Конспект бинарного урока Сказочный мир

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Сказочный мир.

Тип урока: Бинарный урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Вид урока: ролевая игра: «Визит французских школьников в прогимназию «Идеал»

Цели урока:

- активизация лексико-грамматического материала по теме «Франция, Россия», активизация навыков говорения, аудирования, чтения и письма;

- обобщение и систематизация изученного материала о сказке как об одном из видов фольклорной прозы, подразделяющемся на жанры.

Задачи урока:

Образовательные:

- систематизировать изученную лексику;

- систематизировать и обобщить учебный материал по сказкам;

- совершенствовать грамматические навыки;

- совершенствовать навыки аудирования и чтения;

- повышать интерес к изучению иностранных языков, окружающего мира и

литературы путем интеграции предметов.

Развивающие:

- развивать способность сопоставительного анализа;

- развивать коммуникативные способности и речевые умения; - формировать операции анализа, синтеза и обобщения; - развивать умение устанавливать межпредметные и универсальные связи.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения и речевого взаимодействия;

- прививать осознание важности изучения иностранных языков; - воспитывать культуру ценностной ориентации по отношению к Родине, к ее культуре; - воспитывать такие личностные качества, как: преданность, самоуважение, толерантность по отношению к иным взглядам.

Оборудование: мультимедиа, электронная презентация, карточки с заданиями разного уровня сложности, тетрадь для чтения на французском языке.

Ход урока:

За партами находится половина учащихся класса. Они - русские школьники.

  1. Организационный момент.

Учитель русского языка: - Добрый день, друзья! Садитесь, пожалуйста. Я рада вас видеть и очень хочу начать урок литературы! Хорошего вам настроения и творческой работы на уроке!

В этот момент вторая группа учеников входит в класс. Они - французские школьники.

Французские школьники:

  1. - Bonjour! (Здравствуйте!)

  2. - Excusez-nous, s`il vous plait! (Извините, пожалуйста.)

  3. - C`est la gymnase "Ideal"? (Это прогимназия «Идеал»?)

  4. - Super! Nous sommes les ecoliers francais! (Отлично! А мы французские школьники.)

  5. - Nous apprenons le russe. (Мы изучаем русский язык.)

  6. - Et nous avons partis chez vous! (И мы приехали к вам в гости.)

Учитель русского языка:

- Добро пожаловать.

Учитель французского языка (входя в класс):

- Bonjour! Je suis le professeur de francais. Voulez-vous que je vous aiderais?

- Здравствуйте, я учитель французского языка прогимназии. Хотите, я вам буду помогать?

1. - Oui? Merci. (Да, спасибо.)

2. - Avec plaisir. (С удовольствием.)

Дети садятся за парты.

2. Постановка цели урока:

Учитель русского языка: - Дорогие друзья! Проходите, пожалуйста, садитесь на свободные места. Мы рады, что вы присутствуете на уроке литературы именно сегодня, потому что наш разговор пойдет о сказках и сказочниках, в том числе и о французских. Ведь прошедший 2010 год был годом России во Франции и Франции в России. Наши гимназисты изучают французский язык, а вы - русский, поэтому мы сможем понять друг друга! 3. Работа по теме урока.

Учитель русского языка: - Давайте расскажем друг другу о наших странах! Сначала русские школьники познакомят гостей с Россией.

На русском языке гимназисты рассказывают о России: столица, президент, население, география, флаг, герб,

Столица России - Москва. Президент - Дмитрий Анатольевич Медведев. Население России составляет 141 миллион 183 тыс. 200 человек, постоянно живущих в стране. Россия - самое крупное по площади государство мира. Она занимает территорию 17 миллионов 75 тысяч 400 квадратных километров. Большая часть территории России расположена в Восточном полушарии. На территории страны находится 10 часовых поясов. Общая протяженность границ России - 60 000 км, из них 40 000 км границ - морские.

Флаг, герб и гимн Российской Федерации приняты 8 декабря 2000 года, утверждены 20 декабря 2000 года.

Учитель французского языка. - А теперь французские школьники расскажут о Франции.

На французском языке гимназисты рассказывают о Франции: столица, президент, население, география, флаг, герб.

Столица - Париж. Глава государства - президент Французской республики - Николя Саркози. Франция - это Европейское государство. Франция омывается с четырех сторон Северным и Средиземным морями, Атлантическим океаном и проливом Ламанш. Во Франции есть два основных горных массива: Пиренеи и Альпы. Франция граничит с такими государствами, как Испания, Италия, Швейцария, Германия, Люксембург и Бельгия. Флаг Франции - является национальной эмблемой Франции. Он состоит из трёх вертикальных полос - синей, белой и красной. Введён в употребление 20 мая 1794 г. Современный герб Франции представляет собой пучок с топором и с лавровой и дубовой ветвями.

