понятие родственных слов и выделить корень слова;  школьник должен понимать, что родственные слова - это слова, выделяемые по двум основаниям, а не по одному; в связи с этим необходимо знакомство со словами - синонимами и словами - омонимами;  необходимость различения ЭТОГО слова и ДРУГОГО слова вызывает необходимость знакомства с прямым и переносным значением слова;  школьник должен содержательно понимать, что такое окончание и какие функции оно выполняет (указывает на связь слов в предложении, указывает на род и число, обозначает некую конкретную форму слова) Главная орфографическая задача курса 2-го класса - формировать представление о сильной и слабой позиции гласного и согласного звуков и о разных способах проверки написания звука в слабой позиции. Круг основных орфограмм 2-го класса предполагает:  элементарное ориентирование в составе слова;  представление о родственных словах и изменениях (формах) слова по числу и по команде вопросов;  понимание того, как поставить звук в сильную позицию;  умение определять род существительного. Главная фонетическая задача курса 2-го класса - формирование фонематического слуха, который (будучи сформированным) позволит минимизировать количество дисграфических ошибок. Основные лексические задачи курса 2-го класса Именно во 2-ом классе необходимо дать основные представления о слове. Комплекс проблем, которые возможно решить во 2-ом классе, касается изменения слова по числам и по команде вопросов. Чётко различаются только три формы: начальная форма слова (в будущем называемая формой именительного падежа), первое изменение слова (в будущем - форма родительного падежа) и форма множественного числа. Успешность всей этой достаточно сложной лексической работы обеспечивается: а) системой упражнений, которая предполагает столкновение в рамках одного упражнения тех двух позиций, которые необходимо научиться различать (сравниваются: формы одного слова и родственные слова; многозначное слово и слова омонимы); б) специально организованной работой с «Толковым словарем», который  создает структурные возможности для различения многозначных слов (каждое такое слово записано в словаре один раз, а значения даны под разными цифрами) и омонимов (слова-омонимы записаны в словаре несколько раз - каждое под своей цифрой); - указывает начальную форму и форму родительного падежа для существительных и прилагательных; - использует синонимы в словарных статьях, дающих толкования значений слов; в) специально организованной работой с этимологическим словарем («Словарь происхождения слов»), который не только помогает обогатить значение слова с помощью его исторического ореола, но и предоставляет еще один способ проверки написания безударных гласных и сомнительных согласных. Главные синтаксические задачи курса 2-го класса связаны - с решением морфологических задач; - с решением задач развития речи. Уже со 2-го класса у школьников должна воспитываться потребность посмотреть на слово в контексте. Во 2-м классе школьники должны убедиться: замена одного слова в предложении другим (изменение рода или числа) вызывает изменение всех слов, согласованных с ним, т. е. прийти к выводу, что слова в предложении связаны не только по смыслу, но и находятся в формальной зависимости. Не называя члены предложения членами предложения, школьник должен убедиться в необходимости существования второстепенных членов предложения в речи. Главные задачи развития речи курса 2-го класса связаны с формированием умений устного и письменного высказывания в рамках тех жанров, которые определены программой:  устное и письменное изложение короткого текста;  употребление формул вежливости в поздравительной открытке и письме;  устные ответы на вопросы по произведению живописи. Главная инструментальная проблема курса 2-го класса - учить работать со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим) для решения практических задач правописания. Система работы с этом направлении включает ряд процедур:  необходимо, чтобы школьники хорошо ориентировались в алфавитном столбике;  важно, чтобы школьники понимали алфавитный принцип расстановки слов в рамках одной буквы алфавита;  школьники должны осознать особенности каждого вида словаря  важно, чтобы школьники хорошо понимали назначение каждого словаря и постепенно научились словарную информацию как справочную и как способ проверки орфограмм;  школьники должны учиться читать словарную статью и понимать систему обозначений и сокращений, к которой прибегают словари.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.



Место учебного предмета в учебном плане Программа и материал УМК рассчитаны во 2 - 4 классах на 170 часов в год (5 часов в неделю). Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Из них в 1 классе 165 ч. (5 ч.- в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 ч. (5 ч. - в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

По рабочей программе:

I четверть - 39 ч.,

II четверть - 41 ч.,

III четверть - 47ч.,

IV четверть - 40 ч.

За год - 34 учебные недели, 167 часов.

Распределение количества часов № п/п Разделы, темы

Количество часов Примерная программа Рабочая программа

Рабочая программа по классам 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.


