Урок по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2-я и последующие страницы - Технологическая карта урока

Тема урока

Родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных


УМК

«Школа России» , учебник русского языка.4класс, автор В. П..Канакина

Цель изучения темы


Познакомить с приемом различения одушевленных имен существительных 2скл.в родительном и винительном падежах; развивать умение различать имена существительные в родительном и винительном падежах с одинаковыми окончаниями.

Основные термины и понятия Падеж, окончание ,склонение ,род ,предлоги ,одушевленные и неодушевленные им. существительные


Информационно- образовательная среда Ресурсы Межпредметные связи Информационный материал : «Школа России» Демонстрационный материал (наглядные пособия, карточки, таблицы, мультимедиа-ресурсы ) . Диагностический материал (страницы учебника, РТ, дополнительные пособия) «Русский язык» 4 кл. Тема: «Родительный и винительный падежи одушевленных им. существительных»

Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные Ученик научится: Знания: знать отличительные особенности родительного и винительного падежей имен существительных Умения :сопоставлять и различать родительный и винительный падежи по предлогам , окончанию путем замены существительных м. р. существительными ж. р.
Ученик научится: Познавательные УУД Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: формулировать связный ответ на поставленный вопрос; совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. Будут созданы условия для формирования у ученика: проводить самооценку успешности учебной деятельности, развивать навык сотрудничества со сверстниками при работе в парах, умение наблюдать и делать выводы.


Этапы урока

Формы и приемы организации учебной деятельности учителем Деятельность учащихся Формируемые УУД

1. Мотивационно-ориентационный этап

1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.).

Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

-Каким бы вы хотели видеть урок ?

Но для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело и его результативность.

Работаем под девизом : «Учись, смекай, активным будь!

И к знаниям откроешь путь!»

-Отгадайте грамматические загадки.

Продолжите фразы.

В немецком языке их 4, в венгерском 22, в английском-2,а в русском языке-6

Каждый имеет свои вопросы. Это- …..

-Этот падеж не дружит с предлогами, но с подлежащим всегда.

- У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного падежа, а другой у родительного. Это-….. падеж.

Расскажите о винительном падеже, используя наблюдения за словосочетаниями, выделите предлоги .Слайд 1

Заполните таблицу.

. О каком падеже пойдет еще речь на уроке? Расскажите о родительном падеже ,используя наблюдения за словосочетаниями, выделите предлоги. Слайд 2.






Аргументируют свои ответы -Интересным и познавательным.

Падежи.

Именительный

Винительный.

Рассказывают о винительном падеже по плану (вопрос, предлог, окончание, роль в предложении)

Выполняют задание

Рассказывают о родительном падеже, заполняют таблицу Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли.






Коммуникативные

-оформлять свои мысли в устной речи.

1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности).

Запись под диктовку.

Наезднику подарили коня.

Определите падеж имени существительного «коня».

-Как выполнили задание?

--Что удивило?

-Сколько мнений?

-Какой возникает вопрос?









Фронтальная работа. Ответы на вопросы учителя.

Как же быть, если в предложении встретится существительное, отвечающее на вопрос кого?

Как определить падеж? Познавательные-анализировать, делать заключения .Коммуникативные

-полно , точно и

обоснованно выражать свои мысли, участвовать в диалоге, строить рассуждения.

2. Поисковый этап

2.1. Планирование деятельности (поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др.)

-Сравните им. существительные.

-Что у них общего и чем они отличаются?

Слон, день, дождь, учитель, агроном, концерт, инженер, трамвай.

-На какие 2 группы их можно разделить?

-Поставьте эти существительные в форму родительного и винительного падежа. Запишите в 2 столбика.

-Сравните окончания существительных 1 и 2 столбиков.

-Какую особенность заметили?

-

Есть ли такая особенность у существительных ж. р.?

-Проверьте. Используйте слова земля , сестра.

-Сравните падежные вопросы родительного и винительного падежей.

-Какая трудность может возникнуть при определении падежа одушевленных существительных?