Учитель русского языка: - И Россия, и Франция - государства, известные всему миру своей богатой культурой. Многие достопримечательности этих стран являются объектами всемирного культурного наследия. Наши гимназисты на уроках французского языка познакомились с самыми известными достопримечательностями Франции и могут рассказать о них. - А французские школьники наверняка много знают о России.

Далее французские школьники рассказывают о достопримечательностях России (на французском языке), а русские школьники - о достопримечательностях Франции (на русском языке). 1. Кремль 2. Лувр 3. Адмиралтейство 4. Эйфелева башня 5. Кижи 6. Собор Парижской Богоматери 7. Московский университет. 8. Сорбонна. 9. Триумфальные ворота 10. Триумфальная арка

Физминутка на французском языке (о достопримечательностях).


Учитель французского языка:

- Как много вы знаете. Предлагаю вам выполнить проверочную работу. (Звучит музыка П.И. Чайковского, дети выполняют задание)

Учитель русского языка:

- А кто из вас может назвать автора этого замечательного музыкального произведения? (П.И.Чайковский)

- Действительно, великий русский композитор использовал французскую тему в своем творчестве.

Учитель французского языка:

- Чайковский написал балет «Спящая красавица» - в него включен французский народный танец «фарандола» и «Парад сказок» Шарля Перро. Фарандола - провансальский хороводный народный танец. Исполнители танца, держа друг друга за руки, составляют цепочку, которая образует спиралевидные и круглые фигуры под аккомпанемент флейты и тамбурина. Темп быстрый, сменяющийся более медленным.

Учитель русского языка: - А какое произведение известного сказочника послужило литературной основой для балета? Кто его автор?

- Что же такое сказка? (Ответы детей)

- На какие две группы мы можем классифицировать сказки? Каков алгоритм классификации?

Конспект бинарного урока Сказочный мир

- Проведите классификацию указанных сказок:

«Птица-Правда», «Девочка со спичками», «Девочка-птичка», «Сказка о потерянном времени», «Черепаха и скорпион», «Мак», «Ель», «Баба-Яга», «Серая Звёздочка», «Хромая Молли», «Мальчик-огонёк», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Златовласка», «Мальчик-с- пальчик».

(Народные: «Птица-Правда» - испанская, «Девочка-птичка» - адыгейская, «Черепаха и скорпион» - узбекская, «Мак» - индийская, «Баба-Яга» - русская, «Хромая Молли» - английская, «Златовласка» - чешская.

Б.Заходер «Серая Звёздочка», Х.К. Андерсен «Девочка со спичками», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик», Э. Киселёва «Мальчик-огонёк», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Назовите жанры народных сказок. (Волшебные, бытовые, о животных, кумулятивные)

- Каковы приметы волшебной народной сказки? (Зачин, присказка, сказочные явления, сказочные предметы, сказочные герои, троекратный повтор. Основная идея - Добро побеждает зло)

- А на какие группы подразделяются литературные сказки?

1) стихотворная сказка,

2) повесть-сказка,

3) роман-сказка,

4) пьеса-сказка.

- Какая разница между литературными и народными сказками? - А знаете ли вы, что родоначальником авторской сказки можно считать французского поэта и критика Шарля Перро. А вот Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) стал одним из родоначальников русской авторской сказки. В том, что русская авторская сказка состоялась как жанр, огромная заслуга Корнея Ивановича Чуковского. Первый опыт такого рода - сказка Крокодил (1916), сымпровизированная для сына. Чуковский создал ряд сказок, ставших классическими - Мойдодыр (1923), Тараканище (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929). К.И.Чуковский отстоял право сказки на существование в годы, когда против нее велась целенаправленная борьба: сказку считали ненужным, а то и вредным чтивом, развивающим в детях пустую мечтательность.

- Мы с вами сегодня обобщаем изученное о сказках. Показать свои знания вы сможете, выполнив задания на карточках.

Карточки: три уровня сложности.

1 уровень - задания на продуктивное повторение (карточки зеленого цвета)

Задание 1. Обведи букву правильного ответа.

1) Куда залез заяц, когда хвастался?

аКонспект бинарного урока Сказочный мир) на пенек б) на сучок в) на камень

2Конспект бинарного урока Сказочный мир) Кто автор сказки «Серая Звёздочка»?