Русский язык 560 560 50 170 170 170 1 2 3 4 5 Фонетика и орфография Синтаксис и пунктуация Морфемика и словообразование Морфология и лексика Развитие речи 129 61 89 182 99 129 61 89 182 99 32 10 -

4 4 52 11 50

27 30 20 15 20

85 30 25 25 15

70 35 ИТОГО 675 675 165 170 170 170

Контрольные работы Из них: всего/(адм.) К/списывание К/диктант Сл/диктант Тест


2 (2) - - - 2 (2) 4 (2) 4 (2) - 3 (2) 10 (3) 16 (4) 1 (1) 2 (2) 10 (4) 10 (3) 1 (1)



На основании примерных программ, содержащих требования к содержания образования по русскому языку, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием2.

Фонетика и орфография (52 ч.) Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]-ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а - дру[к], ло[ж]ечка - ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о - ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, НЧ. Написание Ы или И после Ц в разных частях слова. Написание частицы НЕ со словами, называющими действия. Разграничение на письме приставок и предлогов. Написание разделительных Ь и Ъ. Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук. Основные виды учебной деятельности обучающихся: Определение в слове количества слогов, определение ударных и безударных слогов. Характеристика гласных и согласных звуков. Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах, формулирование орфографического правила; упражнения в правильном написании слов. Различение периферических звуковых оппозиций (свистящие-шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие-глухие парные согласные), важные для освоения круга орфограмм 2 класса, связанных с правописанием шипящих, а также звонких-глухих парных согласных. Формирование фонематического слуха (звуковая работа), которая приведёт к пониманию многих закономерностей, например: как и почему используются приставки о- и об-; зачем используются Ь и Ъ, правильное определение корней и окончаний.

Морфология и лексика (27 ч.)

Лексика Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач. Основные виды учебной деятельности обучающихся: Определение основного представления о слове (форма слова, изменение по числам и по команде вопросов, родственные слова, многозначные слова и слова-омонимы, слова-синонимы, этимология слова). Понимание смысла ОПРЕДЕЛЕНИЙ.

Распознавание формы слова и родственных слов. Различение многозначных слов и омонимов.

Морфология Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение). Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов. Изменение слов-названий признаков по числам, по команде вопросов (по падежам) и по родам. Основные виды учебной деятельности обучающихся: Различение прямого и переносного значения слова. Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания). Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания. Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов. Определение начальной формы слов-названий предметов, слов-названий признаков, слов-названий действий. Изменение слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определение их рода. Изменение слов-названий признаков по числам, команде вопросов и родам.

Морфемика и словообразование (50 ч.) Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые. Корень слова. Понятие о родственных словах. Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании). Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Основные виды учебной деятельности обучающихся: Различение ЭТОГО слова и ДРУГОГО слова; формирование понятия родственных слов и выделение корня слова. Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания). Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания. Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов. Нахождение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Выделение в слове окончания и основы. Определение образования слова. Выполнение разбора слова по составу. Определение исторических чередований.

Синтаксис (11ч.) Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения. Понятие о предложении. Типы предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме. Основные виды учебной деятельности обучающихся: Рассмотрение слова в контексте. Различение предложения, словосочетания и слова. Упражнения в нахождении в составе предложения все словосочетания. Определение в словосочетании главного и зависимого слова, постановка вопроса от главного к зависимому слову. Оценка значения окончания в слове (связывать слова в предложении). Оценка значения предлогов (связывать слова в предложении). Определение типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Нахождение в предложении основы (главных членов) и не-главных членов. Постановка вопросов к разным членам предложения.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года) Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях. Основные виды учебной деятельности обучающихся: Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим). Ориентировка в алфавитном столбике. Использование словарной информации как справочной и как способ проверки орфограмм. Осознание особенностей каждого вида словаря. Чтение словарной статьи (в толковых и энциклопедических словарях) и понимание системы обозначений и сокращений в словарях. Работа со 2-й частью учебника, где размещаются словари. Проверка правильного написания слов в орфографическом словаре учебника. Выяснение значения слов в толковом словаре учебника. Рас-смотрение слов старославянского и древнерусского происхождения в этимологическом словаре учебника. Решение определённых грамматических задач с помощью обратного словаря. Упражнения по произношению слов с помощью орфоэпического словаря.

