- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему
Урок по русскому языку на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Андреева А.В. |
Дата | 13.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
2-я и последующие страницы - Технологическая карта урока
Тема урока
Родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных
УМК
«Школа России» , учебник русского языка.4класс, автор В. П..Канакина
Цель изучения темы
Познакомить с приемом различения одушевленных имен существительных 2скл.в родительном и винительном падежах; развивать умение различать имена существительные в родительном и винительном падежах с одинаковыми окончаниями.
Основные термины и понятия Падеж, окончание ,склонение ,род ,предлоги ,одушевленные и неодушевленные им. существительные
Информационно- образовательная среда Ресурсы Межпредметные связи Информационный материал : «Школа России» Демонстрационный материал (наглядные пособия, карточки, таблицы, мультимедиа-ресурсы ) . Диагностический материал (страницы учебника, РТ, дополнительные пособия) «Русский язык» 4 кл. Тема: «Родительный и винительный падежи одушевленных им. существительных»
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные Ученик научится: Знания: знать отличительные особенности родительного и винительного падежей имен существительных Умения :сопоставлять и различать родительный и винительный падежи по предлогам , окончанию путем замены существительных м. р. существительными ж. р.
Ученик научится: Познавательные УУД Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: формулировать связный ответ на поставленный вопрос; совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. Будут созданы условия для формирования у ученика: проводить самооценку успешности учебной деятельности, развивать навык сотрудничества со сверстниками при работе в парах, умение наблюдать и делать выводы.
Этапы урока
Формы и приемы организации учебной деятельности учителем Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Мотивационно-ориентационный этап
1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.).
Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.
-Каким бы вы хотели видеть урок ?
Но для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело и его результативность.
Работаем под девизом : «Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
-Отгадайте грамматические загадки.
Продолжите фразы.
В немецком языке их 4, в венгерском 22, в английском-2,а в русском языке-6
Каждый имеет свои вопросы. Это- …..
-Этот падеж не дружит с предлогами, но с подлежащим всегда.
- У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного падежа, а другой у родительного. Это-….. падеж.
Расскажите о винительном падеже, используя наблюдения за словосочетаниями, выделите предлоги .Слайд 1
Заполните таблицу.
. О каком падеже пойдет еще речь на уроке? Расскажите о родительном падеже ,используя наблюдения за словосочетаниями, выделите предлоги. Слайд 2.
Аргументируют свои ответы -Интересным и познавательным.
Падежи.
Именительный
Винительный.
Рассказывают о винительном падеже по плану (вопрос, предлог, окончание, роль в предложении)
Выполняют задание
Рассказывают о родительном падеже, заполняют таблицу Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли.
Коммуникативные
-оформлять свои мысли в устной речи.
1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности).
Запись под диктовку.
Наезднику подарили коня.
Определите падеж имени существительного «коня».
-Как выполнили задание?
--Что удивило?
-Сколько мнений?
-Какой возникает вопрос?
Фронтальная работа. Ответы на вопросы учителя.
Как же быть, если в предложении встретится существительное, отвечающее на вопрос кого?
Как определить падеж? Познавательные-анализировать, делать заключения .Коммуникативные
-полно , точно и
обоснованно выражать свои мысли, участвовать в диалоге, строить рассуждения.
2. Поисковый этап
2.1. Планирование деятельности (поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др.)
-Сравните им. существительные.
-Что у них общего и чем они отличаются?
Слон, день, дождь, учитель, агроном, концерт, инженер, трамвай.
-На какие 2 группы их можно разделить?
-Поставьте эти существительные в форму родительного и винительного падежа. Запишите в 2 столбика.
-Сравните окончания существительных 1 и 2 столбиков.
-Какую особенность заметили?
-
Есть ли такая особенность у существительных ж. р.?
-Проверьте. Используйте слова земля , сестра.
-Сравните падежные вопросы родительного и винительного падежей.
-Какая трудность может возникнуть при определении падежа одушевленных существительных?