а) Евгений Пермяк б) Борис Заходер в) Сергей Михалков

3Конспект бинарного урока Сказочный мир) Серая Звёздочка - это

а) сова б) стрекоза в) жаба

Задание 2. Соедини название и жанр сказки:

«Черепаха и скорпион» бытовая

«Конспект бинарного урока Сказочный мирСказка о потерянном времени» о животных

«Старуха, дверь закрой» волшебная

Задание 3.

Согласен ли ты со Сказочником (Х.К. Андерсен «Некрасивая ёлка»), что «стать корытом лучше, чем никем, ничем и ни для кого»?

аКонспект бинарного урока Сказочный мир) согласен б) не согласен в) не задумывался

Конспект бинарного урока Сказочный мир

Оценка за тест:

Ключи:

Задание 1.

1) а 2) б 3) в

Задание 2.

«Черепаха и скорпион» - о животных

«Сказка о потерянном времени» - волшебная

«Старуха, дверь закрой» - бытовая

Задание 3. а)

Оценки: «5» - ни одной ошибки; «4» - 1 ошибка; «3» - 2-3 ошибки.

Второй уровень - проблемные задания (карточки синего цвета)

Задание 1.

1) Вспомни сказку «Черепаха и Скорпион». Правильно ли поступила Черепаха, когда нырнула, а Скорпион захлебнулся и утонул?

а) да б) нет в) не знаю

2) Вспомни сказку Бориса Заходера «Серая Звёздочка» и закончи фразу.

Глаза Серой Звёздочки сияли потому, что …

а) в её голове был спрятан драгоценный камень.

б) она была добрая, хорошая и делала полезное дело.

в) так было создано природой.

3) Вспомни сказку Лидии Алексеевны Чарской «Живая перчатка» и закончи фразу.

Я считаю, что Мааб дала перчатку Победы именно свирепому рыцарю, а не кому-то другому, потому что …

а) тот был искусным полководцем, покорил много земель, принёс много побед королю.

Мааб хотела, чтобы и впредь его войска всегда побеждали. б) свирепый рыцарь был храбр, умён, предан королю и стране, но жесток, зол и беспощаден. Мааб хотела, чтобы живая перчатка останавливала его в минуты гнева.

в) несмотря на мужество и силу, рыцарь был беспощадно жесток. Мааб с помощью перчатки помогла ему одержать победу над собой, стать рыцарем «правым и благородным».

Задание 2. В сказке Э. Киселёвой есть такой эпизод:

Вспомнил Огонёк слова волшебницы: «Попадёшь в воду - погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька», вспомнил и … бросился в воду.

Напиши, как бы ты поступил на месте Огонька.

На месте мальчика-Огонька я бы_______________________________________________

___________________________________________________________________________

Задание 3.

Соедини стрелками названия и главные мысли произведений.

Конспект бинарного урока Сказочный мир

Испанская сказка

«Птица-Правда»

Х.К. Андерсен «Ель»

Никто не знает, как может повернуться судьба. Одни, собираясь жить в веках, забываются раньше, чем увядают цветы на их могилах. Другие, живя скромно и тихо, не думают о бессмертии, а оно, не смотря на это, приходит само.

Конспект бинарного урока Сказочный мир

Никто не мог не поверить Правде.

Конспект бинарного урока Сказочный мир

Е. Пермяк «Некрасивая Что имеем, мы не ценим, а, утратив - сожалеем.

ёлка»

Третий уровень - творческие задания (карточки жёлтого цвета)

Задание 1.

Можно ли предположить по началу сказки, к какому жанру она будет относиться? ____ Попробуй!

Конспект бинарного урока Сказочный мирКонспект бинарного урока Сказочный мир

Пригласила как-то раз лиса журавля в гости. Волшебная

Конспект бинарного урока Сказочный мир

ШКонспект бинарного урока Сказочный мирел солдат из деревни в город на службу

и остановился ночевать у одной старухи. Бытовая

Конспект бинарного урока Сказочный мир

ВКонспект бинарного урока Сказочный мир некотором царстве, в некотором государстве

жили-были старик и старуха, и было у них три О животных

сына.

Задание 2. Закончи высказывание. Обведи букву выбранного ответа.

1) Если бы я был(а) на месте главной героини сказки «Некрасивая ёлка», то

а) обязательно сказал(а) бы Клёну, Ясеню и другим деревьям, что я и есть эта красивая всемирно известная книга.