Развитие речи с элементами культуры речи (30 ч.) Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование. Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов. «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания. Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать. Основные виды учебной деятельности обучающихся: Устное и письменное изложение короткого текста. Определение темы текста и основной мысли текста. Составление плана текста и использование его при устном и письменном изложении. Членение текста на абзацы, оформление абзаца на письме. Употребление формул вежливости в поздравительной открытке и письме. Устные ответы на вопросы по произведению живописи (сравнение содержания и названия живописного произведения, тема произведения и основное переживание автора, обнаружение сходства приёмов, которыми пользуются поэты и художники).

Словарь Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов)3. .


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методические пособия для учащихся:


  1. Чуракова, Н. А. Русский язык [Текст] : 2 кл. : учебник : в 3 ч. Ч. 1 / Н. А. Чуракова ; под ред. М. Л. Каленчук. - М. : Академкнига/Учебник, 2012.
  2. Чуракова, Н. А. Русский язык [Текст] : 2 кл. : учебник : в 3 ч. Ч. 2 / М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова. - М. : Академкнига/Учебник, 2012;
3. Чуракова, Н. А. Русский язык [Текст] : 2 кл. : учебник : в 3 ч. Ч. 3 / Н. А. Чуракова ; под ред. М. Л. Каленчук. - М. : Академкнига/Учебник, 2012; 4. Байкова, Т. А. Русский язык : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы : в 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева ; под ред. М. Л. Каленчук. - М. : Академкнига/Учебник, 2015; 5. Байкова, Т. А. Русский язык : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы : в 2 ч. Ч. 2 / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская ; под ред. М. Л. Каленчук. - М. : Академкнига/Учебник, 2015.

Учебно-методические пособия для учителя:

Чуракова, Н. А. Русский язык : 2 кл. методическое пособие / Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Т. А. Байкова. - М. : Академкнига/Учебник, 2012.

Инструмент по отслеживанию результатов работы:


Лаврова, Н. М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы : методическое пособие / Н. М. Лаврова. - М. : Академкнига/Учебник, 2012. Лаврова, Н. М. Русский язык: тетрадь для проверочных работ 2 класс: М.: Академкнига/Учебник, 2015.


Программа по курсу «Русский язык»:

Авторская программа по систематическому курсу русского языка М.Л.

Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой

«Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. -

Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на

основе Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6

октября 2009г).

Интернет-ресурсы:  Электронная версия газеты «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»). - Режим доступа : nsc.1september.ru/index.php  Я иду на урок начальной школы : уроки русского языка. - Режим доступа : nsc.1september. ru/urok/index.php?SubjectID= 150010  Занимательные уроки русского языка для всех и каждого. - Режим доступа : uroki-russkogo-jazyka.narod.ru/  Учительская. - Режим доступа : nachalka.com  Русский язык: 2 класс : методическое пособие. - Режим доступа : akademkni-ga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=111  Методическая копилка. - Режим доступа : it-n.ru/resource.aspx? cat_no=201360  Медиатека. Русский язык. Раздел «Начальные классы». - Режим доступа : pedso-vet.su/ load/273  Мы и образование. - Режим доступа : alleng.ru/index.htm  Журнал «Начальная школа». - Режим доступа : n-shkola.ru  Русский язык. 2 класс. - Режим доступа : mamapapa-arh.ru/publ/102


Материально-техническое обеспечение учебного курса «Русский язык»


Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс) К - полный комплект (на каждого ученика класса)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 2 класса (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы, тетради для проверочных работ)

Примерная программа начального общего образования по русскому языку



К





Д

Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку 2 класс

Д





Д





К

Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический и словообразовательный

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку(в том числе и в цифровой форме)

Комплект таблиц для нач. шк. "Русский язык. Имя существительное"

Комплект таблиц для нач. шк. "Русский язык. Имя прилагательное"

Комплект таблиц для нач. шк. "Русский язык. Глагол"

Комплект таблиц для нач. шк. "Русский язык. Орфография"

Комплект таблиц для нач. шк. "Русский язык. Предложение"

Д


Д


Д


Д


Д

Опорные таблицы по русскому языку 2 класс.




Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


Электронные справочники, электронные пособия по программе русскому языка 1 - 4 кл. Мультимедийный учебно-методический комплекс «Начальная школа. Медиатеки и уроки Кирилла и Мефодия». Тренажер по русскому языку. 2 класс. Обучающая программа для детей начальной школы.