Сопоставление Р. п. и В. п. по плану: вопросы ,предлоги ,окончания, роль в предложении.
(Используется таблица)
-Что заметили?
-Теперь легко можно определить падеж?
--Почему?
-Какой способ распознавания вы узнали?
-Сформулируйте задачи урока.
Наблюдение. Ответы на вопрос,
Записывают в 2 столбика. 1 ученик -одушевленные им. сущ. 2 ученик- неодушевленные им. существительные.
Сравнивают. Отвечают на вопрос.
Записывают слова в Р .п и В.п.
Сопоставляют по плану.
Сравнивают окончания .
Отвечают на вопросы.
Используя таблицу, делают выводы.
Окончания у существительных ж. р. в Р. п. и в В. п. разные.
Подставить вместо одушевленного существительного м .р. существительное ж. р. 1 скл.
Можно различать по предлогам, так как в Р. п. и В .п. предлоги разные.
Формулируют задачи урока.
Вспомнить ,чем отличаются В. п. и Р. п.; научиться различать имена существительные в Р. п. и В. п.
Личностные
-выражать положительное отношение к процессу познания.
Познавательные
-наблюдения над языком.
-установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
-участвовать в решении учебной задачи.
Личностные
-проявлять внимание, желание узнать больше.
-Познавательные:
-развивать операции мышления, сравнения, сопоставления.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Регулятивные:
-оценивать результаты своей работы.
Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу
Познавательные:
-осуществлять анализ объектов
Коммуникативные:
уметь слушать и слышать друг друга; высказывать свои мысли
Познавательные:
-развивать операции мышления, сравнения, сопоставления.
Регулятивные:
-контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные:
2.2. Фиксация плана в устной или письменной форме
План в устной форме.
1.Выделить окончание у слова.
2. Найти слово, от которого будем задавать вопрос.
3. Задать падежный вопрос.
4. Подставить слово- помощник.
5. Посмотреть по таблице предлог.
Коллективно составляют алгоритм определения падежа.
Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Познавательные: -выявлять сходство и различие объектов, объединять в группы по признаку. Регулятивные: -уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Практический этап
3.1. Открытие «нового» знания.
-Как можно решить проблему различения этих падежей?
-С каким приемом познакомились?
Упр. № 201, стр. 111.
Коллективное выполнение. По цепочке склоняют слова.
Выполняют задания к упр. Познавательные: -находить нужную информацию в учебнике, использовать для обоснования собственных суждений. Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность.
3.2. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма и др.
-
Упр. № 202, стр. 111.
Коллективное обсуждение. Самостоятельное выполнение письменных заданий.
Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной и письменной , понимать речь других. Регулятивные: -оценивать результаты своей работы
3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.
Упр. № 203.
-Объясните с помощью толкового словаря значение слова хлебороб.
-Как образовалось это слово?
-Какой текст вам нужно составить?
Упр. № 204.
-Выполните письменные задания к упражнению.
Упр.№ 203,стр. 111.
Отвечают на вопросы. Записывают в словарик слово хлебороб.
Составляют текст.
Проверка. Читают несколько текстов.
Работают в паре. Определяют падеж им. существительных, обращаясь к сравнительной таблице, которую составили в начале урока.
Самопроверка.
Познавательные: -находить нужную информацию в учебнике, использовать для обоснования собственных суждений. Личностные: -выражать положительное отношение к одноклассникам.
4. Рефлексивно-оценочный этап
4.1. Рефлексия результатов деятельности
Графический диктант
Определить падеж им. существительных в словосочетаниях ,используя алгоритм.
Записывают падеж им. существительных Взаимопроверка.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
Коммуникативные:
4.2. Рефлексия способов деятельности
-умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения
Наш урок подошел к концу. Спасибо за работу.
Выставление оценок.
«Продолжи предложения» -Нам нужен этот урок……. -Я хочу себя похвалить….. -Я хочу похвалить одноклассников….. -Я приобрел….. -Я чувствую…..
Личностные: -оценивать свои достижения, собственную учебную деятельность, степень самостоятельности.