Сопоставление Р. п. и В. п. по плану: вопросы ,предлоги ,окончания, роль в предложении.

(Используется таблица)

-Что заметили?

-Теперь легко можно определить падеж?

--Почему?

-Какой способ распознавания вы узнали?

-Сформулируйте задачи урока.










Наблюдение. Ответы на вопрос,






Записывают в 2 столбика. 1 ученик -одушевленные им. сущ. 2 ученик- неодушевленные им. существительные.





Сравнивают. Отвечают на вопрос.

Записывают слова в Р .п и В.п.
Сопоставляют по плану.

Сравнивают окончания .
Отвечают на вопросы.












Используя таблицу, делают выводы.
Окончания у существительных ж. р. в Р. п. и в В. п. разные.
Подставить вместо одушевленного существительного м .р. существительное ж. р. 1 скл.
Можно различать по предлогам, так как в Р. п. и В .п. предлоги разные.




Формулируют задачи урока.

Вспомнить ,чем отличаются В. п. и Р. п.; научиться различать имена существительные в Р. п. и В. п.


Личностные

-выражать положительное отношение к процессу познания.

Познавательные

-наблюдения над языком.

-установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

-участвовать в решении учебной задачи.

Личностные

-проявлять внимание, желание узнать больше.

-Познавательные:

-развивать операции мышления, сравнения, сопоставления.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Регулятивные:

-оценивать результаты своей работы.

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу

Познавательные:

-осуществлять анализ объектов

Коммуникативные:

уметь слушать и слышать друг друга; высказывать свои мысли

Познавательные:

-развивать операции мышления, сравнения, сопоставления.

Регулятивные:

-контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные:


2.2. Фиксация плана в устной или письменной форме

План в устной форме.

1.Выделить окончание у слова.

2. Найти слово, от которого будем задавать вопрос.

3. Задать падежный вопрос.

4. Подставить слово- помощник.

5. Посмотреть по таблице предлог.






Коллективно составляют алгоритм определения падежа.




Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Познавательные: -выявлять сходство и различие объектов, объединять в группы по признаку. Регулятивные: -уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Практический этап

3.1. Открытие «нового» знания.

-Как можно решить проблему различения этих падежей?

-С каким приемом познакомились?


Упр. № 201, стр. 111.

Коллективное выполнение. По цепочке склоняют слова.

Выполняют задания к упр. Познавательные: -находить нужную информацию в учебнике, использовать для обоснования собственных суждений. Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность.

3.2. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма и др.

-

Упр. № 202, стр. 111.

Коллективное обсуждение. Самостоятельное выполнение письменных заданий.


Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной и письменной , понимать речь других. Регулятивные: -оценивать результаты своей работы

3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.

Упр. № 203.

-Объясните с помощью толкового словаря значение слова хлебороб.

-Как образовалось это слово?

-Какой текст вам нужно составить?

Упр. № 204.

-Выполните письменные задания к упражнению.


Упр.№ 203,стр. 111.

Отвечают на вопросы. Записывают в словарик слово хлебороб.

Составляют текст.

Проверка. Читают несколько текстов.

Работают в паре. Определяют падеж им. существительных, обращаясь к сравнительной таблице, которую составили в начале урока.

Самопроверка.


Познавательные: -находить нужную информацию в учебнике, использовать для обоснования собственных суждений. Личностные: -выражать положительное отношение к одноклассникам.

4. Рефлексивно-оценочный этап

4.1. Рефлексия результатов деятельности

Графический диктант

Определить падеж им. существительных в словосочетаниях ,используя алгоритм.

Записывают падеж им. существительных Взаимопроверка.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные:

4.2. Рефлексия способов деятельности





-умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения

Наш урок подошел к концу. Спасибо за работу.

Выставление оценок.




«Продолжи предложения» -Нам нужен этот урок……. -Я хочу себя похвалить….. -Я хочу похвалить одноклассников….. -Я приобрел….. -Я чувствую…..
Личностные: -оценивать свои достижения, собственную учебную деятельность, степень самостоятельности.



© 2010-2022