Компакт-диск "Уроки русского языка КиМ" (2 класс. Начальная школа)

Д




Д



Д

Технические средства обучения


Магнитная доска

DVD

Телевизор.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор с потолочным креплением

Интерактивная доска прямой проекции

Д

Д

Д

Д

Д



Д


Экранно-звуковые пособия


Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку

Д



Оборудование класса


Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкаф для хранения дидактических материалов, пособий

К


Д

Д


Результаты своения учебного курса

«Русский язык»

2 класс

Планируемые предметные результаты освоения учебной
программы по предмету «Русский язык»
к концу 2-го года обучения6 Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Обучающиеся научатся: • определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги; • соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков. Раздел «Орфоэпия» Обучающиеся получат возможность научиться: • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать; • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …). Раздел «Морфемика и словообразование» Обучающиеся научатся: • различать изменяемые и неизменяемые слова; • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; • находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний; • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова; • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным); • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс); • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме); • разграничивать разные слова и разные формы одного слова. Раздел «Лексика» Обучающиеся научатся: • выявлять слова, значение которых требует уточнения; • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника. Раздел «Морфология» Обучающиеся научатся: • определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий; • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род; • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам; Раздел «Синтаксис» Обучающиеся научатся: • различать предложение, словосочетание и слово; • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос; • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; • задавать вопросы к разным членам предложения. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Обучающиеся научатся: • проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова; • выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова; • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»); • различать на письме приставки и предлоги; • употреблять разделительные ь и ъ; • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно. Содержательная линия «Развитие речи» Обучающиеся научатся: • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении; • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме; • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания; • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.). • соблюдать орфоэпические нормы речи; • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.); • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Ожидаемые результаты формирования УУД
к концу 2-го года обучения

Планируемые личностные результаты  осознание языка как основного средства человеческого общения;  восприятие русского языка как явление национальной культуры;  понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;  овладение словами речевого этикета.

Планируемые метапредметные результаты Развитие познавательных УУД Обучающиеся научатся:  инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;  ориентироваться в учебной книге:  читать язык условных обозначений;  находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;  определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;  работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);  отвечать на простые и сложные вопросыучителя, самим задавать вопросы;  сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;  определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;  находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике;  наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Развитие регулятивных УУД


Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д. Обучающиеся научатся:  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.  Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.  Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.  Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.  Корректировать выполнение задания в дальнейшем.  Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.  Понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  Проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.


Развитие коммуникативных УУД Обучающиеся получат возможность научиться: В рамках инициативного сотрудничества:  работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);  выполнять работу по цепочке; В рамках коммуникации как взаимодействия:  видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;  использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.  Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.  Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное.  Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

«РУССКИЙ ЯЗЫК »

2 класс

Общие положения Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29 12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, Федерального государственного стандарта начального общего образования, Устава МБОУ: Потаповская СОШ (далее - Учреждение)

Система оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной школы направлена на реализацию требований ФГОС НОО. Оценка отражает уровень достижения поставленных целей.

Промежуточная аттестация - форма контроля, определяющая успешность обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за контролируемый период (урок, серия уроков по теме, четверть, полугодие, год) в виде стартового, текущего, рубежного, годового контроля предметных знаний, умений и навыков обучающихся и метапредметных результатов.

Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной формой оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная) контрольная работа. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

Оценка личностных результатов обучающихся начальной школы осуществляется только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации Учреждения) при согласии родителей (законных представителей).

Основными принципами системы оценивания, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:

− критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС НОО требованиях к оценке планируемых результатов. Критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с обучающимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку; − уровневый характер оценки, заключающийся в разработке средств контроля с учётом базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;

− суммативность оценки, фиксирующая возможность суммирования результатов; − приоритетность самооценки обучающегося, которая должна предшествовать оценке учителя. Для формирования адекватной самооценки может применяться сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы);

− гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов;

− адресное информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о целях, содержании, формах и методах оценки.

Контроль осуществляется через следующие виды промежуточной аттестации (Приложение 1 «Виды промежуточной аттестации».):

- стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Стартовые работы проводятся, начиная со второго года обучения. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в 39 специальной тетради для учёта в работе, оценка результатов в классном журнале не фиксируется и не учитываются при выставлении оценки за четверть. Материалы стартовых диагностик включаются в состав портфолио обучающегося;

- текущая осуществляется поурочно. Цель: контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока; - рубежная (тематическая, четвертная, полугодовая); осуществляется по итогам изучения темы, раздела, курса, четверти. Тематическая проверочная (контрольная) работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей темы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал и учитываются при выставлении оценки за четверть. Цель: контроль предметных знаний и метапредметных результатов темы, раздела, курса, четверти;