б) произнес(ла) бы сокрушительную отповедь Клёну, Ясеню и другим деревьям-обидчикам.

в) ничего бы не сказал(а), как и настоящая ёлка, потому что возмездие - это жалкая радость слабых.

2) Если бы я был(а) автором сказки «Мальчик-Огонёк», то …

а) придумал(а) бы другой конец для этой сказки.

б) оставил(а) бы всё как есть.

в) убрал(а) бы эпизод, где Огонёк бросается в реку.

3) Если бы я встретил героиню сказки Х.К. Андерсена «Девочка со спичками», то

а) дал(а) бы ей тёплую одежду.

б) посоветовал(а) бы вернуться домой.

в) обязательно накормил(а) бы ее, пригласил(а) погреться.

г) позвал(а) бы к себе жить, любил(а) бы как свою родную сестрёнку.

Задание 3. Соедини стрелками.

Кому из персонажей сказок какое высказывание соответствует?

Конспект бинарного урока Сказочный мир

- А что же будет потом? Потом, верно, будет ещё лучше. Иван - крестьянский

Ах, как я тоскую и рвусь отсюда! сын.

Конспект бинарного урока Сказочный мир

- Пришёл я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, Анисья

добрых людей избавить!

-Конспект бинарного урока Сказочный мир Мой сын далеко, а сердце моё чувствует его и умереть Ель

не может, и я дождусь его.

Проверка: 1 вариант - самопроверка по ключу, 2 и 3 вариант - вслух.

Физминутка для глаз.

- Мы прочитали много сказок. Согласны ли Вы с мнением Е. Пермяка, что сказки учат мудрости, возвышают души, согревают сердца, будят ненависть к злу и утверждают светлое? - Почему сказки не оставляют равнодушными ни взрослых, ни детей? - А о какой авторской сказке можно сказать, что - это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали? Она учит быть верным в любви и дружбе, прислушиваться к голосу сердца, показывает, что нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится ко злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека. («Маленький принц»)

- Кто автор сказки? (Антуан де сент-Экзюпери)

Учитель французского языка:

- Давайте посмотрим, как начиналась эта история.

Ролик 1. (Читается начало сказки «Маленький принц»). Когда заканчивается этот ролик, входят ученики, переодетые Маленьким принцем и Экзюпери.

Сценка на французском языке о знакомстве автора с Маленьким принцем.

Учитель русского языка:

- А вот продолжение сказочной истории. (Сценка на русском языке)

Автор. Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете, о том, как он ее покинул и как странствовал. Так, на третий день я узнал о трагедии с баобабами.

Принц. Скажи, ведь правда барашки едят кусты?

Автор. Да, правда.

Принц. Вот хорошо! Значит, они и баобабы тоже едят?

Автор. Баобабы - не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню, и если даже ты приведёшь целое стадо слонов, им не съесть и одного баобаба. Принц. Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие. Автор. Это верно. Но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы? Принц. А как же! На моей планете растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. Автор. Так я узнал, что на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... Это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.

Принц. Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы. Если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика.

Автор. Я нарисовал эту планету. Когда я рисовал баобабы, меня вдохновляло сознание того, как важно предупредить моих друзей об опасности. "Дети! - говорю я. - Берегитесь баобабов!"

- Небольшая викторина поможет нам вспомнить содержание сказки.

1) Расположите героев по порядку так, как их встречал Маленький принц.

1. Старый король

2. Честолюбец

3. Пьяница

4. Деловой человек

5. Фонарщик

6. Географ

2) Кому принадлежат слова:

Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...

Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: "Где-то там живет мой цветок..."

Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. - (Лис)

С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.

Себя судить куда трудней, чем других.

Слова только мешают понимать друг друга.

Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.


4. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Что интересного вы узнали на сегодняшней встрече? Что понравилось, запомнилось? - У каждого из вас на парте звёздочка. Напишите на ней одно-два слова, отражающих самый яркий момент сегодняшнего урока. Давайте «зажжём» звёзды! (Дети вешают звёздочки на доску)
5. Домашнее задание. «Мы - писатели». Я открою вам один секрет: есть такая книжка, написанная известным венгерским писателем, взявшим себе псевдоним Антуан Сент-Этьен - "Маленький принц возвращается", где говорится о том, как летчик, став астронавтом, на космическом корабле посещает различные вымышленные планеты и находит Маленького принца. Попробуйте и вы продолжить историю Маленького принца. Сочините продолжение сказки, повествующее о том, что стало с Маленьким принцем после того, как утром в пустыне его не нашёл летчик.




© 2010-2022