- годовая предполагает комплексную проверку образовательных результатов, в том числе и метапредметных, в конце учебного года. Итоговые годовые контрольные работы проводятся по математике и русскому языку в конце апреля - начале мая и включают требования ключевых тем учебного периода. Результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале и учитываются при выставлении оценки за год;

- стандартизированные письменные и устные работы проводятся по концу четверти и включают проверку сформированности предметных результатов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам;

- проекты разрабатываются и защищаются учащимися по одному или нескольким предметам. Оценка за проект выставляется в журнал. За интегрированный проект оценка выставляется на специальной странице там, где выставляется оценка за интегрированную контрольную работу;

- практические работы выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом. Количество оцениваемых практических работ устанавливается образовательным учреждением. При выполнении практической работы в процессе изучения темы могут оцениваться лишь некоторые критерии её выполнения;

- творческие работы выполняются в соответствии с учебно - тематическим планом. Количество творческих работ по каждому предмету определено в рабочей программе учителя. Оценки выставляются в журнал;

- интегрированная контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет уровень сформированности у обучающегося универсальных учебных действий. Оценка за интегрированную контрольную работу фиксируется учителем и выставляется в классном журнале на отдельной странице и учитывается при оценки за год.

Примерное количество

тематических, творческих, итоговых контрольных работ и проектов

Русский язык

Русский язык

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

диктант с грамматическим заданием

-

4

4

4

контрольное списывание

1

2

1

1

контрольное изложение

-

-

-

1

контрольный словарный диктант

-

2

2

2

тестирование

-

-

1

1

проекты

-

1

1

1

годовая стандартизированая контрольная работа

1

4

4

4

Всего по русскому языку

2

13

13

13


Портфолио как способ накопительной оценки

личностных результатов
Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. Для этого используются анкеты, опросники, карта наблюдений, экспертная оценка. Оцениваются ценностные ориентации, мотивы, самооценка, удовлетворенность учащихся школой. Оценка внешняя и неперсонифицированная. Результат дается в общем виде - в виде заключений. Портфолио рассматривается как способ накопительной оценки. В состав портфолио достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

1. Выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися внеурочных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть: по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку - диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеурочной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.



КРИТЕРИИ И НОРЫ ОЦЕНОК

ПО ГРАММАТИКЕ, ПРАВОПИСАНИЮ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ

1. Проверка и оценка устных ответов

Устный опрос является важным способом учёта знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценки устных ответов во внимание принимается следующие критерии:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

3) последовательность изложения и культура речи.

Полный ответ ученика, особенно III, IV классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, и др.), слова на определённые правила, умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений, и прежде всего при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений. Уже в начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний). Оценка «5» ставится, если ученик даёт полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочётов или допускает не более одной неточности в речи.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, близкий к требованиям, установленным для, оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтверждать правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетании или предложений.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученною материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающих их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь его прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, ,определений, понятий, неумение подобрать свои примеры, применить на практике.

Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.

2. Проверка и оценка письменных работ.

В 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков. В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных прописных и строчных букв, отдельных слогов, слов простой структуры,списывание слов и небольших по объёму предложений с рукописною и печатного шрифтов.

В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объёму текстов.

В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во II - IV классах проводится обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разборами слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.

Количество и виды контрольных письменных работ определяются необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам программы или в целом по небольшой теме.

Общие итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия. Года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

Примечание. Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ.

Для диктантов (списывания) целесообразно использовать связные тексты, эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, носить воспитательный характер, быть

доступными по содержанию и структуре учащимся данного класса.

Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и вновь изученные правила. Для I класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых на-тисание не расходится с произношением. Если же в текстах диктантов (I - IV классы) встречаются слова или знаки препинания на правила, которые не изучаются в данном классе, они чётко проговариваются учителем.

Объём диктанта и текста для списывания должны быть следующим:

I класс

В течение года: 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2 - 3 слова или предложение из 2 -3 слов.

В конце года: текст из 15 слов для диктанта, текст из 15 слов для списывания.

Во II, III, IV классах объём диктанта и текста для списывании должен быть таким:

Классы

Четверти


1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

II

20-25 слов

25-30слов


30-35 слов


35-45 слов

III

40-45 слов

45-50 слов


50-55 слов


55-65 слов

IV

60-65 слов

65-70 слов


70-75 слов


75-80 слов

На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, отводятся 35-40 минут во II,III, IV классах, 25-30 минут в I классе. В I классе используется только словесная оценка, а её критериями являются соответствие или несоответствие требованием программы. Работа может быть признана удовлетворительной, если количество недочётов не превышает пяти, как при письме под диктовку, так и при списывании текста.

При оценке диктанта во II - IV классах следует руководствоваться следующими критериями.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, чётко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии (соблюдение правильного начертания форм букв, одинаковой высоты, равного расстояния между буквами др.). Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление неточно написанной буквы и т.п.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических)ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах:

а) 3 орфографические и 2-3 пунктуационные,

б) 4 орфографические и 2 пунктуационные,

в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибки. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера. Оценка «2» ставятся за диктант, в котором допущено от 5 - 7 орфографических (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.

Ошибкой в диктанте следует считать:

Нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программ данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичные пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

в) единичный случай замены, одного слова другим без искажения смысла;

г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления орфографического или фонетико-графического характера;

б) две однотипные пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например в слове ножи дважды написано в конце ы;

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»),

5) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена;

в) дважды написано одно и то же слово в предложении.

Текущие и итоговые проверочные работы типа списывания (списывание текста из учебника, с доски и т.д.) оцениваются по следующим критериям:

Оценки

Допустимое количество ошибок

во II классе

в III классе

в IV классе

«5»

Нет ошибок.

Допускается 1 недочёт графического характера.

Нет ошибок.

Нет ошибок.

«4»

1-2 ошибки и 1 исправление

1 ошибка и1исправление

1 ошибка и 1 исправление

«3»

3 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

«2»

4 ошибки и 1 - 2 исправления

3 ошибки и 1 - 2 исправления

3 ошибки и 1-2 исправления

При оценке работ типа списывания текста учитывается так же, как в диктантах, соответствие письма каллиграфическим требованиям по критериям, указанным в разделе оценки диктантов.

За ошибку в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочётов, которые даны для оценивания диктантов. Задания для грамматического разбора (не более 3 заданий)должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.

При оценке выполнения грамматическогозадания рекомендуется руководствоваться следующим

Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применить свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее % заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ проводятся в качестве текущих проверочных работ.

Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса).

Объём словарных диктантов

для II класса - от 8 до 10 слов,

для III класса - от 10 до 12 слов,

для IV класса - от 12 до 15 слов.

Оценки за словарный диктант во II - IV классах

выставляются в соответствии со следующими нормами:

Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы.

Оценка «4» ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление

Оценка «3» ставится, если допущены 2 ошибки, 1 исправление.

Оценка «2» ставится, если допущено от 3 до 5 ошибок.

ТЕСТ

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Во II-IV классах проводятся также работы с целью проверки умения учащихся связано излагать мысли в письменной форме:

Обучающие изложения и сочинения

На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-12 дней. В течение учебного года общее количество творческих работ должно быть примерно следующим:

классы

Изложение

Сочинение

Четверти

Четверти

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

-

-

-

-

-

-

-

-

II

2

1

2

2

1

2

2

3 .

III

2

2

3

3

2

2

3

2

IV

2

3

3

3

2

2

2

2

В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце II -III классов и два изложения в IV классе.

Объём текстов изложений должен быть примерно на 15 -20слов больше объёма текстов диктантов.

Для изложения следует брать тексты в основном повествовательного характера. В III классе вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направленность и быть доступными детям.

Примерным объёмом сочинений в III - IV классах - от 0,5 до 1 страницы;

это примерно 9-10 предложений (50 -60 слов) в III классе и 11-12 предложений (70-80 слов) в IV классе.

При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.

Оценки за изложение и сочинение

При проверке творческих работ во II -III классах выводится одна общая оценка с учётом всех критериев, указанных выше. В IV классе, учитывая достаточный объем изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оценивается двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая - за грамотность.

Критерии опенки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. При оценке содержания и речевого оформления изложений и сочинений следует учитывать следующие наиболее типичные недочёты: несоответствие теме, искажение содержания исходного текста(изложения), внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении, неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.

В целом нормативы оценки творческих работ (изложение, сочинение) следующие

Оценка «5» ставится по содержанию и речевому оформлению: за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы; отсутствие фактических ошибок; богатство словаря; правильное речевое оформление. Допускается не более 1 речевой неточности.

За грамотность: если нет орфографических и пунктуационных ошибок (учитываются допущенные ошибки на изученные правила). Допускается 1-2 исправления.

Оценка «4» ставится по содержанию и речевому оформлению: если правильно, достаточно полно передан авторский (исходный) текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. В целом допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста.

За грамотность: если допускается не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки, 1-2 исправления.

Оценка «3» ставится по содержанию и речевому оформлению: если в работе допущены некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы; в главном она достоверна; но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, имеются речевые неточности. В целом допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста.

За грамотность: если допущены 3-5 орфографических и 1-2пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

Оценка «2» ставится по содержанию и речевому оформлению: если в работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского (исходного) текста (изложение), допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей. Во всех частях работы отсутствие связи между ними, крайне беден словарь. В целом в работе допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность: если допускается 6 и более орфографических и 3- 4 пунктуационные ошибки, более 3-5 исправления.

Примечание. При оценке творческих работ также принимается во внимание аккуратность, четкость письма, Критерии соответствуют изложенным выше (в шкале оценок за диктант).

3. Итоговая оценка знаний, умений и навыков.

Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и в конце учебного года. Она выводится с учётом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени; усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ.

Если в течение четверти ученик имел за их выполнение отрицательные отметки, ему не может быть выставлена за четверть положительная оценка по русскому языку. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика по всем показателям к моменту сё выставления, а не выводиться как средняя оценка из всех.



Приложение 1.

Входной диктант

Летом

Гром стал тихим. Гроза ушла. Но ливень лил как из ведра. Всюду лужи. Тучу унёс ветер. Сразу кончился ливень.(19 слов)

Слова для справок: всюду, ветер, сразу.

Примечание. Заголовок диктанта записывается на доске. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание

1.Найди и подчеркни предложение, которое подходит к схеме: . 2. Выпиши из 1-го и 2 - го предложений слова, в которых все согласные звуки звонкие.

Контрольный диктант за I четверть

Летним утром

Лето. Дети встали. Вышли на улицу.

Куры кудахчут. Запылило стадо. Пёс Полкан зарычал. К нему в чашку ворона нос суёт. Смех. Хитрый воробей прыг да скок около кур.

Слова для справок: около.

Примечание. Заголовок диктанта записывается на доске. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. Найди и выпиши слова -названия предметов в форме множественного числа. Выдели в них окончания.

  2. В 4 - ом предложении второго абзаца найди и подчерки основу предложения.

Вариант 2

  1. Найди и выпиши слова - названия предметов с нулевым окончанием. Укажи над ними род.

  2. В 4 - ом предложении второго абзаца найди и подчерки основу предложения.




Проверочный диктант с грамматическим заданием

по теме «Безударный гласный в корне, проверяемый ударением»


Осенью Стояла золотая осень. Сквозь редкую листву старых яблонь синела река. За ней были видны луга со стогами сена. Дальше шли жёлтые перелески. Над этим осенним простором по синему небу плыли облака. Мы любовались заречными далями. (По Г.А. Сребицкому) (35 слов)
Слова для справок: сквозь, осенним, жёлтые.

Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание

Вариант 1

1.Найди и подчеркни предложение, которое подходит к схеме: . 2. Подчеркни во 2 - ом предложении слова с безударным гласным в корне. Выпиши их столбиком. Рядом с каждым напиши проверочное слово.

Вариант 2

  1. Подчеркни основу во 2 -ом предложении.
  2. Выпиши из 4 - го предложения словосочетание, в котором слово - название предмета командует словом - названием признака.

Контрольный диктант

с грамматическим заданием за I полугодие

Встреча

Шёл Ёжик домой. По пути догнал его Заяц. Удача! Встреча с другом! Рад и Ёж другу. В самую чащу идут. Ёжик катится как шар. Зайка рядом прыг - скок.* Чудесный денёк. (29слов)

Слова для справок: шёл.

Примечание. Сообщается о написании заглавной букв в названиях зверей (здесь это имена героев), а так же о написании чёрточки (дефиса) в слове, отмеченном звёздочкой. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание

Вариант 1

1.Найди и подчеркни разные формы одного слова. Запиши начальную форму этого слова. 2. Подчеркни во 2 - ом предложении основу предложения.

Вариант 2

  1. Найди и подчеркни во 2 - ом предложении слово - название действия. Запиши начальную форму этого слова.
  2. В 1 - ом предложения подчеркни основу предложения.


Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть

Враги городской улицы

Первый враг - городской улицы - это дым.* В городах дымят заводы, фабрики и машины.* Заводские трубы стали ловить дым.

Другой враг улицы - это шум.* Стучат и урчат моторы и машины. На них ставят глушители. Стройки укрывают плёнкой и щитами.

(По В. Меерону) (39 слов)

Слова для справок: моторы.

Примечание. Сообщается о постанове тире и запятых в предложениях, отмеченных звёздочками.

Грамматическое задание

Вариант 1

1.Найди в тексте три группы родственных слов. Запиши их столбиками. Выдели в словах корень. 2. Из 1 - ого предложения выпиши через запятую слова, которые стоят в начальной форме.

Вариант 2


  1. Из 2 - го и 4 - го предложений второго абзаца выпиши слова - названия действий, поставив их в начальную форму.
  2. Выпиши из текста словосочетание, в котором слово - название предмета командует словом - названием признака. Подчеркни в словах все трудные написания.


Списывание с грамматическим заданием

по теме «Сложные слова»

На берегу океана

Шагал я по берегу Ледовитого океана. Вдруг забрёл на гнездовье крачек. Они напали на меня. Клювами били в спину и голову. Уши оглохли от их многоголосья.

Я накрылся телогрейкой и убежал за мыс. А рой белоснежных птиц всё вьюжил в небе.

Грамматическое задание

Вариант 1

1.Подчеркни во втором абзаце сложные слова. Запиши эти слова в начальной форме. Рядом в скобках напиши (также в начальной форме) слова, которые дали жизнь сложным словам. 2. В последнем предложении первого абзаца подчеркни основу предложения.

Вариант 2


  1. Во втором абзаце найди и подчеркни двумя чертами слова - названия действий.

  1. Подбери к подчёркнутым словам близкие по значению слова. Запиши слова парами.


Диктант с грамматическим заданием

по теме «Написание разделительных Ь и Ъ»

В пути

Густой лес. Я потерял дорогу и устал. Брёл с мыслью о жилье. Вот крутой холм. Подъём. Я чуть не вскрикнул от радости. За холмом светилась деревня. У меня подъём сил. Жильё есть. Там мне люди объяснят дорогу домой.

(По Г.А. Сребицкому) (38 слов)

Слова для справок: дорога.

Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание

Вариант 1

1.Подчеркни в тексте разные формы одного слова. 2. В последнем предложении подчеркни основу предложения.

Вариант 2


  1. Подчеркни в тексте 2 - 3 слова названия действий. Выпиши их. Поставив в начальную форму.
  2. В 7 - м предложении подчеркни основу предложения.




Итоговая контрольная работа за год

(диктант с грамматическим заданием)

Что едят птицы?

Много птиц живёт на Земле. Лесные птицы клюют зёрна. Морские - ловят рыбу.*

Клёст достаёт из шишки семена. Чайки и цапли -рыболовы.* Вороны едят зерно, улиток, арбузы и дыни.

Птицы очень прожорливы. Синичка может съесть столько, сколько весит сама.*

(По Н.И.Сладкову (38 слов)

Слова для справок: прожорливы. семена.

Примечание. Сообщается о постановке тире и запятой в предложениях, отмеченных звёздочками, а также о написании заглавной буквы в слове «Земля» (название планеты).

Грамматическое задание

Вариант 1

1.Выдели основы во 2 - м и в 4- м предложениях. 2. Покажи, от каких слов образованы слова лесной, морской: лесной … морской …

Вариант 2


  1. Найди в тексте и подчеркни волнистой линией сложное слово. Выдели в нём корни. Найди в тексте слова с этими же корнями, выдели их.
  2. Определи. В каком числе стоят слова - названия предметов в 5 -м предложении. Над словами укажи число. Выдели в них окончания.

Диктант с грамматическим заданием

по теме «Непроизносимый согласный в корне слова»


Весна в лесу

Весна в лесу. Весенние перемены в лесу известны всем. Они чудесны. Радостно смотреть на первые цветы. Вспыхнули под деревьями жёлтые звёздочки гусиного лука.

Деревья были голыми. Лучи весеннего солнца хорошо грели землю. Вот и зацвёл лесной лук. Рядом цветёт хохлатка.

(По В.В.Бианки (40 слов)

Слова для справок: весенние, жёлтые.

Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание

Вариант 1

1.Найди и выпиши столбиком три группы родственных слов. Корни выдели. 2. В последнем предложении подчеркни основу предложения.

Вариант 2


  1. Выпиши разные формы одного слова - названия признака.
  2. Во 2 - м предложении второго абзаца подчеркни все трудные написания.






СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ: Потаповская СОШ

от 28.08.2015 года № 1

____________________ Т.Г. Скиданова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________М.В.Городецкая

28.08.2015 года

34


© 2010-2022